СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок литературного чтения и ИЗО в 1 классе по произведению В. Осеевой "Плохо"

Нажмите, чтобы узнать подробности

С данным уроком принимала участие в фестивале открытых уроков "Молодость и мастерство".Урок прошел успешно, остались довольны и дети, и гости.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок литературного чтения и ИЗО в 1 классе по произведению В. Осеевой "Плохо"»

Конспект интегрированного урока литературного чтения и ИЗО в 1 классе

по УМК "Школа России",

учителя начальных классов МОУ «СОШ №4»

Некипеловой Ларисы Федоровны

1. Тема: В. Осеева «Собака яростно лаяла», рисование героев произведения в технике пятна

2. Цель - организовать совместную и самостоятельную деятельность учащихся при знакомстве с рассказом В. Осеевой «Собака яростно лаяла» и проиллюстрировать данное произведение;

3. Задачи:

Предметные:

  • совершенствовать навык чтения целыми словами,

  • учить правильно формулировать ответы на вопросы по тексту, развивать внимание к слову,

  • развивать умение определять жанр произведения.

  • совершенствовать навык рисования в технике пятна.

Метапредметные:

  • регулятивные - развивать умение ставить учебную задачу самостоятельно, способствовать развитию навыков самоконтроля;

  • коммуникативные – развивать умения формулировать точные, полные ответы.

  • познавательные (информационные) - способствовать формированию умения искать информацию в учебной книге, в учебных словарях, понимать информацию;

Личностные:

  • организация участия детей в действиях интриги учебника по данной теме, учёт позиции собеседника.

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающего мира;


4. Оборудование:

- проектор;

- ноутбук;

- мультимедийная презентация;

- портрет В. Осеевой

- выставка книг В. Осеевой;

- выставка рисунков ранее выполненных детьми в технике пятна;

- краски акварельные, карандаши, альбомы, кисточки;



Вступительная беседа. Актуализация опорных знаний


Речевая разминка

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на уроке. Можете ли вы показать мне своё настроение? (Дети показывают смайлики) 

-Очень хорошо. Итак, начинаем наш урок с речевой разминки. Прочитаем чистоговорку.

 

Слайд 1

Жу-жу-жу, жу-жу-жу –

Как-то ёж пришёл к ужу.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи –

Мне ужаток покажи.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу –

Я с ежами не дружу.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа –

Уж уходит от ежа.

  1Читает учитель

2.Читают про себя

3.Затем один ученик вслух

4. Читают хором


- А почему ужи не дружат с ежами?

(Ежи-хищники, они питаются всем, что удается поймать. Это могут быть различные насекомые, мыши.Так же в их рацион попадаются небольшие змеи, такие как ужи и гадюки.)

- Почему сегодня чистоговорка о животных? Какой раздел мы с вами изучаем?

 (О братьях наших меньших)

- А кто это «наши меньшие братья»?

(Представители животного мира, звери, животные)

- Каких писателей вы можете назвать, которые писали о природе, о животных?

(Паустовский,Ушинский,Бианки,Скребицкий)

-О каких животных мы уже читали в этом разделе? 

(О собаках)

- А знаете, ребята, когда я шла к вам на урок, слышала, как в школьном дворе ссорились две девочки. И одна другой выкрикнула: «Бессовестная ты! Бессовестная!» Мне захотелось поговорить с вами на эту тему. Безрадостный - значит, нет радости, безнадежный - нет надежды, а бессовестный- нет чего?

(Нет совести)

-А что такое совесть? (Ответы детей)

-Совесть - это как бы второе сознание, как бы двойник человека, который подвергает сомнению и критике различные намерения человека. А уж если человек все-таки совершил что-то неблаговидное, то совесть сурово наказывает его: человек вдруг понимает, что поступил нехорошо, жалеет о содеянном, ругает сам себя.

- Как вы считаете, всегда ли должна быть у человека совесть?

-А по отношению к животным должна быть у человека совесть?

- Сегодня у нас на доске записаны замечательные слова писателя А. Сент-Экзюпери.

Слайд2

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

- Прочитайте эти слова и объясните, как вы их понимаете?

(Дети отвечают, что люди должны заботиться своих питомцах и не бросать их.)


Определение темы. Постановка учебной задачи.


- А теперь прочитайте слова, которые вы видите на экране. Как вы думаете, кого можно описать с помощью этих слов?

Слайд 3


(Маленький Пушистый Усатый Беззащитный) 

(Котёнок) 


Слайд 4


(Большая Лохматая Зубастая Страшная) 

(Собака) 


- Значит, о каких животных мы будем читать сегодня на уроке?

- И так как сегодня у нас объединённый урок чтения и ИЗО, то что мы должны будем сделать ещё?

 (Нарисовать этих животных)

-Интересно ли вам узнать, что с ними произошло?


Работа с заголовком.


-Прочитайте название рассказа.

(Собака яростно лаяла)

-Можно ли по нему определить героев рассказа?

(Да,собака)

-А как вы думаете, на кого она лаяла?

(На котенка)

-Что означает слово «яростно»?

(Сильный гнев, озлобление).

-А кто написал это произведение? 

(В. Осеева)


Работа с выставкой книг В. А.Осеевой. Слово об авторе.

(Слайды 5, 6)

Валентина Александровна Осеева (1902–1962) работала педагогом в детских учреждениях и считала это своим призванием. Она пишет о детях, о человеческих качествах, о плохих и хороших поступках. В. Осеева умела мастерски разговаривать с детьми. Этому способствовало то, что, работая воспитателем, хорошо изучила психологию детей разного возраста. Рассказы писательницы печатались в журналах «Затейник», «Мурзилка», «Дружные ребята». Неоднократно переиздавался и переиздаётся до сих пор ее сборник «Волшебное слово».


-Где можно взять книги В. Осеевой?

(В библиотеке)

-Что такое библиотека?

(Хранилище книг)

Работа с иллюстрацией.


(Слайд 7)


-Произведение какого жанра мы будем сейчас читать?

 (Пока точно сказать нельзя)

–Давайте проверим наше предположение.

Первичное чтение рассказа

Читает учитель. Дети следят.

-Произведение какого жанра вы сейчас услышали?

(Рассказ)

-Как вы можете доказать свое мнение?

(Нет рифмы, нет волшебства)


Проверка понимания прочитанного.


- На кого лаяла собака?

-Почему она яростно лаяла?

- Найдите и прочитайте предложение о внешнем виде котенка.

-Кто за ним наблюдал?

-Как вы думаете, а чего они ждали?

-Кто еще заметил происходящее?

-Как женщина выбежала?

-Как вы понимаете значение этого слова?

-Подберите близкое по значению слово?

-Почему она так спешила? (хотела быстрее помощь котенку)

-Что она сказала мальчикам? Прочитайте.

-С какой интонацией должны звучать слова женщины?

-Почему мальчики удивились?

-Из-за чего женщина рассердилась на мальчиков?

-Нравятся ли вам герои этого рассказа? Почему?

-Осуждаете ли вы ребят?

-Ответим на второй вопрос на странице шестидесятой.

-Чем можно объясните поведение ребят: нерешительностью, равнодушием, испугом, любопытством, плохим воспитанием?


Физминутка


- Ребята, а вы хотели, чтобы собаки всегда дружили с кошками?

-Наша физминутка как раз об этом?


Кошка Муська моет носик. (ладонью потереть нос)

Кошка Муська ушки трет. (большим и указательным пальцем потеть мочки ушей)

Потому, что нашу киску,

К себе в гости Жучка ждет.

Им двоим совсем нескучно,

Сообща все веселей!

Вместе нюхать, (вдох через нос, выдох через рот)

Вместе лаять, (гав-гав)

И мяукать, и мурлыкать, (мяу-мяу, мур-мур)

И конечно же попрыгать. (прыжки на месте)

Береги своих друзей! (хлопки в ладоши)


Рисование (практическая часть)

- Пришло время нам проиллюстрировать это произведение. Мы будем рисовать главных героев рассказа в технике, которая вам уже знакома. Мы научились выполнять рисунки в технике пятна – сегодня мы можем увидеть ваши работы на нашей выставке.

Слайд 8

- Ребята, а кто может сказать, какой писатель сам иллюстрировал свои произведения и некоторые иллюстрации тоже выполнял в технике пятна? 

(Евгений Чарушин)

Слайд 9



Рисование пятном — это способ рисовать и способ смотреть на мир.  

Этот метод рисунка ввел британский художник-пейзажист Александр Козенс в конце XVIII столетия, позаимствовав идею у Леонардо да Винчи. Он попытался показать, как художники могли бы использовать пятна чернил, чтобы помочь воображению и освободить себя от формального шаблонного подхода к рисованию. Рисунки получаются оригинальными.
Рисуя на белой бумаге, мы сразу обозначаем форму пятном, активно вторгаясь в лист, и с самого начала видим, как складывается композиция.
В процессе работы характер пятен меняется: появляются планы и пространство между ними. То, что проработано тщательнее, выходит вперед. Добавление теней и фактур придает объем и материальность. Возникает ощущение реальности и осязаемости предметов.

- В чём же польза такого рисования? Конечно, в первую очередь у рисующего вырабатывается цельное видение листа и цельное видение натуры, а также умение передавать плановость, силуэт, объем и свойства.

- Каждый из вас подумает, кого он будет рисовать, и с помощью пятна попробует передать силуэт и форму.

(Рисуют пятно, по форме напоминающее собаку или кошку)



Перед началом работы вспоминаем о правилах техники безопасности при работе с краской, кистью и водой.


ПРАВИЛА РАБОТЫ С КРАСКАМИ

  1. Работу выполнять за столом.

  2. Подготовить свое рабочее место: аккуратно и удобно  расположить необходимые материалы.

  3. Планировать свою работу.

  4. Внимательно выслушивать задание воспитателя.

  5. В процессе работы поддерживать порядок на рабочем месте.

  6. При работе с красками необходимо быть аккуратным: не пачкать руки, лицо, костюм, не пачкать стол, за которым работаешь.

  7. Нельзя: брать грязные руки в рот, тереть грязными руками глаза, размахивать кисточкой.

  8. По окончании работы привести в порядок рабочее место.

  9. Тщательно вымыть руки с мылом.

  10. Не использовать для воды стеклянную посуду.

  11. Используй кисть по назначению:

  • Правильно держи кисть между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным – не слишком близко к ворсу.

  • Не сжимай кисть сильно.

  • Аккуратно набирай краску на кисточку.

  • Лишнюю краску с кисти снимай о край баночки, а не руками.

  • Вытирай кисть о тряпочку легким прикосновением.

  • По окончании работы промой кисть в воде.





- А пока наше пятно подсыхает, чтобы в дальнейшем мы смогли закончить рисунок, мы поработаем с произведением.


Повторное чтение рассказа и анализ


-Будем читать и анализировать рассказ.

Выразительное чтение рассказа по одному предложению.

-Прочитайте снова слова о котенке.

-Найдите слова из текста, которые помогают лучше представить маленького котенка? Прочитайте эти словосочетания.

-Какой интонацией передать отношение автора к котенку?

-С какой интонацией звучат слова мальчиков?

-Как прочитать слова женщины?



Закрепление.

Выделение законченных смысловых частей.

-Ребята, у меня есть готовый план этого рассказа, прочитайте его. 

Слайд 10

  • Вот это и плохо!

  • Собака яростно лаяла.

  • Как вам не стыдно!

  • Мальчики стояли и ждали.

-Что интересного вы заметили? 

(Нарушен порядок изложения)

Работа в паре.

-Восстановите план, а для выполнения задания вы поработаете в паре со своим соседом. Поставьте с предложениями цифры в той последовательности, как написано в тексте.

(Раздаётся на листочках план) 

(2, 4, 3, 1)

(Учитель проверяет, затем сравнивают свой план с планом на слайде.)

 Слайд 11


Рисование (Практическая часть)

- Вот и пришла пора закончить наш рисунок. Дополните свои пятна элементами, характерными для ваших животных. 

(Дорисовывают)


Игры Деда Буквоеда.

Слайд 12

- Можно немного поиграть и отдохнуть. Мы с вами сыграем в игру Деда Буквоеда «Три кота».

-Этот «кот» на Луну спешит. (Космонавт.)

Этот «кот» из подземных мест. (Крот.)

Этот «кот» хворостинки ест. (Костёр.)


Подведение итога урока. Рефлексия учащихся.


-С каким произведением познакомились на уроке?

- Какой совет вы бы дали мальчикам?

-Как вы думаете, мальчиков будет мучить совесть после слов женщины?

-Будут ли еще мальчики когда-нибудь оставлять наших меньших братьев в беде?

-Как поступили бы вы на месте этих мальчиков?


А я хотела бы добавить:

В. Осеева не знакомит читателей с предысторией событий. Для нее не важно, чей котенок, как он оказался рядом с разъяренной собакой. Рассказ начинается с описания событий: «Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет». Герои рассказа не виноваты в создавшейся ситуации, они лишь случайные свидетели. Но свидетели равнодушные. Своим рассказом В. Осеева убеждает читателей – не совершать зла мало, надо творить добро.

Я верю, что вы не будете совершать плохие поступки, а всегда будете творить добро.

- Теперь мы организуем выставку ваших рисунков. А кому понравилась в целом своя работа на уроке, я прошу прикрепить зелёный значок к своему рисунку. А если вы недовольны своей работай, то к рисунку прикрепите красный значок. 

(Учащиеся прикрепляют свои рисунки со значками на доску)

Анализ работ

Работы детей получились интересными, разнообразными по цветам и оттенкам. Все ребята старались показать свою индивидуальность. Работы выполнены аккуратно. Цель занятия достигнута.

Рекомендую дома поработать: 

1. Чтение и пересказ рассказа.

2. Взять для чтения в библиотеке книги В. Осеевой.

- Всем спасибо. Урок окончен.