Интегрированный урок математики и окружающего мира в 4 классе по теме:
«Решение задач. Экология. Экологические проблемы современности»
Тема: Решение задач. Экологические проблемы современности.
Цель:
формирование умения решать составные задачи, записывать многозначные числа; формирование понятий «экология», «экологическая катастрофа», экологической грамотности учащихся, умения работать в группах; развитие логического мышления, наблюдательности;
воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: презентация, сообщения и проекты учащихся.
Ход урока.
I. Организационный момент
- Сегодня на уроке мы будем решать задачи на определенную тему. Эта тема очень важная. Она касается будущего нашей планеты, а значит и будущего всего человечества. Для того чтобы узнать, о чем пойдет речь на нашем уроке вам нужно решить выражения.
II. Самостоятельная работа. Слайд 3
I – вариант II– вариант
108 · 5 –509 = 31 (и) (265 – 103) : 9 = 18(г)
(941 + 259) : 100 = 12(о) (429 - 389) : 10 = 4 (э)
(997 – 869) : 8 = 16 (о) 328 · 3 – 487 · 2 = 10 (к)
142 · 4 – 111 · 5 = 13 (л) 308 · 4 – 1265 = 33 (я)
(Взаимопроверка)
Расположите ответы данных выражений в порядке возрастания и прочитайте полученное слово.
III. Определение темы и целей урока
IV. Вводная беседа
- Что такое экология?(Выслушиваем ответы детей.)
Экология – 1. Наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде. 2. Взаимодействие человека, общества и окружающей среды.(Слайд 4)
- Экология – это наука о том, как животные, растения уживаются друг с другом и приспосабливаются к окружающей среде. Термин «экология» возник около 150 лет назад, а изучать взаимодействие организмов с окружающей природой люди начали чуть больше 70 лет - пока не возникла экологическая катастрофа.
- А так как вы, ребята, будущее нашей планеты, то сегодня урок математики мы посвятим этой проблеме и дадим ему название, которое записано на доске.
Обучающиеся хором читают:
«Сохрани мир вокруг себя!»
- Как вы думаете, что же такое экологическая катастрофа? Слайд 5
(Экологическая катастрофа – это загрязнение окружающей среды.)
- Дорогие ребята, вы знаете, что за 2 тыс. лет на Земле исчезли 106 видов млекопитающих, а за последние 50 лет - 40 видов.
При входе в Лейпцигский зоопарк (Германия) людей встречает надпись «Самый страшный зверь на Земле». Удивленные люди смотрят в клетку и видят свое отражение в зеркале.
Человек неразумно использует богатство Земли. Наша задача -предотвратить экологическую катастрофу.
V. Проверка домашнего задания.
- Сегодня у нас на уроке присутствуют корреспондент газеты «Моя Родина – Кабардино - Балкария» и корреспондент журнала «Экология и охрана окружающей среды».
- О некоторых экологических проблемах вы узнаете из устного счета.
VI. Математический диктант.
Экология еще изучает взаимоотношения в природе. Обо всем об этом мы узнаем из математического диктанта:
Небольшой хвойный лес отфильтровывает за год 35т пыли, а такой же лиственный в 2 раза больше. Сколько тонн пыли, отфильтровывают лиственный и хвойный леса вместе? (105т)
Сейчас в нашей стране полностью запрещена охота на 18 видов зверей, а на птиц на 11 видов больше. На сколько видов зверей и птиц запрещена охота? (47).
Одно самое большое предприятие выбрасывает в окружающую среду
200т вредных веществ в год. После установки очистных сооружений,
количество вредных веществ уменьшится в 20 раз. Сколько тонн вредных веществ выбрасываются в воздух после установки сооруже-
ний для очистки веществ? (10т).
Каждый житель Земли расходует в год количество бумаги, которое получается из трех хвойных деревьев. Сколько хвойных деревьев в год требуется на наш класс? 28 *3 = 84
Учёные подсчитали, что каждую минуту вырубается примерно 20 га леса. Сколько леса исчезает за 10 минут? (20 · 10 = 200 га )
Слайд 6
- О каких экологических проблемах вы узнали ? (Вырубка леса, исчезновение растений).Слайд 7
- Каждый человек должен задуматься об этих проблемах, потому что мы уничтожаем «легкие нашей планеты», т. е. деревья и растения для человека являются основным источником кислорода. Одно большое дерево выделяет кислорода столько, сколько его необходимо для одного человека.
- Как же остановить эту катастрофу? Слайд 8
- Слово предоставляется корреспонденту журнала «Экология и охрана окружающей среды». ( Выступления учащихся с домашними заданиями.)
(Для того чтобы сократить вырубку леса нужно: как можно больше перерабатывать уже использованной бумаги. Для этого открыть пункты приема макулатуры. Ученым необходимо разработать материалы, которые по своему составу будут похожи на древесину. Всем жителям сажать деревья.)
VIΙ. Решение задачи. Слайд 9
О другой экологической проблеме мы узнаем, выполнив такую задачу.
«Почва перерабатывает пластиковый стакан – за 100 лет, пластиковую карту – в 10 раз дольше, чем стакан, а стеклянную бутылку – в 4 раза дольше, чем карту. На сколько лет дольше почва перерабатывает стеклянную бутылку, чем пластиковую карту?»
- О чем говорится в задаче?
- Что значит в 10 раз больше? в 4 раза больше?
- Что известно в задаче?
- Что спрашивается в задаче?
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
- Можем ли мы узнать, за сколько лет перерабатывается бутылка?
- Почему?
- Можем ли мы узнать, за сколько лет перерабатывается телефонная карта?
- Запишите решение задачи самостоятельно. На работу 3 минуты.
-Выберите из данных выражений соответствующие решению задачи. Обоснуйте свой выбор.
100 х 10 х 4 – 100 100 х 4 х 10 – 100 х 10
100 х 10 х 4 – 1000 100 х 10 х 4 – 100 х 10
- Проверьте в своей группе решение задачи.
- О какой экологической проблеме идет речь? Слайд 10
- Как же остановить загрязнение почвы? После обсуждения выслушиваем версии ребят и сравниваем с информацией на слайде).Слайд 11
(Не оставлять мусор, который не разлагается, не загрязнять почву ядохимикатами, так как ядохимикаты всасываются растениями, а человек употребляя их в пищу наносит вред своему здоровью.)
VIII. Решение задачи Слайд 12
- О другой экологической проблеме мы узнаем из задачи.
«В сутки легковой автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20 кг выхлопных газов, а грузовой 30 кг. Сколько кг выхлопных газов выбросят 8 грузовых и 7 легковых автомобилей?»
- Какой автомобиль выбрасывает больше выхлопных газов?
- Запишите решение задачи с помощью выражения.
- Проверим. От каждой команды выйдите по одному человеку и запишите решение задачи. (20 · 7) + ( 30 · 8 ) = 380
(Взаимопроверка)
- О какой экологической проблеме идет речь? Слайд 13
- Как же остановить эту экологическую катастрофу? (После обсуждения выслушиваем версии ребят и сравниваем с информацией на слайде)Слайд 14
(На предприятиях создавать установки, которые улавливают пыль, сажу, ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые автомобили, которые не будут загрязнять воздух. Беречь растения, так как они своими листьями задерживают пыль и сажу.)
IX. Динамическая пауза.
X. Продолжение решение задач.
- А теперь давайте отправимся путешествовать по нашему родному краю и побываем в горах, на реках, озёрах и лесах Кабардино-Балкарии. Которые тоже необходимо охранять. Самый известный заповедник в К-Б это Приэльбрусье. Перед вами выступит со своей версией корреспондент газеты «Моя Родина – Кабардино - Балкария»
( Сообщение учащихся о Приэльбрусье).
- Какие названия горных вершин вы знаете?
1) Перед вами написаны названия некоторых горных вершин и их высота, все они находятся в Приэльбрусье:
г. Эльбрус – 5 642 м
г. Шхельда – 4 320 м
г. Дыхтау – 5 204 м
г. Кызбурун – 910 м
- Прочитайте многозначные числа
- Какая гора самая высокая? Низкая? На сколько?
_ 5 642
___910
4 732 (м)
Помимо великолепных гор много горных рек. Кто назовёт эти реки?
(Терек, Малка, Баксан, Чегем, Нальчик, Шалушка, Куркужин, Лескен и др.)
2) Река Терек имеет протяжённость 624 км, река Малка (которая является притоком Терека) в 3 раза короче Терека. А приток Малки – река Баксан – на 40 км короче её. Найти протяжённость этих рек.
1)624 : 3 = 208 (км) – Малка
2)208 – 40 = 168 (км) - Баксан
XI. Геометрическая задача.
В Нальчикском зоопарке необходимо построить ещё один вольер для животных, но площадь пустующего места составляет только 8 000м². Выясните, хватит ли этой площади чтобы построить вольер, если ширина его должна быть 84м, а длина на 6м больше. Какой длины забор необходим для строительства?
Дано: Решение:
в = 84 м а = 84 + 6 = 90 м
а – на 6 м Р = (84 + 90 ) · 2 = 348 м
Найти: S = 84 · 90 = 7 560 м²
Р - ?, S - ?
XII. Итог урока.Слайд 20
- Удалось ли достигнуть поставленных целей?
- Чем занимались на уроке?
XIII. Рефлексия.
-У вас на столе смайлы. Оцените свои достижения , по следующим критериям.
7