СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок по литературе и изобразительному искусству на тему "Шел солдат во имя жизни..."

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по литературе и изобразительному искусству, посвященный героям Великой Отечественной войны "Шел солдат во имя жизни..."

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по литературе и изобразительному искусству на тему "Шел солдат во имя жизни..."»


Интегрированный урок литературы и изобразительного искусства в 6 классе

«Шел солдат во имя жизни…»


Тема урока: «Шел солдат во имя жизни…»

Тип урока: комбинированный

Вид урока: интегрированный урок литературы и изобразительного искусства


Цель урока: формирование чувства гордости и уважения к общекультурному наследию России

Для достижения цели урока необходимо решить следующие задачи:

1. Образовательные

формировать понимание общественного назначения искусства как средства понимания правды о войне и ее места в духовной летописи человечества

2. Развивающие

способствовать выработке эмоционального отклика на художественные произведения (музыкилитературыизобразительного искусства, находить образные слова и выражения в рассказах о них

содействовать овладению умением передавать задуманный образ (образ солдата) средствами различных видов искусства (музыкилитературыизобразительного искусства)

3. Воспитывающие

Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к его свершениям и достойным страницам прошлого

Музыкальный ряд

песня «Священная война» А. Александрова – В. Лебедева-Кумача

песня «Смуглянка» Новиков, Шведов

песня «Алеша» Колмановский, Ваншенкин

песня «От героев былых времен…» Р. Хозак, Е. Агранович

Литературный ряд

А. Т. Твардовский Поэма «Василий Теркин» - отрывок

Стихотворение

В. Фадеев «Бессмертны подвиги танкиста Хохрякова»

Изобразительный ряд

плакаты о войне И. Тоидзе «Родина – мать зовет!», Д. Моор «Ты записался в добровольцы?»

фотография монумента Е. Вутетича в Трептов-Парке «Воин-освободитель», фотография монумента Бориса Маркова, Николая Марангозова, Пётра Цветкова «Алеша» в Болгарии

выставка работ учащихся о Великой Отечественной войны

памятник С. В. Хохрякову в Копейске

Учебно-наглядные пособия,оборудование и ТСО:

Мультимедийная презентация, музыкальный центр, раздаточный материал.

Методы обучения:

1. Экспрессивный

2. Коммуникативный

Ход урока

Вступление


Война.

Смерть и кровь.

Жестокость и страдание.

Черное от пожаров небо.

Перепаханная взрывами земля.

Горячий исковерканный металл.

А рядом – искусство с его вечным стремлением к правде.

- Как совместить две полярные стихии?

На сегодняшнем уроке мы увидим, услышим, прочувствуем образ солдата в искусстве.



Учитель литературы. 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»

Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:

– Будем разучивать новую песню – «Священная война».

Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! – а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером – премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.

Вид вокзала был необычен: все помещения до отказа заполнены военными, как говорится, яблоку негде упасть. На всех новое, еще не пригнанное обмундирование. Многие уже успели получить винтовки, пулеметы, саперные лопатки, противогазы, словом, все, что полагается фронтовику.

В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале – шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает...

Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».

Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Ее пели всюду – на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.

- Почему несколько раз исполнили? (перебарывали страх, воодушевляли слова)

Звучит песня «Священная война» 

Учитель ИЗО. В те же первые дни, когда звучала песня «Священная война», из печати выходят плакаты художников Ираклия Тоидзе «Родина – мать зовет!», Д. Моора «Ты записался в добровольцы?», и Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага».


– Посмотрите на эти плакаты. К чему призывают эти плакаты? (Ответы детей)

На слайде понятие: что такое ПЛАКАТ

Плакат – самый массовый вид графического искусства, выполняющий задачи наглядной политической агитации или служащий средством информации. Специфика плаката заключается в том, что он отражает текущие события. Плакаты могут напоминать о важнейших событиях в стране, они могут призывать людей к какому-нибудь действию.

– Почему художники выпустили плакаты, а не писали эпические картины о войне? (Ответы детей)

- Плакат, как оратор, он должен быть ярким, выразительным и кратким. Плакат должен привлекать к себе взгляды, даже в экстремальных условиях – какими и были события первых дней 1941 года.

– Язык плаката предельно краток и скуп. Изображение и текст – единое целое. Плакат ведёт его в прямом смысле, неся некое сообщение.

– А картины, написанные маслом, как бы ведут диалог со зрителем. В плакате перед нами плоскостное изображение, в нём вообще нет глубины, а от картины, создаётся иллюзия пространства. Изображение в плакате строится не по логике перспективы – что ближе, то крупнее, а по смысловому принципу – что важнее, то крупнее и ближе.

Учитель ИЗО: Правильно. Плакат (от франц. Placard – объявление, афиша) – лаконичное, броское изображение, рассчитанное на всеобщее внимание, как правило, сопровождаемое текстом. Это агитация искусством. Плакат лаконичен по композиции, предельно точен по мысли, и выразителен по форме, слово и образ в плакате слиты воедино. Изображение и шрифт на плакате должны сочетаться, создавать единый образ. Плакат – как вспышка, как удар – краток и точен: идут по улице люди, по своим делам, сосредоточенные на всеобщем горе, у них нет времени, чтобы остановиться и рассматривать плакат, поэтому он должен бросаться в глаза и запоминаться с первого раза. Лаконичные образы на этих плакатах говорили об опасности, находили прямой доступ к сердцам. Знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе в конце июня 1941 года – «Родина-мать зовёт!» По признанию художника, идея создания образа матери, призывающей на помощь своих сыновей, пришла ему в голову совершенно случайно. Услышав первое сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Поражённый выражением её лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра. Образ «Родины-матери» в дальнейшем стал одним из самых распространённых образов советской пропаганды. Многочисленные свидетельства говорят, что плакат появился на улицах многих городов уже 24 июня 1941 г., его можно было увидеть на витринах магазинов, домах, вокзалах. На первое место в годы ВОВ выходит агитационно-массовое искусство, плакат, карикатура и графика, имевшие огромное распространение на фронтах и в тылу.








Учитель ИЗО. В те же первые дни, когда звучала песня «Священная война», из печати выходят плакаты художников Тоидзе «Родина – мать зовет!», Д. Моора «Ты записался в добровольцы?»


Посмотрите на эти плакаты. К какому виду искусства они относятся?

К чему призывают эти плакаты?

Почему художники выпустили плакаты, а не писали маслом эпические картины о войне?

Правильно, эти лаконичные образы говорили об опасности, находили прямой доступ к сердцам.

«Я помню, - писал маршал Советского Союза Баграмян, - что именно в этот момент многие граждане и воины осознали великую ответственность за свою Родину».

Два человека из класса в течение урока рисуют плакат на тему «Никто не забыт и ничто не забыто!».

Ребята, о Великой Отечественной войне написано много произведений. Но есть в нашей литературе солдат, чье имя известно, наверное, каждому школьнику и взрослому. Он стал поистине народным героем, хотя был придуман поэтом Александром Трифоновичем Твардовским. Его изображение мы видим на представленных здесь иллюстрациях. Я думаю, вы без труда назовете его)

Да, это Василий Теркин, герой поэмы А. Т. Твардовского. Он простой солдат. На войне ему довелось и в разведке побывать, и переправу обеспечивать. Был он и ранен, и награду получал.

Но война – это не только сражения, боль и смерть. На фронте люди научились особенно ценить то, что в силу привычки теряло цену в мирные дни,что казалось обыденным: майский дождь в сумерках, дрожащий отблеск фонарей в лужах, смех ребенка. Солдат на войне остался человеком. Так и Василий Теркин. Он мог и пошутить, и товарищей подбодрить, и яичницу подарить, и часы починить.

Перед нами репродукция картины Непринцев Юрий Михайлович

"Отдых после боя"

Давайте попытаемся ее оживить и озвучить, конечно же, с помощью прекрасных стихов Твардовского. Представим, что в центре картины – Василий Теркин. У кого-то из бойцов оказалась гармонь, а играть он не умел. Но Теркин-то – отличный гармонист.

(выразительное чтение ученикам отрывка из главы «От автора»)

Жить без пищи можно сутки,

Можно больше, но порой

На войне одной минутки

Не прожить без прибаутки,

Шутки самой немудрой.

Не прожить, как без махорки,

От бомбёжки до другой

Без хорошей поговорки

Или присказки какой, —

Без тебя, Василий Тёркин,

Вася Тёркин – мой герой,

А всего иного пуще

Не прожить наверняка —

Без чего? Без правды сущей,

Правды, прямо в душу бьющей,

Да была б она погуще,

Как бы ни была горька.

Что ж ещё?. И всё, пожалуй.

Словом, книга про бойца

Без начала, без конца.

Почему так – без начала?

Потому, что сроку мало

Начинать её сначала.

Почему же без конца?

Просто жалко молодца.

С первых дней годины горькой,

В тяжкий час земли родной

Не шутя, Василий Тёркин,

Подружились мы с тобой,

Я забыть того не вправе,

Чем твоей обязан славе,

Чем и где помог ты мне.

Делу время, час забаве,

Дорог Тёркин на войне.

Ребята,в этом отрывке звучат вопросы: без чего трудно прожить на войне? Что вы запомнили, какие советы давал солдат?

(Ответы ребят)

Скажите, пожалуйста, ребята, каким вы представляете Теркина?

(ответы учеников)

Пользуясь передышкой, Теркин помогает бойцам на короткое время забыть о войне, вспомнить мирную жизнь, отдохнуть. Он говорит, что на войне «ни одной минутки не прожить без прибаутки, шутки самой немуд-рой». Очень правильные слова. И думется, что с полным основанием их можно отнести и к песне-шутке. Ведь без нее очень трудно было бы бойцу переносить все тяготы войны, лишения и опасности фронтовой жизни. Именно такую песню-шутку «Смуглянка» создали композитор Новиков и поэт Шведов. Эту песню они написали в начале войны.

«Смуглянка»

Люди военной поры…

Каждый вносил личную лепту в разгром врага, исполняя свой долг на боевом посту. И каждый пост был незаменимо важен. Понимание этого формировало облик и поведение рядового труженика войны. И прежде всего – солдата Отечественной, который вынес на себе нечеловеческое напряжение фронтовой жизни, сражаясь с врагом лицом к лицу, не раз смотрел в глаза смерти, был героем и принес победу.

Одним из таких героев был Николай Иванович Массалов.

Из воспоминаний Николая Ивановича.

Утром 29 апреля 1945 года в Берлине мы готовились к штурму. Было тихо, как перед бурей. И вдруг в этой тишине послышался детский плач. Словно из-под земли звучал голос ребенка, звавшего мать. Его надо спасти, подумал я. Площадь простреливалась. Под пулеметами я все-таки добрался туда, где слышался плач. Лежит красивая белокурая женщина. Рядом – узелок с одеждой. Немцы стреляли ей в спину. Никого не хотели выпускать из обреченного логова. Даже своих. К убитой матери припала девочка лет трех. Только и запомнилось, что белое платьице в горошек.И все не могла уняться от плача«мутти, мутти…- мама-мамочка». Только взял на руки – смолкла. Я с ребенком – закричал. Прикройте меня огнем.

Мощно заговорили пушки. Начался артобстрел. И казалось, весь фронт салютует подвигу русского солдата.

Солдат с ребенком на руках

Эмида Арт

Русский Солдат с ребенком на руках

Застыл. Теперь он - памятник в чужих краях.

В нем воплощен отец, муж, брат и друг.

В нем воплощен России богатырский Дух!

От жизни в тяжком рабстве мир он уберег.

Сберег потомков тех, кто на фронтах полег.

Он – память, памятник, напоминание для всех,

Чтоб видели, каким быть должен Воин-Человек!

Чтоб помнил каждый, кто живет и миру рад, -

Свободным мир смог сделать только наш Солдат!

Ребята, посмотрите на эту фотографию. Что вы видите?

Какой вид искусства?

Станковая или монументальная скульптура?

Эту монументальную композицию создал известный скульптор Евге-ний Вутетич. На высоком постаменте советский солдат сжимает в одной руке карающий меч, а другой бережно подхватил маленькую немецкую девочку. Этот образ воина-освободителя с ребенком на руках стал символом великого подвига советских воинов и находится в Трептов-Парке в городе Берлине. И прототипом этого образа солдата стал Николай Иванович Массалов.

Еще один герой Великой отечественной войны, доживший до победы, со-вершивший немало подвигов, Алексей Иванович Скурлатов, бывший стрелок 10 отдельного лыжного батальона 922 стрелкового полка.

В 1944 году он восстанавливал телефонную линию в Пловдиве, где подру-жился с рабочим телефонной станции. Именно он стал прототипом памятника «Алеша» в Болгарии.

Памятник представляет собой 11.5-метровую железобетонную скульптуру советского солдата, смотрящего на восток. В его руке ППШ, на-правленный к земле.

Скульпторы Васил Радославов, Любомир Далчев, Тодор Босилков и Алек-сандр Ковачев;архитекторы Н. Марангозов и др. Памятник установлен в 1954 году, открыт — 5 ноября 1957 года.

Скульптура водружена на 6-метровый постамент Постамент укра-шен барельефами «Советская армия бьёт врага» (автор Георгий Коцев) и «Народ встречает советских воинов» (автор Александр Занков). Памятник можно увидеть практически из любой точки города.

Шли годы. Война приближалась к концу. «Наши воины сражались уже на чужой земле, - рассказывает в своих воспоминаниях маршал Советского Союза Чуйков. – Они многое повидали, пережили радость победных боев, ну и много, к сожалению, легло наших парней на той далекой земле». Появились песни о предчувствии победы, о солдатах, сражавшихся за рубежами Родины, о тех, кто домой уже никогда не вернется.

«Алеша»

И по сей день о подвигах таких героев нам напоминает вечный огонь.

Славится наш Копейск своими героями. Дважды Герой Советского Союза Семен Васильевич Хохряков родился в селе Коелга Еткульского района Челябинской области. Учился в Копейском горнопромышленном училище. Работал до войны слесарем на шахте «Северный рудник». В 1937 году призван в армию, окончил военно- политическое училище, а в 1943 - Высшую бронетанковую школу.

Участвовал в сражениях на Халхин-Голе. С июня 1941 на Калининском и 1-м Украинском фронтах. Гвардии майор, командир танкового батальона 54-й гвардейской ордена Ленина дважды Краснознаменной Васильковской танковой бригады. Звание Героя Советского Союза присвоено 24 марта 1944 года, 10 апреля 1945 года удостоен этого высокого звания второй раз. Погиб в бою. А было герою… всего 29 лет.

Именем героя С. В. Хохрякова названы улица и СГПТУ-34 в Копейске, Челябинске и польском городе Ченстохове. Памятник С. В. Хохрякову находится на улице Борьбы в нашем городе.

Виктор Фадеев, наш земляк, написал стихотворение.

Бессмертны подвиги

Танкиста Хохрякова,

В боях за Родину творил он чудеса.

Веками будет он смотреть в рассвет багровый,

На горы облаков, плывущих в небесах.

В великий праздник – День Победы,

В семидесятилетний юбилей

Придут к комбату бабушки и деды,

С трясучих рук покормят голубей.

Расправят ордена свои, медали,

Земной поклон комбату отдадут.

Поговорят о радостях-печалях,

Слезу тихонечко с лица сотрут…

Исполняется песня «От героев былых времен.»

В конце урока плакат «Никто не забыт и ничто не забыто!» завершен. Ученики выносят мольберт с плакатом,зажигают свечу и произносят слова:

1) Война не забыта еще и не должна быть забыта, чтобы больше не повториться;

2) Та война была для нашего народа подлинно справедливой, героической, подлинной победой над страшным злом – фашизмом.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!