СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок истории и литературы

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поэт обращается к истории, чтобы разобраться в настоящем, чтобы понять. Вся наша история проходит перед читателями Пушкина.  

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок истории и литературы»

Тема: Пушкин – драматург. Трагедия «Борис Годунов»-начало смуты.

Цели: познакомить учеников с фрагментом драмы, углубить представление о драматических жанрах, развивать навыки анализа поэтического текста, развивать творческие способности учащихся…….

Ход урока:

  1. Орг.нач.урока.

  2. Сообщение темы и целей.

  3. Работа по теме.

(Учитель истории) На доске появляется запись Борис Годунов. -Кто это? (Учитель литературы) Ставлю кавычки. Что это? (произведение). Кто автор? (А.С.Пушкин) (записываю) (Учитель истории) – Связь каких предметов вы увидели? (появляется окончательная запись темы урока) (Учитель литературы) - Запишите тему урока и подумайте, какая цель с точки зрения литературы стоит перед нами? (Познакомиться с отрывком из (Учитель истории) - С чего надо начать изучение темы?

Поэт обращается к истории, чтобы разобраться в настоящем, чтобы понять. Вся наша история проходит перед читателями Пушкина.
И начнём мы с истории.

Итак, Пушкин-поэт-историк, поэтому с позиции истории и литературы одновременно мы будем рассматривать произведение, написанное в период Михайловской ссылки – трагедию «Борис Годунов», которая рассказывает о таком периоде русской истории, который называли «смутное время». Почему время называли «смутным»? Как создавалась трагедия? Кто её действующие лица? На эти вопросы ответят ваши одноклассники.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭТАП (работа в группах)

  1. Хронология событий (восстановить).

  2. Восстановление текста о Борисе Годунове.

  3. Биография Лжедмитрия.

ВЫСТУПАЮЩИЙ 1 (Смутное время)
В 1584 году умер русский царь Иван Грозный. На престоле оказался его сын Федор Иоаннович, отличавшийся кротким добродушным нравом, но недалеким умом, поэтому он мало подходил на роль правителя огромной державы. Подлинным правителем страны стал царский шурин (брат жены) Борис Годунов, на сестре которого был женат Федор Иоаннович. После Ивана Грозного остался еще один сын, маленький царевич Дмитрий, который вместе с матерью был отправлен в город Углич на Волге. Здесь в 1591 году произошло потрясающее событие. В соборной церкви ударили в набат. Народ сбежался, думая, что пожар. На дворцовом дворе увидели тело царевича Димитрия, над убитым вопила в отчаянии мать и кричала, что убийцы подосланы Борисом Годуновым, называла Битяговских – отца и сына. Рассвирепевший народ убил их По стране же поползли слухи, будто в смерти Дмитрия повинен Борис Годунов

ВЫСТУПАЮЩИЙ 2 (Смутное время)
После того, как в 1598году царь Федор Иоаннович скончался, царская династия Рюриковичей пресеклась.  Годунов, показавший себя умелым правителем, был избран главой страны. Но царствование Бориса оказалось несчастливым. Из-за трех неурожайных лет на страну обрушился страшный голод, там и тут вспыхивали крестьянские мятежи, устраивались боярские заговоры. Не прекращались слухи об убийстве царевича людьми Годунова. ( Смута)

В 1603 году до Москвы дошел новый слух, вскоре подтвердившийся, что в Польше объявился человек, выдающий себя за чудом спасшегося Дмитрия. Человеком этим был беглый инок Чудова монастыря Григорий Отрепьев.

ВЫСТУПАЮЩИЙ 3 ( Григорий Отрепьев)
Григорий Отрепьев родился в Галиче.(Костромская область) Считается, что Григорий был на год или два старше царевича. В монастыре, расположенном неподалеку от родительского поместия, постригся в монахи
Однако простая и непритязательная жизнь монаха его не привлекала: после скитания по монастырям он поступил в аристократический Чудов монастырь в Москве
Именно там будущий претендент начинает подготовку к своей роли: он расспрашивал чудовских монахов о подробностях убийства царевича, а также о правилах и этикете придворной жизни. Позже «чернец Гришка» начинает весьма неосмотрительно хвалиться тем, что когда-нибудь займёт царский престол. Похвальбу эту донесли до царских ушей, и Борис приказывает сослать монаха в отдалённый Кириллов монастырь, но кем-то предупреждённый Григорий бежит в Польшу, где и объявляет себя «чудесно спасшимся царевичем».

- Учитель (История создания трагедии «Борис Годунов»)

С начала 19 века в России резко возрос интерес к собственной истории в связи с появлением «Истории Государства Российского» Н.М.Карамзина, старшего друга Пушкина. Его многотомный труд А.С.Пушкин хорошо знал и высоко ценил. Он не мог пройти мимо такого сюжета как «смутное время».

Ценя труд Карамзина, Пушкин следовал в своей драме в изложении исторических событий за историком. Но драма Пушкина – это не иллюстрация к карамзинской истории, а оригинальное, самобытное произведение, содержание которого составляют события последних лет правления неординарного царя Бориса Годунова. Нам с вами предстоит прочесть одну из сцен этого произведения, в которой главными персонажами являются старец Пимен, монах- летописец Чудова монастыря, под началом которого состоит молодой инок Григорий Отрепьев, будущий Дмитрий Самозванец.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭТАП

А.С.Пушкин «Сцена в Чудовом монастыре»
Перед анализом этого эпизода проведем словарную работу, так как в тексте встречается много архаизмов.

Словарная работа «Узнай слова эпохи». (под музыку) - При чтении отрывка вы встретились с незнакомыми словами, архаизмами: днесь, присно, смирять, отрок, инок, келья, сетовать, ратный, блаженство, клобук, чернец, послушанье . Ваша задача: соединить слово с его значением. (Проверка)

Словарная работа «Узнай слова эпохи»

ДНЕСЬ (сегодня)

Монах

ПРИСНО (всегда)

Высокий монашеский головной убор

СМИРЯТЬ (делать послушным)

Боевой

ОТРОК (подросток)

Сегодня

ИНОК (монах)

Всегда

КЕЛЬЯ (жилище монахов в монастыре)

Делать послушным

СЕТОВАТЬ (жаловаться)

Подросток

РАТНЫЙ (боевой)

Повиновение

БЛАЖЕНСТВО (высшая степень счастья)

Монах

КЛОБУК (высокий монашеский головной убор)

Жаловаться

ЧЕРНЕЦ (монах)

Жилище монахов в монастыре

ПОСЛУШАНЬЕ (повиновение)

Высшая степень блаженства


- А сейчас я предлагаю вашему вниманию монолог Пимена (аудиозапись 2). Но перед прослушиванием познакомьтесь с вопросами, на которые вы должны будете ответить (На доске записаны вопросы)
В какой период жизни изображен Пимен? (
Монах изображен в период жизни, когда он осознает, что ему пора «отдохнуть», «Погасить свечу», он чувствует близость смерти и осознает, что скоро предстанет «пред Всевышним», и это придает особую убедительность его речам).
- Как Пимен относится к своему труду летописца? ( …долг, завещанный от Бога», он понимает необходимость сохранения памяти: «Да ведают потомки православных / Земли родной минувшую судьбу…») Труд летописца – исполнение долга, завещанного Богом.) (во время монолога готовятся к выступлению 2 уч-ся)
- Послушаем диалог Пимена и Григория в исполнении учащихся.(инсценировка) До слов «И в тихую обитель затвориться…+ чтение отрывка по учебнику (1 уч-ся начинает, затем продолжает другой, назначенный первым и т.д.)



РАБОТА В ГРУППАХ
ВОПРОСЫ К ОБРАЗУ ПИМЕНА ( 1 группа)
Какое событие изменило судьбу Пимена ( С тех пор как Пимен стал свидетелем «злого дела, кровавого греха – убийства царевича Дмитрия, он «Мало вникал в дела мирские).
Как Пимен относится к Григорию? (Покровительственно, с заботой, как учитель к ученику)
Прав ли Григорий , сравнивая Пимена с дьяком, который»не ведает ни жалости , ни гнева». (Нет, не прав. Пимен не равнодушен к людям. Это проявляется в его отношении к Ивану Грозному, смиренному царю Федору, общему греху, нареченного царя – убийцы «владыкою»).
Только ли царей винит в преступлениях Пимен? ( «Прогневали мы Бога, согрешили…») Пимен – носитель народной мудрости. Как горе воспринимает Пимен совершенное противно всем законам «венчание Бориса на престол»
ВОПРОСЫ ПО ОБРАЗУ ОТРЕПЬЕВА (2 группа)
Как сон Григория раскрывает его честолюбивые замыслы ? (Москва видится ему «с высоты», людей он воспринимает, как обитателей «муравейника»)
Что послужило причиной решения Григория выдать себя за наследника престола? (Кроме честолюбивых помыслов, слова Пимена о том, что царевич Дмитрий – ровесник Григория)
Как Григорий оправдывает свое желание стать самозванцем ? (Григорий мысленно обращается к царю Борису:»И не уйдешь ты от суда мирского,/ Как не уйдешь от Божьего суда»).
Какие черты мы замечаем в Григории ? (Жажда власти, стремление к богатству, неразборчивое честолюбие).
Вопросы учителя: Мог ли по вашему автор симпатизировать им ?
Как выражается отношение автора к своим героям и к самозванству? (Самозванство, по Пушкину, безнравственно и жестоко).

Работа с карточками (3 группа) - Ребята, на карточках записаны различные эпитеты и слова, обозначающие черты характера. В карточке № 1 подчеркните те, которые, по вашему мнению, относятся к летописцу, а в карточке №2 черты, характеризующие Григория. (Учащиеся подчеркивают)

Карточка № 1 . Простодушие, гордость, жадность, смиренность, спокойный, жестокий, мудрый, верный Богу, злой, мстительный, усердие, умилительная кротость.

Карточка № 2. Доброта, жажда власти, стремление к богатству, страх, жалость, самозванец, мудрость, простодушие, беглый инок, жалость, хитрость, наивность.



Закрепление изученного материала.

- Словарную работу вы выполняли под музыку М.П.Мусоргского. - Как она связана с темой нашего урока? (Композитор тоже обратился к этой исторической теме и написал оперу «Борис Годунов»). - И сегодня драма Пушкина востребована: кино, театр, музыка.
ИТОГ.
В трагедии «Борис Годунов» отразился взгляд Пушкина на историю, в истории есть цель. В трагедии «Борис Годунов» цель состоит в пробуждении совести людей, стремлении покаянием остановить преступления. Выразителем этой идеи становится смиренный монах, летописец, тот, кто пишет историю народа. В опере М.П.Мусоргский тоже звучит высокая нравственная тема ответственности человека за свои поступки
Начало ноября 1612 года считается завершением Смутного времени. Русское ополчение под руководством Минина и Пожарского одержали победу над поляками. В память об этой победе 4 ноября объявлен в России Днем народного единства.

Рефлексия,

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Подготовить выразительное чтение отрывка (по литературе)