Кравцова Ирина Владимировна учитель физической культуры МБОУ СОШ № 46
Интегрированный урок
Введение ФГОС второго поколения ставит новые задачи и требования в учебно-воспитательном процессе, актуальность индивидуализации обучения связана с необходимостью решения целого ряда задач, узловых проблем, характерных для современного этапа развития системы образования. Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики. Интеграция - это объединение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний. Мир, окружающий детей познается ими в многообразии и единстве, а зачатую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства ,не дают представления о целом , дробя его на составные части.
Вычленение в педагогической теории идеи межпредметных связей и ее переход в самостоятельную дидактическую проблему связаны с теоретическими поисками прогрессивных педагогов различных эпох: Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци , А.Дистервега, К.Д.Ушинского. «Педагогика, -по словам К.Д.Ушинского, это искусство, и в теории этого искусства есть очень много такого, что совершенно необходимо узнать людям, берущимся за практику воспитания и обучения» .Интегрированные уроки можно назвать творческим дополнением в процессе обучения, способом осуществления межпредметных связей. Совершенствование учебно-воспитательного процесса должно быть направлено на трудовое, нравственное, физическое, то есть на более эффективное развитие личности ребенка. Важно понимать главное : исходя из цели интеграции объединять отдельные стороны в изучении понятий в единое целое ,обеспечивая овладение аналитико-синтетической мыслительной деятельностью по углублению понимания учебного материала.
Дети более подвержены утомляемости, которую вызывает однообразие. Непривычный ход интегрированного урока пробуждает интерес и стимулирует активность за счет переключения на разнообразные виды деятельности. Такой урок является мощным стимулятором мыслительной деятельности заставляет анализировать, сопоставлять , сравнивать, искать связи между предметами и явлениями.
За многолетнюю практику работы в школе, многократно убеждаешься, что больший интерес вызывает тот урок, когда ученик прослеживает тесную взаимосвязь предмета обучения с чем- то для него важным и значимым, когда он сам принимает участие в его проведении, создании, учитываются его индивидуальные особенности, возможности.
Интегрированный урок может стать прекрасным средством в достижении поставленных задач. Так как более широко охватывает увлеченности детей, поддерживает познавательный интерес к учебным предметам. Один из таких уроков мы провели с коллегой математиком. Занятие было посвящено великому математику, философу, атлету древности Пифагору. Дети с интересом готовились к уроку. Для них было открытием узнать, что великий ученый выигрывал Олимпийские игры, а также основал собственную школу. Установил связь между длиной струны и высотой звука, заложив современную теорию музыки. Доказал ряд основополагающих теорем в математике. Основал теорию чисел. Изобрел термин «философ». Разработал астрономическую концепцию « музыки сфер». Признавал шаровидность Земли и то, что она движется вокруг Солнца.
Система воспитания и обучения в его школе строилась на гармонии интеллектуального и физического развития. Самой оскорбительной характеристикой в Древней Греции была такая: «Он не умеет ни читать, ни плавать» Великий ученый не мог не быть великим спортсменом. Что подтверждают примеры Платона, Архимеда, Плутарха. Милон Кротонский - прославился трактатом «физика» и семью победами на Олимпийских играх в силовых состязаниях - один из учеников пифагорейской школы называл Пифагора «учителем во всем».
Дети с неподдельным удовольствием решали математические задания после выполнения физических упражнений и в сочетании с ними, каждый самостоятельно и командой . Важно отметить , что в таких мероприятиях увеличивается возможность для участия детей всех групп здоровья . Урок помог сплотить классные коллективы, повысить статус учеников . Это было поучительно , весело, празднично.
Интегрированные уроки – поле для самореализации, самовыражения , творчества учителя.
Интегрированные уроки замечательно способствуют повышению интереса учащихся к учебным предметам, (задействовать можно различные сочетания), способствуют развитию творческих способностей , учат применять на практике полученные знания ,формируют самостоятельную и инициативную позицию в процессе обучения ,обеспечивают рост коммуникабельности и развивают умения найти пути решения поставленных задач - что как раз и предусматривают новые государственные стандарты образования .
Список литературы:
Амонашвили Ш.Л. Здравствуйте дети! – М.: Просвещение ,1988
Болахметов К.Ж. Школа на пути обновления. – А. -А.: Казахстан ,1985
Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. М.-,2007
Никитюк Б. А. Интеграция знаний в науках о человеке. М.: Спорт Академ. Пресс, 2000
Портных Ю.И. Дидактические основы использования игр в физическом воспитании, образовании и спорте. СПб.,1994
Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: в 3 томах. – Педагогика ,1981. – т.3
Светловская Н.Н. Об интеграции как методическом явлении, и ее возможностях в начальном обучении //Нач. школа 1990
Ушинский К.Д. Избранные педагогические труды: В 8-т. Т.6 – М.: Педагогика , 1978