СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок по истории и литературе "Петр I в истории и литературе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по истории и литературе о жизни и правлении Петра Первого. Материал составлен на основе исторической информации и художественного произведения Ю.Н.Тынянова "Восковая персона".

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по истории и литературе "Петр I в истории и литературе"»

Муниципальное образовательное учреждение

Криушинская средняя школа

Ульяновская область город Новоульяновск с. Криуши

433303, Россия, Ульяновская область, г. Новоульяновск, с. Криуши,

ул. Полевая, д. 5 тел(факс):884-255-78-1-75












Интегрированный урок

по истории и литературе

в 8 классе

на тему

"Петр I в истории и литературе"

Авторы

Козякова Г.А., учитель литературы,

Малова И.В., учитель истории





Интегрированный урок 53 по истории России и литературе "Петр I и его эпоха"

(повторительно-обобщающий)

Цели: 

Предметные УУД: закрепить и углубить знания, полученные учащимися при изучении    темы; дать нравственную оценку  Петра  I;

 раскрыть прогрессивный характер и классовую ограниченность петровских преобразований;

формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений определённого исторического периода;

 расширить представление о роли и значении исторической личности в истории;

выяснить роль Петра в Полтавском сражении и отношение А.С.Пушкина к нему, произвести анализ отрывка «Полтавский бой»;

рассмотреть образ Петра в повести Ю.Тынянова «Восковая персона».

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД: уметь полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи.

Оборудование: мультимедийная установка с показом презентации по теме урока, выставка картин, книг, иллюстраций о Петровской эпохе; учебники истории и литературы, тетради, карта России "Походы Петра I".

В презентации использованы интернет ресурсы:http://nnm.ru/blogs/judasprist/rvanye/

http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Kunstkamera_SPB.jpg?uselang=ru

http://www.runivers.ru/Runivers/calendar2.php?ID=61626&month=&year=

http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Lomonosov_Poltava_1762_1764.jpg?uselang=ru

http://www.artsait.ru/foto.php?art=s/surikov/img/54

http://web-local.rudn.ru/web-local/uem/ido/9/data/p6.htm

http://www.liveinternet.ru/users/3370050/post169751856/

http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Portrait_of_Alexander_Danilovich_Menshikov1.jpg?uselang=ru

http://nnm.ru/blogs/judasprist/rvanye/

Формы организации деятельности учащихся: «ведущие» урока, активные участники обсуждения темы урока – обучающиеся .

ХОД УРОКА

1.​ Организационный момент.

учитель литературы

- Добрый день! Мы рады вас видеть на нашем необычном уроке литературы и истории. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, чтобы солнечное настроение появилось на ваших лицах.

учитель истории

- Мы объединили 2 предмета - литературу и историю. Это нужно, потому что герой нашего урока историческая личность и персонаж литературных произведений. О ком же пойдет речь на уроке?

Выдающийся политик, был кузнецом и плотником, инженером и кораблестроителем, уверенно чувствовал себя за столом дипломатических переговоров, был автором многих законов, указов, умел держать в руках шпагу, был храбрым воином.

учитель литературы

Его глаза сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры.

Он прекрасен,

Он весь, как Божия гроза.

- О ком идет речь в стихотворении? (Дети отвечают)

учитель истории

- Да, действительно, Пётр I обладал выдающимися умственными способностями, железной волей и неиссякаемой энергией. Он постоянно и целеустремлённо учился. Хорошо знал историю, математику, артиллерийское дело.

учитель литературы

- «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник», - писал о нём А.С.Пушкин. Пётр I владел немецким, польским, голландским, английским, шведским, татарским языками, читал на латыни. Нельзя не восхищаться им. Многие писатели и поэты обращались к образу этого выдающегося человека.

- Какие цели нашего урока мы должны перед собой поставить с точки зрения истории и литературы? (Дети говорят)

учитель истории

- Вспомнить и обобщить знания, какой след в истории оставила жизнь и деятельность Петра I.

учитель литературы

- Вспомнить, как изображен Петр I в художественных произведениях. Всегда ли совпадает историческая и литературная оценка на личность Петра I?

учитель истории

- Окунемся в эту эпоху и поговорим о жизни и заслугах этого великого человека. Предлагаю поработать в парах и обсудить вопросы 1 задания.

- Вспомните годы жизни Петра I? (1672-1725г.г.)

- Кто являются его родителями? Алексей Михайлович Романов и Наталья Кирилловна Нарышкина

- Назовите его имя, отчество и фамилию. Петр Алексеевич Романов

- Какими чертами характера обладал это человек? ( Пётр был очень сильным, энергичным человеком, трудолюбивым, постоянно тянулся к новым знаниям, обладал железной волей и неиссякаемой энергией.)

Оцените себя, если вы ответили верно, то поставьте себе 1 балл, за каждое задание.

4б-5 3б-4 2б-3

А теперь выполните следующее задание в группах. У вас на партах лежат листочки, где перечислены все заслуги Петра I, вам необходимо вспомнить, обсудить и выбрать правильные ответы из предложенных.

1 вариант ответа

А) градостроение

Б) компьютеризация страны

В) обучение специалистов

Г) победы над турками и шведами

Д) создание флота

Е) строительство заводов

2 вариант ответа

А) градостроение

Б) обучение специалистов

В) победы над турками и шведами

Г) создание флота, регулярной армии

Д) строительство заводов и мануфактур

3 вариант ответа

А) строительство заводов и мануфактур

Б) создание парового флота

В) победы над французами и немцами

Г) обучение специалистов

Д) указы о защите природных богатств страны

Вывод Вы абсолютно правы, что вариант под № 2 точно отражает основные заслуги Петра. Поставьте себе в оценочный лист 5 баллов за правильный ответ и ноль баллов за неправильный ответ.

учитель литературы

Итак, о Петре I, с точки зрения истории, вы вспомнили. Такая выдающаяся фигура не могла быть не замеченной. Ему посвящено много литературных произведений. В этом учебном году мы с вами рассматривали много исторических деятелей на страницах художественной литературы. И ,конечно, не однажды обращались к образу Петра.

- Ребята, вспомните, в разделе УНТ мы разбирали песню « Петра Первого узнали в шведском городе». (Работа в группах) ЗАДАНИЕ №1

1. О каком историческом эпизоде царствования Петра I рассказано в песне?

2. Вспомните сюжет. (план в тексте)

3. В чем вы видите особенности изображения царя?

Как воспринимается личность Петра I народом?

Вывод: Жанр произведения ПЕСНЯ- причём, русская народная, а в песне русский народ открывал душу, говорил честно, изливал душу. В песне выражается сочувствие народа к его деятельности. Он идеальный царь, заботящийся о благе подданных, блестящий полководец, организатор военных побед.

Оценка друг друга в группе.

Ведущий учитель литературы: Слайд А.С.Пушкин Кто это? Почему?

А.С.Пушкин никогда не был равнодушен к событиям, которые происходили в Стране, в России. Особый интерес Пушкин проявлял к жизни и деятельности Петра Великого, который был его любимым героем.

Задание №2

Выберите произведения А.С.Пушкина, где действующим лицом был Петр I

"Полтава", "Капитанская дочка", "Медный всадник", "Арап Петра Великого", "Бородино".



Ведущий учитель истории:

Став царём, Пётр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить её роль на международной арене. В результате азовских походов был занят Азов, Россия вышла на берег Азовского моря. (До этих пор Россия имела выход только в Белое море, которое замерзало на полгода). Показывает на карте походы Петра I.

А для связи с западом необходим был выход к Балтийскому морю. (Северная война). Найдите в тексте учебника описание Северной войны. (работа в группах).

1. Общая информация о войне

Эта война между шведами и Россией продлилась около 20 лет, хотя предпосылки к ней существовали уже долгое время. Война была поворотным моментом в истории.

2. Судьба Швеции в войне

В ходе 20 лет Швеция потерпела несколько поражений на своем пути захватить контроль над Балтийским морем. В этом Швеции помешала Россия и ряд других стран, которые находились рядом с Балтийским морем и также желали захватить над ним контроль. Так как Россия была единственной страной способной дать отпор, и потому Швеция столкнулось с серьезным препятствием, когда оказалась поставлена против России.

3. Причины войны

Швеция уже имела контроль над Балтийским морем к началу войны, а у России был только Архангельск, до которого было нелегко добраться. Чтобы по-настоящему развивать торговлю, надо было иметь доступ и к другим портам. Таким образом, Швеция мешала развиваться России.

4. Подготовка России к войне

На войну с Швецией Петр смог направить все ресурсы страны, благо, к тому времени, война с Турцией окончилась, и от борьбы со шведами его ничего не отвлекало. Как доказательство того, что были мобилизованы все ресурсы, проводят переплавку колоколов церквей в стволы пушек.

5. Участники конфликта помимо России и Швеции.

Кроме России против шведов объединились еще Дания, Польша и несколько других стран, с чьей помощью коалиция во главе со Швецией была побеждена, и как итог этой войны, Швеция потеряла статус великой державы, а Россия получила доступ к Балтийскому морю.

6. Ход событий Северной войны:

- Поражение русских под Нарвой 1700

- Взятие крепостей Орешек, Нарва, Тарту 1702-1704

- Победа русских близ деревни Лесная 1708 

- Победа русских под Полтавой 1709

- Военные действия в Прибалтике

- Захват Риги, Ревеля, Выборга русскими

- Победа русского флота у мыса Гангут  1714 

- Победа русских у о.Грингам 1720

7. Итоги войны

Подписание Ништадского мирного договора 1721 

- Россия получила выход к Балтийскому морю и территории Прибалтики.

8. Значение войны

- Укрепление международного авторитета России.

Ведущий учитель литературы)

Именно этому событию, в войне со шведами посвящена поэма Пушкина «Полтава». В которой сочетаются лирические мотивы и мотивы исторической эпопеи о Петре. В ней описывается победа русских над шведским войском при Полтаве.

Мы рассматривали с вами только один из эпизодов поэмы «Полтавский бой». Предлагаю вам выполнить работу в группах.

( ЗАДАНИЕ №3 оценить Петра перед боем 1 группа; во время боя – 2 группа; после боя – 3 группа.)

Вывод: Пушкин взял для своей поэмы одно из замечательных событий в истории Родины, героем, которого выступает народ защитник. Несмотря на то что из полутора тысяч строк всего сто с небольшим посвящены Петру, но мы видим, что В "Полтаве" образ Петра романтизирован, император воспринимается как полубог, вершитель исторических судеб России.

На протяжении всего своего творчества Пушкин был увлечен фигурой Петра I: поэт стремился осознать и оценить роль этого выдающегося деятеля в истории России. Мужество Петра, его страстная увлеченность делом, стремления, направленные на благо России, желание познавать новое не могли не импонировать Пушкину.

Учитель истории: Россия становится одной из «великих держав» Европы. Русская армия во всей полноте проявила свои прекрасные боевые качества. Отныне Россия входит в «оркестр» европейских государств полноправным и уважаемым членом.

Учитель литературы: Ещё одним писателем, кого вдохновил Петр I был Тынянов (выставка). Сегодня вы прочитали отрывки из его произведения «Восковая персона».

Анализ прочитанного по вопросам – записи в тетрадь

Что больше всего беспокоит умирающего Петра I?

Умирающего Петра I более всего терза​ет мысль о том, что некому ему доверить свой «немалый корабль» — Россию.

Он верно оценивает и силы и интересы своих близких.

Сам он трудился для Отечества, у других такого желания нет. Сопоставьте размышления Петра и Данилыча, герцога Ижорского.

Каким предстает в этой главе Меншиков? Что беспокоит его?

В первой главе Меншиков прежде все​го — накопитель, жадный до всякого но​вого приобретения, целиком подчинен​ный этой страсти. Собственная жадность удивляет самого Данилыча: «Чем боле володею, тем боле рука горит…» Портрет Меншикова нарисован бегло: «У него был нос вострый, пламенный, и сухие руки». Но владевшее им чувство собственника, постоянно пекущегося о своих владениях, автор описывает достаточно подробно: и как он любил, чтобы все огнем горело в его руках, и как размышлял о своих бес​численных владениях.

Как изменяется настроение Данилыча, когда ему говорят о близкой смерти императора? «Данилыч почувствовал легкий озноб и потрясение… Он почувствовал восторг, что как бы восторгают его над полом и он как бы возносится в воздухе над своим со​стоянием. Все переменилось в нем». Обратите особое внимание на как бы под​слушанный автором предсмертный бред Петра.

Какие чувства охватывают вас при чтении этих страниц? Как удается Тынянову вызвать у читателя эти чувства?

Читатель почти слышит предсмертный бред Петра. Сначала это наблюдение за рисунками на лазури печных изразцов, затем — общение с картинами, которые украшают кафельные плитки. «И про​щай, море, и прощай, печь». И затем, в этом предсмертном бреду, — прощание со всем, что всплыло в памяти благода​ря рисункам печных изразцов. Сколько раз умирающий произносит слова: «Про​щай!», «Прощайте!»… И потом «он пла​кал без голоса в одеяло». Проследим за движением мыслей Петра.

Как воспринимает он «синие голландские кафли», на которые смотрит? Какие мысли возникают у него? Какое слово повторяется как рефрен? Почему оно выделено автором в особую строку?

Предсмертные мысли Петра прослеже​ны очень точно. Мы уже попытались на​блюдать за тем, как это сделано в тексте. Рисунок на плитке вызывает воспомина​ние, а оно пробуждает мысли о том, что было, что нужно бы сделать, что не сдела​но. И каждое решение выделяется в от​дельную строку. Такая разбивка строк по​могает услышать ритм чередования мыс​лей и воспоминаний в сознании Петра I. Мысль Петра развивается не столько логи​чески, сколько эмоционально; воспоминания всплывают одно за другим.

Чем дороги ему эти воспоминания? Что делает образ Петра не только величественным, но и трагическим?

 Быстрая смена картин и возможность их связать воедино помогают представить и широту интересов умирающего челове​ка, и глубину, силу его чувств, и масштаб его личности. Сразу же становится оче​видным и размах свершений и отсутст​вие рядом того, кто хотя бы смог это по​нять.

О каких «великих утайках» первых людей государства идет речь во второй и шестой частях главы? Почему Петру не на кого оставить тот «немалый корабль», которому отдана вся жизнь?

Нам не так уж важна суть «великих утаек» первых людей государства. Важно то, что все эти «утайки» никак не помога​ли прочности «немалого корабля», кото​рому отдал жизнь Петр. Мелочь эгоисти​ческих решений противостоит масштабу государственных интересов, которыми жил Петр I.

Как отнеслись первые люди государства к смерти Петра I? Какие детали в поведении Екатерины подчеркивают неискренность ее переживаний?

Очень четко описаны в повести первые часы после смерти государя. Манера по​вествования в повести суровая и ясная. И Екатерина, и Данилыч, и все прочие обозначили свое горе достаточно отчетли​во. У Данилыча «глаза покраснели, стали волчьи, злые от грусти… Екатерина воз​рыдала. Кто в первый раз услыхал этот рев, тот испугался, тот почуял — есть хо​зяйка. И нужно реветь. И весь дом заре​вел и казался с улицы разнообразно реву​щим».

Какой предстает восковая персона в вос​приятии «хозяйки», «ее самодержавия»? Почему даже восковое подобие императора продолжает беспокоить живых?

«Гипсовый портрет смотрел на всех яй​цами надутых глаз, две морщины были на лбу, и губа была дернута влево, а скулы набрякли материею и гневом… И ей не мог быть приятен вид, откры​вавшийся в палате: на возвышенных креслах, под балдахином сидело восковое подобие… Сидит один, и неизвестно, для чего он нужен… И хоть оно восковое, а все в императорском звании». Таковы мысли, которые возникали при взгляде на воско​вую персону.

Почему восковое подобие отправ​лено в кунсткамеру («Там ему место»)?

О кунсткамере.

Вывод: Даже воско­вое подобие все же хранит в себе отблеск былой власти и сильнее тех, кто пытается проявить неуважение даже к восковому изображению великого императора. Обратимся к словам Ю. Н. Тынянова: «…Ху­дожественная литература отличается от истории не «выдумкой», а большим, более близким и кров­ным пониманием людей и событий, большим вол­нением о них». 

Учитель истории: Так заканчивается жизнь великого реформатора, человека, болевшего за Россию. Последний русский на престоле, как говорят о нем, ушел из жизни на самом её взлете и после него остались Романовы, у которых в роду не было ни одной русской капли крови.

Рефлексия

Учитель литературы: Будем оценивать себя в истории и литературе.

-Что вы для себя полезного взяли на уроке?

Ребята, по вашим оценочным листам, кто же сегодня заработал 5?4?3?2?

Оценочный лист


Учени____ 8 класса________________________________________



Вид работы

Самооценка

Взаимооценка

Учитель

1

Тема урока




2

Цели урока




3

История:№1- работа в паре




4

История:№2-работа в группе




5

Литер.: №1- работа в группе




6

Литер.: №2- работа в паре




7

Литер.: №3- работа в группе




8

Литер.: №4- индивидуальная работа




9

Вывод по уроку