СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Интеграция предметов эстетического цикла как условие развития культурологической компетенции и одаренности учащихся»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья  для журнала

«Одаренность и талант в информационном пространстве XXI  века», МО и Н РФ, КФУ, МО и Н РТ для  ученых, преподавателей,  учителей, психологов, студентов педагогических ВУЗ-ов и колледжей; на базе МБОУ «СОШ №112» Авиастроительного района. Сборник статей и методических материалов ХХIII международной научно-практической конференции. 28 января 2019 г. / Под ред. проф. В. Ф. Габдулхакова. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт психологии и образования, 2019. 478 

 

Просмотр содержимого документа
««Интеграция предметов эстетического цикла как условие развития культурологической компетенции и одаренности учащихся»»

Щербакова Надежда Владимировна,

МБОУ «СОШ № 112» Авиастроительного района

г.Казани Республики Татарстан

E-mail:[email protected]

«Интеграция предметов эстетического цикла как условие развития культурологической компетенции и одаренности учащихся»

...Знания и идеи, сообщаемые

какими бы то ни было науками,

должны органически строиться

в светлый и, по возможности,

обширный взгляд на мир и его жизнь.

К.Д. Ушинский

Перемены, произошедшие в России за последние годы, диктуют необходимость в новых подходах к образованию, которые требуют от школы смены приоритетов - от цели дать ученику сумму знаний, умений и навыков школа переходит к необходимости воспитать целостную личность, владеющую основами научных методов изучения окружающего мира, направленную на творчество и современную инновационную деятельность.

В проекте Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования прописано, что результаты освоения основной образовательной программы должны быть ориентированы на «...освоение обучающимися ключевых теорий, идей, понятий, фактов и способов действий совокупности предметов, относящихся к единой предметной области и обеспечивающих реализацию мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач общего образования, формирование общей культуры обучающихся на основе освоения ими относящихся к отдельным областям знаний» . Учитывая данный факт, сегодня одной из основных задач общеобразовательной школы становится одномоментный охват искусства, культуры, природы, человека в качестве единого предмета изучения. А именно - создание такого педагогического комплекса, который объединяет предметы не произвольно, а исходя из собственной природы, сохраняя при этом самостоятельность каждого предмета со своими целями и задачами. 

  Предметы художественно-эстетического цикла - изобразительное искусство, музыка, литература, хореография, взаимодействуя между собой, вовлекают в свое пространство остальные школьные предметы - историю, иностранные языки, географию, математику и другие. В результате выигрывает каждый ребенок, так как он учится целостно воспринимать окружающий мир, снимаются перегрузки, вызванные разорванностью учебного процесса и внеклассной деятельности, появляется личностная заинтересованность, повышается самооценка, тем самым создается максимально возможная среда для адаптации и развития личности. Также большую роль играют врожденные способности и одаренности учащихся.

«Предмет «Музыка» развивая умение учиться, как и другие предметы, призван формировать у ребенка художественную картину мира» - читаем у авторов программы «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной. «…он способствует формированию духовно – нравственного, эмоционально – ценностного отношения учащихся к разнообразным явлениям музыкальной культуры…». А Сухомлинский В. А. утверждал - «Музыка -  могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие».

Нельзя сказать, что одаренность личности учащегося в предметной области «Искусство»( изо и музыка) воспринимается как данность .

А именно, есть специфические особенности организма человека: у кого-то отсутствует музыкальный слух (музыка), пространственное воображение, умение реалистично изобразить объект (изо). Главным (особенно для размышления об объекте) является целостное представление о художественном образе у учащихся.

И в этом, компенсаторную функцию, несут выразительные средства других предметов художественно- эстетического цикла. Ведь все виды искусств между собой взаимосвязаны: временные- музыка и литература (акустические- слышим), пространственные (видим- визуальные)- изо, и пространственно- временные (кино, театр), где задействованы все или большинство видов искусств.

Так акустические, (умение слышать), визуальные (умение видеть) способности , входящие в невербальные коммуникации, неравномерно развиты у учащихся, а речь- дана каждому и является универсальным средством коммуникации и общения. Анализ художественного образа при помощи интеграции различных предметов художественно- эстетического цикла позволяет сформировать умение последовательного сравнения выразительных средств различного вида искусств, развить художественное мышление учащихся.

И в этом нам поможет интегрированный подход в обучении.

На сегодняшний день выделяют следующие виды интеграции: интегрированный урок, интегрированные предметы, интеграция различных видов искусств, интеграция всей системы базового и дополнительного образования на основе некой общей идеи.

Мы же будем говорить об межвидовой интеграции – форме интеграции, при которой интегрантами выступают различные виды искусства - локальная тематическая интеграция. Именно этот тип взаимодействия искусств господствует в педагогической практике. Этот тип является наиболее результативным. В его основе лежат определенные художественные образы, которые находят свое отражение в различных видах искусства.

Целью художественной интеграции является не хаотическое объединение различных предметов эстетического цикла, а упорядоченное, научно обоснованное дополнение предмета «музыка» другими видами искусства для формирования у учащихся структурированного, широкого комплекса музыкально-эстетических знаний.

Также в сравнении произведений разных видов искусства и их средств выразительности, рождаются художественно-образные ассоциации, которые побуждают зрителей к творческому самовыражению. Развитие ассоциативно-образного мышления совершенствует “внутренний слух” и “внутреннее зрение” через привлечение образов изобразительного искусства для расширения их музыкально-слуховых представлений-музыка окрашивает зрительные образы, изо делает их более предметными и для их более понятного, «универсального» анализа и сравнения, нахождении схожести и различия художественных образов.

- На уровне ассоциаций (эмоционально-образный метод) -при развитом воображении

-На уровне сходства анализа музыкального произведения и произведения изобразительного искусства (аналитический метод)

Средства художественной выразительности разных видов искусства во многом схожи между собой (мелодия сродни контуру рисунка; ритм – технике мазка, его пульсации, штриху; драматургия в музыке – сюжету в живописи, взаимодействию образов, персонажей; тембр – окраске, насыщенности цветовой гаммы; лад – освещению, настроению; темп и в музыке, и в живописи – развёртыванию сюжета). Ведь под воздействием музыки могут в уме появляться картины, картины могут вызывать музыкальные ассоциации в результате появляется музыкальный портрет, в котором выражается характер человека.

Тема «Музыкальный портрет» проходит вертикалью через всю программу «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной (1-9 класс):

3 класс «Портрет в музыке», «В каждой интонации спрятан человек» (детские образы С.С.Прокофьева «Петя и волк» , «Золушка»)

4 класс «Звучащие картины», «Ты, откуда русская, зародилась, музыка?»

5 класс «Музыкальная живопись и живописная музыка» (общность выразительных средств), «Портрет в музыке и изобразительном искусстве» (родство зрительных и музыкальных образов), «Музыкальная живопись М.П. Мусоргского»

6 класс «Портрет в музыке и живописи» ( С.С. Рахманинов)

8 класс «Зримая музыка. Человек в зеркале искусства. Музыкальный портрет»

Ведь художественное отражение действительности может совершаться не только в зрительных (изобразительное искусство), в звуковых (музыка), но и в словесных образах (художественная литература). Сочетание выразительных средств искусств изо, музыки и литературы – то есть синтез искусств позволяет наиболее полно охарактеризовать художественный образ, так называемый «Музыкальный портрет», для полного восприятия –и воспроизведение тем видом искусства которое дано человеку исходя из художественных способностей.

В своей работе над созданием целостного художественного образа я использую не только схемы анализа музыкального произведения, но и анализ иллюстраций, благодаря которым происходит перевод из мира образов ощущений в сферу конкретных понятий и понятных словестных коммуникаций. И каждый ребенок, даже не в полной мере одаренный природными талантами в области искусств, чувствует себя в полной мере причастным к сотворчеству.

Схема анализа музыкального произведения

Название произведения ( или фрагмента)

1.Общие сведения: автор (композитор, автор слов), способ исполнения (соло,дуэт-нонет), оркестр (разновидности:Симфонический. Струнный. Духовой. Джазовый. Эстрадный. Оркестр народных инструментов. Военный. Школьный.)

Хоры:женские, мужские, смешанные, детские, а также хоры мальчиков.

2.Направление : Классический или авангардный , вокальный или, и инструментальный

3.Жанр: песня (военная, колыбельная, лирическая, детская, гимн и т.д.)

Танец ( двухдольный, трехдольный)

Марш ( военный, траурный, торжественный и т.д.)

4.Особенности музыкального произведения: характер лирический, героический, драматический, трагедийный, шутливый

Динамика f ,ff, mf, p, pp, mp,

Темп:

5. Склад произведения : гомофония или ,полифония

6. Сюжет (можно в форме иллюстраций)

Форма целого произведения: одночастная, двухчастная, трехчастная, рондо, вариации, соната, симфония



Схема анализа произведения области изобразительное искусство:

Название произведения ( или фрагмента)

1.Общие сведения: автор ( принадлежность к направлению в искусстве, характеристика), способ исполнения, техника исполнения

2.Жанр:  монументальная , станковая, декоративная , декоративно-театральная, миниатюрная.

3.Вид скульптура, графика и живопись (выбор)

Разновидность жанра

Портрет (групповой, одинарный, парный)

Пейзаж..Внутри пейзажного жанра можно выделить сельский, городской пейзаж, архитектурный, индустриальный, изображение морской стихии (марина).

Исторический жанр

Бытовой жанр

Батальный жанр

Мифологический жанр

Натюрморт

Анималистический жанр

3. Образ и его восплощение

Композиция :

1. Целостность, композиционный центр (смысловой центр)Цветовой контраст (светлый-темный).

-  Контраст величин (маленькое-большое).

- Смысловой контраст. Например, когда даются сравнения между положительными и отрицательными героями

4. Статика и динамика в картине.

5. Динамика – это движение. Чем ассиметричнее расположены объекты на рисунке, тем композиция динамичнее. перспектива, формат и размеры холста, рисунок, силуэт, цвет, колорит.

4. Атрибуты, детали одежды, обстановки, пейзажа привлекаются художником как дополнительное творческое средство, как прием заострения психологической характеристики персонажей, их внешних и внутренних связей.

При организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всём его многообразии с привлечением музыки, литературы, живописи, что способствует развитию культуроведческой компетенции. И синтез искусств позволяют наиболее полно охарактеризовать художественный образ тем видом искусства, который дан человеку исходя из способностей. И это сотворчество-главная цель предмета «Искусство».

Список источников информации:

1.Зарецкая И.И., Гравников И. Интегрированный урок в системе гуманитарного образования// Школа. - 1999. - №2.

2.Казиник М.С. «Тайны гениев - 2 или  Волновые пути к музыке» Динатон, Москва 2010г..

3.Подрезова И.И. Словом, цветом, звуком… (интегрированный курс литературы, изобразительного искусства, музыки) // Элективные курсы по русскому языку и литературе для учащихся 9-х классов в системе предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие. – Томск: ТОИПКРО, 2006. – 60 с.

4.Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока: Практ.пособ. для учителей начальной школы, студентов пед.учеб.заведений, слушателей ИПК.- Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2003.- 128с

5.Соколова Ю.Н. ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО–ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.;

https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2015/03/22/formirovanie-uud-na-urokah-muzyki

http://cultnet.ru/konkurs/619/1/12819_619_1_1361428542.doc

http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11011

https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11011