Интегрированное занятие по развитию речи в подготовительной группе с ТНР на тему: «Образ деревьев в творчестве С.А. Есенина».
Цель: знакомство с приемами олицетворения деревьев в поэзии Сергея Есенина.
Задачи:
1. Закрепить представления детей о деревьях.
2. Развитие координации речи с движениями, общей и мелкой моторики.
3. Развитие зрительно-пространственных представлении.
4. Формирование грамматического строя речи (образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование относительных прилагательных, согласование существительных с предлогами, развитие фонематического слуха).
5. Прививать любовь к родной культуре и природе на основе поэзии С.А Есенина
Оборудование: ИКТ, презентации «Деревья», «Поиграем? »
Предварительная работа: чтение, разучивание стихов С. Есенина, рассматривание альбома «На Родине Есенина», словарная работа.
Ход занятия.
Дети входят в зал под музыку полукругом и садятся на стульчики.
Слайд №1. Портрет С. Есенина.
Воспитатель:
Сергей Есенин! Это имя
В лесах родной моей России,
В берёзах нежных и осинах,
В серёжках желтовато-синих,
В лугах из зелени весенней,
В стихах твоих, Сергей Есенин!
Ребята, мы приглашаем вас сегодня в мир природы Сергея Есенина.
Дети выполняют пальчиковую гимнастику
Разбросала осень листья, Разукрасила их кистью. Мы в осенний парк пойдём, В букеты листья соберём. Лист кленовый, лист с осинки, Лист дубовый, лист рябинки, Рыжий тополиный лист На дорожку спрыгнул вниз. | (Дети выполняют волнообразные движения ладонями.) (Дети делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз.) (Дети «шагают» пальцами обеих рук.) (Дети скрещивают ладони с растопыренными пальцами.) (Дети поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках одновременно на каждый лист.) (Дети звонко хлопают в ладони.) |
Воспитатель: Ребята, мы с вами перенеслись на Родину Есенина в село Константиново.
Слайд №2. Дом поэта.
Поэт родился в крестьянской семье, в рязанском селе Константиново. Когда он был маленьким, его воспитывали дедушка и бабушка. Свое село Есенин очень любил и считал самым красивым местом на земле, которое долго вдохновляло поэта, давала новые идеи для его произведений. Сергея Александровича с детства окружали чарующие пейзажи Рязанщины, которые не могли оставить равнодушным юного поэта.
Сергей Есенин изображал собственные эмоции в поэзии через картины родной природы, то есть писал о природе, как о человеке. Это называется олицетворение. Такой прием использовался в русских народных сказках. Но в народном творчестве олицетворяются вьюга, метель, а в поэзии Есенина мы находим такие примеры этого поэтического приёма: "Отговорила роща золотая березовым веселым языком..." или "Спит черемуха в белой накидке..."
Воспитатель: что в этих стихах «оживил» Сергей Есенин?
Дети: Рощу, черемуху.
Воспитатель: в какой накидке черемуха?
Дети: цветущая черемуха.
Воспитатель: что такое олицетворение?
Ответы детей.
Слайд № 3. Береза.
В своем творчестве поэт часто использует образ березки. Она считается символом России. В старину слово «бер» означало «светлый», «ясный», «блестящий». Так назвали ее за цвет коры.
Ребенок читает стихотворение.
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О, тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы - ветви
Ты лунный гребешок?
Воспитатель: ребята, с кем сравнивает поэт березу?
Ребенок: с девушкой.
Воспитатель: Что пытается узнать у березы?
Ребенок: почему она загляделась в пруд, о чем ей шепчет ветер, о чем рассказывает песок.
Воспитатель: у Есенина береза – «девушка», «невеста», она олицетворение всего красивого. Поэт говорит о ней так, как можно говорить только о человеке.
Логопед: волшебной веточкой взмахну, ребят в березку превращу (звучит волшебная музыка, дети встают врассыпную). Какая у нас березовая роща!
Биоэнергопластика «Береза на ветру»
(звучит легкая мелодия ветерка)
Исходное положение: сидя на полу, скрестив ноги. Спина прямая. ( Варианты: сидя на коленях или на носках ступни, ноги вместе).
При вдохе поднимать руки вверх над головой.
При выдохе опускать вниз, на пол, перед собой, немного сгибая при этом туловище, будто гнется дерево.
Повторить упражнение 6 – 8 раз.
Логопед: а теперь давайте закроем глаза, чтобы опять превратиться в детей, и продолжить наше путешествие.
Логопед: «Странной березового ситца» называет поэт Русь. Так в одном образе объединил он самые дорогие его сердцу понятия: береза для него это и само дерево, и вся русская природа.
Слайд №4: Собери пазл.
Дети на интерактивной доске собирают пазл, получается дуб.
Воспитатель: ребята, как называется это дерево?
Дети: дуб.
Воспитатель: как вы это узнали?
Дети: широкий ствол, высокая крона.
Воспитатель: Высокий, могучий, цветущий – характерные описания дуба. Крепкий ствол, могучая крона выделяет дуб среди других деревьев, делает его царем древесного царства. В следующем стихотворении он показывает мощь и силу России, ее народа.
Задрожали дубы столетние,
На дубах от свиста листья валятся.
Это произведение можно поставит в один ряд с русскими былинами о богатырях. Илья Муромец и другие богатыри, шутя, играючи валили дубы.
Какими были богатыри?
Дети: сильными, крепкими.
Логопед: Игра «Назови ласково»
Инструкция: Назови предметы ласково, по образцу (образец выделен):
Елка – елочка, ветка — … веточка, шишка – … шишечка, иголка – … иголочка, лист – … листочек, пень – … пенечек, куст - … кусточек.
Тополь – тополек, дуб – … дубок, лес - … лесок, клен - … кленок.
Ива – ивушка, рябина – рябинушка, осина – … осинушка.
Береза – … березонька, сосна — сосенка, яблоня – … яблонька, липа – липонька.
Дерево - … деревце.
Воспитатель: мы продолжаем путешествие. Отгадайте загадку, и тогда узнаем, какое дерево нас ждет дальше.
Листик на ладонь похож,
Осенью красив, пригож...
Каждый в дерево влюблён,
Потому что это ...
Дети: клён
Слайд № 5. Клён.
На стихи Есенина многие композиторы сочиняли музыку. Получались очень красивые лирические песни. Давайте послушаем отрывок одной из них. Прослушивание песни на стихи «Клен ты мой опавший, клен заледенелый» в аудиозаписи (первый куплет).
Воспитатель: кого вам напомнил клен в этой песне?
Дети: деревенского парня.
Воспитатель: как вы считаете, какое у него настроение?
Ответы детей.
Воспитатель: клен здесь представлен как лирический герой.
Логопед: я предлагаю вам подойти к столам и поиграть в игру с листочками.
Игра «Три листа».
Ход игры. Педагог раскладывает перед детьми индивидуальные карточки с изображением трёх разных листьев. Дети должны их назвать и сказать, где и как они расположены.
Например:
Дубовый лист — между кленовым и берёзовым. Или: кленовый лист — справа от рябинового и слева от дубового и т. д.
Воспитатель: Есенин оживляет природу, рисует портрет, словно с живого человека. Природа живет, дышит, поет, благоухает. Вам понравилось наше путешествие?
Ответы детей.
Логопед: ребята, давайте вспомним деревья в поэзии нашего земляка, поиграем в заключительную игру.
Игра «Назови первый звук»
Ход игры. Логопед предлагает детям назвать первый звук в словах. За каждый правильный ответ выдаётся фишка. В конце игры подводится итог.
Слова: ива, тополь, черемуха, дуб, клён, осина, берёза.
Где мы с вами побывали?
Дети: в Константиново, на Родине Есенина.
Воспитатель: что такое олицетворение?
Дети: прием, когда предмет наделяют человеческими качествами.
Воспитатель: приведите пример олицетворения в стихах Есенина.
Дети: береза, что загляделась в пруд, клен заледенелый, роща отговорила.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю дома вместе с родителями найти и другие примеры олицетворения в стихах Сергея Есенина и поделиться с нами.