СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок был  разработан  совместно с преподавателем биологии. Занятие посвящено генетике и фонетике.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Нефтекамский многопрофильный колледж



Утверждаю:

зам. директора по ООД

________Кумарова О. Г.

«____»______2022г





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА

по дисциплине биология – русский язык

по теме:

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ И СИМВОЛИКА.







Разработала: преподаватель

биологии Тимирбулатова Е. Ф.





Нефтекамск - 2022

1 . Основные сведения о занятии

Дисциплина: биология и русский язык

Тема занятия: «Генетическая терминология и символика»

Группа: № 26, 1 курс

Тип занятия: комбинированный.

Задачи занятия биологии:

образовательные

- изучить основные исторические моменты в истории генетики как науки, показать многообразие методов, используемых генетикой;

- изучить основные понятия генетики;

развивающие:

- формировать умения и навыки по использованию генетической терминологии и символов для объяснения закономерностей наследования признаков;

воспитательные:

- продолжить способствовать формированию культуры умственного труда через овладение навыками общения в процессе беседы, диалога.

Задачи занятия

русского языка:

1.Повторить изученность материала детьми

2.Развить интерес к разделу « Фонетика»

3.Воспитать интерес к русскому языку

Биология. Цели урока:

- сформировать представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов, познакомить с основными понятиями науки.

Русский язык. Цели урока: 

- обобщить и систематизировать знания по разделу «Фонетика», закрепить умение находить основные звуковые процессы в слове,

- совершенствовать навыки фонетического разбора.

Универсальные учебные действия:

личностные: формировать опыт участия в учебной деятельности при изучении нового материала и осознавать её значимость;

коммуникативные: умения слушать для поддержания учебно-деловой беседы;

познавательные: формировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

регулятивные: формировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), формировать в диалоге с преподавателем, а также внутри группы, устную монологическую речь.

Актуальность темы: ознакомить студентов генетической терминологией и символикой. Умение студентов использовать определения при изучении генетики. Актуализировать знания по разделу «Фонетика».


Требования к результатам усвоения учебного материала

Студенты должны:

знать:

- знать основные генетические понятия: «наследственность», «изменчивость», «ген», «аллель», «генотип», «фенотип»;

знать основные понятия раздела « Фонетика»

- знать основную генетическую символику: знаки родителя, генов, гамет, скрещивания, женский и мужской знаки и знаки поколений;

уметь:

- иметь представление об истории становления науки, об основных направлениях в изучении наследственности;

- уметь применять основные термины для объяснения закономерностей наследования.

- уметь применять знания , полученные в разделе « Фонетика»

Мотивация познавательной деятельности:

- побуждение интереса к изучаемым темам;

- развитие активности студентов, стремление к саморазвитию.

Междисциплинарные связи:

- русский язык, история, медицина,

1.7. Обеспечение занятия:

методическое обеспечение: презентация, карточки задания, раздаточный материал.

Технические средства: компьютер, проектор, презентация.

Методы обучения:

по восприятию информации: словесные, наглядные, практические;

систематизирующие: обобщение и систематизация знаний;

Виды работы: фронтальный опрос, работа по карточкам, выступления студентов.

Ресурсы: учебник, рабочие тетради, карточки для индивидуальной работы.

Наглядные пособия: слайды, раздаточный материал

Ход урока:

1. Организационный момент.

‒ проверка готовности к занятию (наличие тетрадей, учебников, письменных принадлежностей);

‒ эмоциональный настрой обучающихся на серьезную работу.

Преподаватель русского языка.

Урок у нас сегодня не обычный, а совместный биологии и русского языка.

2. Мотивирование к учебной деятельности, введение обучающегося в пространство учебной деятельности на уроке. Подготовка к формулировке темы и целей урока. Проверка домашней работы.

Преподаватель биологии.

- Какую главу мы начали изучать предыдущем урок?

- Какую конкретную тему рассмотрели?

- Перечислите методы генетики.

- Какое задание было задано на дом?

- Не зная чего не возможно изучение генетики, как науки?

- Итак, какова же будет тема нашего урока?

Преподаватель биологии.

- А какие же мы поставим перед собой цели? Нам помогут сформулировать цели урока проблемные вопросы, на которые нам предстоит ответить на уроке.

Преподаватель русского языка.

-Хорошо. А так как урок у нас совместный с русским языком, то попутно мы ещё должны обобщить и систематизировать знания по разделу «Фонетика», закрепить умение находить основные звуковые процессы в слове, совершенствовать навыки фонетического разбора.

3. Актуализация знаний.

Преподаватель русского языка.

- Давайте вспомним, что изучается в разделе «Фонетика»?

- На какие две группы делятся звуки речи?

4. Объяснение нового материала.

Преподаватель биологии.

ГЕНЕТИКА – изучает два фундаментальных свойства живых организмов – наследственность и изменчивость.

Беседа.

– Что такое наследственность? Как вы понимаете этот термин?

Совместная формулировка определения и запись его в тетрадь.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ – это способность организмов передавать свои признаки из поколения в поколение.

– В чем биологический смысл наследственности? (Сохранение вида)

– Что такое изменчивость? Как вы понимаете этот термин? (Обеспечивает выживание вида)

ИЗМЕНЧИВОСТЬ – это способность организмов приобретать новые признаки.

Преподаватель русского языка.

Сделайте фонетическую транскрипцию слова «ГЕНЕТИКА», «НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ», «ИЗМЕНЧИВОСТЬ» [ измэнчиваст ]

В данных определениях найдите слова, в которых букв больше, чем звуков.

Объясните, почему…

ИЗМЕНЧИВОСТЬ, НАСЛЕДСТВЕННОЯСТЬт. к. Ь не имеет звука;

В слове ГЕНЕТИКА сочетание слов и букв совпадают, т. к. ДОПИСАТЬ.

Преподаватель биологии.

Мы знаем, что гены определяют признаки и свойства организма.

– Что такое ген? (участок ДНК)

далее формируем более полное представление о гене:

  • Гены могут изменяться (мутации)

  • Каждый ген представлен двумя и более разновидностями (конкретными состояниями)

АЛЛЕЛЬ – конкретное состояние гена

  • Аллельные гены обозначаются одной буквой;

  • Доминантные аллели выражаются заглавной буквой, а рецессивные строчной.

ДОМИНАНТНЫЙ ПРИЗНАК (АЛЛЕЛЬ) – это признак подавляющий развитие другого признака.

РЕЦЕССИВНЫЙ ПРИЗНАК – это признак подавляемый и не проявляемый в первом поколении.

Понятия «ген» и «аллель» в определенной степени синонимы («ген» –  более широкое понятие; «аллель» –  конкретное)

  • Совокупность генов (аллелей) в организме составляет его генотип;

  • Совокупность свойств и признаков организма составляет его фенотип.

  • Организмы с одинаковыми аллельными генами называют гомозиготным.

  • Если же аллельные гены различны, организм называется гетерозиготным.

Преподаватель русского языка.

Сделайте фонетическую транскрипцию слова «АЛЛЕЛЬ» [ ал эл ]

Объясните, почему…

. - Найдите в данном определении слова, в которых звуков больше, чем букв.

РАЗВИТИЮ, ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ

- В данных определениях найдите слова, состоящие только из звонких согласных звуков.

( рецессивный, доминантный, гомозиготный )

- Слова, состоящие только из твёрдых согласных звуков.

(генотип; фенотип, гомозиготный)

Преподаватель биологии.

При изучении генетики, при решении генетических задач, кроме терминологии, мы с вами должны знать и генетическую символику, которую предложил еще Г. Мендель.

  • - женский знак.

  • - мужской знак.

  • G – знак гамет.

  • Р – знак родителя.

  • Х – знак скрещивания.

  • А – аллель доминантного признака.

  • а – аллель рецессивного признака.

  • F – знак поколений.

5. Закрепление.

Преподаватель биологии.

А сейчас давайте с помощью теста проверим, как хорошо вы усвоили материал урока.

Тест по теме: «Генетическая терминология и символика». 

1. Парные гены, расположенные в одинаковых участках гомологичных хромосом и ответственные за проявление одного признака.

А) генотип; Б) аллельные гены;

В) фенотип; Г) изменчивость.

2. Совокупность всех генов организма

А) ген; Б) аллельные гены;

В) генотип; Г) изменчивость.

3. Способность организма приобретать новые признаки внутри вида

А) генотип; Б) аллельные гены;

В) наследственность; Г) изменчивость

4. Особь, имеющая разные аллели одного гена в гомологичных хромосомах, т.е. несущая альтернативные признаки (Аа).

А) гетерозигота; Б) аллельные гены;

В) генотип; Г) изменчивость

5. Участок молекулы ДНК, ответственный за проявление какого-либо признака.

А) ген; Б) аллельные гены;

В) генотип; Г) изменчивость

Тест по теме: «Фонетика»

6. Фонетическая транскрипция слова ГЕНЕТИКА выполнена верно:(

А) [зи м ла]

Б) [зе м ла]

В) [зе м ля]

Г) [з и м л я]

7. В каком слове происходит оглушение согласного?

А) Витализм Б) Креационизм В) Биогенез Г) Жизнь

8. В каком слове гласная буква обозначает два звука?

А) Организм Б) Эволюция В) Абиогенез Г) Химический

9. Сколько гласных звуков в русском языке?

А) 33 Б) 10 В) 8 Г) 6

10. Назовите мягкие непарные согласные звуки.

А) [м,] [н,] [л,] [р,] [й,] Б) [ч,] [щ,] [й,]

В) [х,] [ц,] [ч,] [щ,] Г) [ж,] [ш,] [ц,]

Эталон ответов:

1

2

3

4

5

Б


В

Г

А

А


6

7

8

9

10

А


В

Б

Г

Б


Итак, давайте теперь попробуем ответить на те вопросы, которые мы обозначили в начале урока и подведём итог.

5. Домашнее задание. 

Выучить терминологию и символику генетики.

Преподаватель русского языка.

А закончить наш урок нам бы хотелось стихотворением.

Генетика – наука класса самых важных,

Так как требует она опытов отважных.

Как скрестить? Кого и с кем?

Знаем мы и сами, но учиться этому

Будем вместе с Вами!

6. Рефлексия














Тест «Генетическая терминология и символика» и «Фонетика»

Выполнил ___________________________________________________

Гр № ____________ курс __________

1

2

3

4

5







6

7

8

9

10











Оценка_________________________