Теоретический семинар
«Интегрированное занятие как эффективное средство развития творчества старших дошкольников»
Цель: создание условий для повышения профессиональной компетентности музыкальных руководителей и воспитателей малокомплектных садов в использовании интегративных подходов при организации занятий.
Задачи: познакомить педагогов с современными подходами к организации интегрированных занятий с детьми; способствовать положительной мотивации педагогов на использование полученных знаний в практической деятельности; разработать методические рекомендации по вопросу внедрения интегрированных занятий в практику работы педагогов образовательного учреждения.
План семинара
Игра «Переводчик».
«Интегрированное занятие как средство развития ребенка» (доклад заведующей МДОУ Дадыки Ю.Б.)
Фрагмент интегрированного занятия с подготовительной группой "Свежие звуки весны" (музыкальный руководитель Демчук В.А.)
Методические рекомендации по итогам семинара.
Рефлексия.
Ход семинара
По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.
Сейчас я предлагаю вам игру «Переводчик». Вы должны подобрать синонимы к понятию «интеграция», как вы понимаете это слово (игрушка для передачи друг другу)
Ответы участников семинара: взаимодействие, соединение, совмещение, синтез, объединение, «два в одном».
Самое доступное, но отражающее наиболее точно суть данного понятия следующее: «Интеграция — это объединение в целое каких-нибудь частей или элементов в процессе развития».
Одна из форм осуществления интеграции в ДОУ —интегрированные занятия.
Интегрированные занятия – это совместные занятия педагога-психолога, воспитателя, музыкального руководителя, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре. Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту всех специалистов. Интегрированные занятия дают воспитаннику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, взаимосвязи явлений и предметов, взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определённых знаний, сколько на развитие образного мышления. Это подтверждает значимость использования данного вида занятий в практике работы с детьми.
Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику родного языка; в интересной, игровой форме обогащается словарь ребенка, развиваются коммуникативные умения. Большой плюс интегрированных занятий состоит в том, что они проводятся в игровой форме, включают в себя много видов двигательной активности: динамические паузы, физкультминутки, театрализованные и подвижные игры.
Интегрированные занятия имеют отличительные особенности.
Во-первых, это четкость, компактность, большая информативность учебного материала, благодаря чему реализуется один из основных принципов дошкольной дидактики – занятие должно быть небольшим по объему, но емким, что возможно при интегративном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах.
Второй особенностью является логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов. Принцип интеграции требует отбора содержания образования, обеспечивающего целостность восприятия ребенком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями. На таких занятиях обеспечивается взаимопроникновение материала из разных образовательных областей через разнообразные виды деятельности, например, рассматривание такого понятия, как "настроение", с помощью произведений музыки, литературы, живописи. Важно, чтобы образовательные области сочетались одна с другой и между ними был связующий элемент – образ.
Учитывая особенности мышления детей дошкольного возраста, на занятии необходимо использовать большое количество разнообразного наглядного материала и атрибутов (выставки картин, репродукций, предметов быта, поделок, элементы костюмов). Их следует распределить так, чтобы дети могли свободно подойти к ним, рассмотреть и использовать.
Важной особенностью интегрированного занятия является смена динамических поз и видов детской деятельности. Во время занятия предполагается использование разнообразных видов детской деятельности, которые можно интегрировать между собой, например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, изготовлением декораций, атрибутов к игре; слушание музыкального произведения с чтением стихов, рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием.
Учитывая, что интегрированное занятие ведут как минимум два педагога, при его планировании и проведении важно координировать деятельность воспитателя и специалистов. Во-первых, им необходимо согласовать свои планы для того, чтобы наметить время изучения общих для разных образовательных областей тем. При этом каждый педагог должен продумать содержание материала для своей образовательной области, методы и средства обучения. Во-вторых, в процессе подготовки к занятию также необходимо провести взаимные консультации педагогов по вопросам изучения одних и тех же тем. Это поможет выделить главную цель интегрированного занятия, определить знания из других областей, способствующих усвоению основного материала, исключить дублирование, определить оптимальную нагрузку различными видами деятельности детей на занятии.
Методические рекомендации по итогам семинара
Хочется ещё раз обратить ваше внимание на актуальности проведения интегрированных занятий
1. Мир, окружающий детей, познается ими на интегрированных занятиях в его многообразии и единстве
2. Интегрированные занятия побуждают к активному познанию окружающей действительности
3. Интегрированные занятия снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности
4. Высвобождается время для дополнительных занятий практической направленности
5. Интеграция дает возможность для самореализации педагогов
Многие педагоги не всегда правильно различают интегрированные занятия от комплексных. С одной стороны очень похожи между собой в принципе, но есть между ними и отличия.
Мы подготовили для вас технологическую матрицу сравнения и планирования интегрированных и комплексных занятий
При планировании необходимо знать отличия комплексного занятия от интегрированного.
Комплексное занятие — это занятие, в котором задачи реализуются средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними, при этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет.
Интегрированное занятие — это занятие, на котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития.
Преимущества интегрированных занятий заключаются в том, что они:
• способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
• в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы,
снимают перенапряжение, перегрузку;
• углубляют представление о понятии, закономерностях, связанных с понятием, расширяют кругозор, способствуют формированию разносторонне, гармонически и интеллектуально развитой личности;
• основываются на нахождении новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения воспитанников в различных предметах;
• эмоционально развивают детей, так как основаны на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.
Требования к структуре интегрированных занятий, которые должен учитывать педагог
Четкость, компактность, сжатость учебного материала
Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия; взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом занятии
Большая информативная емкость учебного материала, используемого
на занятии
Систематичность и доступность изложения материала
Необходимость соблюдения временных рамок занятия
Воспитатель должен предвидеть трудности проведения интегрированного занятия.
• сложность отбора учебного материала;
• подробное структурирование занятия;
• проблема личной совместимости педагогов;
• общий подход к оценке знаний и умений детей;
• согласованное применение одинаковых терминов и понятий.
Педагогические возможности интегрированного занятия
1. Формирование в единстве знаний и умений
2. Коммуникативность умений
3. Повышение интереса к учению
4. Снятие напряженности, страха, неуверенности
Алгоритм подготовки интегрированного занятия:
1) Выбор объекта интеграции.
2) Отбор компонентов интеграции.
3) Отбор материала.
4) Выбор структуры занятия.
5) Отбор методов интегрирования.
Семинар– это всегда обогащение какими-то знаниями, опытом, полезной информацией. Один восточный мудрец сказал «Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании детей. Не забывайте, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей. Для одного ребенка максимальным будет нарисовать радугу, а для другого – целую картину вокруг нее.
Я благодарю всех за активное участие в работе семинара!
Литература:
1. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева. – М., 1999. – 344с.
2. Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников [Текст] / Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2006. – 186с.
3. Казакова, Т.Г. Детское изобразительное творчество / Т.Г.Казакова. – М., 2006. – 255с.
4. Комарова, Т.С. Изобразительное творчество в детском саду / Т.С.Комарова. – М., 1984. – 218с.
5. Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К., Кириллов И.Л. Личностный рост ребенка в дошкольном образовании / В.Т. Кудрявцев, Г.К.Уразалиева, И.Л.Кириллов. – М., 2005. – 169с.
6. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного: Программно-методическое пособие. – М., 2003. – 368с.
7. Лыкова, И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» / И.А. Лыкова. – М., 2007. – 242с.
Технологическая матрица сравнения и планирования интегрированных и комплексных занятий
Критерии сравнения | Комплексное занятие | Интегрированное занятие |
Определение | Это занятие, на котором задачи реализуются средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними, при этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет | Это занятие, на котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития |
Содержание | В занятие вкладывается ключевое содержание, связанное одним сюжетом | Выделяется одно основное понятие, объект интеграции |
Задачи | Решается одна основная задача | Решается несколько задач. Решает не множество отдельных задач, а их совокупность |
Участие взрослых | Все части занятия ведет воспитатель | В проведении занятия участвуют воспитатель и специалисты |
Соотношение частей занятия | Какая-то часть занятия превалирует | Участие воспитателя и специалистов в равных долях |
Выбор объекта интеграции | | Ключевыми понятиями в интегрированных занятиях могут выступать: образ природы, жанры искусства, автор, символы, контраст, настроение, тема |
Компоненты интеграции | Способствует развитию деятельности: двигательной, музыкальной, речевой и т.д. | Способствуют развитию ребенка в целом: музыка + познавательное + изо Вариативность компонентов интеграции зависит от количества специалистов в дошкольном учреждении |
Виды занятий | Тематическое обучающее занятие. Обобщающее занятие. Итоговое занятие | • Обобщающее занятие. • Итоговое занятие |
Периодичность | В соответствии с реализуемой программой | В соответствии с блоками в реализуемой программе, не чаще 1 занятия в 1,5–2 месяца |
Планирование | 1. Учитывать содержание реализуемой программы детского сада. 2. Определить доминирующую и дополняющие цели. 3. Выбрать тип и структуру занятия, методы и средства обучения. 4. Продумать развивающие задачи | 1. Учитывать содержание реализуемой программы детского сада. 2. Определить главную цель интегрированного занятия (берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации). 3. Выделить главное, устранять дублирование, использовать опережающие дифференцированные знания. 4. Выбрать тип и структуру занятия, методы и средства обучения, а также определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей на занятии. 5. Продумать развивающие задачи |
Структура заня- тия | 1. Вводная часть. 2. Основная часть. 3. Заключительная часть (все проводит воспитатель) | 1. Вводная часть (как правило проводит воспитатель). 2. Основная часть делится на две равные части. Если участвует три специалиста, то на три и т.д. 3. Заключительная часть (проводит специалист) |
Методы и приемы | • словесные • наглядные • практические • проблемные | • словесные (проблемные вопросы, художественное слово, загадки, словесные игры, задания «докажи-объясни»,«как ты узнал?» и т.д.); • наглядные (сравнительный анализ, сопоставление, видеоряд и т.д.); • практические (поиск, опыт, эвристическая деятельность); • проблемные (ситуации, проекты, интересная мотивация к деятельности) |