Интегрированный урок
(физкультура и математика).
«Сложение и вычитание десятичных дробей».
Подготовили:
Учитель физической культуры
Перец Татьяна Александровна
Учитель математики
Голоюк Наталья Валерьевна
Интегрированный урок межпредметных связей
(физкультура и математика).
«Сложение и вычитание десятичных дробей».
Цель: Развивать логическое мышление, способствовать разностороннему развитию личности учащихся, показать связь математики с другими предметами. Совместить двигательную и умственную активность. Проверить умение учащихся применять знания к решению упражнений по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» в нестандартной ситуации. Развивать наблюдательность, внимательность, терпение.
Задачи: • Ознакомить учащихся с техникой безопасности во время выполнения физических упражнений.
• Совершенствовать изученные двигательные действия (прыжок в длину с места, челночный бег 4×9 м).
• Воспитывать дисциплинированность, самостоятельность при выполнении упражнений, взаимовыручку, инициативность, ответственность друг перед другом.
• Показать практический смысл математических действий с десятичными дробями, их использование в повседневной жизни.
• Способствовать формированию умения совмещать умственную и физическую деятельность.
Оборудование: коробки, крышки, магнитная доска (2 шт.), карточки,
маркеры, шаблоны.
Эпиграф: Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
Китайская пословица
Ход урока.
І. Организационный момент.
- Сообщение темы и цели урока.
- Ознакомление с правилами техники безопасности.
- Измерение ЧСС.
ІІ. Мотивация учебной деятельности.
Вступительное слово учителя.
- Ребята! Сегодня урок у нас необычный. Урок математики вместе с уроком физкультуры. Казалось бы, два разных предмета. Но и у них есть много общего. В этом вы сейчас убедитесь сами. Пожалуйста, будьте внимательны и активны на уроке. Урок проводят: учитель математики – ______________ и учитель физкультуры –______________.
Ян Амос Коменский говорил: «То, что изучается, должно иметь много связей».
В нашей жизни мы никогда не встретим ни одну науку в чистом виде, даже делая покупку в магазине, считая сдачу, мы выполняем вычисления, держа покупку в руках, прикладываем физическое усилие. Неся её домой, поднимаемся по ступенькам.
Так что наш сегодняшний урок совместит такие, казалось бы несовместимые учебные предметы, как математика и физкультура. И не зря эпиграфом сегодняшнего урока является китайская пословица: Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
Учитель: Здравствуй – это пожелание, просьба – будь здоров. А когда человек здоров, то у него хорошее настроение, он весел, жизнерадостен. Когда мы здороваемся, то вольно или невольно желаем друг другу что-то хорошее. А если вокруг будет много здоровых, счастливых людей, то и мир вокруг нас будет добрым и счастливым. Ведь в коротких словах привета заключено очень большое и важное содержание: «Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и желаю тебе всего самого доброго: здоровья, мира, веселья, счастья». Вот что означает простое, обыкновенное
слово «ЗДРАВСТВУЙТЕ».
- Распределение учащихся по командам. (Спец. мед. группа – помощники, получают сердечки).
Начнем наш урок с «Ладошек» на которых написаны синонимы слова «Здравствуйте». (Макеты ладошек двух цветов, на которых написаны синонимы слова «Здравствуйте». При помощи этих ладошек класс делится на две команды согласно цвету.)
Синонимы: Здравствуйте, приветствую Вас, салют, хэлло, наше Вам с кисточкой, будьте здоровы, моё почтение, здравия желаю, доброго здоровья, доброе утро, добрый день, здорово, привет, здоровеньки були, доброго дня, шалом, почет и уважение, здорово живешь, с приездом, салют, рады Вас видеть, приятно познакомиться, очень рад знакомству.
(Учащиеся при помощи «ладошек» приветствуют гостей. Затем проходит спортивная разминка).
1 конкурс «Устный счет».
Задания для устного счета написаны на карточках, которые прикреплены к доске.
Задания:
2,95 + 2,05
10,32 – 4,32
4,3 + 7,5
4,65 – 3,05
5,9 + 7
6,5 – 0,4
15 + 2,08
0,17 – 0,02
5 – 0,45
3 - 0,6
2 конкурс «Сбор урожая».
На лицевой линии спортивной площадки высыпаются крышки (по 100 штук для каждой команды), участникам команд необходимо быстро собрать максимально возможное количество крышек, а затем вычислить какую часть крышек собрала каждая команда.
Учитель, обращаясь к учащимся:
- Вам необходимо вычислить какую часть крышек собрала каждая команда.
3 конкурс «Математическая зарядка».
Расставить запятые так, чтобы равенство было верным.
Побеждает команда, которая первая справится с заданием и допустит меньше ошибок. Участники команд выполняют задание, работая в парах. Передвигаются по залу до места выполнения задания бегом, держа друг друга за руку. Так же возвращаются назад и передают эстафету следующей паре.
Задания для I команды:
52 + 18 = 7
24,95 + 4,5 = 2945
42 + 17 + 21,4
736 – 336 = 4
63 – 27 = 60,3
Задания для II команды:
47 + 33 = 8
41,56 + 2,9 = 4446
62 + 18 = 24,2
529 – 329 = 2
74 – 38 = 70,2
4 конкурс «Минута теории».
А сейчас я предлагаю немного отдохнуть от физических упражнений.
Каждой команде предлагается по 4 вопроса, за верный ответ команда получает один балл, если команда не знает ответ, то право ответе переходит к другой команде.
І команда
Как называется дробь, записанная при помощи запятой?
(Десятичная)
Назовите первые три разряда в дробной части десятичной дроби.
(Десятые, сотые, тысячные)
3. Сформулируйте правило сложения и вычитания десятичных дробей.
ІІ команда
Какие обыкновенные дроби заменяют десятичными?
(В знаменателе которых 10, 100, 1000 и т. д.)
2. Для чего служит запятая в десятичной дроби?
(Отделяет целую часть от дробной).
3. Сформулируйте правило сравнения десятичных дробей.
5 конкурс «Прыжок в длину с места».
Каждый участник команды выполняет прыжок в длину с места, узнаёт свой результат, затем подбегает к доске и на ней маркером записывает его в метрах. Следующий участник прибавляет показания своего прыжка к предыдущему. Помощники (учащиеся, которые занимаются в спец. мед. группе, проверяют порядок выполнения действий и объявляют общий результат команды). Учитель называет лучший индивидуальный результат учеников.
6 конкурс «Ребус».
Командам предлагается решить по восемь уравнений; выбрать букву, которая соответствует правильному ответу, и из полученных букв составить слово.
І команда (здоровье) ІІ команда (движение)
Задания для І команды
1) х – 36,7 = 42,5 (79,2 – з);
2) х – 5,398 = 19,743 (25,141 – д);
3) 5,427 – х = 3,8 (1,627 – о);
4) 7,8 – х = 4,946 (2,854 – р);
5) х + 27,57 = 58 (30,43 – о);
6) 14,003 + х = 17,081 (3,078 – в);
7) х + 3,82 = 9,73 (5,91 – ь);
8) х – 9,87 = 2,5 (12,37 – е).
30,43 | 2,854 | 25,141 | 3,078 | 12,37 | 79,2 | 7,12 | 1,627 | 5,91 |
о | р | д | в | е | з | а | о | ь |
Задания для ІІ команды
1) 87,5 – х = 32,1 (55,4 – д);
2) х – 23,427 = 6,873 (30,3 – в);
3) 7,12 – х = 4,2 (2,92 – и);
4) х – 33,427 = 6,873 (40,3 – ж);
5) х + 5,74 = 9 (3,26 – е);
6) 5,398 + х = 19,743 (14,345 – н);
7) х + 4,006 = 10,055 (6,049 – и);
8) 55,42 – х = 3,8 (51,62 – е).
51,62 | 2,92 | 7,12 | 55,4 | 14,345 | 3,26 | 30,3 | 6,049 | 40,3 |
е | и | а | д | н | е | в | и | ж |
7 конкурс «Челночный бег».
Задание аналогичное прыжкам в длину с места. Участники записывают на доске свой результат в секундах, десятичной дробью.
Последними бегут капитаны команд. Они располагают результаты в порядке возрастания. Так же определяется лучший результат участника и озвучивается.
ІІІ. Подведение итогов.
(Цепочка позитива)
Учитель: А сейчас мы предлагаем каждому из вас на цветных лентах написать о том, что понравилось на уроке. (Ученики пишут на цветной полоске бумаги, что полезного они узнали на уроке и озвучивают написанное. Полоски скрепляются стэплером и превращаются в цепочку). Во время выполнения этого задания звучит музыкальное сопровождение («Лунная соната»).
Получилась «цепочка положительных эмоций».
Слово учителя: Сегодня не совсем привычная для нас форма урока, но это все-таки урок, поэтому мы должны подвести итог. За каждую победу в конкурсах команда-победительница получала смайлик, который крепился к доске этой команды, по ходу урока все имели возможность следить за борьбой. Ну, а теперь официальные результаты и оценки за сегодняшний урок:
№ п/п | Название конкурса | Количество баллов |
I команда | II команда |
1. | «Устный счет» | | |
2. | «Сбор урожая» | | |
3. | «Математическая зарядка» | | |
4. | «Минута теории» | | |
5. | «Прыжок в длину с места» | | |
6. | «Ребус» | | |
7. | «Челночный бег» | | |
| Всего: | | |
Измерение ЧСС, сообщение домашнего задания, организованный выход из зала.