СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок по теме"Безработица"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить учащихся с одной из основных проблем экономики - безработицейсформировать знания о безработице, ее причинах, видах и последствиях

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по теме"Безработица"»

Интегрированный урок по теме "Безработица"

  • Рычагова Наталья Яковлевна преподаватель

Разделы:География.Экономика

Вид урока: усвоение нового материала.

Тип урока: урок с применением информационных технологий, работа в группах.

Место урока: данный урок может быть использован

  • на уроках экономики в теме "Рынок труда и безработица" по программе Липсица И.В.

  • на уроках географии в теме "Структура населения России: трудовые ресурсы"

  • на уроках дисциплины «Региональная экономика»

  • на занятиях элективных курсов по экономике и географии, предпринимательской деятельности и профориентации.

Цели урока.

  • Обучающая: познакомить учащихся с одной из основных проблем экономики - безработицейсформировать знания о безработице, ее причинах, видах и последствиях.

  • Развивающая: показать ситуацию на рынке труда в целом и в современной России, развивать экономическое мышления через анализ информации, развитие умений и навыков сравнения и анализа, работы со статистическими данными, диаграммами и картами.

  • Воспитывающая: формировать коммуникативную компетентность через работу в группах, ответственность за экономические решения, уважение к труду, использование полученных знаний при выборе профессии и ориентации на рынке труда.

Оборудование урока: мультимедийное оборудование, презентация "Безработица", учебники по курсу:

  • Липсиц И.В. Экономика. Москва, Вита - Пресс, 2008,

  • Любимов Л.Л.; Раннева Н.А. Основы экономических знаний. М.: Вита - Пресс, 2000,

  • "Российская экономика" , приложение к учебнику "Прикладная экономика" Junior Achievement, М, 1998,

ХОД УРОКА

Ребята, тема сегодняшнего урока очень актуальна, так как безработица, как проблема отдельно взятого человека может стать и настоящим бедствием для государства в период экономической перестройки или кризиса, оказывает наиболее прямое и сильное воздействие на человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня, потерю психологического равновесия, и наносит психологическую травму.

Задача нашего сегодняшнего урока узнать:

  • что такое безработица, в чем ее причины и какие типы выделяют,

  • какие меры предпринимает государство по сокращению безработицы,

  • как уменьшить риск стать безработным,

  • научиться работать со статистическими материалами.

Экономически неактивное население – это жители страны, которые не входят в состав рабочей силы (готового к работе трудоспособного населения).

Экономически активное население – часть трудоспособных граждан, которая предлагает рабочую силу для производства товаров и услуг.

Экономически активное население (рабочая сила) занятые + безработные

Важнейшим показателем неустойчивости макроэкономики является массовая безработица, которая во многих странах превышает предельно допустимый уровень (7-8% общей численности экономически активного населения).

БЕЗРАБОТИЦА - социально-экономическое явление, характеризующее незанятость в производстве трудоспособного населения, желающего работать.

Знакомство на примере России с понятиями, рассмотрение соотношения численности в отдельных группах населения страны.

Нетрудоспособное население - лица моложе 16 лет или достигшие пенсионного возраста, а также не работающие по состоянию здоровья во всех возрастах.

Трудоспособное население:

Добровольно незанятые - трудоспособные люди в трудоспособном возрасте, добровольно неработающие по найму или на индивидуальных предприятиях (старшеклассники общеобразовательных и специализированных школ, гимназий, лицеев, достигшие 16 лет; студенты дневных отделений ВУЗов, техникумов, колледжей; лица, занятые в домашнем хозяйстве). Подчеркнуть:   люди, искавшие работу, но отчаявшиеся её найти и поэтому прекратившие поиск работы, не желающие добровольно работать граждане.

Занятые - люди, работающие полный рабочий день по найму или на индивидуальных предприятиях.

Безработными являются люди, которые могут и желают трудиться, но не имеют рабочего места.

ПРИЗНАКИ БЕЗРАБОТНОГО:

Кто же у нас в России по закону является безработным?

1. Трудоспособный возраст: -лица не моложе 15 лет, так как в Российской Федерации согласно КЗоТ не допускается прием на работу лиц моложе 15 лет, -лица не старше 58 лет (женщины) и 65 лет (мужчины).

2. Отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение некоторого времени.

3. Стремление человека найти работу (обращение в центр занятости, самостоятельные поиски)

Подсчет и сравнение уровня безработицы для России и отдельных регионов. Уровень безработицы -

Этот показатель является одним из основных измерителей состояния экономики. Высокий уровень безработицы свидетельствует о том, что трудовые и другие производственные ресурсы задействованы в недостаточной степени, что приводит к сокращению производства товаров и услуг.

Проблемные вопросы, задает преподаватель:

  1. Почему по регионам России уровень безработицы различен? (ответ-преобладание старых и новых отраслей, большой прирост населения, потоки мигрантов и др.)

  2. Связано ли это с демографической ситуацией в стране, какие причины и возможные последствия этой ситуации?

Типы безработицы и государственные меры по ее снижению.

1) Во-первых, структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы.

2) Во-вторых, экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых.

3) В-третьих, политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу.

4) В-четвертых, сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики.

5) В-пятых, изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает предложение труда и, следовательно, возрастает вероятность безработицы.

Поэтому безработица бывает:

-Фрикционная безработица (от слова "фрикция "- трение) связана с поиском работы и ожиданием выхода на работу.

  • работники, находящиеся в процессе смены работы (переезд в другой город),

  • при переходе на новое место работы,

  • ищущие работу в первый раз (выпускники вузов, колледжей),

  • заново вступающие в ряды рабочей силы после добровольного отказа от работы (матери, вырастившие детей),

  • уволенные с работы по приказу администрации,

  • уволившиеся по собственному желанию,

  • ожидающие восстановления на прежней работе,

  • нашедшие работу, но еще не приступившие к ней.

Государственные меры:

Поиск работы требует времени и усилий, поэтому человек, ожидающий или ищущий работу, некоторое время находится в безработном состоянии. Особенностью фрикционной безработицы является то, что работу ищут уже готовые специалисты с определенным уровнем профессиональной подготовки и квалификации. Поэтому основной причиной этого типа безработицы является несовершенство информации (сведений о наличии свободных рабочих мест). Человек, потерявший работу сегодня, обычно не может найти другую работу уже завтра.

  • Информация о наличии рабочих мест,

  • Услуги службы занятости,

  • Повышение мобильности трудовых ресурсов (создание развитого рынка жилья, отмена прописки).

Фрикционная безработица представляет собой явление неизбежное, поскольку связана с естественными тенденциями в движении рабочей силы (люди всегда будут менять место работы, стремясь найти работу, в наибольшей степени соответствующую их предпочтениям и квалификации), и желательное, так как способствует более рациональному размещению рабочей силы и более высокой производительности (любимая работа всегда более производительная и творческая, чем та, которую человек заставляет себя выполнять).

Безработица этого типа обычно продолжается короткий период времени. Рабочих мест больше, чем безработных. Ищут работу готовые специалисты.

-Структурная безработица обусловлена структурными сдвигами в экономике, которыесвязаны: -с изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей - спрос на продукцию одних отраслей увеличивается, производство расширяется, что ведет к росту спроса на рабочую силу в этих отраслях, в то время как спрос на продукцию других отраслей падает, что ведет к сокращению занятости, увольнению рабочих и росту безработицы, -с изменениями отраслевой структуры экономики, причиной которых является научно-технический прогресс - со временем одни отрасли устаревают и исчезают (например, производство паровозов, карет, черно-белых телевизоров, керосиновых ламп, пишущих машинок), а другие появляются (производство компьютеров, пейджеров, мобильных телефонов).Меняется набор профессий , требующихся в экономике. Исчезли профессии трубочиста, стеклодува, фонарщика, ямщика, но появились профессии программиста, имиджмейкера, дизайнера. Люди, имеющие профессии, не соответствующие современным требованиям, будучи уволенными, не могут найти себе работу.

Работники, которые не в состоянии занять имеющиеся рабочие места вследствие отсутствия необходимых навыков и умений для производства нового вида продукции, имеющего спрос на рынке.

Сезонная безработица. В туризме, сельском хозяйстве, лесной промышленности производственный цикл имеет ярко выраженный сезонный характер. В период межсезонья работники теряют работу.

Государственные меры: - Субсидии на получение образования, -Обучение и переобучение работников -Создание временных рабочих мест, -Повышение мобильности трудовых ресурсов.

Структурная безработица более продолжительна и дорогостояща, чем фрикционная.

-Циклическая безработица - это безработица, причиной которой выступает рецессия (спад в экономике). Это означает, что в экономике имеет место неполная занятость ресурсов и фактический уровень безработицы выше, чем естественный.

Самый тяжёлый вид безработицы, так как мало что зависит от человека, рабочих мест намного меньше безработных. Считается, что при улучшении положения в экономике такие работники снова находят работу.

работники, уволенные в период общего экономического спада.

Государственные меры: - стимулирование роста экспорта как толчок к росту производства и занятости, -инвестирование в реконструкцию и модернизацию предприятий -поощрение иностранных инвестиций в экономику, -создание условий для роста самозанятости, - поддержка малого бизнеса.

Естественная безработица

  • Невозможность избежать фрикционной и структурной - это естественная безработица.

  • Если уровень безработицы = естественному - это полная занятость.

  • Экономический потенциал страны (потенциальный ВНП) - это объем производства при полной занятости.

  • Если уровень безработицы больше естественного на 1 %, производство падает на 2,5%.

5. Скрытая безработица характерна для отечественной экономики. Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени, либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.

  • Занятость неполный рабочий день,

  • Работа не соответствует квалификации,

  • Разочаровавшийся работник.

6. Последствия безработицы:

  • Не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал.

  • Снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (зарплату), который облагается налогом.

  • Снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем зарплата.

  • Ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье, и т.д.

  • Безработица обостряет политическую обстановку в стране. Причиной тому растущее озлобление людей, лишившихся возможности достойно содержать свои семьи и проводящих день за днем в поисках работы.

  • Рост безработицы может вести к росту числа преступлений, которые люди совершают, чтобы добыть нужные блага.

Закрепление.

Определи тип безработицы: работа в группах. Разделить обучающихся на 3 группы (три типа безработицы) На столе напротив обучающихся лежат карточки с характерными особенностями типов безработицы (Циклическая, структурная, фрикционная)Студенты по одному с каждой группы подходят к столу с карточками и выбирают ту карточку , которая походит к их типу безработицы. В результате проверяем правильно ли были подобраны карточки. Побеждает та команда, которая быстро и правильно выбрала карточки с характерными признаками своего типа безработицы.

Домашнее задание:

Контрольные  вопросы:

1. Назовите условия возникновения скрытой  безработицы.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.. Назовите признаки проявления структурной безработицы.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Каковы социальные последствия безработицы?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________