СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок "Духовная жизнь в России в начале XX века. Серебряный век русской культуры"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Влияние исторических событий начала XX века на развитие культуры Серебряного века

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок "Духовная жизнь в России в начале XX века. Серебряный век русской культуры"»



Оборудование:

женский головной убор с вуалью, скатерть, свечи, старинный подсвечник, шкатулка с жемчугом.


Интегрированный урок по истории и литературе на тему:

«Духовная жизнь начала XX века. Культура Серебряного века»


Организационный момент:

Преподаватель истории:

Здравствуйте! Сегодня у нас не совсем обычный урок.

Преподаватель литературы:

И не только потому, что у нас присутствуют гости. Но и потому, что урок мы будем вести совместно с учителем истории.

Преподаватель истории:

Надеемся, что урок у нас будет насыщенным, познавательным и пройдёт плодотворно.

Преподаватель литературы:

Посмотрите, пожалуйста, на стенд. Чьи это портреты? (Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Достоевский и т.д.)

Скажите, а в какое время жили эти выдающиеся художники слова? (в 19 веке)

- Как часто называют 19 век? (золотой). – Почему именно «золотой»? (как драгоценный металл, нам дорого их творчество) Кончается век 19-ый, который мы называем золотым. На смену идёт новое время.

Учитель истории:

- Подумайте, как по аналогии можно назвать время, когда на смену метрам художественного слова приходит огромное количество молодых, талантливых, творческих людей?

Может быть, поможет вам в этом отрывок из «Поэмы без героя» Анны Ахматовой: (ШАКИРОВА КРИСТИНА)

Были святки кострами согреты,

И валились с мостов кареты,

И весь траурный город плыл

По неведомому назначенью,

По Неве или против теченья, -

Только прочь от своих могил.

И Серебряный месяц ярко

Над Серебряным веком стыл.

(серебряный век).

Подумайте, как можно сформулировать тему сегодняшнего урока? Откройте тетради и запишите тему.

«Духовная жизнь начала XX века. Культура Серебряного века»

Задачи урока:

  • изучить новое направление в искусстве начала XX века – модернизм и его проявления в поэзии, живописи, науке;

  • вспомнитьнаиболее значимые исторические события рубежа веков и влияние на культурную жизнь России;

Проблемный вопрос: Как исторические условия повлияли на развитие культуры XIX –XX веков?


Преподаватель истории:

- Ребята, а как вы думаете: почему на уроке по литературе мы говорим об исторических событиях России?

Обучающийся: История и литература тесно связаны друг с другом, потому что в литературе отражаются все те процессы, которые происходят в обществе.

Преподаватель истории: Сегодня нам предстоит вспомнить основные исторические события истории России начала 20 века, проанализировать их, сделать выводы. Вам потребуются знания и по истории и по обществознанию.

На рубеже XIX – XXвеков менялся мир, менялась и Россия. Наступала индустриальная эпоха, шел процесс модернизации всех сфер жизни общества.

Назовите известные вам сферы жизни общества (экономическая, политическая, социальная, духовная).

Как они взаимосвязаны между собой? (изменения в одной сфере ведут к изменению в других сферах жизни общества).

Что такое модернизация, индустриальная эпоха? В какой сфере они происходят? (экономическая сфера, но изменения в этой сфере затрагивают все другие, в том числе и духовную)

Изучая новую историю мы с вами выяснили, что все промышленные революции всегда связаны с научными открытиями. Давайте послушаем сообщение о научных открытиях и изобретениях. (Сообщение ученика)

Вывод: Отечественные учёные внесли большой вклад в техническое развитие страны, укрепление её военной мощи.

Работа с лентой времени

Лента времени

1904-1905

1905-1907

1914-1918

1917

1918-1920

Вам зачитают стихотворения-загадки , а вы определите событие, о котором будет идти речь и занесите данные в «Ленту времени», которая у вас лежит на столе.




Преподаватель истории:

Мы проиграли ту войну,

Но слава русских моряков

С «Варягом» не ушла ко дну.

«Погибнуть с честью» - был девиз таков.

(Русско-японская война 1904 – 1905гг)

Преподаватель истории:

«Кровавым воскресеньем» началась она

И слабость власти показала всем сполна.

Хоть «Манифест» дарован был народу,

Работа I Думы не продлилась года.

( I русская революция, 1905-1907 г.г)

Преподаватель истории:

Готовились к ней долго, чтоб мир переделить,

Мечтая о колониях, готовы были кровью мир залить.

Балканы славились как «бочка пороха» всегда.

В Сараево начавшись, длилась долго та война.

(I мировая война).

Преподаватель истории:

Всё общество на красных - белых поделив,

В надежде отстоять свою Россию - все находили сил прилив.

Сын на отца пошёл, забыв свои истоки,

Мы стержень потеряли - таковы её итоги.

(Гражданская война, 1918 -1920 г.)

Преподаватель истории:

В попытках частную торговлю запретить

Про продразвёрстку власть новая заговорила.

В распределении, оплате уравниловку вменить,

Войну закончить поскорей спешила.

(Политика военного коммунизма, в годы гражданской войны1918 -1921г)


Выполнив это задание, мы сможем ответить на вопрос какая же она, Россия XX века?

1904-1905

1905-1907

1914-1918

1917

1918-1920

Русско-японская война

I русская пролетарская революция

I Мировая война

II русская революция (ФБД и Окт. переворот)

Гражданская война






Преподаватель истории:

Давайте проверим правильность заполнения. Какой вывод вы можете сделать о внутренней ситуации в России? (Сложный и противоречивый период внутренних и внешних потрясений) если вспомнить Блока «Время неслыханных перемен» и «невиданных мятежей»

Представьте, что вы живёте в России того времени, какие чувства бы вы испытывали?

Давайте посмотрим видеосюжет и выясним верны ли наши предположения.

В сюжете говорится, что изменения затронули все виды творческой деятельности. Какие виды искусства вы можете назвать? (живопись, архитектура, музыка, литература)

Я предлагаю посмотреть видеосюжет о живописи начала 20 века. Вы должны будете назвать новые направления возникшие в живописи. Что вас удивляет в этих сюжетах?

Ученики: Мы увидели, что в искусстве происходит отказ от старых художественных традиций, смелые эксперименты. Художники стали раскрепощенными и свободными в своем творчестве.


Одной из самых спорных картин считается «чёрный квадрат» К. Малевича.

К.Малевича: сочетание окрашенных в локальные цвета простых геометрических фигур. Фигуры парящие в пространстве.

«Черный квадрат – это предельно простой и ясный символ космоса, абсолютно недоступный для человеческого сознания…» - писал сам автор (некий символ)

Выдающимся творческим деятелем Серебряного века, чьё музыкальное, композиторское и философское видение мира оказались необычайно взаимосвязаны является - Александр Николаевич Скрябин.

Сообщение, видео

Как мы видим изменения были не только в живописи, но и в музыке.

Учитель литературы: «Живопись - это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат» писал Леонардо да Винчи.

Именно в это время, в начале 20 века, ведущее место в литературе начинает занимать модернизм и его течения: символизм, акмеизм, футуризм.

Учитель истории: эти термины нам знакомы с уроков истории, давайте дадим им определения. Определения.

Как излом тысячелетия отразился на литературе? Перефразируя М. Цветаеву, назовём литературу «очевидцем всех времён истории» и посмотрим, что же волновало русскую литературу в «двадцатом удивительном столетье...»

Преподаватель литературы: действительно, «литература-очевидец всех времён истории».

- Как вы думаете, что чувствует человек и не просто человек, а творческая личность в это кризисное время? (Тревогу, переживания, неуверенность).

Это подтверждается словами поэта Александра Блока:

Рожденные в года глухие

Пути не помнят своего.

Мы — дети страшных лет России —

Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы —

Кровавый отсвет в лицах есть.


Давайте подслушаем разговор людей того времени


1 собеседник :

Вы слышали, среди поэтов появились какие-то футуристы, символисты, акмеисты? Слова-то все какие-то нерусские. Это, кажется, литературные течения.


2 собеседник:

Слышала я их. Вчера один из них, Игорь Северянин, читал свои стихи:

Ананасы в шампанском!
Ананасы в шампанском!
Весь я в чем-то норвежском,
Весь я в чем-то испанском.
Фи!


1 собеседник:

Взять этих символистов. Одна мистика. Все ноют … Тоска зеленая. Слышали новый шедевр символиста Валерия Брюсова? Сочинил стихотворение всего в одну строку: “О, закрой свои бледные ноги…”.


2 собеседник:

А что поэтического в другом его стихотворении?

Тень не созданных созданий
Колыхается во сне
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.


1 собеседник: 

Да, видно, символизм переживает кризис! Какие-то таинственные миры, туманный и неясный язык. Я бы предложил денежную награду тому, кто разъяснит мне содержание их стихотворений. Ничего не поймешь! Сплошные загадки.


Задание: Разъясните же господам, о чем это стихотворение Валерия Брюсова. (Работа в группах)


Обобщение: Основными принципами символизма были:

- установка на сотворчество с читателем

- мистические идеалы и вера в обновление мира

-открытие многозначности слова (для символистов слово-это некий символ, знак, который читатель должен разгадать, причём каждый читатель может понимать слова-знаки по-своему)

-музыкальность поэзии


2 собеседник: Послушаем теперь, о чем пишут акмеисты. Михаил Кузмин.

Под вечер выйдь в луга поемные,
На скошенную ляг траву...
Какие нежные и томные
Приходят мысли наяву!

Я вижу всё: и садик с вишнями,
И скатертью накрытый стол,
И облако стезями вышними
Плывет, как радостный посол.


 1собеседник: 

Что тут скажешь! Вот поэтическое мастерство…
Мы видим, что по сравнению с символистами акмеисты придают первостепенное значение реальному миру, и взгляд их зоркий, образы точные.

Основные принципы акмеизма – это

-возрождение традиций «золотого века» русской поэзии

- отношение к поэзии как к мастерству

- утверждение красоты жизни в её конкретно-чувственных проявлениях

- возвращение ценностей и красоты реального мира


2 собеседник: 

Вот еще появились и другие, футуристами называются. Они, видите ли, строят новое искусство! Никого не признают, кричат: «Всех долой!» даже Пушкина, вы подумайте, великого Пушкина сбрасывают с так называемого «корабля современности»! Представьте себе, и программа их называется «Пощечина общественному вкусу»!


1 собеседник: 

Да ничего не поймешь в их поэзии, весь русский язык исковеркали. Разве это стихи:

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно.
О, засмейтесь усмеяльно!

Да еще сколько шума от этих футуристов, Маяковского, Хлебникова, вечно скандалят! Заходят футуристы


Выходит Маяковский (с вызовом): 
Долой ваше искусство! 
Долой вашу любовь! 
Долой вашу религию!
Долой ваш строй!
(появляются футуристы и выкрикивают лозунги.)

Крученых. (С диванной подушкой на шнурке, перекинутом через плечо.) Довольно! Довольно этих тельячьих нежностей! Довольно пережитков прошлого! Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов.


Давид Бурлюк. (С рисунком дерева на щеке) Читающим наше Новое Первое Неожиданное. Только мы – лицо нашего времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.


Вл. Маяковский. (Со стаканом чая в одной руке и с портфелем – в другой, одет в жёлтую кофту с большим бантом.) Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих и прочее с Парохода Современности.


Велимир Хлебников. (На шее висит большая ложка вместо галстука. Его лицо украшено геометрическими фигурами разного цвета.) Всем этим Куприным, Блокам, Сологубам, Аверченкам и Буниным нужна лишь дача на реке … С высоты небоскрёбов мы взираем на их ничтожество. – Старшие! Вы задерживаете бег человечества и мешаете клокочущему паровозу юности взять лежащую на ее пути гору. - Мы вынесли поэзию и живопись на эстраду, подмостки публичных залов!

- На улицу, футуристы! Барабанщики и поэты!

(Поэты проходят на место. Маяковский вступает в диалог с залом.)

(Шум в зале) «Что вы себе позволяете!»


Маяковский (в зал): - Вы там, молчите! Здесь слушают меня! ( Читает стихотворение)



Через час отсюда в чистый переулок 
Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, 
А я вам открыл столько стихов шкатулок, 
Я - бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста 
где-то недокушанных, недоеденных щей,
вот вы, женщина, на вас белила густо, 
вы смотрите устрицей из раковины вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца 
Взгромоздитесь грязные, в калошах и без калош. 
Толпа озвереет, будет тереться, 
Ощетинит ножки стоглавая вошь.


А если сегодня мне, грубому гунну, 
Кривляться перед вами не захочется - и вот 
Я захохочу и радостно плюну, 
плюну в лицо вам 
я- бесценных слов транжир и мот.)
«Нате!»


2 собеседник:

Маяковский ждать от вас в поэзии нечего. Ваши стихи умрут раньше вас!


Учитель: было два взгляда на творчество футуристов:


К.Чуковский, внимательно следивший за книгами и выступлениями футуристов и друживший с В.Маяковским, писал: "Среди московских футуристов немало талантов, и многих нельзя не любить, - но все они вместе свидетельствуют о роковом понижении нашей национальной духовной культуры".


М.Горький, напротив, всячески поддерживал футуристов: "Их много ругают, и это несомненно, громадная ошибка... Их породила сама жизнь, наши современные условия. Они - вовремя рожденные ребята... Как бы смешны и крикливы не были наши футуристы, но им нужно широко раскрывать двери, широко, ибо это молодые голоса, зовущие к молодой жизни".

Чье мнение вы поддерживаете и почему?


Учитель: Вот так броско, ярко, скандально и весело в начале XX века заявили о себе футуристы. Новое, свежее, очень смелое литературное направление, пришедшее на смену символизму и акмеизму. Тогда, 100 лет назад, это странное, мягко говоря, искусство было понято и принято единицами, а сейчас их поэзия считается едва ли не классической…


Основные принципы футуризма:

- отрицание старое и утверждение нового искусства, которое призвано преобразить окружающий мир

- попытки обновить поэтический язык (для них характерно словотворчество)

- эстетическое бунтарство, эпатаж

Стихам этих поэтов характерны приёмы звукоподражания, использование лозунгов, плакатов, новых ритмов, необычных рифм и многое другое.


Подводятся итоги урока (записью в тетрадях)

Итак, новая литература громко заявила о себе. Хор голосов хотя и был дисгармоничным, но само их существование, столкновения друг с другом, влечение к русской классике и поиск новых путей - всё стало знаком времени.

Обращаясь вновь к нашему проблемному вопросу, можно сказать, что в своих стихах поэты выразили и безумья тех лет, и надежду на светлое будущее.

Богатейшее духовное наследие Серебряного века целым пластом вошло в русскую культуру и стало неотъемлемой частью русского искусства.


Пророчески звучали стихи А. Блока:


Двадцатый век...

Еще бездомной,

Еще страшнее жизни мгла,

Еще чернее и огромней

Тень Люциферова крыла.

И отвращение от жизни,

И к ней безумная любовь,

И страсть, и ненависть к отчизне...

И черная земная кровь

Сулит нам, раздувая вены,

Все разрушая рубежи.

Неслыханные перемены.

Невиданные мятежи...


Наш урок подходит к концу. Послушайте небольшое напутствие на будущее:


Стихи не нужны недотепам и нудным.

Сердца им не вылечит рифма сквозная.

Поэзию любят красивые люди:

Я это по личному опыту знаю.