Орлова Наталья Леонидовна, преподаватель, МБУ ДО «Уярская детская школа искусств»
Отделение раннего эстетического развития «Академия Филиппок»
Интегрированное занятие по развитию речи
Тема: « Русская народная игрушка – Матрёшка»

Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой – Матрёшкой;
Задачи:
дать представление о том ,как народные мастера украшали матрёшек;
развивать интерес к народной игрушке, воображение, творчество;
воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
продолжать работу над интонационной выразительностью речи, умением отвечать полными ответами;
развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважая мнение товарища.
Оборудование и материал:
демонстрационный и дидактический материал (для игр)
картинки с изображением разных матрёшек, матрёшки, картинки с изображением узоров (матрёшкины узоры)
костюмы матрёшек, ложки деревянные
матрёшки ( бумажные силуэты ),
фломастеры, цветные карандаши.
Предварительная работа
Рассматривание иллюстраций с изображением матрёшек, чтение произведений народного творчества - потешек, загадок, стихотворений о матрёшках;
организация выставки "Русская матрёшка";
разгадывание загадок о матрёшке;
дид.игры " Найди и сложи матрёшку", "Расставь матрёшек по росту";
заучивание песни сл. Семернина "Матрёшки" , частушек, физ.минутки .
- Сегодня мы с вами познакомимся с русской народной игрушкой. С какой игрушкой, вы мне скажете сами, когда отгадаете загадки.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка!
Что же это за подружки? (матрешка)
Деревянные сестрицы,
Расписные молодицы,
Весёлые подружки
Прячутся друг в дружке,
Надо все их раскрутить,
Чтобы младшую добыть. (матрешка)
- Молодцы! Дуйте в дудки, бейте в ложки.
В гости к нам пришли Матрёшки.
Ложки деревянные,
Матрёшечки румяные.

Частушки:
1. Очень любим мы, матрёшки,
Разноцветные одёжки.
Сами ткём и прядём
Сами в гости к вам придём.
2. Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к вам пришли матрёшки.
Ложки деревянные,
Матрёшечки румяные.
3. Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрёшки.
Шесть водили хоровод,
а седьмая поёт.
4. Шли подружки по дорожке,
Было их немножко.
Две матрёшки, три матрёшки
И одна матрёшечка.
5. Шла по ягоду матрёшка,
Позабыла взять лукошко.
"И куда ж такую сласть
мне теперь, подружки, класть?"
6. Сели мы на карусели,
На качели пересели,
Сто знакомых встретили,
На поклон ответили.
7. Пыль клубиться по дорожке,
Едут с ярмарки матрёшки
На баранах, на быках,
Все с баранками в руках.

Молодцы. (Девочки - матрёшки остаются на занятии).
Ребята, я знаю вы любите сказки. Вот я вам сейчас и расскажу сказку.
В некотором царстве, в нашем государстве жил-был богатый и мудрый купец ( человек, который продает и покупает).Однажды отправился он торговать за горы и долины, за синие моря-океаны, в дальние заморские страны. И приехал он в страну восходящего солнца – Японию. Подружился он там с одним японским купцом, тот на прощание подарил ему удивительную деревянную игрушку – монаха, сделанного из дерева, да не простого, только дотронешься до игрушки, она качается. Поблагодарил купец за знатную игрушку и опять через моря-океаны, горы и леса возвратился в Россию, в своё царство-государство. Как приехал, сразу побежал он к известному в его деревне мастеру-игрушечнику. Звали этого мастера Семёнов, и показал ему затейливую игрушку из заморских стран. Да и говорит мастеру: “ Можешь ли ты сделать для наших ребятишек такую красоту?”. Мастер отвечает: “Отчего не сделать. Сделать то можно, да больно уж чудная она, да и непонятна будет нашим ребятишкам”. Попросил купец мастера сделать к утру японского монаха и ушел. А тут в избу прибежала мастерова дочка – Матрена.
Посмотрела Матрена на японского монаха, залюбовалась и стала играть. А мастер смотрит на дочку и думает: “Скоро у моей Матрены именины, дай-ка я сделаю ей подарочек”. И стал точить из дерева куколку. Выточил, да и расписал: платочек, сарафанчик – как у Матренушки, весь расписной в цветочек, ягодками, листочками, травинками. Одну куколку для Матрены сделал, другую для купца.
Пришел рано утром купец– смотрит – что за чудо: маленькая девочка, как живая, глазки блестят, бровки тонкие, губки алые, щечки румяные ( дети рассматривают матрешку).
Залюбовался купец работой Мастера и заказал ему 100 таких Матрен.
Прибежала утром Матрёнушка, да так и ахнула – себя узнала. Поцеловала отца и скорей подружкам хвастать. Прибежали подружки в избу к Мастеру Семёнову. Все просят такую же Матренушку. Всем сделал по куколке Мастер, а сам задумался. Вон сколько у Матрены подруг, дай-ка сделаю разных кукол и всех в одну положу. Будет матрешка с секретом. Выточил он большую куклу, потом по меньше, и еще по меньше… И расписал мастер их нарядными, красивыми.
Показать детям матрешек.

Беседа по сказке.
В честь кого куклу назвали матрёшкой? (в честь дочери мастера Матрёнушки )
Дети, кто запомнил, как звали мастера? (Семёнов)
Какими узорами расписывал мастер своих матрёшек (цветочками, ягодкам, листочками, травинками)
Опишите, как расписал куколку-матрёшку? (глазки блестят, бровки тонкие, губки алые, щечки румяные)
Кто заказал мастеру сделать игрушку? (купец) Кто такой купец? (человек, который продаёт и покупает)
Молодцы, вы все запомнили сказку и хорошо отвечали на вопросы по тексту.
А сейчас мы проведём физ. минутку Матрёшки
Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Теперь мы отправимся в мастерскую, где вы будете расписывать матрёшек матрёшкиными узорами. Скажите, какими узорами можно расписывать матрёшек? Ответы детей (цветочками, ягодкам, листочками, травинками) показ.

Дети рассаживаются за столы по шесть человек..
- У вас на столах лежат бумажные силуэты матрёшек (разные по росту), фломастеры. Каждому из вас нужно будет придумать наряд для матрёшки и украсить сарафан, не забыть нарисовать глаза, реснички, бровки, рот.

Как здорово, вы все справились с заданием. Давайте поднимем и покажем всем гостям наших расписных матрёшек.

Ребятки, сейчас вам сыграют на своих инструментах мелодии русс. народных песен ,а вы должны угадать и назвать песню ,которую они сыграют.
"Калинка"(гитара)
"Во саду ли, в огороде" (балалайка)
"Как у наших у ворот" (аккордеон)
"Жили у бабуси" (баян)
Ура! Ребята, вы очень хорошо справились с этим заданием.
Возмите своих матрёшек в руки. Всем нашим гостям мы подарим песню "Матрёшки "
1. На Руси играют ложки,
На Руси поёт рожок,
На Руси живут Матрёшки,
Погляди на нас ,дружок.
На Руси живут Матрёшки,
Погляди на нас, дружок. 2. До чего ж они похожи,
До чего же хороши!
Залюбуется прохожий,
Веселятся от души.
Залюбуется прохожий,
Веселятся от души.
3. Отбивают такт сапожки.
А повесит ночь луну -
И попрячутся Матрёшки
До утра одна в одну.
И попрячутся Матрёшки
До утра одна в одну.
Дети дарят своих матрёшек мамам, папам и бабушкам.
Возвращаются на свои места.
Девочки- матрёшки приносят сладости и угощают (шоколадными матрёшками) .
- На этом наше занятие подошло к концу. Мы узнали сегодня много интересного: познакомились с историей возникновения а игрушки матрёшка, росписью . Ивы расписали шаблоны матрёшек. Мне очень понравилось, вы были очень активными , я хочу сказать спасибо нашим гостям матрёшкам за их частушки, игры.
Вы все большие молодцы. Спасибо.

Буду рада ,если вам понравилось.