Интегрированный урок по шахматам с элементами математики
Тема: «Решение математических и шахматных задач»
Цель: - развивать умение решать примеры на сложение и вычитание;
- повторить сложение и вычитание чисел в пределах 100;
- воспитывать интерес к математике и игре в шахматы, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах;
- расширять кругозор, мышление, воспитывать характер через игру в шахматы, формировать алгоритм рефлексивного мышления.
Развивать на уроке УУД:
Познавательные УУД - включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Регулятивные УУД - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата; коррекция; оценка, волевая саморегуляция.
Коммуникативные. УУД - обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Личностные УУД - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: действие смыслообразования; действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
Оборудование:
Шахматная доска, шахматные фигуры
Рисунки шахматных фигур.
Загадки.
Ход урока
1.Организационный момент.
– Давайте, ребята, улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки. И думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость от общения друг с другом. Если вы мне поможете, наш урок будет весёлым, интересным и необычным. Итак, мы отправляемся в математическое шахматное королевство.
Девиз урока: “Учимся – играем, считаем – побеждаем!” (Слайд с девизом урока)
- как вы понимаете девиз урока?
- Не потеряться в шахматной стране смогут только самые внимательные дети.
Маленькому солдату – пешке был дан приказ:
Оставить строй и в путь отправиться одной,
Пешка приготовила для вас задания. Каждый, кто отвечает правильно, получает фишку – фигурку. В конце урока считаем у кого больше фишек, тот хорошо разбирается в шахматах.
2. Решение примеров.
На доске примеры, ответ означает букву. Каждую букву подставьте под правильный ответ и получится слово.
60 – 20 = 40 (А)
40 – 20 = 20 (Ч)
70 + 30 = 100 (Т)
80 – 50 = 30 (Р)
70 + 10 = 80 (Г)
30 + 20 = 50 (У)
80 – 20 = 60 (Н)
- проблема урока Что такое чатуранга?
(Слайд «Чатуранга»)
1 ученик - Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеет свою историю. Шахматы появились в Индии в 5-6 веках. Первоначальное название шахмат – ЧАТУРАНГА. В игре в то время принимали участие четыре человека.
Когда-то великий индийский шах воевал с другими, погибло много людей. Один мудрец подарил ему шахматы, где бои были на доске, а воины деревянные.
2 ученик - Зовётся шахматной страной –
двухцветная страна,
Ведётся в ней упорный бой –
двухцветная война.
- Итак, ребята, кто готов к трудностям, путешествуя по математическому шахматному королевству?
– Пешка продолжает свой путь.
(Слайд «Шахматная доска»)
3. Хотела пешка крикнуть: “Эй!
Пройти-ка мне позволь!”
Да поняла пред ней король
Он всех главней, важней.
Он приготовил вам задачу
и желает всем удачи.
- Давайте вспомним ценность шахматных фигур:
Ладья – 5
Конь – 3
Слон – 3
Ферзь – 9
Пешка – 1
4. Физминутка:
- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём. (Приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)
5. Графический диктант.
Вдруг маленькая пешка увидела, что одна фигура попала в беду, не видно её никому.
Мы поможем все вместе – начертим её и узнаем, что это за фигура.
(Одна клеточка вправо – поставьте начальную точку,1 – вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 –вправо, 3 – вниз, 1 – влево, 4 – вниз, 1 – вправо, 2 – вниз, 5 – влево, 2 – вверх, 1 – вправо, 4 – вверх, 1 – влево, 3 – вверх)
– Что за фигура получилась? (Ладья.)
– По углам шахматной доски, словно башни – ладьи.
6. Решение задач.
- У вас на партах шахматная доска. Задание каждому столу «Покори вершину, пройди лабиринт, дойди пешкой до короля», преодолевая препятствия, на её пути попадаются мертвые фигуры их можно и нужно рубить, как рубит пешка. У каждого стола своя пешка( своё начало) начинает ход: 1 стол – а1:2 стол – д1: 3 стол – н1: 4 стол – с1: 5 стол – в1: 6 стол – ф1.
7. Задание из «Шахматной шкатулки»:
На какое поле нужно поставить чёрного ферзя, чтобы он мог своим ходом уничтожить любую из восьми фигур противника?
8. Шахматно-грамматическое задание
И эти трудности прошли. Пешка приготовила другие задания.
- Какие шахматные фигуры скрываются в словах, распологаются они в направлениях, по которым могут ходить.
Названия каждой фигуры, кроме коня находятся на одной дорожке.
(Слайд со словами)
9. Итог урока:
– Молодцы, ребята! Вы помогали пешке.
Пешка благодарит всех ребят за помощь, желает успеха в учёбе и победы в игре в шахматы.
В чудесной шахматной стране
Всё это приключилось,
Ребята помогали мне
У нас всё получилось!
Спасибо всем!!
Давайте вспомним, с чего мы начали своё занятие? Как правильно назвать нашу работу?
- Посчитаем фишки. У кого – сколько?
Рефлексия по занятию.
какие трудности возникли в ходе работы?
что было проще выполнять?
Всем спасибо. Увидимся на следующем занятии.
Блиц - викторина.
Что меньше: шахматная доска или шахматное поле? (шахматное поле)
Какие поля на шахматной доске больше – белые или чёрные (они равны)
Какая диагональ длинней: большая белая или большая чёрная? (они равной длины)
Сколько полей в большой белой диагонали и в большой чёрной диагонали? (по 8 полей)
Из каких досок не строят теремок? (из шахматных)
В каких клетках не держат зверей? (в шахматных)
Самая сильная шахматная фигура? (ферзь)
Самая главная шахматная фигура? (король)
Нападение на короля. (шах)
Нападение на короля, от которого нет защиты. (мат)
60 – 20 = (А)
40 – 20 = (Ч)
70 + 30 = (Т)
80 – 50 = (Р)
70 + 10 = (Г)
30 + 20 = (У)
80 – 20 = (Н)
9. Дидактическая игра «Шахматы»
Путь откроют пойду.
Только прямо хожу,
Как зовут, не скажу. (ладья)
Не берёт гостинцы.
По косой он ходит,
Хоботом не водит. (слон)
Передвигается не косо и не прямо,
А буквой «Г» - так шахматисты говорят (конь)
Гладкий люблю я, расчищенный путь:
На шаг в любую сторону могу шагнуть. (король)
Все поля прошла
И фигуру нашла. (пешка)
Назовите фигуру – свой любит цвет,
Для белого – нет цвета белого милей.
Другого правила здесь нет:
Напротив друг друга поставим их смелей. (ферзь)