Оборудование:
женский головной убор с вуалью, скатерть, свечи, старинный подсвечник, шкатулка с жемчугом.
Интегрированный урок по истории и литературе на тему:
«Духовная жизнь начала XX века. Культура Серебряного века»
Организационный момент:
Преподаватель истории:
Здравствуйте! Сегодня у нас не совсем обычный урок.
Преподаватель литературы:
И не только потому, что у нас присутствуют гости. Но и потому, что урок мы будем вести совместно с учителем истории.
Преподаватель истории:
Надеемся, что урок у нас будет насыщенным, познавательным и пройдёт плодотворно.
Преподаватель литературы:
Посмотрите, пожалуйста, на стенд. Чьи это портреты? (Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Достоевский и т.д.)
Скажите, а в какое время жили эти выдающиеся художники слова? (в 19 веке)
- Как часто называют 19 век? (золотой). – Почему именно «золотой»? (как драгоценный металл, нам дорого их творчество) Кончается век 19-ый, который мы называем золотым. На смену идёт новое время.
Учитель истории:
- Подумайте, как по аналогии можно назвать время, когда на смену метрам художественного слова приходит огромное количество молодых, талантливых, творческих людей?
Может быть, поможет вам в этом отрывок из «Поэмы без героя» Анны Ахматовой: (ШАКИРОВА КРИСТИНА)
Были святки кострами согреты,
И валились с мостов кареты,
И весь траурный город плыл
По неведомому назначенью,
По Неве или против теченья, -
Только прочь от своих могил.
И Серебряный месяц ярко
Над Серебряным веком стыл.
(серебряный век).
Подумайте, как можно сформулировать тему сегодняшнего урока? Откройте тетради и запишите тему.
«Духовная жизнь начала XX века. Культура Серебряного века»
Задачи урока:
изучить новое направление в искусстве начала XX века – модернизм и его проявления в поэзии, живописи, науке;
вспомнитьнаиболее значимые исторические события рубежа веков и влияние на культурную жизнь России;
Проблемный вопрос: Как исторические условия повлияли на развитие культуры XIX –XX веков?
Преподаватель истории:
- Ребята, а как вы думаете: почему на уроке по литературе мы говорим об исторических событиях России?
Обучающийся: История и литература тесно связаны друг с другом, потому что в литературе отражаются все те процессы, которые происходят в обществе.
Преподаватель истории: Сегодня нам предстоит вспомнить основные исторические события истории России начала 20 века, проанализировать их, сделать выводы. Вам потребуются знания и по истории и по обществознанию.
На рубеже XIX – XXвеков менялся мир, менялась и Россия. Наступала индустриальная эпоха, шел процесс модернизации всех сфер жизни общества.
Назовите известные вам сферы жизни общества (экономическая, политическая, социальная, духовная).
Как они взаимосвязаны между собой? (изменения в одной сфере ведут к изменению в других сферах жизни общества).
Что такое модернизация, индустриальная эпоха? В какой сфере они происходят? (экономическая сфера, но изменения в этой сфере затрагивают все другие, в том числе и духовную)
Изучая новую историю мы с вами выяснили, что все промышленные революции всегда связаны с научными открытиями. Давайте послушаем сообщение о научных открытиях и изобретениях. (Сообщение ученика)
Вывод: Отечественные учёные внесли большой вклад в техническое развитие страны, укрепление её военной мощи.
Работа с лентой времени
Лента времени
1904-1905 | 1905-1907 | 1914-1918 | 1917 | 1918-1920 |
Вам зачитают стихотворения-загадки , а вы определите событие, о котором будет идти речь и занесите данные в «Ленту времени», которая у вас лежит на столе.
Преподаватель истории:
Мы проиграли ту войну,
Но слава русских моряков
С «Варягом» не ушла ко дну.
«Погибнуть с честью» - был девиз таков.
(Русско-японская война 1904 – 1905гг)
Преподаватель истории:
«Кровавым воскресеньем» началась она
И слабость власти показала всем сполна.
Хоть «Манифест» дарован был народу,
Работа I Думы не продлилась года.
( I русская революция, 1905-1907 г.г)
Преподаватель истории:
Готовились к ней долго, чтоб мир переделить,
Мечтая о колониях, готовы были кровью мир залить.
Балканы славились как «бочка пороха» всегда.
В Сараево начавшись, длилась долго та война.
(I мировая война).
Преподаватель истории:
Всё общество на красных - белых поделив,
В надежде отстоять свою Россию - все находили сил прилив.
Сын на отца пошёл, забыв свои истоки,
Мы стержень потеряли - таковы её итоги.
(Гражданская война, 1918 -1920 г.)
Преподаватель истории:
В попытках частную торговлю запретить
Про продразвёрстку власть новая заговорила.
В распределении, оплате уравниловку вменить,
Войну закончить поскорей спешила.
(Политика военного коммунизма, в годы гражданской войны1918 -1921г)
Выполнив это задание, мы сможем ответить на вопрос какая же она, Россия XX века?
1904-1905 | 1905-1907 | 1914-1918 | 1917 | 1918-1920 |
Русско-японская война | I русская пролетарская революция | I Мировая война | II русская революция (ФБД и Окт. переворот) | Гражданская война |
Преподаватель истории:
Давайте проверим правильность заполнения. Какой вывод вы можете сделать о внутренней ситуации в России? (Сложный и противоречивый период внутренних и внешних потрясений) если вспомнить Блока «Время неслыханных перемен» и «невиданных мятежей»
Представьте, что вы живёте в России того времени, какие чувства бы вы испытывали?
Давайте посмотрим видеосюжет и выясним верны ли наши предположения.
В сюжете говорится, что изменения затронули все виды творческой деятельности. Какие виды искусства вы можете назвать? (живопись, архитектура, музыка, литература)
Я предлагаю посмотреть видеосюжет о живописи начала 20 века. Вы должны будете назвать новые направления возникшие в живописи. Что вас удивляет в этих сюжетах?
Ученики: Мы увидели, что в искусстве происходит отказ от старых художественных традиций, смелые эксперименты. Художники стали раскрепощенными и свободными в своем творчестве.
Одной из самых спорных картин считается «чёрный квадрат» К. Малевича.
К.Малевича: сочетание окрашенных в локальные цвета простых геометрических фигур. Фигуры парящие в пространстве.
«Черный квадрат – это предельно простой и ясный символ космоса, абсолютно недоступный для человеческого сознания…» - писал сам автор (некий символ)
Выдающимся творческим деятелем Серебряного века, чьё музыкальное, композиторское и философское видение мира оказались необычайно взаимосвязаны является - Александр Николаевич Скрябин.
Сообщение, видео
Как мы видим изменения были не только в живописи, но и в музыке.
Учитель литературы: «Живопись - это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат» писал Леонардо да Винчи.
Именно в это время, в начале 20 века, ведущее место в литературе начинает занимать модернизм и его течения: символизм, акмеизм, футуризм.
Учитель истории: эти термины нам знакомы с уроков истории, давайте дадим им определения. Определения.
Как излом тысячелетия отразился на литературе? Перефразируя М. Цветаеву, назовём литературу «очевидцем всех времён истории» и посмотрим, что же волновало русскую литературу в «двадцатом удивительном столетье...»
Преподаватель литературы: действительно, «литература-очевидец всех времён истории».
- Как вы думаете, что чувствует человек и не просто человек, а творческая личность в это кризисное время? (Тревогу, переживания, неуверенность).
Это подтверждается словами поэта Александра Блока:
Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы — дети страшных лет России —
Забыть не в силах ничего.
Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы —
Кровавый отсвет в лицах есть.
Давайте подслушаем разговор людей того времени
1 собеседник :
Вы слышали, среди поэтов появились какие-то футуристы, символисты, акмеисты? Слова-то все какие-то нерусские. Это, кажется, литературные течения.
2 собеседник:
Слышала я их. Вчера один из них, Игорь Северянин, читал свои стихи:
Ананасы в шампанском!
Ананасы в шампанском!
Весь я в чем-то норвежском,
Весь я в чем-то испанском.
Фи!
1 собеседник:
Взять этих символистов. Одна мистика. Все ноют … Тоска зеленая. Слышали новый шедевр символиста Валерия Брюсова? Сочинил стихотворение всего в одну строку: “О, закрой свои бледные ноги…”.
2 собеседник:
А что поэтического в другом его стихотворении?
Тень не созданных созданий
Колыхается во сне
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
1 собеседник:
Да, видно, символизм переживает кризис! Какие-то таинственные миры, туманный и неясный язык. Я бы предложил денежную награду тому, кто разъяснит мне содержание их стихотворений. Ничего не поймешь! Сплошные загадки.
Задание: Разъясните же господам, о чем это стихотворение Валерия Брюсова. (Работа в группах)
Обобщение: Основными принципами символизма были:
- установка на сотворчество с читателем
- мистические идеалы и вера в обновление мира
-открытие многозначности слова (для символистов слово-это некий символ, знак, который читатель должен разгадать, причём каждый читатель может понимать слова-знаки по-своему)
-музыкальность поэзии
2 собеседник: Послушаем теперь, о чем пишут акмеисты. Михаил Кузмин.
Под вечер выйдь в луга поемные,
На скошенную ляг траву...
Какие нежные и томные
Приходят мысли наяву!
Я вижу всё: и садик с вишнями,
И скатертью накрытый стол,
И облако стезями вышними
Плывет, как радостный посол.
1собеседник:
Что тут скажешь! Вот поэтическое мастерство…
Мы видим, что по сравнению с символистами акмеисты придают первостепенное значение реальному миру, и взгляд их зоркий, образы точные.
Основные принципы акмеизма – это
-возрождение традиций «золотого века» русской поэзии
- отношение к поэзии как к мастерству
- утверждение красоты жизни в её конкретно-чувственных проявлениях
- возвращение ценностей и красоты реального мира
2 собеседник:
Вот еще появились и другие, футуристами называются. Они, видите ли, строят новое искусство! Никого не признают, кричат: «Всех долой!» даже Пушкина, вы подумайте, великого Пушкина сбрасывают с так называемого «корабля современности»! Представьте себе, и программа их называется «Пощечина общественному вкусу»!
1 собеседник:
Да ничего не поймешь в их поэзии, весь русский язык исковеркали. Разве это стихи:
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно.
О, засмейтесь усмеяльно!
Да еще сколько шума от этих футуристов, Маяковского, Хлебникова, вечно скандалят! Заходят футуристы
Выходит Маяковский (с вызовом):
Долой ваше искусство!
Долой вашу любовь!
Долой вашу религию!
Долой ваш строй!
(появляются футуристы и выкрикивают лозунги.)
Крученых. (С диванной подушкой на шнурке, перекинутом через плечо.) Довольно! Довольно этих тельячьих нежностей! Довольно пережитков прошлого! Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов.
Давид Бурлюк. (С рисунком дерева на щеке) Читающим наше Новое Первое Неожиданное. Только мы – лицо нашего времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
Вл. Маяковский. (Со стаканом чая в одной руке и с портфелем – в другой, одет в жёлтую кофту с большим бантом.) Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих и прочее с Парохода Современности.
Велимир Хлебников. (На шее висит большая ложка вместо галстука. Его лицо украшено геометрическими фигурами разного цвета.) Всем этим Куприным, Блокам, Сологубам, Аверченкам и Буниным нужна лишь дача на реке … С высоты небоскрёбов мы взираем на их ничтожество. – Старшие! Вы задерживаете бег человечества и мешаете клокочущему паровозу юности взять лежащую на ее пути гору. - Мы вынесли поэзию и живопись на эстраду, подмостки публичных залов!
- На улицу, футуристы! Барабанщики и поэты!
(Поэты проходят на место. Маяковский вступает в диалог с залом.)
(Шум в зале) «Что вы себе позволяете!»
Маяковский (в зал): - Вы там, молчите! Здесь слушают меня! ( Читает стихотворение)
Через час отсюда в чистый переулок
Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
А я вам открыл столько стихов шкатулок,
Я - бесценных слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей,
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковины вещей.
Все вы на бабочку поэтиного сердца
Взгромоздитесь грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
Ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну,
Кривляться перед вами не захочется - и вот
Я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я- бесценных слов транжир и мот.)
«Нате!»
2 собеседник:
Маяковский ждать от вас в поэзии нечего. Ваши стихи умрут раньше вас!
Учитель: было два взгляда на творчество футуристов:
К.Чуковский, внимательно следивший за книгами и выступлениями футуристов и друживший с В.Маяковским, писал: "Среди московских футуристов немало талантов, и многих нельзя не любить, - но все они вместе свидетельствуют о роковом понижении нашей национальной духовной культуры".
М.Горький, напротив, всячески поддерживал футуристов: "Их много ругают, и это несомненно, громадная ошибка... Их породила сама жизнь, наши современные условия. Они - вовремя рожденные ребята... Как бы смешны и крикливы не были наши футуристы, но им нужно широко раскрывать двери, широко, ибо это молодые голоса, зовущие к молодой жизни".
Чье мнение вы поддерживаете и почему?
Учитель: Вот так броско, ярко, скандально и весело в начале XX века заявили о себе футуристы. Новое, свежее, очень смелое литературное направление, пришедшее на смену символизму и акмеизму. Тогда, 100 лет назад, это странное, мягко говоря, искусство было понято и принято единицами, а сейчас их поэзия считается едва ли не классической…
Основные принципы футуризма:
- отрицание старое и утверждение нового искусства, которое призвано преобразить окружающий мир
- попытки обновить поэтический язык (для них характерно словотворчество)
- эстетическое бунтарство, эпатаж
Стихам этих поэтов характерны приёмы звукоподражания, использование лозунгов, плакатов, новых ритмов, необычных рифм и многое другое.
Подводятся итоги урока (записью в тетрадях)
Итак, новая литература громко заявила о себе. Хор голосов хотя и был дисгармоничным, но само их существование, столкновения друг с другом, влечение к русской классике и поиск новых путей - всё стало знаком времени.
Обращаясь вновь к нашему проблемному вопросу, можно сказать, что в своих стихах поэты выразили и безумья тех лет, и надежду на светлое будущее.
Богатейшее духовное наследие Серебряного века целым пластом вошло в русскую культуру и стало неотъемлемой частью русского искусства.
Пророчески звучали стихи А. Блока:
Двадцатый век...
Еще бездомной,
Еще страшнее жизни мгла,
Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла.
И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть, и ненависть к отчизне...
И черная земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи.
Неслыханные перемены.
Невиданные мятежи...
Наш урок подходит к концу. Послушайте небольшое напутствие на будущее:
Стихи не нужны недотепам и нудным.
Сердца им не вылечит рифма сквозная.
Поэзию любят красивые люди:
Я это по личному опыту знаю.