Интегрированный урок – дебаты ( химия, биология, экономика ) « Спирты нам необходимы ».
Урок проводится в форме дебатов. Форма дебатов Карла Поппера с элементами политического кейса.
В течение трех недель класс готовится к уроку, учащиеся изучают предложенную проблему « Нужны ли нам спирты»?
Формируются две команды. В период подготовки к дебатам и утверждающая (У) и отрицающая ( О ) сторона, чтобы обосновать свою позицию в отношении темы, должны ответить на следующие вопросы:
- Почему мы соглашаемся (не соглашаемся) с темой?
- Какие основные проблемы содержит тема, и какие примеры можно привести в поддержку (отрицание) темы?
Отвечая на эти вопросы, команды начинают продвигаться в сторону создания четкого кейса.
«Кейс»- система доказательств утверждения (отрицания), совокупность аспектов, аргументов команды, впервые приводимых в речи первого спикера, которая будет реализовываться командой в ходе дебатов.
Философия « Дебатов»
Философия, лежащая в основе «Дебатов», включает в себя:
-идею открытого общества;
-современное понимание культуры;
-существование различных мировоззренческих позиций;
-идеи ценности личности и создание среды адекватной ее развитию.
Технология «Дебаты» состоит из двух частей:
-собственно игра «Дебаты» и ее применение на уроках. Организация игры доступна школьникам среднего и старшего возраста.
-две играющие команды представляют утверждающую и отрицающую тезис стороны.
-для доказательства правильности своей позиции каждая сторона разрабатывает соответствующую систему аргументации. Выигрывает тот, чьи аргументы и способы доказательства судьи посчитают, более убедительны.
Значение технологии «Дебаты»
Социализирующее значение:
приобщение участников к нормам и ценностям открытого общества (умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы, применять свои знания).
Воспитывающее значение:
Выработка у участников самостоятельности оценок, нравственно мировоззренческой позиции, поведенческих установок, коммуникативной культуры, способности найти компромисс, общительности.
Цели и суть «Дебатов»
Цель – развитие у учащихся критического мышления для решения проблем в профессиональной деятельности и в практических ситуациях, обучение парламентским методам ведения дискуссии.
Использование технологии «Дебаты» в образовательном процессе.
Дебаты в образовательном процессе школы выступают:
- пед. технология (форма организации урока).
- часть учебного плана (факультативный курс).
- форма внеклассной деятельности (клуб, кл. час и т. д.).
Дебаты на уроке используются как:
- вид урока
- элемент урока
- форма аттестации
Преимущества «Дебатов» перед другими технологиями
- междисциплинарность
- сочетание развития интеллектуальных навыков и навыков практической деятельности
- представление учащимся различных средств для самореализации и самообразования
- способность формировать социальную ответственность, обусловленность поступков
- открытость для взаимодействия с другими педагогическими технологиями.
В дебатах принимают участие: - две команды по четыре человека (команда утверждения и команда отрицания)
- ведущий
- тайм – спикер
- судьи
- учащиеся класса являются болельщиками, составляют конспект в тетради, выступают «мнение зала», задают вопросы командам.
Задачи урока:
Развитие у учащихся критического мышления для решения проблем в профессиональной деятельности и в практических ситуациях. Обучение парламентским методам ведения дискуссии, выработка у участников самостоятельности оценок, нравственно – мировоззренческой позиции, поведенческих установок, коммуникативной культуры, способности найти компромисс, общительности. А также развить и закрепить знания учащихся о влиянии спиртов на организм, их значение производства, экономики и социальную значимость.
Оборудование:
- на доске образец судейского протокола
- роли спикеров
-формат дебатов
Никакой пропаганды «за» и «против» нет. Её готовят команды и используют для введения аргументов спикеры.
План урока.
І. Вводное слово учителя (2-3 мин.)
ІІ. Речи спикеров (22-25 мин.)
У1 - представление команды,
-формулировка темы, актуальность,
-определение ключевых понятий,
-выдвижение критериев, основных аспектов,
-рассказывает один из аргументов (5 мин).
2. О1 –представление команды,
-принятие или опровержение основных аспектов,
-опровержение позиции утверждения (5мин).
3. О2 – вводит второй аспект и доказывает его (3 мин).
4. У2 – опровергает аргументы оппонентов,
- развивает собственную линию (3 мин).
5. У3 – вводит третий аспект и доказывает его (3 мин).
6. О3 – опровергает аргументы оппонентов,
- развивает собственную линию (3 мин).
Тайм спикер следит за регламентом и в случае, если докладчик его превышает,
подымает желтую карточку.
ІІІ. Раунд вопросов: класс задает командам вопросы (по 2). Ученик, задающий вопрос должен проверить ответ (на ответ 1 мин).
ІV. Особое мнение зала по данной теме (2-3 чел. по 1-2 мин).
Голосование зала. « Чьи доводы были более убедительными»?
Поднимают карточки (белый цвет - У, зеленый цвет - О).
VІ. Подведение судьями итогов и оглашение результатов (2 мин).
VІІ. Заключительное слово учителя (2-3мин).
Заключительное слово учителя.
Сегодня мы проводим урок в форме дебатов. Это вид игры, предложенный анг. уч. Карлом Поппером.
Тема урока: «Спирты нам необходимы». Это интегрированный урок, на котором вы можете показать знания из многих изучаемых дисциплин. Цель урока – развитие критического мышления для решения проблем в профессиональной деятельности, в практических ситуациях, приобщение к нормам и ценностям открытого общества (умение вести полемику, отстаивать свои интересы, применять свои знания), выработка коммуникативной культуры, способности найти компромисс. А так же развитие знаний о влиянии спиртов на организм человека, их производстве и практическом применении. Тема урока интересна и актуальна.
Для решения этих вопросов определены две команды: У и О.
Команда У будет доказывать, что спирты нам необходимы. Команда О будет опровергать их точку зрения, утверждают, что спирты представляют опасность, и мы можем обойтись и без них.
Помимо команд у нас есть тайм- спикеры, которые будут хранителями времени урока и четко следят за соблюдением регламента. Кроме вопросов, которые вы можете задавать командам, предусмотрено выступление из зала в поддержку той или иной команды. Напоминаю, что в конце урока вам предстоит абстрагироваться от собственной позиции и решить вопрос, какая из команд была более убедительна. Аргументы какой команды оказались более доказательны и значимы. Чтобы голосование было объективным, по ходу урока необходимо составить конспект. Для этого разделите страницу тетради на две части. В первой колонке вы будете записывать тезисы и основные положения команды утверждения. Во второй – тезисы и основные утверждения команды отрицания.
Речи спикеров.
У1 – представляет команду, формулировка темы, вводит 3 аспекта:
Влияние спиртов на здоровье
Влияние на производство
Влияние на экономику
Рассказывает о влиянии этилового спирта на здоровье человека (цирроз печени, язва желудка, деградация личности, влияние на потомство).
О1 – опровергает У1 . Этиловый спирт полезен. Это высококалорийное вещество, растворяет холестерин, препятствует развитию атеросклероза».
Вводит свой аспект: влияние на производство. Спирты – сырье для производства каучука альдегидов, эфиров, применение этих веществ в н / х.
У2 – опровергает О1 и говорит о том, что по вине пьяниц нарушается весь производственный процесс. Утверждает, что алкоголики не могут быть хорошими работниками (приводят цифры, статистику).
О2 – влияние спиртов на экономику. Водка – это основной доход в государственную казну (приводят цифры) и т. д.
Заключительное слово учителя.
Завершая урок, хотелось бы обратить ваше внимание на то, что проблема, которую мы сегодня рассматриваем, довольно сложная. Сегодня мы постарались рассмотреть как можно больше информации о спиртах и рассказать, как об отрицательном, так и о положительном их значении. Древние философы говорили: «О каждой вещи существует два совершенно противоположных мнения». И мы сегодня в этом убедились.
Домашнее задание.
В рабочих тетрадях запишите вашу позицию по данному вопросу, используя конспект, который вы составили.
За работу на уроке оценки получают спикеры, а также активные участники…
Спасибо всем за урок!
Образец судейского протокола.
( Максимальная оценка «5»)
№ | Критерии | У | О |
1 | Глубина изложения, обоснованность. | | |
2 | Фактические ошибки. | | |
3 | Соблюдение регламента. | | |
4 | Логика построения и культура речи. | | |
5 | Культура общения. | | |
6 | Работа с вопросами. | | |
7 | Наглядность. | | |
8 | Голосование зала. | | |
9 | Особое мнение судей. | | |
| Итого: | | |