СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированное занятие по развитию речи Тема: « Русская народная игрушка – Матрёшка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с русской народной игрушкой - Матрёшкой, её история.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированное занятие по развитию речи Тема: « Русская народная игрушка – Матрёшка»»


Орлова Наталья Леонидовна, преподаватель, МБУ ДО «Уярская детская школа искусств»

Отделение раннего эстетического развития «Академия Филиппок»


Интегрированное занятие по развитию речи

Тема: « Русская народная игрушка – Матрёшка»

Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой – Матрёшкой;

Задачи:

  • познакомить детей с историей матрёшки;

  • дать представление о том ,как народные мастера украшали матрёшек;

  • развивать интерес к народной игрушке, воображение, творчество;

  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

  • продолжать работу над интонационной выразительностью речи, умением отвечать полными ответами;

  • развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважая мнение товарища.

Оборудование и материал:

  • демонстрационный и дидактический материал (для игр)

  • картинки с изображением разных матрёшек, матрёшки, картинки с изображением узоров (матрёшкины узоры)

  • костюмы матрёшек, ложки деревянные

  • матрёшки ( бумажные силуэты ),

  • фломастеры, цветные карандаши.

Предварительная работа

  • Рассматривание иллюстраций с изображением матрёшек, чтение произведений народного творчества - потешек, загадок, стихотворений о матрёшках;

  • организация выставки "Русская матрёшка";

  • разгадывание загадок о матрёшке;

  • дид.игры " Найди и сложи матрёшку", "Расставь матрёшек по росту";

  • заучивание песни сл. Семернина "Матрёшки" , частушек, физ.минутки .


- Сегодня мы с вами познакомимся с русской народной игрушкой. С какой игрушкой, вы мне скажете сами, когда отгадаете загадки.

  • Загадки:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка!
Что же это за подружки? (матрешка)



Деревянные сестрицы,

Расписные молодицы,

Весёлые подружки

Прячутся друг в дружке,

Надо все их раскрутить,

Чтобы младшую добыть. (матрешка)

- Молодцы! Дуйте в дудки, бейте в ложки.

В гости к нам пришли Матрёшки.

Ложки деревянные,

Матрёшечки румяные.



  • В зал под муз.» Барыня «входят матрёшки и исполняют

Частушки:

1. Очень любим мы, матрёшки,

Разноцветные одёжки.

Сами ткём и прядём

Сами в гости к вам придём.

2. Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к вам пришли матрёшки.

Ложки деревянные,

Матрёшечки румяные.




3. Весь народ глядит в окошки:

Танцевать пошли матрёшки.

Шесть водили хоровод,

а седьмая поёт.

4. Шли подружки по дорожке,

Было их немножко.

Две матрёшки, три матрёшки

И одна матрёшечка.


5. Шла по ягоду матрёшка,

Позабыла взять лукошко.

"И куда ж такую сласть

мне теперь, подружки, класть?"

6. Сели мы на карусели,

На качели пересели,

Сто знакомых встретили,

На поклон ответили.

7. Пыль клубиться по дорожке,

Едут с ярмарки матрёшки

На баранах, на быках,

Все с баранками в руках.

  • Девочки - матрёшки предлагают поиграть в игру " Найди и сложи матрёшек"

Молодцы. (Девочки - матрёшки остаются на занятии).

Ребята, я знаю вы любите сказки. Вот я вам сейчас и расскажу сказку.

  • Сказка

В некотором царстве, в нашем государстве жил-был богатый и мудрый купец ( человек, который продает и покупает).Однажды отправился он торговать за горы и долины, за синие моря-океаны, в дальние заморские страны. И приехал он в страну восходящего солнца – Японию. Подружился он там с одним японским купцом, тот на прощание подарил ему удивительную деревянную игрушку – монаха, сделанного из дерева, да не простого, только дотронешься до игрушки, она качается. Поблагодарил купец за знатную игрушку и опять через моря-океаны, горы и леса возвратился в Россию, в своё царство-государство. Как приехал, сразу побежал он к известному в его деревне мастеру-игрушечнику. Звали этого мастера Семёнов, и показал ему затейливую игрушку из заморских стран. Да и говорит мастеру: “ Можешь ли ты сделать для наших ребятишек такую красоту?”. Мастер отвечает: “Отчего не сделать. Сделать то можно, да больно уж чудная она, да и непонятна будет нашим ребятишкам”. Попросил купец мастера сделать к утру японского монаха и ушел. А тут в избу прибежала мастерова дочка – Матрена.

Посмотрела Матрена на японского монаха, залюбовалась и стала играть. А мастер смотрит на дочку и думает: “Скоро у моей Матрены именины, дай-ка я сделаю ей подарочек”. И стал точить из дерева куколку. Выточил, да и расписал: платочек, сарафанчик – как у Матренушки, весь расписной в цветочек, ягодками, листочками, травинками. Одну куколку для Матрены сделал, другую для купца.

Пришел рано утром купец– смотрит – что за чудо: маленькая девочка, как живая, глазки блестят, бровки тонкие, губки алые, щечки румяные ( дети рассматривают матрешку).

Залюбовался купец работой Мастера и заказал ему 100 таких Матрен.

Прибежала утром Матрёнушка, да так и ахнула – себя узнала. Поцеловала отца и скорей подружкам хвастать. Прибежали подружки в избу к Мастеру Семёнову. Все просят такую же Матренушку. Всем сделал по куколке Мастер, а сам задумался. Вон сколько у Матрены подруг, дай-ка сделаю разных кукол и всех в одну положу. Будет матрешка с секретом. Выточил он большую куклу, потом по меньше, и еще по меньше… И расписал мастер их нарядными, красивыми.

Показать детям матрешек.

Беседа по сказке.

В честь кого куклу назвали матрёшкой? (в честь дочери мастера Матрёнушки )

Дети, кто запомнил, как звали мастера? (Семёнов)

Какими узорами расписывал мастер своих матрёшек (цветочками, ягодкам, листочками, травинками)

Опишите, как расписал куколку-матрёшку? (глазки блестят, бровки тонкие, губки алые, щечки румяные)

Кто заказал мастеру сделать игрушку? (купец) Кто такой купец? (человек, который продаёт и покупает)

Молодцы, вы все запомнили сказку и хорошо отвечали на вопросы по тексту.


А сейчас мы проведём физ. минутку Матрёшки

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)


  • Теперь мы отправимся в мастерскую, где вы будете расписывать матрёшек матрёшкиными узорами. Скажите, какими узорами можно расписывать матрёшек? Ответы детей (цветочками, ягодкам, листочками, травинками) показ.


Дети рассаживаются за столы по шесть человек..

- У вас на столах лежат бумажные силуэты матрёшек (разные по росту), фломастеры. Каждому из вас нужно будет придумать наряд для матрёшки и украсить сарафан, не забыть нарисовать глаза, реснички, бровки, рот.


Как здорово, вы все справились с заданием. Давайте поднимем и покажем всем гостям наших расписных матрёшек.

  • Но сейчас поиграем. Игра " Расставь по росту". Дети раскладывают своих матрёшек расписных по росту.

  • Под весёлую музыку заходят гости - дети из муз. школы. Дети рассматривают инструменты и называют их.

Ребятки, сейчас вам сыграют на своих инструментах мелодии русс. народных песен ,а вы должны угадать и назвать песню ,которую они сыграют.

"Калинка"(гитара)

"Во саду ли, в огороде" (балалайка)

"Как у наших у ворот" (аккордеон)

"Жили у бабуси" (баян)

Ура! Ребята, вы очень хорошо справились с этим заданием.

Возмите своих матрёшек в руки. Всем нашим гостям мы подарим песню "Матрёшки "


1. На Руси играют ложки,

На Руси поёт рожок,

На Руси живут Матрёшки,

Погляди на нас ,дружок.

На Руси живут Матрёшки,

Погляди на нас, дружок. 2. До чего ж они похожи,

До чего же хороши!

Залюбуется прохожий,

Веселятся от души.

Залюбуется прохожий,

Веселятся от души.

3. Отбивают такт сапожки.

А повесит ночь луну -

И попрячутся Матрёшки

До утра одна в одну.

И попрячутся Матрёшки

До утра одна в одну.


Дети дарят своих матрёшек мамам, папам и бабушкам.

Возвращаются на свои места.

Девочки- матрёшки приносят сладости и угощают (шоколадными матрёшками) .


- На этом наше занятие подошло к концу. Мы узнали сегодня много интересного: познакомились с историей возникновения а игрушки матрёшка, росписью . Ивы расписали шаблоны матрёшек. Мне очень понравилось, вы были очень активными , я хочу сказать спасибо нашим гостям матрёшкам за их частушки, игры.

Вы все большие молодцы. Спасибо.



Буду рада ,если вам понравилось.