Интегрированное занятие с элементами инсценирования
Аннотация: Данная разработка применима для учащихся старшого дошкольного и младшего школьного возраста с ОНР. Опубликована на сайте…. Сертификат №
Тема: «По тропинкам сказок». (Автоматизация звуков: [з-с-ц, ш-ж-ч]).
Цель: Закрепить автоматизацию звуков в связной речи;
- развивать общие речевые навыки, навыки диалогической и монологической речи;
- обобщить знания учащихся о разнообразии сказок, расширить кругозор и обогатить словарный запас по средствам сказок, загадок;
- развивать эмоциональность и выразительность речи;
- формировать интерес к устному народному творчеству;
- развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление, память;
- создавать условия для развития творческих способностей;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи.
Оборудование: артикуляционная гимнастика в картинках, книги сказок, иллюстрации сказок, сундучок с куклами-героями сказок, загадки, театральные маски героев сказки В.Г. Сутеева «Под грибом», гриб (зонтик), музыкальное сопровождение,
Ход занятия.
Организационный момент. Психологический настрой.
Звучит музыка «В гостях у сказки».
Логопед: Добрый день, ребята.
Дети: Здравствуйте!
Логопед: - Здравствуйте, зачем сказали?
Что друг другу пожелали?
Дети: Здоровья, благополучия, добра…
Логопед: Мы пожелали добра и здоровья друг другу. Прежде чем начать занятие, давайте узнаем ваше настроение.
Рефлексия настроения. Перед вами лежат цветные кружечки.
Красный - чувство радости, хорошего настроения.
Серый - пассивность, грусть.
Поднимите тот кружочек, который соответствует вашему настроению.
(Дети поднимают кружочки)
Молодцы, я вижу, что у всех хорошее настроение и большое желание работать.
Актуализация опорных знаний и умений.
Логопед. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Наше путешествие не простое, путешествие в мир сказок. Мы пройдем троптнками сказок, встретимся со сказочными героями.
Помощниками в этом путешествии будут наши красиво произносимые звуки:
[С-з-ц, ш-ж]. Речь наша будет правильной, чистой и четкой.
Дети: Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать,
И будем выговаривать,
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Логопед. Нам нужно подготовить свои язычки и губки для чистого произношения звуков.
Упражнения на развитие дыхания..
Игра «Поем звуки» (Дети под музыку поют гласные звуки (А,О,У,Ю,И,Е,Ё,Я) и обратно (Я,Ё,Е,И,Ю,У,О,А).
Артикуляционные упражнения.
Игра «Умелые язычки»
«Почистим зубки»
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
«Часики»
Отдохнул и потянулся,
Влево, вправо повернулся.
«Маляр»
Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.
Сделано немало, кисточка устала.
«Лошадка»
Вот лошадка скачет ловко,
У лошадки есть сноровка!
Много, много в цирке лет,
А ребятам всем – привет!
«Вкусное варенье»
Губка верхняя в варенье
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся
Будто нету других дел.
«Горка»
Санки привезли ребятки,
Горка есть и – всё в порядке!
«Заборчик»
Подъезжает шофёр,
Ну, а впереди – забор.
Тормозит и назад.
И так восемь раз подряд.
Логопед. Молодцы, ребята, ваши язычки готовы. Мы смело отправляемся в путешествие по сказкам. С самого детства вас окружают сказки. Когда вы были маленькими, вам их рассказывали мамы и бабушки, воспитатели в детском саду, а скоро вы пойдете в школу, и сами научитесь их читать. Читая сказки, мы попадаем в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса: Змей Горыныч уносит красавицу - царевну в свои владения; Иван- царевич скачет на сером волке; из семечка цветка появляется маленькая девочка; Баба Яга летает на ступе; зеленая лягушка превращается в прекрасную царевну. Вы знакомы с этими сказками. Вот я и проверю, как вы знаете сказки.
Игра «Угадай сказку»
Логопед. У меня есть волшебный сундучок. Герои сказок спрятаны в нем и чтобы его открыть, нужно правильно отгадать загадки.
Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали?
(Снегурочка)
(Логопед достает из сундучка кукол-героев сказок и выстраивает их на столе перед детьми)
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети?
(Семеро козлят)
У этого героя
Дружок есть — Пятачок,
Он Ослику в подарок
Нёс пустой горшок,
Лез в дупло за мёдом,
Пчёл гонял и мух.
Имя медвежонка,
Конечно, — ... (Винни-Пух)
Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали?
(Репка)
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
(Красная шапочка)
Девочка с бала бежала,
Башмачок из хрусталя потеряла.
(Золушка)
Логопед: Ребят, вы молодцы, прекрасно знаете сказки. Посмотрите на героев сказок из волшебного сундучка. Все они разные. Давайте опишем их.
Игра « Сказочные герои»
(Детям предлагается подобрать как можно больше определений к главному герою, найти ласковые, сказочные, веселые и грустные слова; придумать похожие слова (синонимы), придумать главному герою необычное определение, придумать красивое, интересное слово самостоятельно).
Логопед: Вы, ребята, умеете справиться с любым заданием. А сами вы хотели бы попасть в сказку и стать ее героями? Я приглашаю вас оживить сказку:
Вот вам сказка «Про грибок»
Оживи её, дружок!
(Дети одевают шапочки героев сказки)
Муравей: Дождь застал меня в пути,
Крышу надо мне найти.
Лапки мокрые уж стали
Буду думать о привале.
(Муравей подходит к грибу)
Муравей: Я под грибом здесь укроюсь
Отогреюсь и отмоюсь.
(Летит бабочка мимо гриба)
Бабочка: Милый, милый муравей.
Ты меня уж пожалей.
Крылья вымокли мои
Не взлетаю, погляди.
Муравей: Да куда ж тебе здесь встать.
Мне здесь негде уж стоять.
Бабочка: Места много не займу
Муравей: Ладно. Заходи. Приму.
(Пробегает мимо грибка мышка)
Мышка: Можно с вами здесь укрыться?
Негде мне от ливня скрыться.
Муравей: Места нет здесь. Ты ведь видишь.
Мышка: В тесноте, да не в обиде.
Бабочка: Ладно, прячься поскорее.
Ну, не бойся, будь смелее.
(Пролетает воробей)
Воробей: Весь замерз я и устал.
Бабочка: Как бы с ветки не упал.
Мышка: Может пустим, муравей?
Бабочка: Воробьишку пожалей.
Мышка: Мы подвинемся немножко.
Пусть обсохнет этот крошка.
Муравей: Воробей иди скорей
Здесь тебе будет теплей.
(Бежит мимо гриба заяц. Испуганно прячется за дерево)
Заяц: Помогите! Там лисица!
Нужно где-то мне укрыться!
Муравей: Жалко зайца мне совсем.
Бабочка: Места здесь нам хватит всем.
Мышка: Прячься к нам скорей, косой
Разберемся мы с лисой.
(Подходит лисица)
Лиса: Зайца здесь вы не видали?
Я и волк за ним бежали.
Лиса (обходит гриб): Может спрятали его?
Мышка: Места мало без него.
Лиса: Тьфу. Удрал косой опять
Снова мне голодной спать.
(Уходит лиса. Бабочка выходит из-под гриба)
Бабочка: Посмотрите, нет дождя
Выходите все, друзья!
Муравей: Как же места нам хватило?
Одному ведь тесно было.
Появляется лягушка
Лягушка: Ква, на гриб то поглядите.
Вырос он, а вы боитесь.
(Лягушка прячется)
Муравей: Гриб и вправду больше стал.
Бабочка: Вместе всех он нас собрал.
Мышка: Будем мы теперь дружить.
Заяц: В мире дружбы станем жить.
Муравей: Когда дружба наступает
Все герои: Тесно вместе не бывает!
Заяц: А сейчас мы отдохнём –
И станцуем, и споём! (Танец друзей под музыку)
Итог занятия.
Логопед: Вот и подошло к концу время нашего путешествия. Что вы узнали о героях этой сказки, чему они нас учат?
(Ответы детей)
Логопед: Я вижу, ребята, что вы любите сказки, знаете их. Но есть ещё очень много сказок, написанных для вас, которые еще предстоит вам прочитать. Я желаю вам успехов.
В мире много сказок:
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло.
Логопед: До свидания, мои маленькие ученики. Жду вас на следующем занятии.