СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок "Природные уникумы Урала"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок "Природные уникумы Урала"»

Интегрированный урок (география + химия)

"Природные уникумы Урала" 8 класс.

Учебники:  География России. Природа. 8 класс, параграф 34. / автор И.И. Баринова.– М.: Дрофа, 2009)

Тип урока: комбинированный с применением ИКТ.

Метод: словесно-наглядно-практический.

Цели и задачи урока:

Образовательные:

познакомить учащихся с природными уникумами Урала – Ильменский заповедник, край самоцветов от г. Асбеста до Мурзинки, Кунгурская пещера.

познакомить учащихся с химическим составом минералов.

Развивающие:

продолжить формирование умений учащихся по решению задач на нахождение массовых долей элементов в веществе и составлению формул соединений;

развивать практические умения и навыки правильного обращения с лабораторным оборудованием;

продолжить формирование информационной компетентности школьников; 

расширение кругозора школьников о природе родной страны.

Воспитательные:

продолжить воспитание чувства гордости школьников к своей  родине – России;

продолжить воспитание географической культуры школьников  как участников цивилизованного общества.

Средства обучения: физическая карта Урала, физическая карта  России, контурные карты и атлас 8 класса, периодическая система химических элементов, справочники по химии, книги, картины, компьютер, презентация к уроку.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

 Приветствие. Что должны иметь учащиеся на уроке, как будут работать с опорными листами.

 

2. Актуализация знаний

Видеофрагмент «Уральские горы».

Учитель химии:

«В природе ничего другого нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Все - от песчинок малых до планет-

Из элементов состоит единых»

С. Щипачев «Читая Менделеева»

Учитель географии:

Сегодня на уроке мы найдем одну из общих точек соприкосновения между двумя науками: химия и география. Такие разные на первый взгляд, науки имеют много общего.

Учитель химии:

Более того, академиком Вернадским создана наука, изучающая химические процессы в земной коре. Это наука называется - геохимия.

Учитель географии:

Мы надеемся, что этот урок пройдёт интересно, с большой пользой для всех.

Учитель химии: Очень хочу, чтобы те, кто были равнодушны к географии и химии, с нашего урока ушли с глубоким убеждением, что эти предметы – интересные и очень нужные.


3. Повторение. Проверка домашнего задания в форме разминки.

Проведение географического диктанта.

На доске записаны все части Урала:

1 вариант

Части Урала

2 вариант

1

Полярный

3

2

Приполярный

4

3

Северный

5

4

Средний

1

5

Южный

2

Учитель географии: Ребята, ваша задача выбрать  цифру правильного ответа своего варианта  на задания, которые находятся у вас на столах.

Карточка-задание:


Вопросы географического диктанта.

1

Самая северная часть Урала…

2

Самая высокая и труднодоступная часть Урала…

3

Самая низкая часть Урала…

4

Самая живописная часть Урала…

5

Самая освоенная человеком часть Урала…

6

Часть Урала, где не проявляется высотная зональность…

7

В этой части Урала только тундра и камни со снегом…

8

Вершина и гребни этой части остроконечны…

9

Самая широкая часть Урала…

10

Часть Урала, где находится гора Народная…

Ответы:

1 вариант – 1, 2, 4, 5, 4, 4, 1, 2, 5, 2.
2 вариант – 3, 4, 1, 2, 1, 1, 3, 4, 2, 4.

Учитель может взять для проверки несколько тетрадей.
Учитель организует взаимопроверку учащимися в парах. А теперь выполним следующее задание с помощью которого вы сформулируете тему сегодняшнего урока. Вам даны термины и названия географических объектов, которые вы должны объяснить: гора Народная, Каменный пояс, Кунгурская пещера, гора Магнитная, Ильненский заповедник, край самоцветов.

Какие объекты остались и что их объединяет?

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся письменно выполняют задания географического диктанта в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимопроверка учащимися в парах.

4. Формулиро-вание темы.

Учитель химии: Сформулируйте тему сегодняшнего урока (Природные уникумы Урала и записывают на листах тему урока).

 Учащиеся записывают тему в опорные листы.

5. Постановка целей



















6. Изучение нового материала.




Учитель географии: Глядя на тему урока, давайте определим, что вы сегодня на уроке должны узнать?


Учитель химии: Сформулируйте и запишите цели сегодняшнего урока в опорный лист.



Учитель географии: Ребята, давайте вспомним, из скольких частей состоят Уральские горы? Перечислите их.


Учитель географии: Ребята, мы продолжаем изучение природы Урала. Сегодня урок посвящен уникальным объектам Урала, и тема его звучит так «Природные уникумы Урала».

Огромный, почти как море,
Пред глазами простор предстал.
На широком степном просторе
Ты раскинулся, царь – Урал.

Показала, блестя перламутром
В малахитной короне свои
Горы с золотом-изумрудами
Хозяйка медной горы.



Учитель географии: Ребята, давайте вспомним, из скольких частей состоят Уральские горы? Перечислите их.


Мы начинаем наше путешествие с района Южного Урала, где расположено уникальное явление природы соленые озера Соль-Илецка. Соленые озера Соль-Илецка находятся вблизи реки Илек (приток Урала), в 70 км от Оренбурга, недалеко от границы с Казахстаном. Их всего семь (Развал, Дунино, Новое, Малое городское, Большое городское, Тузлучное, Радости) и каждое не похоже друга на друга. Одни озера минеральные, имеющие высококонцентрированную соленую воду, другие грязевые, содержащие лечебную грязь и
минеральные, имеющие низкую концентрацию соли. Но объединяет их то, что образовались они на месте выработки соли и являются аналогами Мертвого моря в Израиле.


Показ видеофрагмента «Соленые озера Соль-Илецка».


Учитель географии: Таким образом, соленые озера Соль-Илецка являются районом месторождения каменной соли - минерала галита.

Учитель химии: Какое же химическое вещество лежит в основе этого минерала? Давайте установим формулу этого вещества по данным качественного анализа. (задание на слайде:

Катион этого соединения окрашивает пламя в жёлтый цвет, а анион при действии иона серебра образует белый осадок.)

Учитель географии: Продолжаем путешествие на север и попадаем в край самоцветов, где расположен удивительный Ильменский хребет, который знаменит уникальным богатством своих недр.

Ильменский заповедник

Здесь найдено более 200 различных минералов. Среди них  есть и редчайшие, не обнаруженные больше нигде в мире.
Это необычайные по красоте топазы, корунды, амазониты, слюды и другие.
В 1920 году в районе Ильменского хребта был создан минералогический заповедник, позже в 1935 году – он стал комплексным заповедником.
Давайте, найдем этот заповедник на карте Урала.

Учитель географии: Продолжаем путешествие на север и попадаем в край самоцветов.
Край самоцветов, так называют район севернее города Асбеста, расположенный между главной промышленной зоной Северного Урала и Зауралья. Край этот начинается от богатых копий в окрестностях г. Асбеста и заканчивается на севере знаменитой Мурзинкой.
Именно здесь в 1668 г. Михайло Тумашов отыскал первые «хрустали белые».

Учитель химии: Ребята, давайте установим молекулярную формулу горного хрусталя. 
Задание по химии: Установите молекулярную формулу горного хрусталя, если массовые доли элементов   в нем составляют: 46%  кремния и 54% процента кислорода.  
Ответ к задаче: SiO2.

Учитель географии: В этом районе, где находятся в пегматитовых жилах  скопления драгоценных и поделочных камней, были заложены основы горного промысла по добыче и обработке самоцветов Урала.
В течение трех столетий здесь добывают самоцветы: золотистый топаз, прекрасный аметист и знаменитый уральский малахит.
Малахит – это узорчатый, нарядный, всегда с фантазией камень. То рисунок камня словно лесная вырубка: среди завитков листвы кружочки и овалы… То словно зеленой море: будто что окаменели светлые и темные струйки, поднялись и застыли гребни волн. 
Лучшее, хотя и не единственное собрание уральского малахита – малахитовая комната и коллекция малахитовых предметов в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Более двух тонн малахита ушло на отделку малахитового зала. С пола, поддерживая лепной карниз золоченного узорчатого потолка, поднимаются малахитовые колонны и пилястры. В высоких зеркалах над малахитовыми каминами отражаются чудные вазы.

Учитель химии: Малахит – минерал класса карбонатов Cu2(CO3)(OH)2. Образуется он чаще всего там, где медные руды выходят на земную поверхность.
Особенно крупные залежи малахита получаются, если медная руда залегает среди известняков, что характерно для Уральских гор.

Задание по химии: рассчитайте массовую долю меди в малахите.

Ответ к задаче: 57%.

Академик А.Е. Ферсман писал: «Трудно во всем мире назвать другой уголок земного шара, где было бы сосредоточено большее количество ценнейших самоцветов, чем в знаменитой Мурзинке…»
Исследования последних лет показали, что копии Мурзинки еще далеки от полного истощения.

Игра ромашка.

Учитель географии: Продолжаем наше путешествие по Уралу.

Кунгурская пещера

На правом берегу реки Сылвы расположена замечательное творение природы – Кунгурская пещера. Находится она на окраине небольшого промышленного города Кунгур, в недрах каменной громады – Ледяной горы. В пещере 48 гротов, около 60 озер. Температура воздуха в большинстве гротов около ноля градусов.

Учитель химии: Образовалась Кунгурская пещера в толще горных пород в результате деятельности подземных вод, растворивших и вынесших гипсы и ангидриты. Просачиваясь, капля за каплей, сквозь толщу горных пород, вода растворяет известняки и образуется растворимый гидрокарбонат кальция. Этот природный процесс выражается химическим уравнением:

H2O + CaCO3 + CO2 = Ca (HCO3)2.

Капая с потолка, со стен на пол вода образует причудливые формы. Идет обратный процесс – образование известковых сталактитов и сталагмитов. Уравнение это процесса:

Ca (HCO3)2 = CaCO3 + CO2 + H2O.

Учитель географии: Сталактиты свисают с потолка и стен пещеры, а сталагмиты растут им навстречу.
Об этой удивительной, самой большой пещере нашей страны нам расскажет ученик.

Подведение итогов урока:

Учитель географии: Говорить о красоте, богатстве и уникальности Урала можно бесконечно то, с чем вы познакомились сегодня и это далеко не все уникумы, находящиеся на территории Урала. О других не менее интересных, я предлагаю поискать вам в дополнительной литературе.

Учитель химии: В конце урока мы вам предлагаем выразить свое эмоциональное отношение к сегодняшнему уроку при помощи составления синквейна по данной теме.

На ваших опорных листах записаны правила составления синквейна. Предлагаем вам выразить ваши чувства, эмоции и ощущения в пяти строках. (Если есть время зачитываем результаты у нескольких ребят).

Показ видеофильма « Живет на свете красота».

Учитель географии: Уважаемые ребята, гости. Спасибо вам за сегодняшнюю работу на нашем необычном уроке. Учитель химии: Желаем вам творческих познаний в мире геохимии.

Учащиеся ставят цели:

(познакомиться с природными уникумами Урала:

1. Кунгурской пещерой, Ильменским заповедником и т.д. 

2. Познакомиться с химическим составом минералов (малахит, горный хрусталь, галит).

Учащиеся записывают цели в опорные листы.

Учащиеся называют – цифру пять, их перечислят.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по картам атласа

 

 

 







Учащиеся выводят химическую формулу по зарядам ионов Na+Cl- Дают химическое название – хлорид натрия.









Учащиеся работают с атласом и контурной картой (отмечают на контурной карте место, подписывают его).













Решение задач в тетрадях.
Один учение работает на доске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Решение задач в тетрадях.
Один ученик работает у доски.

 

Запись химической реакции в тетради.

 

 

 











Выступление ученика с сообщением.



 

3. Д/з и итоги

Закончить оформление опорных листов.

Записывают домашнее задание в дневник.

Список литературы:

  1. Баринова И.И. География России. Природа, Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2009.

  2. Габриелян О.С. Химия, Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2012.

  3. Жижина Е.А. Методическое пособие. Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс.– М.: ВАКО, 2009.

  4. Скарлато Г.П. Занимательная география для детей и взрослых. – К.: Альтерпрес, 1996.

  5. Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. Задачник по химии для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2008.

  6. Интернет-ресурсы.

  7. Баранчиков Е.В. и др. География: 2500 тестов и проверочных работ  для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2008