Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок географии и обществознания по теме "Экономический рост и развитие"»
Интегрированный урок географии и обществознания.
Тема: Экономический рост и развитие. Центры экономической мощи и «полюсы бедности» в современном мире
Ориентировочные сроки: сентябрь
Тип урока: изучение нового материала
Учебно-методический комплекс:
География. Современный мир. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина; - М., Просвещение, 2012.
Обществознание: учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень/Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая и др. – М., Просвещение, 2014.
Задачи:
Образовательные: ввести понятия «экономический рост» и «экономическое развитие», показать разницу между ними. Сформировать представление о современной экономической картине мира.
Развивающие: способствовать развитию мышления, речи, умения работать в группе, осуществлять отбор и анализ информации.
Воспитательные: воспитание экономической грамотности, толерантности, уважения к труду; интереса к познанию.
Структура урока | Деятельность учителя (характеристики) | Деятельность обучающихся (характеристики) |
Мотивационный блок | Учитель географии спрашивает, как можно подсчитать национальное богатство страны? Учитель обществознания предлагает обучающимся порассуждать на тему высказывания о ВНП (Приложение 1). Подводят к мысли о том, что измерители экономической деятельности важны как в географии, так и в экономике, которую изучает обществознание. Предлагают изучить их (измерители экономической деятельности) в контексте двух предметов. | Отвечают на вопрос; анализируют высказывание, размышляют, озвучивают свое мнение, оперируя понятиями «валовый национальный продукт» и «валовый внутренний продукт», изученными на прошлом уроке обществознания и предыдущих уроках курса географии. Намечают цель своей деятельности на ближайший урок. |
Информационный блок | Учитель обществознания вводит понятия «экономический рост», «экономическое развитие», поясняет, в каком случае имеет место то или иное экономическое явление. Учитель географии рисует картину экономических и социальных контрастов в современном мире. Вводит понятие «национальное богатство», дает ему характеристику. Учитель географии представляет несколько вариантов подсчета национального богатства (стр. 150). Учитель обществознания предлагает вспомнить, что такое факторы производства (из курса обществознания 8 класса) и заполнить таблицу при помощи учебника (стр. 19). Учитель географии предлагает заполнить таблицу сведениями из учебника обществознания (стр. 150). Спрашивает, что получилось в результате? Учителя делают устную оценку результатов работы. | Анализируют информацию, фиксируют понятия в тетрадях. Принимают информацию, размышляют, анализируют информацию учебника и заполняют таблицу. Оглашают результаты своей работы. Дополняют таблицу. Делают вывод о том, что факторы экономического роста из обществознания – это «три вида капитала» из географии. Оглашают результаты своей работы. |
Аналитический блок | Организуют работу в группах. Задача учащихся – наметить перспективы развития страны при помощи факторов экономического роста, полученных в случайном порядке (Приложение 3). | Работают в группе: - определяют, будет идти речь об экономическом росте или развитии; - намечают траекторию экономического роста/развития страны; - определяют, будет рост интенсивным или экстенсивным. Озвучивают результаты своей работы, анализируют выступления одноклассников, вносят коррективы. |
Рефлексия | Направляет русло работы на завершающий этап. Предлагает осуществить взаимооценку и определить лучший проект, а также осуществить оценку работы в группах и самооценку. Организует обсуждение, что получилось, а что – нет, и почему. Задает вопрос: «Какие новые умения, знания, представления, ценности вы вынесли с данного занятия?» Знакомят с домашним заданием: - познакомиться с текстом из учебника географии «Центры экономической мощи вчера и сегодня» (стр. 150-151) - подготовиться к дискуссии по одной из позиций (Приложение 4). | Осуществляют оценку того, что было намечено, и чего удалось достичь; определяют сложности и достижения. Осуществляют самооценку и взаимооценку Приходят к мысли о том, что экономический рост и развитие – явления сложные, требующие большой планомерной работы, результат которой зависит от массы факторов и проявляется далеко не сразу. Знакомятся с домашним заданием. |
Приложение 1. Высказывание для размышления: «ВНП Китая выше, чем ВНП Франции. Можно ли на этом основании сделать вывод о лучшем положении дел в его экономике?»
Приложение 2. Таблица для самостоятельной работы:
Изначальный вариант:
Фактор производства | Характеристика |
Труд | |
Земля | |
Капитал | |
Информация | |
Предпринимательские способности | |
Дополненный вариант:
Фактор производства | Характеристика | Аналог в географии |
Труд | | Человеческий капитал |
Земля | | Природный капитал |
Капитал | | Воспроизводимый капитал |
Информация | | |
Предпринимательские способности | | |
Приложение 3:
Слова/словосочетания на бумаге, выдаются группам в хаотичном порядке:
- «много низкоквалифицированных рабочих», «много высококвалифицированных рабочих», «небольшая численность населения», «большой приток мигрантов»;
- «страна богата природными ресурсами», «природные ресурсы скудные»;
- «машинное производство», «кустарное производство и промыслы», «ручной труд», «автоматизированная техника»;
- «большой научный потенциал», «низкий уровень образования граждан», «утечка умов»;
- «активные инициативные граждане», «зачаточная предпринимательская деятельность» и т.п.
Приложение 4: позиции для дискуссии
А) от имени хорошо развитой страны:
- слаборазвитым странам необходимо оказывать гуманитарную помощь;
- слаборазвитым странам не стоит оказывать гуманитарную помощь.
Б) от имени слаборазвитой страны:
- нам необходима гуманитарная помощь для дальнейшего развития;
- мы не нуждаемся в гуманитарной помощи.