«Шиловская средняя общеобразовательная школа №2»
муниципального образования Шиловский муниципальный район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Рязанской области
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
По теме «ДРУЖЕСКИЙ ШАРЖ»
ИЗО 6 КЛАСС
Составитель:
УЧИТЕЛЬ ИЗО
Серегина Л.А.
Шилово 2019 г.
Тема: Дружеский портрет – шарж.
Цель: Знакомитесь с особенностями жанра, портретом – карикатурой. Портретом – дружеским шаржем. С художественным преувеличением «Правда жизни и язык искусства». Ознакомить с термином - кукрыниксы.
Тип урока: Комбинированный.
Вид деятельности: Рисование по фото. Создание коллективного панно «Веселый коллаж».
Планируемые результаты: Учащиеся приобретают знания в области жанра «портрет». А именно в области исполнения шаржей. Учатся использовать новую лексику в речи. Осваивают правила выполнения шаржа. Развивают образное видение, основываясь на наблюдении сфотографированного объекта.
Ключевые слова: Сатирический образ, дружеский шарж, карикатура, художники кукрыниксы.
Оборудование: Индивидуальное фото (распечатки портретов детей), бумага, карандаши, ластик, ( восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры), схемы построения.
Метапредметные связи: Подобрать прилагательное - комплемент (литература, русский язык). Изучение строения лица (анатомия строения черепа). Прослушивание музыки И.С.Бах «Шутка» (музыка).
Музыкальный ряд: И.С. Бах «Шутка»
Ход урока:
Организационный момент: Приветствие учащихся, проверка готовности, отметка отсутствующих.
Повторение пройденного материала: Ребята для начала я предлагаю вам оценить наше настроение выбором одного из смайликов (три цвета: красный, жёлтый, зелёный). И так оценка нашего настроения и уравновешенности на 4 бала (зелёный). Сегодняшний урок мы проведем с Вами как заключительный в рамках большой темы «Вглядываясь в человека» - портрет. Давайте повторим пройденный материал и разгадаем кроссворд. Из которого мы и узнаем новую тему.
| 4.П | |
5. С | 3. К | У | Л | Ь | П | Т | О | Р | |
| А | | О |
Р | | 7.А | Н | Ф | А | С |
А | | 2.Х | | И | |
Н | У | Л |
Д | | 1.П | Д | Ь |
А | О | О | |
9.Ш | А | Р | Ж |
| Т | Н |
8.К | А | Р | И | К | А | Т | У | Р | А |
6.С | Т | Е | К | А | |
| Т | |
По вертикали:
Образ определенного реального человека изображаемого графически (портрет).
Человек, посветивший свою жизнь рисованию (художник).
Графический материал в изображении (карандаш).
Вид сбоку на портрете (профиль)
По горизонтали:
Человек, занимающийся изготовлением портрета из камня и глины (скульптор).
Инструмент скульптора (стека).
Прямое расположение лица на портрете (анфас).
Сатирический рисунок, критикующий человека (карикатура).
Дружеский портрет человека (шарж).
Сообщение темы: «Дружеский шарж»
3.Вводная беседа: Понятие «шарж» пришло к нам из Франции и переводится как рисунок, в котором изображаются люди в шуточной и добродушной форме.
Многие люди путают понятие дружеского шаржа с юмористическим жанром- карикатурой. Назначение карикатуры высмеивать определенные недостатки (злость ,жадность) или жизненную ситуацию чаще всего политическую.
Непревзойдённым карикатуристом считается Оноре Домье художник эпохи XIX века. Перед вами на экране его известные работы «Дон Кихот Ламанчский»

У нас в России известными карикатуристами являлись Кукрынисты. Этот псевдоним был образован от начальных букв фамилий и имени трёх выдающихся карикатуристов Куприянова, Крылова и Николая Соколова. Их работы были направлены на высмеивание политических героев и событий.

Так, например, высмеивание Адольфа Гитлера направленно поднимало настроение советским военным в годы Великой Отечественной Войны. (Внимание на экран)
Шарж Призван смешить людей! Если у человека увеличены уши и красивые губы, то для безобидного Шаржа выделить нужно именно красивую часть лица или тела, именно тогда рисунок окажется неоскорбительным. (Работы Владимира Валегова.) 




При обучении рисованию шаржам первое и самое главное условие: изучить лицо человека, оценить его достоинства и недостатки. Обратить внимание на уши, глаза, брови, нос, подбородок. У человека есть характерные родинки, либо линия волос, которая в массе своей очень индивидуальна. Изучаем всё: бантики, серьги, одежду. Каждый человек уникален и задача художника: уловить эту уникальность. Как пример посмотрим работу на видео молодой неизвестной художницы - шаржистки по выполнению портретов учащихся.
4.Сообщение нового материала: Мы с Вами пробовали себя в роли портретистов, скульпторов, а сегодня попробуем в роли шаржистов.
Наша цель научиться, максимально правдиво передавать черты человека пользуясь изученными правилами.
Сколько частей составляет голова человека?
Какую форму имеет череп по своему строению?
Основные линии лица (вертикальные, горизонтальные)? 
Лица всех людей незначительно отличаются друг от друга, это мы с Вами изучали на протяжении нескольких уроков третьей четверти. 




5.Вводный инструктаж: Мы получили каждый фото своего одноклассника. Рассматриваем, внимательно изучаем, выполняем шарж (плечевой, форматом А5), вырезаем, наклеиваем на готовый общий фон (форматом А1 в виде виньетки). В ходе самостоятельной работы подбираем слова комплименты своему однокласснику на заглавные буквы имени и фамилии. Например: Георгий Головин - гордый, гармоничный, Дарья - добрая, дальновидная. Мною был выполнен и приклеен образец шаржа, обратите свои взоры.
6.Практическая работа: выполнение самостоятельной работы с поддержкой учителя и обсуждением сложных мест. Поиск решений. Соединение готовых рисунков в общий коллаж. Фоновая музыка.
7.Рефлексия:
1.Кого называли Кукрыниксами?
2.Что означает понятие – шарж?
3.Что нужно помнить при выполнении дружеского шаржа?
8.Заключительная часть. Прошу всех оценить своё настроение по окончании урока и выбрать соответствующий смайлик. Спасибо за урок. Уборка рабочего места, домашнее задание.