СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок литературы и истории "Волк на псарне - басня исторического содержания"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю интегрированный урок истории и литературы

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок литературы и истории "Волк на псарне - басня исторического содержания"»

Интегрированный урок истории и литературы в 5 классе (ФГОС)

Тема «Волк на псарне» - басня исторического содержания

Технологическая карта урока

Тема

«Волк на псарне» - басня исторического содержания

Цель

Формирование умения передачи исторического содержания басни “Волк на псарне” литературными средствами (анализ басни).

Задачи

Образовательные:

- овладевать умением чтения и анализа художественного произведения,

- выявлять в произведении конкретно-историческое содержание;

Развивающие:

- развивать устную речь учащихся, эмоциональное восприятие художественного текста, образное мышление, творческое воображение и читательскую культуру;

-способствовать развитию навыков работы с текстом учебника, источниками, иллюстрациями, умений сравнивать, анализировать первоисточники, аргументировано доказывать свою точку зрения, развивать аналитическое и критическое мышление учащихся .

Воспитательные:

- воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к литературным ценностям отечественной культуры.

-воспитывать чувство ответственности, воспитание гражданских качеств, умения различать добро и зло, стремление совершать хорошие поступки, быть активным участником политических процессов

УУД

ЛичностныеУУД: понимание жизненной необходимости личного участия в жизни общества, научиться критически относиться ко всем событиям, историческим и государственным деятелям, их оценкам и информации, поступающей из различных источников, сверять её с практикой,

 Регулятивные УУД: уметь организовывать своё рабочее место; определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроках; использовать в своей деятельности учебник, иллюстрации, карту, дополнительные источники, уметь различать способ и результат действия.

 Коммуникативные УУД: умения и навыка работать в группе (паре), общаться, слушать друг друга, высказываться

Познавательные УУД: способствовать развитию интереса к истории, к политике прошлого и современности.


Планируемые результаты

(предметные)

углубление знаний учащихся жанре басни, умение соотносить текст басни и исторические события

Знание об основных составляющих исторической основы басни

Основные понятия

Басня, Отечественная война 1812 года

Формы урока / методы

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы: словесный, наглядный, практический

Технология / приёмы

Технология развития критического мышления

Технология ситуативного обучения

Технология продуктивного чтения


Сценарий урока

Этап (элемент)
урока

Методический приём

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Текущий контроль

Оргмомент





Здравствуйте! Присаживайтесь! Прежде чем начать урок, посмотрите в окно, улыбнитесь солнцу, улыбнитесь друг другу, а теперь улыбнитесь мне, а я улыбаюсь вам.

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на стол

Наблюдение учителя

Повторение изученного


Фронтальный опрос

- Что мы знаем о басне как о жанре?




- Что заключено в каждой басне?


- А что такое мораль?


- Чьи басни мы с вами рассматривали на прошлом уроке?


- С какими баснями И.А. Крылова вы знакомы?

(Басня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного и сатирического характера с моралью).

(Мораль)


(Поучительный вывод)


(И.А. Крылов)




Наблюдение учителя






Актуализация знаний


Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с еще одной басней, но эта басня необычная.

Прочитайте название басни на стр. 60

А чем эта басня необычная?



Всё верно. Тема нашего урока «Волк на псарне» - басня исторического содержания.


Обратим внимание на тему урока, определим цели урока, что мы сегодня на уроке мы узнаем. Для ответа на вопрос пользуйтесь фразой «Сегодня на уроке я узнаю о….»





(«Волк на псарне»)

(Басня – отклик на события войны 1812 года, те есть эта басня историческая)













Работа в тетради по записи темы


Объяснение нового материала

Технология продуктивного чтения





Технология ситуативного обучения
















Проектная деятельность

1. Сообщение учителя истории об Отечественной войне 1812 года.


2. Чтение басни





3. Словарная работа

Овчарня – загон для овец.

Псарня – особое помещение для ловчих собак, а также для лиц, обслуживающих их.

Хлев – крытое помещение для животных.

Ловчий – лицо заведовавшее (у бояр, помещиков) разными видами ловли, преимущественно же псовой охотой.

Гончие – порода охотничьих собак.


4. Построчный анализ басни в соотнесении их с исторической действительностью



5. Соотнесение характеристик Наполеона и Кутузова в басне и истории

Ребята, И. А. Крылов послал эту басню самому Кутузову. Кутузов сам любил читал ее перед солдатами. И читая слова «Ты сер, а я, приятель сед», всегда снимал с себя головной убор, проводил рукой по своим седым волосам, а все защитники Отечества в ответ кричали «Ура».




Учащиеся работают с текстом учебника с. 60-61.




Учащиеся самостоятельно и при помощи учителя раскрывают смысл слов














Самостоятельная работа учащихся





Работа учащихся по составлению схем-характеристик героев при помощи раздаточного материала

Волк – Наполеон

Ловчий - Кутузов

коварство

опыт

вероломство

мудрость

хитрость

предусмотрительность

трусость

уверенность





Слово учителя истории о событиях Отечественной войны 1812 года



Наблюдение учителя, помощь при возникающих затруднениях










Наблюдение учителя, комментарии, словесные оценки

Оценивание выступлений



Наблюдение учителя, комментарии

Стадия рефлексия












Учитель предлагает каждому ученику сделать вывод по уроку, продолжив предложения:

На уроке я узнал?

На уроке я познакомился?

Я понял что?


Ответы учащихся