СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Интегрированное обучение иностранным языкам как метод универсальной подготовки выпускника образовательной организации»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Интегрированное обучение иностранным языкам как метод универсальной подготовки выпускника образовательной организации»»

«Интегрированное обучение
иностранным языкам
как метод универсальной подготовки выпускника

образовательной организации»

Подготовила Тимченко Ольга Владимировна

учитель английского языка

I квалификационной категории,

старший учитель МОУ «Шахтерская гимназия»

Современная школа успешно преодолевает инертность традиционных методов обучения иностранному языку, ориентированных исключительно на формирование речевой деятельности. Развитие речи на базе упрощенного по содержанию материала за счет тренировки определенных речевых моделей уступает место углубленному знакомству с иной национальной культурой в ходе изучения системы языка и овладения им. Многовариантность учебно-воспитательного процесса по иностранным языкам делает возможным насытить курс этого предмета самым разнообразным содержанием, например, с преобладанием страноведческой, литературоведческой или общетехнической и т.д. направленности. Особые возможности в этом плане дает углубленное изучение предмета. Углубленно изучать иностранный язык можно, безусловно, и на традиционной тематике, но можно было бы использовать с этой целью и курсы с различной содержательной доминантой, а также интегрированные курсы.

В методической науке отмечается целесообразность интегрирования иностранного языка с родным языком и русским, как языком межнационального общения, а также со многими другими предметами.

Иноязычная культура есть часть мировой культуры. Таким образом, иностранный язык, передавая учащимся иноязычную культуру, можно внести большой вклад в общее образование, в формирование всесторонне развитой, гармоничной личности. Одним из главных приоритетов реформы среднего образования выделяется значительное повышение уровня владения иностранными языками выпускников средних школ. Знания на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка выпускниками полной средней школы могут обеспечить решение многих задач модернизации общества, желающего занять полноправное место в мировом сообществе.

Интегрированные уроки предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причём процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной самостоятельной деятельности каждого учащегося, т.к. каждый имеет возможность проявить себя в той области, которая ему ближе и применить на практике полученные знания. Такие уроки позволяют чётко осознать: где и каким образом, для каких целей эти знания могут быть применены. Интегрированные уроки – это возможность педагогам работать совместно, в тесном сотрудничестве друг с другом и учениками при решении разнообразных педагогических проблем, создавая условия для проявления определённых коммуникативных умений, являющихся важными компетенциями в современном мире.

Процессы межкультурной интеграции на национальном и международном уровнях обусловили модернизации содержания языкового образования в России. Язык выступает как средство познания картины мира, приобщения к ценностям, созданными другими народами. Одновременно язык – это ключ для открытия уникальности и своеобразия собственной народной самобытности и исторических достижений представителей других культур. Иностранный язык как учебный предмет открыт для использования содержания из различных областей знаний, содержания других учебных предметов. Овладение иноязычной деятельностью с опорой на межпредметные связи позволяет учитывать индивидуальные особенности и склонности обучаемых, что, безусловно, создает наиболее благоприятный режим для практического использования языка как средства общения. Принимая во внимание практическую цель обучения иностранному языку– учить ему как средству общения, ведущим методическим принципом следует назвать принцип коммуникативной направленности. Это означает, что обучение должно строиться таким образом, чтобы вовлекать учащихся в устную(аудирование,говорение),письменную(чтение,письмо) коммуникацию.

Признание приоритета личности ребенка, его права на проявление своих интересов и взглядов, а следовательно, формированию новой модели обучения, ориентированной на потенциальное развитие личности, личностно-ориентированное обучение и воспитание школьников с учетом их склонностей и способностей, позволило развить идею интегрированного обучения.

Предлагаем рассмотреть виды интегрированных уроков по классификации Никулиной Т.А.

Координированные

Знания одного предмета основываются на знании другого предмета. Например, урок истории и английского языка. На таких уроках происходит фрагментарное обращение к общей проблематике в различных областях знаний. Они не формируют целостного мировоззрения.

Комбинированные

Строятся на основе одного организующего предмета, происходит слияние нескольких предметов в один, что дает возможность исследовать одну и туже проблему с различных позиций. Например, урок географии и английского языка.

Амальгамированные (проектные)

На которых продумывается рассмотрение проблемы под различными углами зрения, с использованием информации из разных областей знаний. Они должны формировать на основе изучения жизненного опыта или распространенных социальных проблем (проект развития, конструирования игровой площадки, проблема «непонимания» и «отчуждения»).

Все виды этих уроков имеют общие цели, по мнению Никулиной Т.А

  • обучение умению выделять определенные свойства и явления окружающего мира и пытаться дать им объяснение;

  • обучение системе общих понятий, на основе которых учащиеся могли бы самостоятельно анализировать факты и явления;

  • обучение поиску самостоятельного пути решения проблемы;

  • понимание культурной ценности мировоззрения.

Интегрированные уроки могут строиться на тематической или проблемной основе, выделение одной дисциплины в качестве ядра или взаимопереплетения учебного материала на каждом этапе урока.

Интегрированный урок иностранного языка с историей, математикой, искусством, музыкой повышают мотивацию при обучении иностранным языкам. Интегративный подход позволяет обучать смешанным в реальном мире коммуникативным функциям в рамках речевого акта, указывая на то, как речь используется в ежедневных ситуациях, например, для извинения, похвалы, запроса информации, решения математической задачи.

Интегрированные уроки– построенные на широкой литературной, музыкальной, математической, искусствоведческой информации, дают многомерное понимание действительности и роли языка как элемента культуры.

На традиционных уроках обучение иностранному языку строится как процесс приобретения моносистемных знаний: обучение с основными видами речевых действий, грамматике, что направленно на раскрытие внутренних механизмов функционирования и реализации их в речи. На нетрадиционных уроках (интегрированных) формируются полисистемные знания о языке и окружающем мире. На таких уроках овладение иностранными языками является не только целью, но и средством в осознании взаимосвязей с другими сферами знаний и жизни.

Такие уроки повышают мотивацию к изучению иностранного языка.

Каждому ученику очень важно ощущать результативность овладения языком, возможность пользоваться им практически.

Интегрированные уроки имеют в этом плане определенные возможности. Они позволяют связать деятельность на иностранном языке с другими видами деятельности. Это может быть и учебно-трудовая, и игровая, и познавательной. Различные творческие коллективные дела, соответствующие специфике интегрируемого предмета прямо соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей любых возрастов. Они рассматриваются как доминирующая деятельная идея для построения курса, которая может явиться сильным мотивирующим фактором и стимулом для достижения более высокого уровня овладения иностранным языком. Школьники на деле осознают и ощущают, что от них реально требуется практическое владение языком, что это действительно помогает им сейчас, а не когда-то в будущем удовлетворить свои культурные или профессиональные устремления, социальную активность.

Таким образом интегрированное обучение универсальный метод подготовки выпускника образовательного учреждения посредствам формирования универсальных учебных действий, которые помогут овладеть иноязычным общением ине будут идти вразрез с жизненными реалиями.





Литература:

1. Бабинская, П.К. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справочное пособие./П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова.- Мн.: Высшая школа, 2001.

2. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя/ Н.Д. Гальскова. – М.: АРКТИ, 2004.

3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2004.

4. Соловова, Е.Н. Разработка авторских программ и курсов / Е.Н. Соловова // Иностранные языки в школе. – 2004. - № 4.

5. Методические рекомендации по обучению предмету «ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ» в 2017 – 2018 учебном году