Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 65 Красноармейского района Волгограда»
400026, г. Волгоград, бульвар Энгельса, 30, тел. (8442) 67-85-79,
Е-mail: [email protected]
ОКПО 22436695, ОГРН 1023404366590, ИНН/КПП 3448015848/344801001
В окопах Сталинграда
Методическая разработка урока
(к 80-летию Победы в Сталинградской битве)
Учитель немецкого языка
ЛЕОНТЬЕВА Галина Николаевна,
МОУ СШ № 65
Красноармейского района
Волгограда
2о23
Пояснительная записка
В концепции модернизации российского образования сказано: “Развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны”. Ни для кого не секрет, что будущее страны зависит, в том числе, от молодого поколения. Именно молодёжи жить и строить дальнейшую судьбу своего отечества. Потому так важно воспитать в детях и подростках чувство любви и уважения к Родине. В познании Родины участвует не только сознание, но и сердце. Задача педагога состоит не только в том, чтобы научить, но и дать возможность прочувствовать глубину и важность любви к своей стране..
Учителям иностранного языка важно не только знать понятия патриотизма, интернационализма, приятия общечеловеческих ценностей, но и уметь подобрать пути их воспитания на занятиях и в повседневной жизни.
Предлагаемый урок является дидактическим материалом для работы на интегрированном уроке немецкого языка (+ литература/история) по теме «Сталинградская битва», целью которого является
- воспитание патриотизма на уроках иностранного языка через изучение: своей семьи; своего города; своей страны; знакомство с биографиями выдающихся граждан своей страны; материалов о героическом прошлом своего города, своей страны и о мужестве соотечественников
Урок включает в себя лексические задания и различные формы работы с текстом из повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда».
Патриотический характер урока предполагает его использование не только на учебном занятии, но во внеурочной деятельности и т.п.
Урок нацелен на приобщение к истории Сталинграда-Волгограда через эстетическое восприятие произведения послевоенной литературы.
Материал данного урока предлагаю использовать к значимым датам Российской Федерации 2 февраля или 9 мая.
Lernaufgaben:
die Nachkriegsliteratur über Stalingrader Schlacht kennenlernen
verschieden Lexik ins Deutsche übersetzen und schreiben können
Den Text ins Deutsche übersetzen können
Über die Stalingrader Schlacht sprechen können
Eindrücke über den Text deutsch sagen können
Zielgruppe:
SchülerInnen/ DeutschlernerInnen ab A2
Zeitbedarf: 40 Minuten
Unterlagen: der Auszug in der Geschichte von Viktor Nekrassov„ In den Schützengräben von Stalingrad“, Hefte; Stifte; Computer/ Internet
**********************************************************************
«Сильные духом» люди представлены в послевоенной литературе о битве на Волге – в повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда» (1946).
Капитан Виктор Некрасов воспроизвёл по памяти «кромешный ад» окопного Сталинграда – от Сарепты до Тракторного, когда единственным спасением было знать: «десятый день немцы бомбят город. Бомбят – значит, там ещё наши. Значит, идут бои. Значит, есть фронт!».
Война в повести показана без прикрас. Автор талантливо воссоздаёт здесь окопную правду фронтовых будней. Именно об этих тяжелейших буднях Сталинграда писал В. Некрасов в своей повести: «Немцы рвутся к Волге, пьяные, осатанелые, в пилотках набекрень, с засученными рукавами… Кричат как оглашенные, поливают нас дождём из автоматов, откатываются, опять лезут… и так длится… кто его знает сколько… пять, шесть, семь, а может быть, и восемь дней… Перекинулись правее – на «Красный Октябрь»... Долбят его и с воздуха, и с земли… только щепки летят. А щепки – это десятитонные железные балки, фермы, станки, машины, котлы».
Именно здесь, в окопах Сталинграда, главный герой познаёт цену боевому товариществу. «На войне узнаёшь людей по-настоящему. Мне теперь это ясно. Она – как лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный. В окопах Сталинграда герои повести – Керженцев и Фарбер – рассуждают о причинах неудач первого года войны, главная из которых, по их мнению, заключается в том, что «никто серьёзно о войне не думал», а «военному делу нужно было учить по-настоящему и учиться ему – тоже».
Цепкий взгляд архитектора-художника воссоздаёт незабываемые «военные пейзажи»: «чёрный, точно выпиленный лобзиком силуэт горящего города… Чёрный город и красное небо. И Волга красная. «Точно кровь», – мелькает в голове, – «на фоне которых прослеживается нелёгкий путь к Сталинградской победе».
В повести мы видим и первые бомбёжки Сталинграда, сразу превратившие мирный город во фронтовой, и полный разгром вражеской группировки, когда, наконец-то «над «Баррикадами» зажигаются фонари. Наши фонари, не немецкие. Некому уже у немцев зажигать их. Да и незачем. Длинной зелёной вереницей плетутся они к Волге. Молчат. А сзади сержантик – молоденький, курносый, в зубах длинная изогнутая трубка с болтающейся кисточкой. Подмигивает на ходу: «Экскурсантов веду… Волгу посмотреть хотят. И весело, заразительно смеётся…».
Главное достоинство повести В. Некрасова – высокий гуманизм, человечность её героев, их преданность Отечеству и стремление постоять за него.
Задания к тексту
Aufgabe 1. Den Text russisch vorlesen/Чтение вслух текста на русском языке
Aufgabe 2. Die Eigennamen aus dem Text ins Deutsche aufschreiben/Напишите имена собственные из текста на немецком языке
Aufgabe 3. Die Zahlen finden und ins Deutsche aufschreiben/Напиши все числительные прописью
Aufgabe 4. Den russischen Satz im Text finden/Найдите это переведенное предложение в тексте
Hier, in den Schützengräben von Stalingrad, lernt die Hauptperson die Wert der Kameradschaft kennen.
Aufgabe 5. Den Satz im Text finden und übersetzen/Переведите на немецкий язык
Главное достоинство повести В. Некрасова – высокий гуманизм, человечность её героев, их преданность Отечеству и стремление постоять за него.
Aufgabe 6. Die deutschgeschriebene Absätze zuordnen./ Найдите соответствие абзацев
1 «Сильные духом» люди представлены в послевоенной литературе о битве на Волге – в повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда» (1946). | A Der Krieg in der Geschichte wird ohne Ausschmückung gezeigt. Der Autor stellt hier gekonnt die Grabenwahrheit des Alltags an der Front nach. Über diesen härtesten Alltag von Stalingrad schrieb V. Nekrasov in seiner Geschichte: „Die Deutschen eilen zur Wolga, betrunken, tollwütig, mit Mützen auf der einen Seite, mit hochgekrempelten Ärmeln ... Sie schreien wie Katechumenen, Regen aus Maschinengewehren auf uns gießen, zurückrollen, wieder klettern ... und so geht es weiter ... wer weiß wie lange ... fünf, sechs, sieben und vielleicht acht Tage ... Sie breiten sich nach rechts aus - zum "Roten Oktober" ... Sie hämmern es sowohl aus der Luft als auch vom Boden ... nur Späne fliegen. Und Späne sind zehn Tonnen schwere Eisenträger, Bauernhöfe, Werkzeugmaschinen, Maschinen, Kessel. |
2 Капитан Виктор Некрасов воспроизвёл по памяти «кромешный ад» окопного Сталинграда – от Сарепты до Тракторного, когда единственным спасением было знать: «десятый день немцы бомбят город. Бомбят – значит, там ещё наши. Значит, идут бои. Значит, есть фронт!». | B Der Hauptvorteil der Geschichte von V. Nekrasov ist der hohe Humanismus, die Menschlichkeit seiner Charaktere, ihre Hingabe an das Vaterland und der Wunsch, sich dafür einzusetzen. |
3 Война в повести показана без прикрас. Автор талантливо воссоздаёт здесь окопную правду фронтовых будней. Именно об этих тяжелейших буднях Сталинграда писал В. Некрасов в своей повести: «Немцы рвутся к Волге, пьяные, осатанелые, в пилотках набекрень, с засученными рукавами… Кричат как оглашенные, поливают нас дождём из автоматов, откатываются, опять лезут… и так длится… кто его знает сколько… пять, шесть, семь, а может быть, и восемь дней… Перекинулись правее – на «Красный Октябрь»... Долбят его и с воздуха, и с земли… только щепки летят. А щепки – это десятитонные железные балки, фермы, станки, машины, котлы». | C Der beharrliche Blick des Architekten-Künstlers erschafft unvergessliche „Militärlandschaften“: „Die schwarze Silhouette einer brennenden Stadt, wie mit einem Puzzle zersägt … Eine schwarze Stadt und ein roter Himmel. Und die Wolga ist rot. „Es ist wie Blut“, blitzt es mir durch den Kopf, „an dem sich der schwierige Weg zum Sieg von Stalingrad nachzeichnen lässt.“ |
4 Именно здесь, в окопах Сталинграда, главный герой познаёт цену боевому товариществу. «На войне узнаёшь людей по-настоящему. Мне теперь это ясно. Она – как лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный. В окопах Сталинграда герои повести – Керженцев и Фарбер – рассуждают о причинах неудач первого года войны, главная из которых, по их мнению, заключается в том, что «никто серьёзно о войне не думал», а «военному делу нужно было учить по-настоящему и учиться ему – тоже». | D Der Kapitän Viktor Nekrasov erinnerte sich an die „schiere Hölle“ von Stalingrad in den Schützengräben - von Sarepta bis Traktorny, als die einzige Rettung darin bestand, zu wissen: „Am zehnten Tag bombardieren die Deutschen die Stadt. Bombardiert - also gibt es unsere noch. Es gibt also Kämpfe. Es gibt also eine Front! |
5 Цепкий взгляд архитектора-художника воссоздаёт незабываемые «военные пейзажи»: «чёрный, точно выпиленный лобзиком силуэт горящего города… Чёрный город и красное небо. И Волга красная. «Точно кровь», – мелькает в голове, – «на фоне которых прослеживается нелёгкий путь к Сталинградской победе». | E In der Geschichte sehen wir sowohl die erste Bombardierung Stalingrads, die eine friedliche Stadt sofort in eine Frontstadt verwandelte, als auch die vollständige Niederlage der feindlichen Gruppierung, als schließlich die Lichter „über den Barrikaden“ aufleuchten. Unsere Laternen sind nicht deutsch. Die Deutschen haben niemanden, der sie anzündet. Ja, und es besteht keine Notwendigkeit. In einer langen grünen Schnur stapfen sie der Wolga entgegen. Sie schweigen. Und hinter dem Sergeant - ein junger, stupsnasiger, in den Zähnen eine lange gebogene Röhre mit einer baumelnden Quaste. Er blinzelt, als er geht: „Ich nehme Touristen mit … Sie wollen die Wolga sehen. Und lustige, ansteckende Lacher ... ". |
6 В повести мы видим и первые бомбёжки Сталинграда, сразу превратившие мирный город во фронтовой, и полный разгром вражеской группировки, когда, наконец-то «над «Баррикадами» зажигаются фонари. Наши фонари, не немецкие. Некому уже у немцев зажигать их. Да и незачем. Длинной зелёной вереницей плетутся они к Волге. Молчат. А сзади сержантик – молоденький, курносый, в зубах длинная изогнутая трубка с болтающейся кисточкой. Подмигивает на ходу: «Экскурсантов веду… Волгу посмотреть хотят. И весело, заразительно смеётся…». | I/ Hier, in den Schützengräben von Stalingrad, lernt die Hauptperson die Wert der Kameradschaft kennen. „Im Krieg lernt man die Leute wirklich kennen. Jetzt ist es mir klar. Sie ist wie ein Lackmustest, wie ein Spezialentwickler. In den Schützengräben von Stalingrad sprechen die Helden der Geschichte - Kerzhentsev und Farber - über die Gründe für das Scheitern des ersten Kriegsjahres, von denen ihrer Meinung nach vor allem "niemand ernsthaft über den Krieg nachgedacht hat “ und „Militärische Angelegenheiten mussten wirklich gelehrt und auch von ihm gelernt |
7 Главное достоинство повести В. Некрасова – высокий гуманизм, человечность её героев, их преданность Отечеству и стремление постоять за него. | K/ Menschen mit "starkem Geist" sind in der Nachkriegsliteratur über die Schlacht an der Wolga vertreten - in der Geschichte von V. Nekrasov "In den Schützengräben von Stalingrad" (1946). |
Aufgabe 7. Den Text deutsch vorlesen/Чтение вслух текста на немецком языке
1) Menschen mit "starkem Geist" sind in der Nachkriegsliteratur über die Schlacht an der Wolga vertreten - in der Geschichte von V. Nekrassov "In den Schützengräben von Stalingrad" (1946).
2)Kapitän Viktor Nekrassov erinnerte sich an die „schiere Hölle“ von Stalingrad in den Schützengräben - von Sarepta bis Traktorny, als die einzige Rettung darin bestand, zu wissen: „Am zehnten Tag bombardieren die Deutschen die Stadt. Bombardiert - also gibt es unsere noch. 3)Es gibt also Kämpfe. 4)Es gibt also eine Front!
5)Der Krieg in der Geschichte wird ohne Ausschmückung gezeigt. 6)Der Autor stellt hier gekonnt die Grabenwahrheit des Alltags an der Front nach.7) Über diesen härtesten Alltag von Stalingrad schrieb V. Nekrassov in seiner Geschichte: „Die Deutschen eilen zur Wolga, betrunken, tollwütig, mit Mützen auf der einen Seite, mit hochgekrempelten Ärmeln ... Sie schreien wie Katechumenen, Regen aus Maschinengewehren auf uns gießen, zurückrollen, wieder klettern ... und so geht es weiter ... wer weiß wie lange ... fünf, sechs, sieben und vielleicht acht Tage ... Sie breiten sich nach rechts aus - zum "Roten Oktober" ... Sie hämmern es sowohl aus der Luft als auch vom Boden ... nur Späne fliegen. 8)Und Späne sind zehn Tonnen schwere Eisenträger, Bauernhöfe, Werkzeugmaschinen, Maschinen, Kessel.9) Hier, in den Schützengräben von Stalingrad, lernt die Hauptperson die Wert der Kameradschaft kennen. „Im Krieg lernt man die Leute wirklich kennen.10) Jetzt ist es mir klar. 11)Sie ist wie ein Lackmustest, wie ein Spezialentwickler. In den Schützengräben von Stalingrad sprechen die Helden der Geschichte - Kershenzev und Farber - über die Gründe für das Scheitern des ersten Kriegsjahres, von denen ihrer Meinung nach vor allem "niemand ernsthaft über den Krieg nachgedacht hat “ und „Militärische Angelegenheiten mussten wirklich gelehrt und auch von ihm gelernt .12) Der beharrliche Blick des Architekten-Künstlers erschafft unvergessliche „Militärlandschaften“: „Die schwarze Silhouette einer brennenden Stadt, wie mit einem Puzzle zersägt … Eine schwarze Stadt und ein roter Himmel. Und die Wolga ist rot. „Es ist wie Blut“, blitzt es mir durch den Kopf, „an dem sich der schwierige Weg zum Sieg von Stalingrad nachzeichnen lässt.“
13)In der Geschichte sehen wir sowohl die erste Bombardierung Stalingrads, die eine friedliche Stadt sofort in eine Frontstadt verwandelte, als auch die vollständige Niederlage der feindlichen Gruppierung, als schließlich die Lichter „über den Barrikaden“ aufleuchten. 14)Unsere Laternen sind nicht deutsch. Die Deutschen haben niemanden, der sie anzündet. 15)Ja, und es besteht keine Notwendigkeit. 16)In einer langen grünen Schnur stapfen sie der Wolga entgegen. 17)Sie schweigen. 18)Und hinter dem Sergeant - ein junger, stupsnasiger, in den Zähnen eine lange gebogene Röhre mit einer baumelnden Quaste.19) Er blinzelt, als er geht: „Ich nehme Touristen mit … Sie wollen die Wolga sehen. Und lustige, ansteckende Lacher.
20) Der Hauptvorteil der Geschichte von V. Nekrassov ist der hohe Humanismus, die Menschlichkeit seiner Charaktere, ihre Hingabe an das Vaterland und der Wunsch, sich dafür einzusetzen.
Aufgabe 8 . Den Lebenslauf von Nekrassov konzepieren/Написать рассказ о биография Некрасова Виктора (15-20 предложений)
Aufgabe 9. Den Lebenslauf von Viktor Nekrassov übersetzen und aufschreiben/Сделать перевод биографии Некрасова Виктора на немецкий язык.
Так как данный урок рассчитан на 40 мин, то задания 8 и 9 рекомендуется дать как домашнее задание или увеличить время до 80 минут.
Reflexion
Ученики самостоятельно высказываются об уроке на русском языке
***********************************************************************
Lösungen
Aufgabe 2.
Viktor Nekrassov, Kershenzev und Farber
Stalingrad, Wolga, Sarepta, Traktorny, Krasny Oktjabr und Barrikady
Aufgabe 3.
1946 - neunzehnhundertsechsundvierzig
10. - der zehnte
5 - fünf
6 - sechs
7 - sieben
8 - acht
10 - zehn
1. – die erste
Aufgabe 4.
Hier, in den Schützengräben von Stalingrad, lernt die Hauptperson die Wert der Kameradschaft kennen
Aufgabe 5.
Der Hauptvorteil der Geschichte von V. Nekrasov ist der hohe Humanismus, die Menschlichkeit seiner Charaktere, ihre Hingabe an das Vaterland und der Wunsch, sich dafür einzusetzen.
Aufgabe 6.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
K | D | A | J | C | E | B |
Aufgabe 8 .
НЕКРАСОВ ВИКТОР ПЛАТОНОВИЧ
Писатель, сценарист, затем диссидент и эмигрант.
Родился 17 июня 1911 года в Киеве, в семье врача.
Родители Некрасова были в дружеских отношениях с В.И.Лениным и много лет прожили за границей. Некрасов жил с родителями несколько лет в Париже, потом семья вернулась в Киев.
В 1936 году окончил Киевского инженерно-строительного института, параллельно проходил обучение в театральной студии , которую закончил в 1937 году. После окончания института работал актёром и театральным художником в театрах Киева, Владивостока, Вятки и Ростова-на-Дону.
С 1941 по 1944 годы — Некрасов был на фронте полковым инженером и заместителем командира саперного батальона, участвовал в Сталинградской битве, после ранения, в начале 1945 года, был демобилизован.
Повесть «В окопах Сталинграда», опубликованная в 1946 году в журнале «Знамя», была одной из первых книг о войне, написанных объективно и правдиво, и принесла писателю подлинную славу. Некрасов получил Сталинскую премию 2-й степени. Всю премию Некрасов отдал на приобретение колясок для инвалидов войны.
По мотивам повести и по сценарию Некрасова в 1956 году был снят фильм «Солдаты».
В 1966 году В.П. Некрасов подписал письмо с протестом против реабилитации Сталина, что стало началом его оппозиционной гражданской деятельности.
29 сентября 1966 года - выступление в день 25-летия расстрела евреев в Бабьем Яру в Киеве и призыв установить памятник.
В 1968 году Некрасов подписал обращение к с протестом против введения войск в Чехословакию .
В 1974 году вынужденно покинул страну, эмигрировав во Францию.
В эмиграции Некрасов, живя в Париже, издал 6 новых книг однако отсутствие отзывчивой среды и своего читателя очень его угнетало.
Скончался писатель в Париже от рака 3 сентября 1987 года. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.
https://www.kino-teatr.ru/kino/screenwriter/sov/44588/bio/
Aufgabe 9.
NEKRASSOV VIKTOR PLATONOVITSCH
Schriftsteller, Drehbuchautor, dann Dissident und Immigrant.
Geboren am 17. Juni 1911 in Kiew in der Familie eines Arztes.
Nekrasovs Eltern waren mit V. I. Lenin befreundet und lebten viele Jahre im Ausland. Nekrasov lebte mehrere Jahre mit seinen Eltern in Paris, dann kehrte die Familie nach Kiew zurück.
1936 absolvierte er Institut für Bauingenieurwesen in Kiew, gleichzeitig studierte er am Theaterstudio, das er 1937 abschloss. Nach seinem Abschluss arbeitete er als Schauspieler und Theaterdesigner an Theatern in Kiew, Wladiwostok, Wjatka und Rostow am Don.
Von 1941 bis 1944 - Nekrasov war an der Front Regimentsingenieur und stellvertretender Kommandeur eines Pionierbataillons, nahm an der Schlacht von Stalingrad teil, nachdem er verwundet worden war, Anfang 1945 wurde er demobilisiert.
Die Geschichte „In den Schützengräben von Stalingrad“, die 1946 in der Zeitschrift „Znamya“ veröffentlicht wurde, war eines der ersten Bücher über den Krieg, das objektiv und wahrheitsgemäß geschrieben wurde, und brachte dem Schriftsteller wirklichen Ruhm. Nekrassov erhielt den Stalinpreis 2. Ranges. Nekrassov gab den gesamten Preis für den Kauf von Rollstühlen für Kriegsinvaliden.
Nach Nekrassovs Geschichte wurde 1956 der Film „Soldaten“ gedreht. 1966 unterzeichnete Nekrassov einen Brief, in dem er gegen die Rehabilitierung Stalin protestierte, was den Beginn seiner zivilgesellschaftlichen Oppositionsaktivitäten markierte. Am 29. September 1966 – seine Rede zum 25. Jahrestag der Hinrichtung von Juden in Babi Jar in Kiew und Aufruf zur Errichtung eines Denkmals.
1968 unterzeichnete Nekrasov einen Appell, um gegen die Einführung von Truppen in die Tschechoslowakei zu protestieren.
1974 musste er das Land verlassen und emigrierte nach Frankreich.
Im Exil veröffentlichte der in Paris lebende Nekrasov 6 neue Bücher, doch die Abwesenheit eines ansprechenden Umfelds der Menschen und seiner Leser deprimierten ihn sehr.
Der Schriftsteller starb am 3. September 1987 in Paris an Krebs. Er wurde auf dem russischen Friedhof Sainte-Geneviève-des-Bois in Paris beerdigt.