СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок литературы и обществознания

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок литературы и обществознания»

«Цель и смысл жизни человека»

Тип урока: - интегрированный урок обществознания и литературы

Использованная технология – технология этического диалога, критического мышления


Цель: формирование ценностного чувства к своей жизни, к своей душе, воспитание уважения к истории школы и людям, творившим историю.

Задачи:
1.    Научить вникать в суть философских мыслей, вдумываться в их смысл.

2.    Формирование стремления к здоровому образу жизни, ценностного отношения к своей жизни.

3.    Развитие у учащихся способности рассуждать на сложные темы, делиться своими мыслями.

Оборудование – распечатанные задания с выдержками из философских притч на партах, мультимедийный проектор.

Технология педмастерской.


  1. Мотивационная часть урока.

Звучит мелодия. Эннио Морриконе. История любви. (1 слайд)

На фоне музыки учитель истории читает стихотворение Балог Галины.

Н.Е.

« Я брошу вызов судьбе».

Я брошу вызов своей судьбе,

Я судьбу приглашу на дуэль.

Будет трудно мне спорить с ней мне,

И удачу заменит метель,

Но как надо я все проживу.

Буду твердо стоять на ногах,

Кому надо я всем помогу,

Чтоб потом не краснеть в небесах…


Л.Н.

Почему в мире сложно устроено?

Почему нельзя просто жить?

Почему когда сердце настроено

нежно кого- то любить…

нам навстречу с большими преградами

Счастье так долго идёт,

почему же нельзя нам наградами,

жить когда сердце поёт?

Почему одиноко и жалобно-

ветер поёт за окном?

И на сердце тоскливо и холодно,

почему когда мы не вдвоём?


Н.Е.

От чего в этом мире огромном,

столько алчности, зла? – не пойму.

Я за пазухой Божьей так скромно

спряталась и живу, как могу.

Никогда не о чём не жалею.

Да и помощь от вас не прошу.

Я признаюсь, от жизни балдею!

пусть живу не как вы, но живу!

Кто, из вас благодарствуя, знает,

что такое души теплота?

Кто по совести жизнь принимает.

Справедлив он и к людям всегда!

Не нужны мне машины и яхты.

И коттеджи совсем не к чему.

Пусть живу я совсем не богато.

Но с добром я живу, как могу.

Почему в этом мире огромном,

столько алчности, зла? – не пойму.

Я за пазухой Божьей так скромно

спряталась и живу, как могу...

Стадия Индукции. (наведение на проблему).

Вступительное слово учителя обществознания. Сегодня у нас необычный урок. Это урок-размышление, размышление о самом главном. Вы все стоите сейчас пред выбором. -выбором учебного заведения, будущей профессии, но всё это лишь часть вашей самостоятельной жизни. Поэтому очень важно, чтобы вы, сегодня задумались. Задумались над тем, что всегда волнует человека. Какой вопрос волнует человечество на протяжении его существования?


Звучат разные варианты учащихся. Учитель их подводит к мысли о смысле жизни человека и счастье. Давайте послушаем притчу.


Н.Е. Притча о Счастье

Однажды, прогуливаясь по лесу, три брата увидели глубокую яму. В ней сидело Счастье.

Один, из братьев подошел, наклонился к яме и сказал: — Если бы у меня было много денег, я был бы счастлив

Счастье подарило ему много денег, брат ушел счастливым.

Другой брат, наклонившись к яме и попросил: — Красивая женщина, если бы она украсила мою жизнь, тем, чтоб была рядом, вот тогда бы я был счастлив.

Счастье выполнило и его желание, брат убежал с женщиной, вне себя от счастья.

Третий брат подойдя к яме наклонился:

— А Тебе, что нужно? — спросило Счастье.

— Что нужно Тебе? — переспросил брат.

— Я бы хотела, чтоб меня вытащили из этой ямы, — сказало Счастье.

Брат, протянув руку, вытащил из ямы Счастье и пошел прочь своей дорогой.

А Счастье довольное побежало за ним...

Л.Н. - Как вы думаете, о чём эта притча? (ответы детей) (эта притча о счастье)

Что для первого брата было счастьем? Для второго брата? Третьего брата?

-На какой же вопрос нам предстоит найти ответ? (что такое счастье ?)

-Да, ребята, сегодня мы попробуем ответить на вопрос что такое счастье и в чём смысл жизни человека.

Итак, тема нашего сегодняшнего урока « Жизнь и счастье». (2 слайд)

Стадия Деконструкция. (душевное состояние тревоги, неопределенности).

- Может вы уже сейчас готовы ответить на этот вопрос? (3 слайд)

Каждый понимает счастье по-своему, и во все времена люди стремились вывести некую формулу счастья, стремились найти рецепт его достижения.             Трудно дать определение этому понятию. Ваши сверстники в одном   старом советском фильме на вопрос: «Что такое счастье?», ответили:    «Счастье – это когда тебя понимают…»

(4 слайд)

-   А что вкладываете вы в это понятие? (варианты детей и взрослых)

 Наверное, не ошибусь, если скажу, что каждый человек желает быть  счастливым по-настоящему.   Если мы обратимся к словарю, то найдем ответ на вопрос.

Счастье - состояние полноты существования. Человек может быть ситуативно счастлив (выспался, поел, вдоволь поплавал или вкусно понежился), но жить при этом без смысла жизни, не иметь радости смысла жизни. Другой в это время в неуюте и напряжении, но видит ради чего все это - и просыпается в каждый новый день с радостью, поскольку знает, зачем живет.

Но вот легко ли стать счастливым? Мы и попытаемся ответить на этот вопрос.
Стадия Реконструкции. (создание своего образа, текста, рисунка, набора слов - ассоциаций). Учитель на доске.

Мы поднимемся на гору счастья по ступенькам. ( 5 слайд)

Каковы же они и лёгок ли этот путь? Нам и предстоит узнать. (На доске   ступени восхождения)


Звучит песня « Знаешь, как хочется жить!»..

Название первой ступени достаточно просто «Я жив».

 - В чем же вы видите здесь человеческое счастье?

(Умение радоваться тому, что тебя окружает: солнцу, возможности дышать, видеть, двигаться – т.е. ЖИТЬ. А  мы порой этого не ценим)

    - Как вы думаете, кто это состояние может оценить сполна?

 (Люди с ограниченными возможностями, больные люди. Например, дети    

(взрослые) - инвалиды, побеждая на параолимпийских играх, испытывают счастье и    от победы, и от того, что преодолели себя, свой недуг, люди, тяжелобольные, которые на грани смерти, и итак хочется жить…


(Слайд 6)

Н.Е. В начале урока мы прочитали вам стихотворения Балог Галины – выпускницы нашей школы, коллеги. Потому что для нее смыслом жизни и счастья является ее дочь, несмотря на болезнь, галина и ее дочь радуются каждому новому дню. Они считают себя счастливыми..


Л.Н. Давайте вспомним сказку «Цветик-семицветик» В.Катаева. ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК – это волшебный цветок. Он поможет нам понять, что такое счастье.

(7 слайд)

-Давайте вспомним волшебные слова, которые говорила девочка Женя. (Лети, лети лепесток через запад на восток)

-А кто помнит, какое последнее желание загадала Женя? ( Женя пожелала, чтобы выздоровел больной мальчик)

-Почему это желание стало полезным? (она помогла мальчику, он выздоровел, смог ходить)

-Стал ли мальчик счастлив после этого? Что для мальчика счастье? ( Мальчик стал счастлив. Для него счастье – это здоровье)



Вторая ступень «Я приобрел» - удовлетворённость материальными благам.

Проб. задание: Докажите, что наличие материальных благ делает человека счастливее. Но в чем кроется опасность? Лёгок ли путь к получению этих благ?  (Деньги, телефон, поступление в вуз.материальные блага – делают человека независимым, свободным в своем   выборе, дают возможность совершенствоваться. И здесь есть тонкая грань, которую не нужно переходить – чтобы деньги не взяли верх над человеком, не сделали человек своим заложником).

 Третья ступень. Человек не может быть счастлив вне общества, вне общения, поэтому следующая  ступень – «Я не один». «Общение с людьми» многогранно: дружба, любовь. Оно  принесет удовлетворение, радость, а значит и счастье при выполнении правила,  существующего тысячи лет.

 Четвертая ступень – «Я созидаю, Я создаю, Я творю».


Учитель литературы. Погорелов И.С. (8 слайд)

Какого счастье цвета. Какого счастье  размера?

Что вы ощущаете, прикасаясь к нему?

Какое счастье  на вкус?

Спасибо! Можете открыть глаза. (Дети открывают глаза)

Так что же такое счастье? Это эмоция.

Какая это эмоция? (теплая, радостная)


Реки стремятся к морю,

Железо стремится к магниту,

Травы стремятся к солнцу,

Птицы стремятся на юг,

А люди стремятся к счастью.

Наш местный писатель, ветеран педагогического труда И.С.Погорелов, считает, что счастье человека зависит только от него самого. Хочешь жить счастливо – не спи, действуй, борись, но не забывай, что не может счастье строится на несчастье других, что не может быть человек счастлив, когда вокруг него нужда, отчаяние, призывы о помощи. Стремись быть нужным, полезным, не позволяй жизни пройти мимо тебя. Наполни смыслом каждую минуту жизни, каждый миг, заполни все без остатка, потому что летят минуты, дни, года и время неумолимо мчится вперед….

На протяжении всей своей жизни, шаг за шагом он строил свое счастье своими руками. А счастье он видел во всем - в своем стихии Родина он счастлив и горд, что родился в России, что познал, что такое труд и дружба: счастлив ,что познал, что такое радость Победы, счастлив, что он познал материнскую любовь и ласку и сумел сохранить эту любовь в своем сердце и до сегодняшних дней помнит руки своей любимой мамы, помнит запах волос своей любимой бабушки, счастлив, что приехал на север и связал свою судьбу с ним, что полжизни посвятил Катравожской школе, что счастлив, что живет в гармонии с природой. Все его творчество проникнуто темой счастья.

И в каких бы «угрюмых берегах» не текла жизнь, всё-таки впереди всегда огни! Необходимо принимать жизнь такой, какая она есть, и не склонять голову перед трудностями. Надо верить, что всё-таки впереди огни! Человек должен идти и дойти до этого света, даже если рушится последняя надежда. Тогда эта личность цельная, сильный характер. Таких людей хотел видеть И.С. П. так как верил, что такие люди есть мощь и сила России, её надежда и опора и, конечно, её свет. Ведь и сам И.С.П. именно такой.

Я постаралась открыть лишь некоторые страницы творчества И.С.П. и что он подразумевает под словом «счастье» и под выражением «счастливый человек».

Стадия социализации


Н.Е. Значит, если человек занят любимым делом, работой и это приносит ему и людям удовлетворение и радость – это еще одна ступень к счастью.

        - Легким ли был его путь к счастью?

Л. Н. Так как же мы обозначим V ступень?        «След после себя»


Вы видели эту рекламу (9 слайд). Пятый канал сотрудничает с благотворительными фондами для помощи больным детям. «Завтра будет поздно. Помогите сейчас!» — этими словами в эфире Пятого канала проходит на ежедневной основе по четвергам акция «День добрых дел». Каждый четверг журналисты канала рассказывают историю ребенка, остро нуждающегося в лечении. Благодаря Пятому каналу и их участию, лечение оказано сотням больным детям. Тысячи телезрителей, посылая смс сообщение, оказывают помощь. И если каждый из нас отправит один раз смс – сообщение, мы сделаем кого- то счастливым. Оставим след после себя.

  - Итак, мы прошли с вами все 5 ступеней счастья. А на какой ступени счастья находитесь вы?

- Скажите, совпали ли ваши ступени счастья?

Вывод: У каждого свое счастье, свое понимание счастья.


Н.Е. Стадия рефлексии. (10 слайд)

Вот одна из притч о счастье: Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. – пластилин .
— Что ещё слепить тебе? — спросил Бог. 
— Слепи мне счастье, — попросил человек. 
Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
  – Какой вывод вы можете сделать? (Вывод один: каждый человек лепит свое счастье сам.)

Л.Н. Ребята, в жизни дорог каждый день, каждое мгновенье. Мы искренне желаем вам быть счастливыми. Возьмите телефон, напишите пожелание счастья кому – либо, отправьте его, а каким оно будет, пусть решит он сам.