Интегрированный урок по развитию речи и рисованию.
Программа «Особый ребёнок». 7-8 класс. УЧИТЕЛЬ: Ефремова Г.А.
Тема нашего урока: Зимний лес.
Цель и задачи урока:
Образовательная
- закрепить знания о зимних явлениях, закрепит знания о жизни зимующих птиц и зверей нашего леса, сформировать познавательную активность и любознательность, развивать творческие способности детей, воспитывать наблюдательность и умение видеть прекрасное в окружающем мире.
Воспитательная
— воспитание любви к родной природе, живописи, музыке;
Развивающая
— развитие творческого воображения, умения создавать образ, расширение словарного запаса, закрепление художественных приемов (смешивание двух красок для получения третьей), вытаскивание краски пластиковой карточкой, рисование мятой бумагой;
Дидактические
— закрепление знаний нетрадиционными способами рисования, приемов работы акварелью (по мокрому листу);
Оборудование: для детей альбомы, акварельные краски, кисточки и баночки-непроливайки, пластиковые карточки, газетные комочки, палитры, салфетки;
для учителя презентация, энциклопедический словарь, картина «Зимний лес», шаблоны вырезанных животных.
Тип урока: интегрированный урок – Развитие речи, ИЗО, музыка.
Музыкальное оформление урока: СD диск - музыкальные композиции «Зимний лес», «Голоса птиц», «Голоса животных», компьютер.
План урока:
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать пора.
1.Организационный момент. II. Постановка цели и задач. Мотивация.
Загадка
Дел у меня немало-
Я белым одеялом
Всю землю укрываю
В лёд реки убираю,
Белю поля, леса, дома,
Зовут меня… ЗИМА.
НАЗОВИТЕ ЗИМНИЕ СЛОВА, КОТОРЫЕ ОТНОСЯТСЯ К ЗИМЕ : (СНЕГ, СНЕЖИНКА, ВЕТЕР, МОРОЗ, САНКИ, ГОРКА, КОНЬКИ, ЛЫЖИ И Т.Д.)
-Как вы думаете, ребята, о чем будет наш урок?
- Перечислите природные явления, которые происходят ЗИМОЙ ? Начните свои предложения со слова «ЗИМОЙ…..».
ЗИМОЙ частые снегопады.
ЗИМОЙ часто метут метели.
ЗИМОЙ ночью стоят сильные морозы.
ЗИМОЙ МОЖНО КАТАТЬСЯ НА САНКАХ.
ЗИМОЙ увеличивается день.
- А сейчас я узнаю, как вы хорошо знаете природные явления.
Игра “Узнай меня”
– Угадайте зимнее явление в природе
Снег падает на землю спокойно, медленно, покрывает её ровным слоем. Это явление называется….СНЕГОПАД
- Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег затем замерзают. На дорогах образуется …ГОЛОЛЁД
- При сильном ветре кружит снег называется ….МЕТЕЛЬ
Назовите зимние месяцы ЗИМЫ? (декабрь, январь, февраль)
Про какой это месяц говорят:
- «ГОД КОНЧАЕТ, А ЗИМУ НАЧИНАЕТ»
-«ГОДУ НАЧАЛО, ЗИМЕ СЕРЕДИНА»
Какой последний месяц зимы? (февраль).
Вывод:
УЧИТЕЛЬ:
Ребята, вот мы с вами разобрали, что, в последний месяц зимы……….(больше ветров, метелей;
длиннее становится день; солнце уже начинает пригревать.)
-Солнце, как светит уже в феврале?
Физминутка для глаз .
- А у нас сегодня светит солнце?
-К нам в окно заглянуло солнышко, найдите мне глазками и назовите, сколько солнышек в классе. (17)
Учитель: Сегодня, какое февраля? (17февраля)
-И мы с вами сегодня, 17 февраля, отправимся в путешествие.
Плакат «Зимний лес».
1.Что мы видим на картине? лес
2. Какой лес мы видим? Зимний лес
3.Какой воздух в лесу? Холодный, свежий, морозный, чистый.
4. Чем покрыт лес? снегом
5. Какие деревья в лесу? Ели, сосны, рябины
6. В каком наряде стоят сосны, ели? Белом, красивом.
7.Как снег лежит на ветках? шапками
8.Есть ли жизнь в лесу? Да, животные, птицы
Учитель:
-Назовите животных нашего леса. (медведь; ёж; белка; лось; волк; Лиса; заяц).
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ. СЛАЙДЫ О ЖИВОТНЫХ)
ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ.
Медведь - спит в берлоге пять месяцев. В феврале ПОЯВЛЯЮТСЯ медвежата.
Ёж - Дольше всех спит ёж. С сентября до конца апреля.
Белка - не разобьётся ,даже если упадёт с БОЛЬШОЙ ВЫСОТЫ. Её хвост - парашют. Хорошо плавает.
Белки , КАК КОШКИ ВИДЯТ В ТЕМНОТЕ.
Лось — лесной великан, на ночь ложится в снег, оставляя снаружи лишь голову и спину с густой шерстью.
Волк-огромное сходство с крупной собакой. Потеря зубов для хищника равнозначна голодной смерти.
Взрослый волк-100 кг.
Голодный волк может съесть ВЕДРО МЯСА ЗА ОДИН РАЗ, это как если бы человек съел за один присест сотню бутербродов.
Лиса - Охотится в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Главная пища лисы мыши. Живёт в норе.
-Какой звук издаёт лиса?
9.Как спасаются звери в лесу от холода? спячкой, мехом (шубками);
10.Где прячется заяц? под ёлками, кустами.
Заяц - средство защиты— умение быстро бегать. У зайцев нет постоянных нор, зайцы отнюдь не так безобидны, как кажется. Их мощные задние лапы с острыми когтями — страшное оружие.
Предложить Вере и Данилу Я. в конвертах :
выбрать зайчиков (серые или белые) и прикрепить на доске нужного зайца к плакату – на «снег».
Дополнительное задание.
А про ЖИВОТНЫХ у нас знает стихотворение Вова, он сейчас нам расскажет
Чтение стихотворения о феврале.
Воют вьюги да метели
В грозном лютом феврале.
Все зверюшки похудели,
Те, что спрятались в норе.
На исходе вся их пища,
Заготовленная впрок.
Завалил у них жилища
С неба сыплющий снежок.
Учитель:
пока проговариваю и тут же включаю запись голоса птиц
-ребята, давайте попробуем закрыть глаза и представить себе зимний лес.
-Прислушайтесь …
Как тихо в лесу.
Заснеженные деревья….
Отдыхает лес…
(Запись - голоса птиц)
- Что вы услышали?
-Может вы кого-то узнали?
-А что вы скажете про эту или другую птицу?
А ведь мы с вами знаем, что многие птицы улетели в тёплые края.
-А птицы, которые остались зимовать, называются – ЗИМУЮЩИЕ
УЧИТЕЛЬ:
Перечислите зимующих птиц, каких вы знаете?
-голубь
-синица
-воробей
-свиристель
-ворона
-галка
-сова
Продолжение слайдов о птицах:
-Да посмотрите на них.
-Всех назвали?
-А, кто знает, это, что за птица?
-Послушайте про чудесную птицу, которая необычайно красива и птенцов выводит зимой.
Школьный словарь…-
КЛЁСТ - размером с воробья, С ЯРКИМ ОПЕРЕНИЕМ, КАК У ПОПУГАЯ.
Уникальность:
-Крестообразный клюв.
-Выводит за 2 недели зимой птенцов.
Цепкие лапки позволяют бегать по деревьям и даже висеть вниз головой.
Из-за постоянного употребления смолянистых шишек птицы становятся очень не вкусными для хищников.
-Чем интересна птица клёст?
Птенцы зимой, Яркая окраска, Крестообразный клюв.
Вывод;
- Зима трудное время для птиц и животных.
- Что спасает животных от морозов зимой?
Снег, укрывает землю, деревья, защищает их от вымерзания.
Медведи, ежи впадают в спячку до наступления тепла.
- Как приспособились животные к снегу?
Зимой от морозов животных спасает тёплый мех.
Чтобы зимой на снегу быть не заметными, животные меняют шубки.
Снег нужен животным. Он согревает их, помогает спрятаться.
-Страшней голод ИЛИ ХОЛОД для птиц? Сытой птице мороз не страшен.
III этап. Погружение в рисование. -Ну, что ж пришла пора возвращаться из леса. Но, согласитесь, как не хочется покидать волшебный, и такой чудесный зимний лес.
-Давайте вспомним технику безопасности на уроке рисования.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПО РИСОВАНИЮ.
1. Общие требования безопасности
1. Во время работы в кабинете учащиеся должны соблюдать чистоту, порядок на рабочем месте.
2. Требования безопасности перед началом работы.
1. Не разрешается оставлять рабочее место без разрешения учителя.
2. Соблюдать порядок на рабочем месте.
3. Требования безопасности во время работы.
1. Во время работы на столе не должно быть никаких посторонних предметов.
2. При выполнении работы следите за осанкой.
3.Используйте в качестве емкости с водой стаканчики-непроливайки. Наполняйте емкость водой на 0,5 от ее объема.
4. При перемещении по классу с наполненной водой емкостью не бегите, придерживайте емкость за дно.
5. Если при переносе воды в стеклянной посуде вы пролили воду на пол, немедленно сообщите об этом учителю.
4. Требования безопасности по окончании работы.
1. По окончании урока приведите рабочее место в порядок.
Проверить всё ли необходимое для рисования есть на парте.
Учитель:
-Кто помнит из вас, что такое палитра?
-У вас на парте у каждого лежит газета.
НАШЛИ. Возьмите её.
ФИЗМИНУТКА
(сделать бумажный ком для работы по рисованию)
-Раз, два, три, четыре
Мы с тобой снежок лепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем не сладкий.
Раз – подбросим
Два – поймаем
Три – уроним
И сломаем.
Наш снежок (скомканный из газеты) мы положим на парту, он нам пригодится при рисовании.
Сегодня мы нашими «снежками» будем изображать снег.
-Наносим на палитру белой гуаши кисточкой. Тихонько стараясь не брызгать. Салфетка лежит рядом.
-КТО ПОМНИТ, ЧТО ТАКОЕ ПАЛИТРА? (ДОСКА ДЛЯ СМЕШИВАНИЯ КРАСОК)
-Начинаем сверху или снизу?
-Конечно, если мы начнём снизу мы с вами замараемся.
IV этап. Усвоение новых знаний.
- Ребята, а что вы узнали нового?
-Что вам показалось тяжело?
-ЧТО ИНТЕРЕСНОГО?
Предлагается самостоятельно ответить на них.
( О ЗИМНЕМ ЛЕСЕ, ОБ ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТАХ ИЗ ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ, О ПТИЦЕ КЛЕСТЕ,ФЕВРАЛЬ-САМЫЙ ВЕТРЕННЫЙ И КОРОТКИЙ МЕСЯЦ)
V этап. Оценочный. Рефлексия.
Показывать при этом рисунки
Детям задаются вопросы:
- «Какая картина больше понравилась и почему?
-Мне понравились все ваши работы, вы молодцы, вы справились с заданием.
- Благодарю всех за отличный урок, за то настроение, которое вы передали своими работами.
Я ДАРЮ ВАМ РАСКРАСКИ ЗИМНЕГО ЛЕСА, ПОПРОБУЙТЕ ДОМА РАСКРАСИТЬ И ПОКАЗАТЬ ДОМА, КАК НУЖНО НАНОСИТЬ ГАЗЕТНЫМ КОМОЧКОМ СНЕГ.
Урок окончен.
Не забудьте убрать свои рабочие места.
9