2 класс Интегрированный урок
Тема: Осеннее настроение.
Цель: ввести маленьких читателей в мир искусства, в мир художественной литературы; Учить непосредственно – эмоционально вслушиваться в текст, «заряжаться» эмоциями, сопереживать.
Ход урока
Организация урока
- Добрый день….! Я рада вас приветствовать в «Школе Колобка». Сегодня сюда приглашены все, кто любит читать книги, кто умеет их слушать и обожает рассматривать в них картинки!
2. Вводная беседа
2.1 Игра «Путешествие в мир литературных героев» (в игре выявляются знания детей по прочитанным ранее литературным произведениям (как самими детьми, так и их родителями).
2.2 Знакомство с новым предметом.
- Итак, в ходе игры у нас с вами появилось интересное слово ЛИТЕРАТУРА… -Как вы думаете, что это за слово? О чем оно нам говорит?
Литература – особый урок! На нем мы будем учиться не просто читать книги, стихи, рассказы, сказки и другие художественные произведения…, не «бегать глазами по строчкам», а ЧИТАЯ понимать: - о чем написано – какие мысли, настроения передает автор - какие чувства возникают при чтении у нас, читателей.
На уроках ЛИТЕРАТУРЫ мы будем с вами - прислушиваться к капелькам дождя, к шелесту листьев, завыванию ветра - узнаем о чем говорят рыбы, о чем думает снежинка, о чем мечтает мотылек - будем сами сочинять стихи, сказки, писать рассказы, придумывать небылицы….
2.3 Звуковая пантомима.
Волшебница Желтой страны Виллина (Волков. Волшебник Изумрудного города) достает из складок своей мантии крошечную книгу величиной с наперсток и превращает ее в огромный том – сборник литературных произведений.
- Дети, какие произведения и каких авторов вы бы хотели включить в этот волшебный том? Какие книги и о чем прочитать на уроках литературы?
3. Работа по теме урока.
-Итак, нам предстоит трудная, но увлекательная работа. Сегодня наш разговор пойдет об ОСЕНИ! Об осени яркой, выразительной, красочной, звонкой и об осени тихой, блеклой, дремотной, скучной…
Мы будем слушать стихи и рассказы, рассматривать картины, будем наслаждаться музыкальными произведениями и обмениваться впечатлениями…
3.1 Выразительное чтение учителем своего любимого стихотворения об Осени.
3.2 Проверка д/з. Стихи об осени читают сами дети. Обмениваются впечатлениями, подбирают подходящие к стихам репродукции картин.
3.3 Путешествие в осень продолжается. Мы с вами отправляемся в лес собирать в «корзинку» осенние приметы.
Просмотр презентации с музыкальным сопровождением. (2 отрывка с разным эмоциональным фоном)
- Какие главные приметы осени вы подметили? – Какое настроение они вызывают?...
- Вы называли разные приметы осени. И интересно, что иногда одна и та же примета вызывает разное настроение. Например, падающие листья… (Листья падают и мне грустно…. Листья падают – это так красиво!...)
- А у самих листьев может быть настроение? Они могут что-то чувствовать? О чем-то думать?
- Послушайте, пожалуйста, стихотворение замечательного русского поэта Ф.Тютчева «Листья». О чем листья сами говорят? Что думают…чувствуют? Постарайтесь почувствовать настроение опадающих листьев.
- с каким настроением улетают листья? В каких строках ярче всего выражено это настроение? Это нетерпение?
- А теперь послушайте стихотворение А, Майкова. Какое настроение у этих листьев? (А,Майков «Осенние листья по ветру кружат…»)
-А у этим листьям «Страшно, не хотят улетать, они «в тревоге вопят»…
- Вот видите, явление природы одно - листопад, а настроение у листьев – разное.
- Как вы думаете, почему?
_ А может ли быть наоборот: может ли одно и то же настроение вызываться разными вещами?
-Давайте проверим. Я вам включу классическое музыкальное произведение, а вы постарайтесь почувствовать его настроение…
-Почувствовали? Какое? А теперь попробуйте найти стихи, схожие по настроению с этой музыкой. (Чтение стихов)
-Итак, каждый автор говорит о разных приметах осени, но вызывают они у нас, читателей, сходное настроение. И более того, сходное у нас настроение вызывает и музыка и стихи. А картина может вызывать похожее настроение? Попробуем проверить.
/Показывается репродукция картины с грустным настроением/
-Подберем созвучные по настроению стихи к этой картине.
/Звучат стихи. Обсуждение продолжается/.
4. Подведение итога урока.
-Итак, заканчивается наш «осенний поэтический ручеек», урок подходит к концу. Что же мы узнали?
-Осень – долгое, неповторимое по своему время года. Она обычно начинается\. Как праздник красок, а заканчивается ненастьями, когда поля, сады опустели, птиц не слышно, деревья сбросили листву, кругом грязь, дождь, сырость, неуютность, пустота…
Но осень, это не только краски. Но и особые звуки, запахи….
Каждому осень открывает свои секреты по-особому. Каждый отмечает в ней что-то свое! У поэта, музыканта, художника, читателя, слушателя, зрителя – своя осень: и по приметам, и по настроению. И это большая удача в жизни, если вам удается встретить стихи, музыку или картину, созвучную вашему ощущению осени, вашему настроению, вашей личной осени. Может быть, кому-нибудь повезло и такая встреча состоялась сегодня? Я поздравляю этих ребят, да и всех нас вместе, ведь, для всех нас Осень стала сегодня ближе и вы узнали насколько она богата, ярка, выразительна, многолика и неповторима!
5. Д\з В знак благодарности авторам, открывшим нам сегодняшнюю Осень, дома - можно нарисовать к понравившимся стихам картину, которая так и будет называться «Моя осень»; попытайтесь выразить в ней свое отношение к осени, свое настроение. А мы попробуем его угадать… А может быть у кого-то получатся свои небольшие стихотворные строки… Пробуйте, ищите, прислушивайтесь к Осени и творите!
- А сейчас раскрасьте листики, лежащие на парте, по своему настроению и подарите их Колобку. Пусть и в его копилке появится Осень.
/ Звучит музыка. Ребята разукрашивают листочки и развешивают их на осеннем деревце/.