Конспект интегрированного урока литературного чтения и ИЗО в 1 классе
по УМК "Школа России",
учителя начальных классов МОУ «СОШ №4»
Некипеловой Ларисы Федоровны
1. Тема: В. Осеева «Собака яростно лаяла», рисование героев произведения в технике пятна
2. Цель - организовать совместную и самостоятельную деятельность учащихся при знакомстве с рассказом В. Осеевой «Собака яростно лаяла» и проиллюстрировать данное произведение;
3. Задачи:
Предметные:
совершенствовать навык чтения целыми словами,
учить правильно формулировать ответы на вопросы по тексту, развивать внимание к слову,
развивать умение определять жанр произведения.
совершенствовать навык рисования в технике пятна.
Метапредметные:
регулятивные - развивать умение ставить учебную задачу самостоятельно, способствовать развитию навыков самоконтроля;
коммуникативные – развивать умения формулировать точные, полные ответы.
познавательные (информационные) - способствовать формированию умения искать информацию в учебной книге, в учебных словарях, понимать информацию;
Личностные:
организация участия детей в действиях интриги учебника по данной теме, учёт позиции собеседника.
воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающего мира;
4. Оборудование:
- проектор;
- ноутбук;
- мультимедийная презентация;
- портрет В. Осеевой
- выставка книг В. Осеевой;
- выставка рисунков ранее выполненных детьми в технике пятна;
- краски акварельные, карандаши, альбомы, кисточки;
Вступительная беседа. Актуализация опорных знаний
Речевая разминка
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на уроке. Можете ли вы показать мне своё настроение? (Дети показывают смайлики)
-Очень хорошо. Итак, начинаем наш урок с речевой разминки. Прочитаем чистоговорку.
Слайд 1
Жу-жу-жу, жу-жу-жу –
Как-то ёж пришёл к ужу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи –
Мне ужаток покажи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу –
Я с ежами не дружу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа –
Уж уходит от ежа.
1Читает учитель
2.Читают про себя
3.Затем один ученик вслух
4. Читают хором
- А почему ужи не дружат с ежами?
(Ежи-хищники, они питаются всем, что удается поймать. Это могут быть различные насекомые, мыши.Так же в их рацион попадаются небольшие змеи, такие как ужи и гадюки.)
- Почему сегодня чистоговорка о животных? Какой раздел мы с вами изучаем?
(О братьях наших меньших)
- А кто это «наши меньшие братья»?
(Представители животного мира, звери, животные)
- Каких писателей вы можете назвать, которые писали о природе, о животных?
(Паустовский,Ушинский,Бианки,Скребицкий)
-О каких животных мы уже читали в этом разделе?
(О собаках)
- А знаете, ребята, когда я шла к вам на урок, слышала, как в школьном дворе ссорились две девочки. И одна другой выкрикнула: «Бессовестная ты! Бессовестная!» Мне захотелось поговорить с вами на эту тему. Безрадостный - значит, нет радости, безнадежный - нет надежды, а бессовестный- нет чего?
(Нет совести)
-А что такое совесть? (Ответы детей)
-Совесть - это как бы второе сознание, как бы двойник человека, который подвергает сомнению и критике различные намерения человека. А уж если человек все-таки совершил что-то неблаговидное, то совесть сурово наказывает его: человек вдруг понимает, что поступил нехорошо, жалеет о содеянном, ругает сам себя.
- Как вы считаете, всегда ли должна быть у человека совесть?
-А по отношению к животным должна быть у человека совесть?
- Сегодня у нас на доске записаны замечательные слова писателя А. Сент-Экзюпери.
Слайд2
«Мы в ответе за тех, кого приручили»
- Прочитайте эти слова и объясните, как вы их понимаете?
(Дети отвечают, что люди должны заботиться своих питомцах и не бросать их.)
Определение темы. Постановка учебной задачи.
- А теперь прочитайте слова, которые вы видите на экране. Как вы думаете, кого можно описать с помощью этих слов?
Слайд 3
(Маленький Пушистый Усатый Беззащитный)
(Котёнок)
Слайд 4
(Большая Лохматая Зубастая Страшная)
(Собака)
- Значит, о каких животных мы будем читать сегодня на уроке?
- И так как сегодня у нас объединённый урок чтения и ИЗО, то что мы должны будем сделать ещё?
(Нарисовать этих животных)
-Интересно ли вам узнать, что с ними произошло?
Работа с заголовком.
-Прочитайте название рассказа.
(Собака яростно лаяла)
-Можно ли по нему определить героев рассказа?
(Да,собака)
-А как вы думаете, на кого она лаяла?
(На котенка)
-Что означает слово «яростно»?
(Сильный гнев, озлобление).
-А кто написал это произведение?
(В. Осеева)
Работа с выставкой книг В. А.Осеевой. Слово об авторе.
(Слайды 5, 6)
Валентина Александровна Осеева (1902–1962) работала педагогом в детских учреждениях и считала это своим призванием. Она пишет о детях, о человеческих качествах, о плохих и хороших поступках. В. Осеева умела мастерски разговаривать с детьми. Этому способствовало то, что, работая воспитателем, хорошо изучила психологию детей разного возраста. Рассказы писательницы печатались в журналах «Затейник», «Мурзилка», «Дружные ребята». Неоднократно переиздавался и переиздаётся до сих пор ее сборник «Волшебное слово».
-Где можно взять книги В. Осеевой?
(В библиотеке)
-Что такое библиотека?
(Хранилище книг)
Работа с иллюстрацией.
(Слайд 7)
-Произведение какого жанра мы будем сейчас читать?
(Пока точно сказать нельзя)
–Давайте проверим наше предположение.
Первичное чтение рассказа
Читает учитель. Дети следят.
-Произведение какого жанра вы сейчас услышали?
(Рассказ)
-Как вы можете доказать свое мнение?
(Нет рифмы, нет волшебства)
Проверка понимания прочитанного.
- На кого лаяла собака?
-Почему она яростно лаяла?
- Найдите и прочитайте предложение о внешнем виде котенка.
-Кто за ним наблюдал?
-Как вы думаете, а чего они ждали?
-Кто еще заметил происходящее?
-Как женщина выбежала?
-Как вы понимаете значение этого слова?
-Подберите близкое по значению слово?
-Почему она так спешила? (хотела быстрее помощь котенку)
-Что она сказала мальчикам? Прочитайте.
-С какой интонацией должны звучать слова женщины?
-Почему мальчики удивились?
-Из-за чего женщина рассердилась на мальчиков?
-Нравятся ли вам герои этого рассказа? Почему?
-Осуждаете ли вы ребят?
-Ответим на второй вопрос на странице шестидесятой.
-Чем можно объясните поведение ребят: нерешительностью, равнодушием, испугом, любопытством, плохим воспитанием?
Физминутка
- Ребята, а вы хотели, чтобы собаки всегда дружили с кошками?
-Наша физминутка как раз об этом?
Кошка Муська моет носик. (ладонью потереть нос)
Кошка Муська ушки трет. (большим и указательным пальцем потеть мочки ушей)
Потому, что нашу киску,
К себе в гости Жучка ждет.
Им двоим совсем нескучно,
Сообща все веселей!
Вместе нюхать, (вдох через нос, выдох через рот)
Вместе лаять, (гав-гав)
И мяукать, и мурлыкать, (мяу-мяу, мур-мур)
И конечно же попрыгать. (прыжки на месте)
Береги своих друзей! (хлопки в ладоши)
Рисование (практическая часть)
- Пришло время нам проиллюстрировать это произведение. Мы будем рисовать главных героев рассказа в технике, которая вам уже знакома. Мы научились выполнять рисунки в технике пятна – сегодня мы можем увидеть ваши работы на нашей выставке.
Слайд 8
- Ребята, а кто может сказать, какой писатель сам иллюстрировал свои произведения и некоторые иллюстрации тоже выполнял в технике пятна?
(Евгений Чарушин)
Слайд 9
Рисование пятном — это способ рисовать и способ смотреть на мир.
Этот метод рисунка ввел британский художник-пейзажист Александр Козенс в конце XVIII столетия, позаимствовав идею у Леонардо да Винчи. Он попытался показать, как художники могли бы использовать пятна чернил, чтобы помочь воображению и освободить себя от формального шаблонного подхода к рисованию. Рисунки получаются оригинальными.
Рисуя на белой бумаге, мы сразу обозначаем форму пятном, активно вторгаясь в лист, и с самого начала видим, как складывается композиция.
В процессе работы характер пятен меняется: появляются планы и пространство между ними. То, что проработано тщательнее, выходит вперед. Добавление теней и фактур придает объем и материальность. Возникает ощущение реальности и осязаемости предметов.
- В чём же польза такого рисования? Конечно, в первую очередь у рисующего вырабатывается цельное видение листа и цельное видение натуры, а также умение передавать плановость, силуэт, объем и свойства.
- Каждый из вас подумает, кого он будет рисовать, и с помощью пятна попробует передать силуэт и форму.
(Рисуют пятно, по форме напоминающее собаку или кошку)
Перед началом работы вспоминаем о правилах техники безопасности при работе с краской, кистью и водой.
ПРАВИЛА РАБОТЫ С КРАСКАМИ
Работу выполнять за столом.
Подготовить свое рабочее место: аккуратно и удобно расположить необходимые материалы.
Планировать свою работу.
Внимательно выслушивать задание воспитателя.
В процессе работы поддерживать порядок на рабочем месте.
При работе с красками необходимо быть аккуратным: не пачкать руки, лицо, костюм, не пачкать стол, за которым работаешь.
Нельзя: брать грязные руки в рот, тереть грязными руками глаза, размахивать кисточкой.
По окончании работы привести в порядок рабочее место.
Тщательно вымыть руки с мылом.
Не использовать для воды стеклянную посуду.
Используй кисть по назначению:
Правильно держи кисть между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным – не слишком близко к ворсу.
Не сжимай кисть сильно.
Аккуратно набирай краску на кисточку.
Лишнюю краску с кисти снимай о край баночки, а не руками.
Вытирай кисть о тряпочку легким прикосновением.
По окончании работы промой кисть в воде.
- А пока наше пятно подсыхает, чтобы в дальнейшем мы смогли закончить рисунок, мы поработаем с произведением.
Повторное чтение рассказа и анализ
-Будем читать и анализировать рассказ.
Выразительное чтение рассказа по одному предложению.
-Прочитайте снова слова о котенке.
-Найдите слова из текста, которые помогают лучше представить маленького котенка? Прочитайте эти словосочетания.
-Какой интонацией передать отношение автора к котенку?
-С какой интонацией звучат слова мальчиков?
-Как прочитать слова женщины?
Закрепление.
Выделение законченных смысловых частей.
-Ребята, у меня есть готовый план этого рассказа, прочитайте его.
Слайд 10
Вот это и плохо!
Собака яростно лаяла.
Как вам не стыдно!
Мальчики стояли и ждали.
-Что интересного вы заметили?
(Нарушен порядок изложения)
Работа в паре.
-Восстановите план, а для выполнения задания вы поработаете в паре со своим соседом. Поставьте с предложениями цифры в той последовательности, как написано в тексте.
(Раздаётся на листочках план)
(2, 4, 3, 1)
(Учитель проверяет, затем сравнивают свой план с планом на слайде.)
Слайд 11
Рисование (Практическая часть)
- Вот и пришла пора закончить наш рисунок. Дополните свои пятна элементами, характерными для ваших животных.
(Дорисовывают)
Игры Деда Буквоеда.
Слайд 12
- Можно немного поиграть и отдохнуть. Мы с вами сыграем в игру Деда Буквоеда «Три кота».
-Этот «кот» на Луну спешит. (Космонавт.)
Этот «кот» из подземных мест. (Крот.)
Этот «кот» хворостинки ест. (Костёр.)
Подведение итога урока. Рефлексия учащихся.
-С каким произведением познакомились на уроке?
- Какой совет вы бы дали мальчикам?
-Как вы думаете, мальчиков будет мучить совесть после слов женщины?
-Будут ли еще мальчики когда-нибудь оставлять наших меньших братьев в беде?
-Как поступили бы вы на месте этих мальчиков?
А я хотела бы добавить:
В. Осеева не знакомит читателей с предысторией событий. Для нее не важно, чей котенок, как он оказался рядом с разъяренной собакой. Рассказ начинается с описания событий: «Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет». Герои рассказа не виноваты в создавшейся ситуации, они лишь случайные свидетели. Но свидетели равнодушные. Своим рассказом В. Осеева убеждает читателей – не совершать зла мало, надо творить добро.
Я верю, что вы не будете совершать плохие поступки, а всегда будете творить добро.
- Теперь мы организуем выставку ваших рисунков. А кому понравилась в целом своя работа на уроке, я прошу прикрепить зелёный значок к своему рисунку. А если вы недовольны своей работай, то к рисунку прикрепите красный значок.
(Учащиеся прикрепляют свои рисунки со значками на доску)
Анализ работ
Работы детей получились интересными, разнообразными по цветам и оттенкам. Все ребята старались показать свою индивидуальность. Работы выполнены аккуратно. Цель занятия достигнута.
Рекомендую дома поработать:
1. Чтение и пересказ рассказа.
2. Взять для чтения в библиотеке книги В. Осеевой.
- Всем спасибо. Урок окончен.