СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок географии и обществознания по теме "Экономический рост и развитие"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок географии и обществознания.

Тема: Экономический рост и развитие. Центры экономической мощи и «полюсы бедности» в современном мире

Тип урока: освоение нового материала

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок географии и обществознания по теме "Экономический рост и развитие"»

Интегрированный урок географии и обществознания.

Тема: Экономический рост и развитие. Центры экономической мощи и «полюсы бедности» в современном мире

Ориентировочные сроки: сентябрь

Тип урока: изучение нового материала

Учебно-методический комплекс:

География. Современный мир. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина; - М., Просвещение, 2012.

Обществознание: учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень/Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая и др. – М., Просвещение, 2014.

Задачи:

  1. Образовательные: ввести понятия «экономический рост» и «экономическое развитие», показать разницу между ними. Сформировать представление о современной экономической картине мира.

  2. Развивающие: способствовать развитию мышления, речи, умения работать в группе, осуществлять отбор и анализ информации.

  3. Воспитательные: воспитание экономической грамотности, толерантности, уважения к труду; интереса к познанию.

Структура урока

Деятельность учителя (характеристики)

Деятельность обучающихся (характеристики)

  1. Мотивационный блок

Учитель географии спрашивает, как можно подсчитать национальное богатство страны?

Учитель обществознания предлагает обучающимся порассуждать на тему высказывания о ВНП (Приложение 1).



Подводят к мысли о том, что измерители экономической деятельности важны как в географии, так и в экономике, которую изучает обществознание. Предлагают изучить их (измерители экономической деятельности) в контексте двух предметов.

Отвечают на вопрос; анализируют высказывание, размышляют, озвучивают свое мнение, оперируя понятиями «валовый национальный продукт» и «валовый внутренний продукт», изученными на прошлом уроке обществознания и предыдущих уроках курса географии.


Намечают цель своей деятельности на ближайший урок.

  1. Информационный блок

Учитель обществознания вводит понятия «экономический рост», «экономическое развитие», поясняет, в каком случае имеет место то или иное экономическое явление.


Учитель географии рисует картину экономических и социальных контрастов в современном мире. Вводит понятие «национальное богатство», дает ему характеристику.


Учитель географии представляет несколько вариантов подсчета национального богатства (стр. 150).


Учитель обществознания предлагает вспомнить, что такое факторы производства (из курса обществознания 8 класса) и заполнить таблицу при помощи учебника (стр. 19).


Учитель географии предлагает заполнить таблицу сведениями из учебника обществознания (стр. 150). Спрашивает, что получилось в результате?


Учителя делают устную оценку результатов работы.

Анализируют информацию, фиксируют понятия в тетрадях.










Принимают информацию, размышляют, анализируют информацию учебника и заполняют таблицу. Оглашают результаты своей работы.







Дополняют таблицу. Делают вывод о том, что факторы экономического роста из обществознания – это «три вида капитала» из географии. Оглашают результаты своей работы.

  1. Аналитический блок

Организуют работу в группах. Задача учащихся – наметить перспективы развития страны при помощи факторов экономического роста, полученных в случайном порядке (Приложение 3).

Работают в группе:

- определяют, будет идти речь об экономическом росте или развитии;

- намечают траекторию экономического роста/развития страны;

- определяют, будет рост интенсивным или экстенсивным.

Озвучивают результаты своей работы, анализируют выступления одноклассников, вносят коррективы.

  1. Рефлексия

Направляет русло работы на завершающий этап. Предлагает осуществить взаимооценку и определить лучший проект, а также осуществить оценку работы в группах и самооценку.


Организует обсуждение, что получилось, а что – нет, и почему.


Задает вопрос: «Какие новые умения, знания, представления, ценности вы вынесли с данного занятия?»





Знакомят с домашним заданием:

- познакомиться с текстом из учебника географии «Центры экономической мощи вчера и сегодня» (стр. 150-151)

- подготовиться к дискуссии по одной из позиций (Приложение 4).

Осуществляют оценку того, что было намечено, и чего удалось достичь; определяют сложности и достижения. Осуществляют самооценку и взаимооценку







Приходят к мысли о том, что экономический рост и развитие – явления сложные, требующие большой планомерной работы, результат которой зависит от массы факторов и проявляется далеко не сразу.


Знакомятся с домашним заданием.



Приложение 1. Высказывание для размышления: «ВНП Китая выше, чем ВНП Франции. Можно ли на этом основании сделать вывод о лучшем положении дел в его экономике?»

Приложение 2. Таблица для самостоятельной работы:

Изначальный вариант:

Фактор производства

Характеристика

Труд


Земля


Капитал


Информация


Предпринимательские способности




Дополненный вариант:

Фактор производства

Характеристика

Аналог в географии

Труд


Человеческий капитал

Земля


Природный капитал

Капитал


Воспроизводимый капитал

Информация



Предпринимательские способности



Приложение 3:

Слова/словосочетания на бумаге, выдаются группам в хаотичном порядке:

- «много низкоквалифицированных рабочих», «много высококвалифицированных рабочих», «небольшая численность населения», «большой приток мигрантов»;

- «страна богата природными ресурсами», «природные ресурсы скудные»;

- «машинное производство», «кустарное производство и промыслы», «ручной труд», «автоматизированная техника»;

- «большой научный потенциал», «низкий уровень образования граждан», «утечка умов»;

- «активные инициативные граждане», «зачаточная предпринимательская деятельность» и т.п.

Приложение 4: позиции для дискуссии

А) от имени хорошо развитой страны:

- слаборазвитым странам необходимо оказывать гуманитарную помощь;

- слаборазвитым странам не стоит оказывать гуманитарную помощь.

Б) от имени слаборазвитой страны:

- нам необходима гуманитарная помощь для дальнейшего развития;

- мы не нуждаемся в гуманитарной помощи.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!