Интеграция возможностей внеурочной деятельности для повышения качества образования и развития личности обучающихся в условиях реализации ФГОС
Автор: Е.В.Пятница, учитель начальных классов
МБОУ СОШ №3 г.Вязьмы
Современный, динамичный и меняющийся мир предъявляет много новых требований к адаптационным возможностям человека и к школьному образованию в целом.
В настоящее время в условиях реализации ФГОС основная задача образования направлена на всестороннее развитие личности ребёнка, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.
Как же сделать так, чтобы учебный процесс в школе не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но и чтобы всё, что происходит на учебных занятиях в школе, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлечённость, формировало их творческое сознание, а главное - умение учиться?
Механизмом реализации основной образовательной программы начального общего образования является организация внеурочной деятельности в школе.
Актуальность проведения внеурочных занятий
определяется рядом факторов практического характера:
- ориентирование на исследовательскую, творческую самореализацию ученика;
- на общение учителя и ученика;
- на обучение рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений как в аналогичные, так и в изменённые условия;
- занятость ученика во внеурочное время.
Основная цель внеурочных занятий:
развитие личности обучающихся и повышение качества образования на основе формирования универсальных учебных действий.
Ключевым концептуальным содержанием всех курсов является саморазвитие личности ученика.
Привить любовь к предмету,
научить самостоятельно добывать знания,
логически и нестандартно мыслить, творить –
основная задача факультативных занятий.
Скажи мне - и я забуду Покажи мне - и я запомню
ВОВЛЕКИ меня - и я НАУЧУСЬ
Реализация основной цели внеурочных занятий обеспечивается содержанием учебного материала и системой методов организации внеурочных занятий школьников: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемные, исследовательские и частично-поисковые методы работы.
На занятиях используются следующие формы работы: доклад, реферат, исследование, проект, творческие задания, дидактические игры. В зависимости от учебной задачи используются фронтальные, групповые и индивидуальные способы работы.
Принципы построения курсов: принцип создания развивающей ситуации, принцип природосообразности, системности, научности, принцип избыточности изучаемого материала, доступности, наглядности.
Занятия внеурочной деятельности обеспечивают учёт индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.
Кружок «Подумаем вместе:
от математики
до финансовой грамотности»
( общеинтеллектуальное направление )
На занятиях кружка учащиеся в непринуждённой обстановке выполняют поисковые, пробные или тренировочные упражнения , наблюдают, обсуждают, обобщают, учатся решать логические и олимпиадные задачи.
Задания подбираются в зависимости от уровня подготовленности обучающихся, их индивидуальных возрастных особенностей, почти всегда носят занимательный характер, требуют от ученика умения применять знакомые ему мыслительные операции, поэтому привлекают даже тех, кто не любит математику.
Во 2-3-4 классах вводится раздел «Экономическая игротека на уроках математики». Занятия из этого раздела ориентированы на подготовку школьников к жизни в новых хозяйственно-экономических условиях. На занятиях детям объясняются доступные для понимания в этом возрасте экономические взаимосвязи, основные экономические принципы и законы.
Кружок «Тико - моделирование»
(общеинтеллектуальное направление)
Цель занятий: формирование способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.
Девиз и структура занятий: играю-думаю-учусь действовать самостоятельно-проектирую.
Модули программы: «Плоскостное моделирование», «Объёмное моделирование».
Что развивает Т рансформируемый И гровой К онструктор для О бъёмного моделирования ( ТИКО) ?
Т – ТВОРЧЕСКИЕ УМЕНИЯ И – ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ К – КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ О – ОРГАНИЗАТОРСКИЕ и ОЦЕНОЧНЫЕ УМЕНИЯ
Кружок «Хочу всё знать»
(общеинтеллектуальное направление)
На занятиях кружка дети учатся работают с тренажёрами. Предлагаемые тренажёры отражают содержание нескольких учебных предметов: литературного чтения, русского языка, математики, окружающего мира. Задания к каждому тексту имеют разные уровни сложности. Они направлены на формирование умения работать с предъявленной информацией, выделять главную мысль, понимать скрытый смысл текстов, составлять план к рассказу, соотносить сведения, содержащиеся в рассказах с таблицами и диаграммами. Регулярная работа с тренажёрами позволяет диагностировать и своевременно устранять пробелы в знаниях обучающихся.
На занятиях кружка в помощь учителю используются тренажёры авторов: Т.Л.Мишакина, С.А.Гладкова; издательство г. Москва «ЮВЕНТА».
ПАМЯТКИ
(за курс начальной школы)
Проектная деятельность обучающихся
на уроке и во внеурочное время
На кружковых занятиях большая работа направлена на овладение младшими школьниками основами исследовательской и проектной деятельности с использование информационных технологий; на развитие навыков продуктивного взаимодействия и сотрудничества.
Учебный проект – это выстраиваемая каждым ребёнком последовательность операций, требований и условий, позволявших ему воплотить в жизнь собственный замысел.
Всё начинается с выбора темы проекта…
План реализации проекта.
1)«Погружение» в проблему.
2)Сбор и обработка информации.
3)Разработка собственного варианта решения проблемы.
4)Реализация плана действий.
5)Подготовка к защите проекта.
6)Презентация проекта.
7)Рефлексия.
На занятиях кружка в помощь учителю используются проекты, представленные в пособиях авторов: Дёмочко Т.В, Межуева Ю.В.; издательство ООО «Лицей», г.Саратов.
Внеурочная деятельность Урок
Учитель Ученик
Занятия внеурочной деятельности ненавязчиво, но, в то же время, увлекательно продолжают (или завершают) задуманное на уроках, развивают любознательность и дают возможность для самовыражения, благотворно влияют на личностно – мотивационную сферу. Работая над проектами: «Обучение за рубежом, интересные факты и заблуждения», «Страны мира, хотим знать больше» , ребятами в микрогруппах был исследован, обработан и систематизирован материал по выше указанным темам, а затем все наработанные сведения использованы на уроках математики в 4 классе при решении задач на движение и на уроках окружающего мира при работе над темой «Страны мира».
Палитра проектов
Для ученика учебный проект – это возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал; деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, публично показать достигнутый результат.
Зеркало истории.
Коллекция кукол
в исторических
костюмах
Автор: Елисеева Оля,
Обучение за рубежом. Интересные факты и заблуждения.
Автор: Венедиктова Ксения,
обучающаяся 3 «Б» класса
МБОУ СОШ №3 г. Вязьмы
Руководитель: Пятница Е.В.
обучающаяся 4 «Б» класса
МБОУ СОШ №3 г. Вязьмы
Руководитель: Пятница Е.В.
Палитра социальных проектов
Кружок «Школа добрых дел»
(социальное направление)
Цель социального проектирования – привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам; включение учащихся в реальную практическую деятельность по разрешению одной проблем силами самих учащихся. Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.
Проект «Ветеран живёт рядом.
Я волонтёр»
Проект «Подари игрушку младшему другу»
Проект «Покормите птиц зимой»
Проект «Книжкин дом»
Кружок «Юный краевед»
(духовно-нравственное развитие)
Цель курса – формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края.
Занятия кружка позволяют полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал краеведческих знаний.
Проект « О Вязьме с любовью»
Экскурсии
Митинги Выступления
Палитра проектов
Кружок «Умелые ручки»
(общекультурное направление)
Художественно-конструкторская деятельность – идеальное средство, способное обеспечить высокий уровень обучения и общего развития ребёнка. Занятия позволяют сделать ум ребёнка живым, гибким, изобретательным и не обременяют его память формальными знаниями.
Проект «Оригами и математика»
Проект «Музей букв»
Палитра проектов
Кружок «Если хочешь быть здоров»
(спортивно-оздоровительное направление )
Здоровые дети - это благополучие общества.
Программа кружка направлена на обучение учащихся грамотной заботе о своём здоровье, на мотивацию их к здоровому образу жизни, на предупреждение вредных привычек, на развитие навыков самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья. Занятия способствуют познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.
Проект «Мои первые достижения в спорте. Карате Киокушинкай»
Проект «Юный пешеход»
- … Мне нравится, что другие слушают, о чем я говорю, и уважают мою точку зрения. В обычной жизни это бывает нечасто!
… Во время занятий я узнала много нового и интересного, увидела многих одноклассников совсем с другой стороны. Никогда не думала, что у моих друзей такие таланты !
- … ЗАНИМАТЬСЯ В КРУЖКАХ - ЭТО ЗДОРОВО И ВЕСЕЛО!
Подводим итоги Проект «Вверх по радуге»
В результате внеурочной деятельности предполагается:
- Повышение качества образования и эффективности образовательно-воспитательного процесса;
- качественный рост интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, всестороннее развитие личности ребёнка;
- формирование и развитие коммуникативных, регулятивных, познавательных, личностных УУД;
- развитие способностей к свободному формулированию и изложению своих мыслей, уважительное отношение к чужому мнению.
«Не мыслям, а мыслить надо учить» Иммануил Кант