СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок литературного чтения «Дифференциация букв Г-К и звуков [г -к], [ г’ - к’] в слогах и словах» в инклюзивном классе.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан для обучающихся в инклюзивном 1 классе, где присутствует ученик с расстройством аутистического спектра, который включен в образовательный процесс на основе постоянной неполной интеграции.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок литературного чтения «Дифференциация букв Г-К и звуков [г -к], [ г’ - к’] в слогах и словах» в инклюзивном классе.»

Проектирование интегрированного урока литературного чтения по теме:

«Дифференциация букв Г-К и звуков [г -к], [ г’ - к’]

в слогах и словах» в инклюзивном классе

(учитель начальных классов, учитель-логопед, тьютор )

Программа «Школа России»

Данный урок разработан для обучающихся в инклюзивном 1 классе, где присутствует ученик с расстройством аутистического спектра, который включен в образовательный процесс на основе постоянной неполной интеграции. Такая форма обучения предполагает, что обучающийся занимается по индивидуальному учебному плану, который предусматривает индивидуальное обучение по основным предметам и включение в совместное обучение с классом по отдельным предметам.

Согласно заключению ГПМПК для данного ребенка определен вариант адаптированной образовательной программы – 8.2 в сопровождении тьютора.



Тип урока

Урок закрепления полученных знаний.

Дидактическая цель

- Закреплять умения дифференцировать звуки [г], [г’], [к], [к’] и буквы Г- К в слогах и словах.


Задачи

Коррекционно-образовательные:


- различать звуки [г], [г’], [к], [к’] на слух и произношением в логах, словах;

- уточнять различия между парными звонкими и глухими, мягкими, твердыми;

- уточнение и активизация словаря по теме «Зима»;

-способствовать формированию правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения.


Коррекционно-развивающие:


- развивать правильное речевое дыхание, чувство ритма;

- развивать фонематическое восприятие учащихся;

- развивать речь, память, логическое мышление, познавательные процессы учащихся;

- подготовить речевой аппарат и дыхание к произношению звуков и букв.


Коррекционно-воспитательные:


- воспитывать чувство товарищества, умение работать в парах, ценить время и рационально его использовать;

- формировать навык самоконтроля, взаимопонимания;

- создать условия благоприятного психологического климата.






Планируемые результаты

Личностные :

-Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Работать в команде, группе. Вносить свой вклад в работу для достижения общего результата. Быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению. Не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.


Метапредметные:

Регулятивные:

-Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке. Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, работать по коллективно составленному плану. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.


Коммуникативные:

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию. Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте. Помочь ребёнку участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке.


Познавательные УУД:

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Развивать умение работать с разными видами информации. Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и тетради. Работать над формированием умений выполнения действий по образцу. Работать над использованием знаково-символичных средств.


Предметные:

- Выделять и распознавать звуки [г], [г’], [к], [к’] в словах, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст вслух.








Формы работы, приёмы и методы

1. Личностно-ориентированный метод обучения;

2. Подводящий диалог,

3. Поисково-исследовательский прием,

4. Наглядно-иллюстративный метод

5.Демонстрационно – тренировочный приём.



Используемые технологии

Игровые, здоровьесберегающие, ИКТ технологии, прием мнемотехники, технологии активного обучения, применение методики безотметочного обучения.


Основные понятия

Буквы Г и К, звуки [г, к], [г’, к’].



Ресурсы:

- основные

-дополнительные

Азбука. 1 класс. В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, …..

Презентация Microsoft Office PowerPoint


Картинки, индивидуальные карточки, рукавички из картона (заранее изготовленные детьми на уроке технологии) по количеству детей, схемы слов, шарики для самооценки, письмо, компьютер, проектор, интерактивная доска, доска.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Этапы урока

Деятельность учителей


Деятельность учащихся

Деятельность учащегося с ОВЗ

УУД

Организационный момент.

(учитель)






Мотивация

(учитель)


Учитель приветствует детей:

-Вот и прозвенел звонок.

Нам пора начать урок.

К гостям нашим повернитесь

И друг другу улыбнитесь.


-С таким добрым, хорошим настроением мы начинаем наш урок.


-Ребята! Вчера нам пришло письмо. Прочтём, кому оно адресовано. (1 «Б» классу). Интересно, а от кого же оно?

Давайте откроем конверт и прочтем письмо, может тогда, узнаем от кого оно.

Чтение письма:

«Здравствуйте, дорогие друзья!!! Скоро праздник – Новый год. Мы приглашаем вас к себе в гости. Вы любите наряжать елку? А мы свою елочку уже украсили красивыми шарами. Но зимняя вьюга сорвала все шары и разбросала по лесу. Помогите нам собрать все новогодние шары. Вы их сможете вернуть на елку, если справитесь со всеми заданиями». Подпись - Кот Матроскин.

-Ребята, вы согласны помочь коту Матроскину?

-Итак, отправляемся в путь, поможем нашим друзьям вернуть шары на елку.

Настраиваются на успешную работу


Настраивается на успешную работу


Обеспечение учащимся организации их учебной

деятельности.

(Регулятивные УУД)


Создание эмоционально-положительного настроя на урок, ситуации успеха, доверия

(Регулятивные УУД)


Соблюдение простейших норм речевого этикета. (Коммуникативные УУД


Дыхательная гимнастика

(учитель-логопед)






Зима в этом году вьюжная и снежная. Все дороги замело. Просто так не проедешь. Впереди дорога с заносами, сугробами. Дует сильный, холодный ветер.

Сейчас мы, как ветер будем сдувать снежинку со своей варежки, которая лежит у вас на парте. Ребята, а вы умеете правильно дуть? Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щеки не надуваем!

-Вот мы и добрались до «Простоквашино».

Наверно все замёрзли, давайте разогреем наши руки. Подуем горячим воздухом. Вдыхаем воздух через нос и дуем на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

Выполняют действия

по заданному плану


Выполняет действия

по заданному плану с помощью тьютора





Умение правильно выполнять действия по образцу

(Регулятивные УУД

Умение формировать правильный и длительный речевой выдох.

(Предметные УДД)


Постановка целей и определение темы урока (Проблемная ситуация)

учитель































Учитель-логопед

Для того чтобы вернуть 1 шар на ёлку, надо помочь Шарику выполнить задание:


Загадывание загадки:

Меня хлопали лопатой,

Меня сделали горбатой,

Меня били, колотили!

Ледяной водой облили,

А когда покрылась коркой,

Стала я весёлой ( ГОРКОЙ)


-Какой первый звук слышим? [ г ]

-Что произойдёт, если заменим 1 звук на [к]?

-Сравните. Что общего? Чем отличаются?

-Знаете ли вы что такое корка, горка?

-Что изменилось при смене 1 буквы?


-Составьте схемы этих слов.

1 вариант разбирает слово ГОРКА,

2 вариант разбирает слово КОРКА.

2 ученика работают у доски.

А затем проверяем в паре.


г

о

р

к

а



к

о

р

к

а














-Что вы можете сказать?

-Хорошо! Буквы разные, а схемы одинаковые.

-Вы думаете так должно быть?

-Понаблюдаем за первыми звуками?

-А какие это звуки? (парные)

-Схемы глухих и звонких звуков будут одинаковыми?

-Правильно, на схемах звуки должны отличаться. Поставьте шляпки первым звукам.


-Обозначьте на своей модели.


Вывод:

-звук [г] произносится с голосом, он звонкий, и определяется буквой Г на письме и при чтении,

-звук [к] произносится без голоса, он глухой и определяется буквой К на письме и при чтении.



-Вы уже догадались, с какими звуками и буквами мы будем работать на уроке?


«Сравнение букв Г-К и звуков [г -к],[ г’ - к’]»


Молодцы, вот и 2 шар на ёлке

Отгадывают загадку.

Слушают задания, отвечают на вопросы















Самостоятельно по вариантам составляют схемы слов (работа в парах)

2 ученика работают у доски: составляют схемы, оценивают себя.

Выполняют проверку в парах и самопроверка с доски(оценивают работу у доски, при помощи плюса и минуса)

















Называют тему урока

Выполняет задания с помощью наглядного материала вместе с тьютором


Действует по определенному алгоритму

Умение сравнивать с образцом, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, работать над использованием знаково-символичных средств.

(Познавательные УУД)


Умение с достаточной точностью выражать свои мысли, не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению, выполнять правила работы в паре.

(КоммуникативныеУУД)


Умение применять знания, умения и навыки изученные ранее;

на основе анализа объектов делать выводы;

(Предметные УУД)


Уметь определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения.

(Метопредметные УУД)



Закрепление понятий «твердый – мягкий звук», «звонкий - глухой».

Артикуляционная гимнастика с элементами пальчиковой гимнастики


К нам прилетел галчонок, он предлагает выполнить задание, и тогда мы вернём ещё один шарик на ёлку.

-Какие органы и части нашего тела нам помогают читать? (губы, рот, язык, глаза)

-Галчонок тренирует язычок, чтобы лучше произносить звуки. Давайте ему поможем. Покажем, как нужно тренировать язычок.

Учитель-логопед демонстрирует и проговаривает


Молодцы, вот и 3 шар на ёлке.

Выполняют действия

по образцу


Выполняет действия

по образцу совместно с тьютором


Умение правильно выполнять действия по образцу

(Регулятивные УУД

Умение выполнять полноценные движения органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков [г] [к].

(Предметные УУД)

Актуализация знаний

1.Разминка – чистоговорка, с элементами физминутки


Не будем терять ни минутки, выполним звуковую разминку с котом Матроскиным.


Га-ка-га-ка - наша ёлка высока

Го-ко-го-ко – её видно далеко

Ки-ги-ки-ги - другу быстро помоги и шары все собери.


Молодцы, вот и 4 шар на ёлке.


Читают и проговаривают и выполняют действия по образцу


Читает и проговаривает и выполняют действия по образцу


Умение читать слоги и слова с изученными буквами (Предметные УУД)

Понимать и воспринимать на слух объяснения учителя.

(Коммуникативные УУД)

Упражнение в делении звуков по твёрдости- мягкости


Дядя Фёдор предлагает поиграть с ним в снежки и вернуть 5 шар на ёлку.



Снежки в этой игре на твердые и мягкие согласные звуки. Чтобы правильно попасть, надо вспомнить в каких случаях твердые согласные, а в каких мягкие согласные звуки.



Молодцы, правильно справились с заданием, вот и 5 шар на ёлке.


Проговаривают с каким согласным звуком снежок и отправляют его в цель (на интерактивной доске)

Работает совместно с детьми на интерактивной доске(по желанию)

В случае отказа работает по индивидуальной карте

Умение применять знания, умения и навыки изученные ранее;

на основе анализа объектов делать выводы;

(Предметные УУД)


Работа с текстом

(учитель)

-Следующим заданием будет работа по букварю. Но прежде чем читать по букварю, нам надо подготовиться к чтению. Прочитаем слова с экрана


ПРАЗДНИК

ВЫРЕЗАЛИ

ПЛАСТИЛИН

ПЕРВОКЛАССНИКИ

СОЛДАТИКОВ

НАРИСОВАЛИ

ПРИГОТОВИЛИ

ВЫЛЕПИЛИ

РАСКРАСИЛИ


Чтение текста

-Приступаем к работе с текстом. Первый раз читаем самостоятельно текст и выделяем буквы, с которыми мы сегодня работаем. Отмечаем звонкие, глухие согласные.

-Второй раз прочитываем вслух по цепочке.


Беседа по содержанию

-Некоторые слова в предложениях написаны с большой буквы. Почему?

-Кто готовил подарки к празднику?

-К какому празднику готовятся ребята?

-Для кого приготовили подарки первоклассники?

-Что приготовили дети в подарок?

-Будут ли рады подаркам ребята из детского сада?

-Как работали дети, чтобы изготовить такие красивые подарки? (Старательно, с желанием и любовью)

С работой справились и получили ещё шар на ёлку-(6)

Дети читают текст, отвечают на вопросы к тексту.


Работает с текстом в букваре и отвечает на вопросы к тексту (помощь тьютора).


Умение читать слоги и слова с изученными буквами, читать текст вслух, находить требуемые буквы в словах

(Предметные УУД)


Уметь понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, контролировать свои действия в процессе его выполнения, находить в тексте ответы на вопросы; определять основную мысль текста; формулировать собственное мнение.

(Метопредметные УУД)


Упражнение в делении звуков по глухости – звонкости


А теперь давайте поиграем. Если я называю слова, в которых слышатся звуки [к] или [к,] – хлопают в ладоши один раз, если слова со звуками [г] или [г,] – топают ногой один раз.


Санки, сосулька, коньки, вьюга, сугроб, снегопад, гирлянда, елка, каток, мороз, снежок, сугроб, конфета, сапоги, игрушка.


Молодцы, вот и 7 шар на ёлке.

Выполняют задание по плану с опорой на слайд

Выполняет задание по плану

с опорой на слайд

Умение находить и различать слова с требуемыми звуками на слух (Предметные УУД)

Мнемотаблица

(учитель логопед)

-Дядя Фёдор готовит стихотворение на Новый год, поможем ему его выучить?

Работа с мнемотаблицей


Молодцы, вот и 8 шар на ёлке.

Выполняют задание по плану

Выполняет задание по индивидуальному плану

Умение развивать речеслуховую и зрительную память, расширять и актуализировать словарь

Рефлексия учебной деятельности на уроке


-Ребята, красивая ёлочка стала?

-Получилось у нас помочь друзьям? Почему?

-Правильно, когда все вместе и дружно тогда любая работа по плечу.

-Нам говорят «Спасибо» все герои из Простоквашино.


Нам пора возвращаться. Давайте вспомним, какие буквы и звуки мы сегодня повторяли.

Каждый должен самостоятельно оценить свою работу на сегодняшнем уроке. Вам нужно разместить шары на елочке. Кто считает, что проявил себя во время урока активным, вовлеченным, смекалистым, все получилось - берет зеленый шарик, кто был менее активным, но все же старался проявить себя, возникли небольшие трудности – берет желтый шарик, а тот, кому было трудно, непонятно, неинтересно – берет красный шарик.

Отвечают на вопросы.










Выбирают, показывают и размещают шарики на елку

Отвечает на вопросы по желанию








Выбирает, показывает и размещает шарик на елку

-Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

(Коммуникативные УУД)






Умение оценивать результат своей работы, свои достижения. (Личностные УУД)