Интегрированный урок по математике и природоведению
в 4 «В» классе
на тему:
«Путешествие в загадочный
мир звёзд и планет»
Подготовила и провела
Учитель нач. классов
Сорокина О.Е.
Тема: Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число
Цели:
Закрепить навыки письменного умножения и деления многозначных чисел на однозначное.
Совершенствовать умения в решении составных уравнений и задач изученных видов. Развивать вычислительные навыки, память, математическую речь и познавательные способности в области изучения космоса и планет.
Воспитывать экологическую культуру школьника, учить беречь родную Землю, преобразовывать её.
Тип урока: Обобщение и систематизация ЗУНов.
Вид урока: Урок путешествие с элементами мультимедиа.
Оборудование:
Картины: «Космическое пространство», «Планеты Солнечной системы».
ТСО (слайды) о космосе, планетах, одежда космонавтов.
Рисунки с изображением двух космических ракет.
Ребусы.
Карточки для эстафеты.
Индивидуальные карточки для самостоятельной работы.
Ход урока.
а) Организационный момент.
б) Беседа о планетах Солнечной системы.
- Ребята, на какой планете мы с вами живём?
- В какой системе находится планета Земля?
- Сколько планет в Солнечной системе? (8)
- Назовите их. (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)
- Какая планета самая большая? (Юпитер. Диаметр его более 140 000 км.)
- Какая планета самая маленькая? (Меркурий)
- Назовите планеты, состоящие из каменистых пород? (Меркурий, Венера, Земля, Марс)
- Назовите планеты, состоящие из газа и жидкости? (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)
- Ребята, а вы хотели бы побывать в космосе?
- Кто открыл дорогу в космос?
- Каких вы еще знаете космонавтов?
- Какими качествами должен обладать космонавт?
в) Сообщение темы:
- Сегодня на уроке математике вам предоставится возможность побывать в загадочном мире звезд и планет, т.е. совершить космическое путешествие. Вы должны пройти некоторые испытания, участвовать в конкурсах и эстафетах. Показать свои знания и эрудицию. Поэтому класс мы поделим на 2 экипажа.
Полет в космос.
(Испытания, конкурсы и эстафеты)
– Угадайте названия своих космических кораблей. (предлагаю 2 ребуса)
РОДИНА ВОСТОК
Конкурс «В космос всем открыта дверь. Ну-ка сам себя проверю!»
Решение уравнений:
900-8х=580 (12у-8у):5=80
(2 уч-ся решают у доски, остальные в тетрадях)
Учитель: Сразу же наступила невесомость. Все что не было закреплено, поплыло по кабине. Чуть только мы освободились от привязанных ремней, сразу же очутились у потолка. В корабле поддерживают чистоту не хуже, чем в хирургическом кабинете. Пылесосами убирают все до последней пылинки. Иначе бы весь мусор плавал сейчас по кабине. Мы смотрим в иллюминаторы и видим – Меркурий – самую близкую к Солнцу – планету.
1 ученик: Меркурий – самая близкая к Солнцу планета. Меркурий в 20 раз меньше Земли. Днем на этой планете очень жарко, температура достигает до 500°С жары. При такой температуре плавится свинец и олово. Ночью – ледяная стужа. Понятно, что при таких условиях никакой жизни на планете быть не может.
2 ученик: Он первый от Солнца,
С него и начнем,
Нет атмосферы
И жизни на нем.
Громадное солнце
Палит без помех,
Явились бы люди –
Сожгло бы их всех!
Испытание невесомости.
Учитель: - Для выхода в космос космонавтам необходима специальная одежда. В космосе нет воздуха и нечем дышать, обжигают ослепительные лучи Солнца, а в тени все замерзает. Поэтому космонавт надевает свой космический костюм – скафандр. (слайд)
Внутри такого скафандра космонавт оказывается в искусственной атмосфере, снабжающей его кислородом для дыхания и поддерживающей необходимое давление. Без этого скафандра космонавт не прожил бы и несколько секунд
Решение задачи:
Масса скафандра 210 кг., а масса командира корабля составляет 1/3 часть массы скафандра. Найдите массу командира корабля в космическом костюме?
3 ученик: – смотрите в иллюминаторы. Это Венера. Венера – утренняя звезда, которая так красиво сияет на небосклоне. Венера самая горячая планета Солнечной системы. Атмосфера Венеры почти полностью состоит из углекислоты. Она окутана облаками из едких паров. Из этих облаков на поверхность планеты проливается ядовитый дождь. Венера совершенна не пригодна для жизни.
4 ученик: В покров из атмосферы
Закутанная дама -
Красавица Венера
Капризна и упряма.
Под теплым покрывалом
Ну как не полениться?
Красотка еле-еле
Вокруг оси вертится.
Полгода длится день ее,
И ночи не короче,
А Солнце с запада встает -
Упрямится так хочет.
И среди прочих шуток
Там год – короче суток!
Она чудовищной жарой
Встречает смельчаков.
И брызжет серной кислотой
Из плотных облаков!
Ну, словом, лучше нам пока
Ее любить из далека.
Эстафета. «Знаете ли вы космический словарь?»
а) Как называется город, в котором живут и работают космонавты?
б) Где находится взлетная площадка, с которой стартуют космические корабли?
130 · 7 = 9103 | 120 · 8 = 960Б |
420 : 3 = 140В | 510 : 3 = 170А |
6 000 : 200 = 30Ё | 8 000 : 400 = 20Й |
380 + 260= 640З | 470 + 350 = 820К |
620 – 490 = 130Д | 750 – 480 = 270О |
(8+7) · 4 = 60Н | (6+9) · 5 = 75Н |
96 : (34-18) = 6Ы | 68 : (32 – 15) = 4У |
500 · 90 = 45 000Й | 70 · 600 = 42 000Р |
(Звёздный) (Байконур)
(Принимают участие по 8 человек от каждого экипажа)
Учитель: - Смотрим в иллюминатор и видим Марс.
5 ученик: Марс – небольшая планета. По объему Марс меньше Земли почти в 7 раз. Он окутан атмосферой, в которой нет кислорода, которым мы дышим. На поверхности Марса расположены сухие безводные пустыни.
6 ученик: Пустыни красного песка,
Колючий вихрь издалека…
Мы убеждаемся с тоской,
Что нет там жизни никакой.
Фантасты много лет назад,
Нас марсианами пугали.
Теперь ответ наукой дан -
Увы, там нету марсиан.
А теперь сделаем расчеты шлангов жизнеобеспечения.
Задача:
Длина первого шланга 8м 15 см, длина второго в 3 раза длиннее. На сколько метров первый шланг короче второго?
Учитель: - А вот и Луна.
7 ученик: Луна – это спутник Земли. Поверхность Луны меньше поверхности Земли в 14 раз. На Луне нет воздуха и нет воды. Из-за отсутствия воздуха небо на Луне черное и на нем даже днем видны звезды. На поверхности Луны есть лунные горы, большие равнины и низменности, которые ученные называют «морями», хотя в них отсутствует вода.
8 ученик: Верный спутник,
Ночей украшенье,
Дополнительное освещенье.
Мы, конечно,
Признаться должны,
Было бы скучно Земле без Луны.
Они родились вместе,
Теперь так говорят,
Четыре с половиной
Миллиарда лет назад.
«Космические расчеты».
- Сейчас вы проведете космические расчеты для топливного бака и затраты энергии.
Задача:
а)
Ракета с топливом весит 160 000 кг. А без топлива 20 тонн. Сколько тонн весит топливо?
(Решают устно: 160 000 кг = 160 т
160 – 20 = 140 т)
б) Решение примеров:
(У доски 2 уч-ся, задания на карточках)
32 200 2 594
4 600 · 7 - 15 564 : 6 = 29 606
796 53 600
3 184 : 4 + 6 700 · 8 = 54 396
(класс работает самостоятельно по карточкам)
5 332
42 656 : 8 · 7 = 37 324
42 651 681
6 093 · 7 + 4 086 : 6 = 43 332
(выборочная проверка)
Возвращение на Землю.
Учитель: - Вот наше путешествие подходит к концу. Мы возвращаемся на Землю. Многое мы узнали и увидели, но сколько нам еще предстоит узнать узнать о новых космических открытиях.
9 ученик: Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь,
Ландыши в траве зеленой
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно.
Береги свою планету.
Ведь другой такой на свете нету!
б) Подведение итогов
- Понравился ли вам урок?
- Чем на уроке занимались?
- Что нового и интересного узнали?
б) Выявление лучшего экипажа и выставление оценок.
г) Домашнее задание: выполнить задание на карточках.