СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок физкультуры и физики "Выборы космонавта (Законы физики на службе физической культуры)"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Показать взаимосвязь между физической культурой и физикой;
  2.  Решить прикладные задачи по физике.
  3. Учить, как познать себя, как рационально использовать свои знания физики на уроках физкультуры.
  4. Развивать силу, быстроту, выносливость.
  5. Воспитывать упорство и настойчивость в достижении цели.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок физкультуры и физики "Выборы космонавта (Законы физики на службе физической культуры)"»

Интегрированный урок физика – физкультура

Учитель физики: Ильина Т.М.

Учитель физкультуры: Кисляков И.П.

Тема: Выборы космонавта (Законы физики на службе физической культуры).

Цель: Формирование умения анализировать, обобщать, применять научные знания в

конкретных жизненных ситуациях. Проверка практической направленности законов физики уроке физической культуры.

Задачи:

  1. Показать взаимосвязь между физической культурой и физикой;

  2. Решить прикладные задачи по физике.

  3. Учить, как познать себя, как рационально использовать свои знания физики на уроках физкультуры.

  4. Развивать силу, быстроту, выносливость.

  5. Воспитывать упорство и настойчивость в достижении цели.

Место проведения: Спортивный зал.

Тип урока: интегрированный урок – практикум.

Методы обучения.

Методы организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, практические.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковый, частично-исследовательский.

Методы контроля: контроль со стороны учителя, самоконтроль.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в группе.


Инвентарь: столы 2 шт., рулетка 2 шт., секундомер, калькуляторы, гимнастическая скамейка, гимнастический мат, обруч, фишки 8 шт.

Средства обучения: Карточки задания по физике, комплекс физических упражнений, беседа.

План проведения урока.

Основные этапы урока


Продолжительность, мин

1. Организационный момент

Построение. Рапорт (учитель физкультуры)

Пояснения учителя физики и физической культуры.

3

2. Разминка

Игра «Механическое движение»

Эстафеты:

1. «Тело, вещество, явление»

7

3.Основная часть

Практическая работа №1 «Измерение массы и роста тела».

Практическая работа №2 «Челночный бег»

Практическая работа №4 «Работа и мощность».

30

4. Итоги урока


3

5. Домашнее задание


2
















Ход урока



Части и содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Подготовительная часть


Построение, прием рапорта, сообщение задач урока. Контроль ЧСС в состоянии покоя.

Особое внимание к учащимся с ослабленным здоровьем


Строятся, сдают рапорт

2. Разминка

Учитель физики: «Физика – наука об окружающей нас природе». Физическая культура – предмет, который не только помогает сохранить здоровье, но и учит, как познать себя, как рационально использовать свои знания и умения в жизни.

Сегодня у нас необычный урок, урок физики и физкультуры, на котором мы будем отбирать космонавтов. При отборе вы заполняете индивидуальную карту.

Отбор к полету.

Учитель физики задает вопросы:

  1. 7,8км/с - ?

  2. F=m*g

  3. Нет взаимодействия с опорой

  4. P-?

Космонавт должен быть физически подготовленным к полету и пребыванию в космических условиях.

Учитель физкультуры:

Игра «Механическое движение».

Бег по периметру зала. По свистку изменить движение согласно заданию: равномерное движение, движение с ускорением, равномерное движение, движение с приставными шагами, бег спиной вперёд, обычный бег. Ходьба, перестроение из одной колонны в две в движении. Построение в командах.

Учитель физики: Важное значение при отборе космонавтов имеет вестибулярный аппарат. Он необходим для хорошей адаптации к невесомости, помогает ориентироваться в пространстве.

Учитель физкультуры: Игра «Тело, вещество, явление».

Выбираем карточку, читаем и отвечаем что это: тело, вещество или явление. Участник пробегает дистанцию с обручем, совершает кувырок, берет в руки мяч и попадает в кольцо. (оценивается количество попаданий и скорость) ( Выполняют по очереди все члены команды).

Учащиеся слушают и выполняют задания











Ответ: первая космическая скорость

Ответ: сила тяжести

Ответ: невесомость

Ответ: вес тела




























3. Основная часть

Учитель физкультуры: При старте, в невесомости и при посадке космонавт должен иметь сильный тренированный аппарат.

Учитель физики: и знание как его применять

1.Что называют силой тяжести?


2.Чтоназывают весом тела?


4.В чем различие между весом тела и силой тяжести?

5.Когда наступает невесомость? В чем она проявляется?


6. Как изменяется вес космонавта при старте ракеты и при торможении приземляющегося корабля?

Учитель физкультуры: чтобы подготовиться к полету выполним следующие задания

Практическая работа № 1 . « Измерение массы и роста тела». (Проводят оба учителя)

1. Измерить массу тела с помощью напольных весов. Записать результат измерения в паспорт ученика. (С точностью до кг).

2. Измерить рост с помощью ростомера. Записать результат измерения (в сантиметрах) в индивидуальной карте ученика.

3. С помощью таблиц установить свои показатели. Записать результат в индивидуальную карту ученика

Практическая работа № 2. «Челночный бег». (Проводят оба учителя совместно).

Вычислить среднюю скорость бега каждого учащегося.

Найти среднюю скорость бега всей группы.

Уровень определяем по таблице скоростей

Практическая работа № 3. «Подтягивание на горизонтальной скамье» ». (Проводят оба учителя)

Измерения: масса тела, длина скамьи, длина рук, время.

Задания.

1.Рассчитать работу рук при подтягивании на горизонтальной скамье.

2.Определить развиваемую при этом мощность.

Как правильно подтянуть себя при выполнении упражнения, чтобы сосчитать работу по этой формуле?

Выполняем упражнения, производим необходимые измерения и вычисления. Полученный результат записываем в индивидуальную карту ученика и карту группы





Ответ: Сила с которой Земля притягивает к себе тела.

Ответ: сила с которой тело действует на опору или подвес

Ответ: сила тяжести действует на тело, вес на опору или подвес.

Ответ: Когда тело перестаёт давить на опору или растягивать подвес (свободное падение).

Ответ: вес увеличивается, космонавт испытывает перегрузки








Измеряют рост и массу и заполняют индивидуальные карты









Выполняют упражнение «челночный бег» 3 по 10 метров. Время движения каждого ученика измеряют учителя, сообщают результат, а дети выполняют необходимые вычисления.











Подтягиваем себя до линии плеч.



Выполняют упражнения, производят необходимые измерения и вычисления. Полученный результат записываем в карты ученика и группы

Заключительная часть

Построение. Подведение итогов


Домашнее задание

По физике: Человек, погружаясь в воду, ощущает некоторую легкость. Не проявление ли это невесомости?

Составить и решить задачу по ситуации, изображённой на рисунке (физика).

По физкультуре: Составить комплекс упражнений для развития мышц плечевого пояса.












Практическая работа № 1. « Измерение массы и роста тела»


1. Измерить массу тела с помощью напольных весов. Записать результат измерения в индивидуальную карту ученика и карту группы. (С точностью до кг).

2. Измерить рост с помощью ростомера. Записать результат измерения (в сантиметрах) в индивидуальной карте ученика и карту группы.

3. С помощью таблиц установить свои показатели. Записать результат в индивидуальную карту ученика и карту группы .

Члены команды

m, кг

l, м

1.



2.



3.



4.



Общая




Антропометрические таблицы.

В таблицах роста и массы представлены не только средние значения показателей, но и диапазоны значений по группам. Деление показателей на "низкие", "средние" и "высокие" очень условно.


Рост мальчиков (см).

Возраст

Показатель

очень
низкий

низкий

ниже
среднего

средний

выше
среднего

высокий

очень
высокий

15 лет

154,6-158,6

158,6-162,5

162,5-173,5

173,5-177,6

177,6-181,6

181,6

16 лет

158,8-163,2

163,2-166,8

166,8-177,8

177,8-182,0

182,0-186,3

186,3

17 лет

162,8-166,6

166,6-171,6

171,6-181,6

181,6-186,0

186,0-188,5

188,5


Рост девочек (см).

Возраст

Показатель

очень
низкий

низкий

ниже
среднего

средний

выше
среднего

высокий

очень
высокий

15 лет

150,7-154,4

154,4-157,2

157,2-166,0

166,0-169,2

169,2-173,4

173,4

16 лет

151,6-155,2

155,2-158,0

158,0-166,8

166,8-170,2

170,2-173,8

173,8

17 лет

152,2-155,8

155,8-158,6

158,6-169,2

169,2-170,4

170,4-174,2

174,2


Масса девочек (кг).

Возраст

Показатель

очень
низкий

низкий

ниже
среднего

средний

выше
среднего

высокий

очень
высокий

15 лет

42,0-46,8

46,8-50,6

50,6-60,4

60,4-66,5

66,5-74,9

74,9

16 лет

45,2-48,4

48,4-51,8

51,8-61,3

61,3-67,6

67,6-75,6

75,6

17 лет

46,2-49,2

49,2-52,9

52,9-61,9

61,9-68,0

68,0-76,0

76,0



Масса мальчиков ( кг ).

Возраст

Показатель

очень
низкий

низкий

ниже
среднего

средний

выше
среднего

высокий

очень
высокий

15 лет

38,7-43,0

43,0-48,3

48,3-62,8

62,8-70,0

70,0-80,1

80,1

16 лет

44,0-48,3

48,3-54,0

54,0-69,6

69,6-76,5

76,5-84,7

84,7

17 лет

49,3-54,6

54,6-59,8

59,8-74,0

74,0-80,1

80,1-87,8

87,8







Практическая работа № 2. «Челночный бег». (Проводят оба учителя совместно).


Вычислить среднюю скорость бега каждого учащегося.

Найти среднюю скорость бега всей группы.


Члены команды

S, м

t, с

Скорость, м/с υ =


Скорость, км/ч


1.





2.





3.





4.





Общие






* Перевод единиц производим по правилу: м/с • 3,6 = км/ч.


* Чтобы найти среднюю скорость движения группы, надо весь путь разделить на всё время движения.

.

После выполнения задания ставим вопрос: какую физическую величину можно рассчитать, зная массу и среднюю скорость движения?



таблица скоростей:













Практическая работа № 3. «Подтягивание на горизонтальной скамье»


Измерения: масса тела, длина рук, время.

Задания.

1.Рассчитать работу рук при подтягивании на горизонтальной скамье.

2.Определить развиваемую при этом мощность.


m, кг

Длина рук

ℓ, м

Число подтягиваний

n

t, с

А= m · g · ℓ · n, Дж

N= A/t, Вт


























3. Определите общую работу и мощность

А =


N =










ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1. Человек, погружаясь в воду, ощущает некоторую легкость. Не проявление ли это невесомости?

  2. Составить и решить задачу по ситуации, изображённой на рисунке. (физика)




  1. Составить комплекс упражнений для развития мышц плечевого пояса (физическая культура).











Обработка данных под руководством учителя физики. Оформление решений.


Практическая работа № 1. Измерение скорости бега.

Стандартное расстояние (например, периметр спортивного зала) P умножаем на число кругов п и делим на время пробежки t

Перевод скорости, выраженной в м/с, на всем понятные км\ч.

v = п P / t

Практическая работа № 2. Измерение максимальной скорости движения.

Стандартная короткая дистанция (s = 60 м) пробегается максимально быстро, за время t. Максимальная скорость движения: v max= s t

Практическая работа № 3. Измерение массы тела учащихся.

С помощью таблицы соответствия массы тела росту и возрасту учащиеся выявляют отклонения от нормы.

Практическая работа № 4. Определение силы рук при выполнении виса на перекладине.

Повиснув на перекладине на одной руке, учащиеся почувствовали напряжение мышц. Зная массу m в кг и объем своего тела V 3), определяют силу руки. Считается, что плотность тела приблизительно равна плотности воды (об этом напоминает учитель физики). V = m ⁄ ρ

На тело действует две силы: сила тяжести F = mg и выталкивающая сила воздуха FA = ρgV (плотность воздуха берется из таблицы в учебнике).

F = mg ─ ρgV.

Практическая работа № 5. Работа рук при подтягивании на перекладине.

Работа одного подъема тела A = P = mgl , lдлина рук (в м).

Рабата нескольких (п) подъемов рук будет соответственно равна: A=nmgl.



































Игра «Тело, вещество, явление».



Стол



Алюминий



Мяч



Воздух



Лёд



Книга



Железо



Медь



Человек



Молоко



Кусок льда



Скамейка


Прыжок



Метель


Наводнение


Нагревание






ЛИТЕРАТУРА.



1. Учебники физики и физической культуры:

  • А.В. Пёрышкин. ФИЗИКА 7 класс. М.:Дрофа- 2008г.


  • А.В. Пёрышкин. ФИЗИКА 9 класс. М.:Дрофа- 2008г.


  • В.И.Лях. А.А.Зданевич. Физическая культура 8-9 классы. М.: Просвещение, 2011г.


2. Другая литература:


  • В.К. Филиппов «Биомеханика и физическая культура». Научно-методический журнал «Физическая культура в школе» № 2 1997 г., с.58.


  • В.М.Малинин «О физической активности сельских школьников». Научно-методический журнал «Физическая культура в школе» № 8 2011 г., с.23.

  • Е.Л.Михайлова. Интегрированный урок в 11 классе. Научно-методический журнал «Физическая культура в школе» № 1 2012 г., с.28.


  • В.М.Букатов. Секреты дидактических игр. Психология, методика, дисциплина. Образовательные проекты. Речь. Санкт - Петербург, 2010 г.


  • nsportal.ru/shkola/raznoe/library/poznai-sebya