Здравствуйте , ребята! К сегодняшнему уроку мы просили вас нарисовать рисунки на тему « Электробезопасность в быту». В результате у нас получилась замечательная выставка.
Мы с вами изучаем раздел « Электрические явления» и вы уже знаете, что электрический ток друг и помощник человека. Сегодня невозможно представить свою жизнь без электрического освещения, бытовых электроприборов, телевизора, компьютера и т.д. Но так как ток таит в себе большую опасность, а беспечность и самонадеянность при обращении с электроприборами жестоко наказывается, мы решили провести этот урок совместно с учителем ОБЖ Буркиным А.А. и назвать его «Электробезопасность в быту и в школе» Открываем тетради и записываем тему урока.
Сегодня на уроке мы должны будем, используя знания по теме «Электрические явления» разработать правила электробезопасности. А сделать это предлагаем , используя ситуации, изображенные на ваших рисунках.
Прежде чем приступить к работе, давайте проведем небольшую разминку, вспомним материал, который нам пригодится на данном уроке.
РАЗМИНКА
С разминкой вы справились, молодцы. Теперь давайте разделимся на две группы , выберем рисунок , и поработаем над той ситуацией, которая изображена на рисунке.
ЗАДАНИЕ
Представьте, что вам необходимо просверлить отверстие в стене, чтобы повесить плакат, используя электродрель. Смоделируйте ваши действия, опишите их. На обдумывание задания дается 2 мин.
( дети моделируют ситуации, описывают действия)
- Мы увидели демонстрацию действий обеих групп, а теперь давайте вместе с вами проанализируем эту ситуацию с точки зрения физики и ОБЖ. В чем опасность данной ситуации?
( может произойти поражение электрическим током)
- Может. Определяющую роль в поражающем действии тока играет величина силы тока. Давайте рассчитаем ее в данной ситуации. Как находится сила тока? ( по закону Ома). Какие данные нам потребуются для решения задачи?(напряжение и сопротивление).Напряжение, которое используется в быту наверняка вы знаете? (220 В).
При поражении электрическим током он пройдет через тело человека. Давайте вспомним отчего зависит сопротивление любого проводника? ( от его геометрических параметров). В отличие от проводника тело человека не имеет постоянного сопротивления. При чистой и сухой коже оно может изменятся в пределах- от 1 до 100 кОм, а иногда и больших. Электрическое сопротивление кожи человека в основном определяет наружный слой кожи – эпидермис. Состоящий из ороговевших клеток. Сопротивление внутренних тканей тела небольшое- всего лишь 300-500 Ом. Поэтому при нежной, влажной и потной коже или повреждение эпидермиса ( ссадины, раны) электрическое сопротивление тела может быть очень небольшим. Человек с такой кожей наиболее уязвим для электрического тока. У девушек нежнее кожа и более тонкий слой эпидермиса, нежели у юношей; у мужчин, имеющих мозолистые руки, сопротивление тела может достигать очень больших величин, и опасность их поражения током снижается . При решении задач берется сопротивление тела человека 1 кОм.
Итак, решаем задачу:
Дано:
U = 220В
R = 1 кОм
I -?
Ответ : I = 0, 22 А
А теперь посмотрите в таблицу и определите опасный ли это ток? Для этого выразите А в мА : 220 мА
- Ребята, что же мы получили. Ток такой силы очень опасен для человека. Значит в данных условиях работать с электроприборами нельзя или мы что-то не учли?
- Мы не учли сопротивление обуви человека и того материала. На котором он стоит, так как ток в этом случае пройдет через тело человека в землю (пол). Общее сопротивление будет равно сумме указанных сопротивлений. Почему? ( последовательное соединение)
Посмотрите на следующую таблицу и допишите необходимые данные в тетрадь. Как найти общее сопротивление? Каким будет соединение проводников в этом случае? Рассчитайте силу тока с новыми данными
Ответ: 0, 09 мА- безопасна.
Ребята, а как можно усугубить ситуацию?
В этом случае ток потечет по пути наименьшего сопротивления, т.е через тело человека к батарее, а значит повторится первый случай данной задачи, сопротивление человека мало.
Теперь давайте вспомним , как группы моделировали данную ситуацию, что сделали правильно, а что нет.
( анализ работы групп)
Ребята, давайте, сделаем вывод: какие правила поведения необходимо помнить при работе с бытовыми электроприборами:
- Проверить исправность приборов, нет ли повреждений проводки и корпуса;
- Использовать при работе диэлектрики
- Не касаться металлических предметов.
Одну ситуацию мы с вами рассмотрели, давайте выберем следующий рисунок. Например, характерный для приближающегося праздника. Чтобы использовать гирлянду, ее нужно сделать своими руками. Предлагаем вам задачу.
Задание 2
Представьте , что для проведения новогоднего праздника во Владыкинской школе вам было поручено изготовить елочную гирлянду из лампочек сопротивлением 6 Ом. Сила тока в цепи 0,3А. Сколько лампочек вам необходимо для изготовления гирлянды?
Дано:
I= 0,3А n= U/U1 U1 = I R=20 0,3= 6(В)
R= 20 Ом n = 220: 6=36,6
U= 220В
n-?
Ответ: 37
Почему вы взяли именно это число ( округлили)
А если посмотреть на округление сточки зрения физики, а не математики. Почему нужно взять 37 лампочек, а не 36? ( если будет 36 лампочек гирлянда будет рассчитана н6а меньшее напряжение, чем есть в сети и может перегореть)
Ребята, а если во время праздника гирлянда случайно перегорит, как вы будете устранять неисправность? Покажите. Что не правильно сделали группы?
Давайте сделаем вывод:
- нельзя ремонтировать электроприборы под напряжением;
- ремонт электроприборов осуществлять инструментами с изолирующими ручками.
Ребята, давайте попросим наших гостей выбрать ситуацию, заинтересовавщую их.
( ситуации другие рассмотреть по рисункам)
Мы разобрали с вами ситуации, часто встречающиеся в быту. Еще раз сформулируем выведенные правила.
А теперь давайте поговорим об электробезопасности в школе. Подумайте и назовите самые опасные с этой точки зрения места в школе.
( электрощитовая, кабинет физики, информатики, мастерская, столовая)
- Почему вы назвали кабинет физики?
( потому, что работаем на уроках с электрическим током)
При работе с электрическим током вы должны соблюдать правила техники безопасности. Это наиболее действенная профилактика электротравматизма. Давайте их вспомним.
Мы с вами рассчитывали силу тока в разных ситуациях при решении задач, а теперь сделайте это экспериментально, собрав цепь по схеме.
( собирают цепь, рассчитывают силу тока)
Мы рады, что выполняя экспериментальную работы вы учли все те замечания, на которые мы с вами обратили внимание.
Но если вдруг вам придется попасть в ситуацию, связанную с поражением током , вы должны уметь оказать первую помощь, так как в этом случае дорога каждая секунда. Ученики старших классах подготовили для вас ролик, где рассказывается о правилах оказания первой помощи при поражении электрическим током. Представляем его вашему вниманию.
Надеемся, что выйдя с этого урока вы не будете забывать то, о чем мы с вами говорили. Урок окончен.