Технологическая карта урока (интеграция - биология, английский язык)
Тема: Почему они все такие разные?
(экологические группы птиц, сохранение видов в городской среде).
Дата проведения: 21.11.2017
Учителя МАОУ СОШ № 42 города Тюмени: Колпакова Валентина Владимировна (учитель биологии и химии), Бахарева Екатерина Павловна (учитель английского языка).
Количество часов по теме: 1 час
Место урока в данной теме: Биология урок заключительный по теме Класс Птицы, Английский язык – первый урок в теме Рожденные свободными (экология).
Формы работы: групповая, фронтальная, проектная, работа в диадах
Тип урока: интегрированный урок – биология, английский язык.
Цели урока :Формирование экологической культуры обучающихся через активизацию научного мышления, специальных навыков и эмоционального отклика.
Задачи: Дать понятие - экологические группы птиц, рассказать о формах охраны видов;
Воспитание экологического и природоохранного самосознания и активной гражданской позиции в вопросах охраны природы малой Родины;
Развивать навыки восприятия нового материала, его анализа посредством современных методов и технологий обучения.
Предметные:
усвоить понятие экологические группы птиц,
меры сохранения видов в городской среде, выявить черты приспособленности к среде обитания;
узнать значение в природе и в жизни человека;
активизировать лексику (русский язык, английский язык), связанную с темой обустройство рекреационной среды в условиях мегаполиса;
совершенствовать навыки поискового чтения при работе с текстом на английском языке;
Метапредметные:
развитие умения и навыков работы в группах;
активизация познавательного интереса учащихся;
воспитание доброжелательности, культуры общения;
Основные этапы урока/время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методы обучения |
Мотивационно-ориентированный компонент: |
1.Организационный момент ( 5 минут) | Знакомит учащихся с сюжетной линией образовательного мероприятия. Обеспечивает благоприятный настрой. Приветствие учащихся. | Образовывают круг перед входом в аудиторию. Настраиваются на работу. | АМО - знакомство структура – ТЕЙК ОФФ-ТАЧ ДАУН |
Операционно-содержательный компонент: |
2.Актулизация опорных знаний (7 мин) | Рассказывает вводную информацию в формате презентации 20слайдов*20секунд | Активно слушают | Печа-куча |
3. Этап мотивации (5 мин) | Знакомит учащихся с проблемным вопросом. | Отвечают на вопросы учителя. | фронтальный опрос |
4. (10 мин) Первичное закрепление | Предлагает пути решения проблемного вопроса с опорой на зарубежный опыт (Шотландский национальный заказник) Задает вопросы по тексту: | работают с текстом на английском языке Отвечают на вопросы и обсуждают. | структура – ЭЙ АР ГАЙД |
5. Контроль и самопроверка знаний (5 мин) | Предлагает 4 лексических единиц для актуализации их в речи на английском языке. | работают в диадах сменного состава, перемещаясь по классу. | структура – КУИЗ-КУИЗ-ТРЕЙД |
Рефлексивно-оценочный: |
Рефлексия (6 мин) | Предлагает учащимся зафиксировать свою точку зрения по решению проблемного вопроса. Предлагает озвучить свои записанные идеи в группах. Предлагает представить свое групповое решение на импровизированном почтовом ящике. | Оформляют свое мнение в письменном виде Поочередно озвучивают свои идеи в группе ( не более 20 сек на каждого участника) Прикрепляют «листовки» и комментируют. | структура- ФО БОКС СИНЕКТИС СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЕЙБЛ |
Информация о дом.задании (2 мин) | Благодарит за активное участие. Дает инструкцию по выполнению домашнего задания. | Фиксируют домашнее задание | структура - РАФТ |
Подробный конспект урока - приложение 1
Приложение 1
(Учащиеся стоят в рекреации школы, перед входом в кабинет в кругу)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрали совет жителей нашего микрорайона для обсуждения и решения важного вопроса. Просим пройти в класс, выбрать перо, понравившееся по цвету и форме и занять место за столом соответствующего цвета.
Учащиеся: проходят в класс, занимают места за столами.
Учитель: Встаньте те, кто сегодня пришел с решительным настроем помочь в благоустройстве нашего района! Встаньте те, кому интересно развитие нашего района! Встаньте те, кто сегодня пришел за компанию со своим другом!
Учащиеся: встают в зависимости от того, какое приветствие им соответствует.
Учитель: Сегодня на заседание нашего совета пришел специальный гость - из контролирующего управления муниципалитета, Боярских Юлия Александровна. Поприветствуем ее.
Учитель: Предлагаю начать наше собрание с информационной презентации.
(интеллектуальное караоке (Печа куча) 20*20
Каждый организм живет в определенной среде. Его предки за миллион лет эволюции приспосабливались к своему окружению. Растениям, климату и другим природным факторам.
Чем быстрее тот или иной вид может реагировать на меняющиеся условия, приспосабливаясь к ним, тем он более жизнестоек, тем успешнее выдерживает конкуренцию с другими видами.
В результате эволюции у них вырабатывался свой способ питания, привычка к той или иной пище, система защиты от неблагоприятных условий.
Все внутренние и внешние органы, в том числе обнаружения, защиты и наступления рассчитаны на конкретные условия, в которых существует организм, на его образ жизни.
В настоящее время класс птиц объединяет более 8600 видов. Каждый вид имеет ряд особенностей, позволяющих успешно конкурировать с другими видами. Так, существуют экологические группы птиц: по типу питания, по месту гнездования, по месту обитания.
Экологические группы – группы животных, у которых в данных условиях существования выработались определенные, общие черты строения или поведения.
По месту обитания птицы делятся на экологические группы - Птицы леса; Птицы степей и пустынь; Птицы открытых воздушных пространств; Птицы побережий, водоемов и болот; Водоплавающие птицы.
Водоплавающие птицы - утки, гуси, лебеди: Уплощенное лодкообразное тело, перепонки на лапах, а ноги сдвинуты далеко назад, клюв широкий, оперение густое, водоотталкивающее, сильно развит пух и подкожный слой жира всеядны
Мир птиц Тюменской области характеризуется богатством видового и количественного состава, всего в регионе зарегистрировано около 360 видов этих теплокровных яйцекладущих позвоночных животных.
В основном орнитофауна области представлена перелётными птицами приуроченными к водным и околоводным биотопам: утки , гуси , лебеди (кликун, малый, шипун), чайки , казарки , кулики , журавли и др.
Птицы Тюменской области, занесенные в Красную книгу, насчитывают 117 видов. Из них 74 вида требуют постоянного контроля со стороны человека, так как являются редкими и уязвимыми. Исчезающими являются змееяды, журавли стерхи.
Среди редких и сокращающихся в численности видов значатся филин, кудрявый пеликан, фламинго, малый лебедь, скопа. Вымершими видами считаются дрофа, стрепет. Тенденция к восстановлению популяции наблюдается у большого баклана и лебедя-шипуна .
Сегодня героем нашей встречи станет самый крупный и величественный представитель отряда гусиных – лебедь-шипун. Белоснежный красавец поражает своей грациозностью и статью.
Крупная птица относится к семейству утиных. Лебедь-шипун (отряд гусиных) охраняется во многих странах. Длина тела птицы в среднем составляет сто шестьдесят сантиметров (с учетом шеи), размах крыла достигает двухсот сорока сантиметров.
Оперение белоснежное, на шее и голове имеется светло-охристый налет. Взрослые особи имеют ярко-красный клюв, уздечку, бархатистую шишку под клювом. Ноги окрашены в густой черный цвет.
Лебедь-шипун предпочитает создавать пару, в которой и живет постоянно. Гнездятся птицы на зарастающих озерах. Гнезда создаются в тростниковых зарослях. Для постройки птицы используют прошлогодний тростник, к которому добавляют большое количество другого растительного материала.
Питается лебедь -шипун в основном плодами, зелеными частями и корнями растений, растущих в водоеме и на его берегах. Кроме того, это моллюски, мелкие рачки, черви. Иногда в летнее время птицы отправляются в степи, чтобы полакомиться зерновыми.
В 2017 году орнитологи ТюмГУ зафиксировали расширение ареала лебедя-шипуна в северном направлении.
Причиной этому стали благоприятные для птиц условия обитания, сложившиеся в результате изменения климата в регионе за последние десятилетия.
В настоящее время лебеди стали очень редки. В некоторых городах, где имеются парки с прудами, лебедей содержат как декоративных птиц.
Учащиеся: Активно слушают.
Учитель: Таким образом, лебедей можно сохранять в рекреационных парках в пределах города. У нас в районе есть зеленая зона, и муниципалитет предлагает нам решить судьбу этого участка: либо застроить домами, либо создать парк.
Учащиеся: Путем обсуждения и совещания в группах принимают решение о создании парка.
Учитель: Я тоже считаю, что лучше организовать парк. Тем более, что такой опыт существует в некоторых зарубежных странах. Это, например, Парк Коулунг в Гонконге, а также Централ Парк в Нью-Йорке, и открывшийся в этом году Парк Зарядье в Москве. А в Шотландии существует необычный заказник, с которым мы сегодня познакомимся. Текст об этом удивительном месте представлен в наших учебниках по английскому языку. А у вас на столах есть карточки с текстом. Но, прежде, чем вы прочитаете информацию, ознакомьтесь с приведенными выше утверждениями и проставьте знаки «+», если вы считаете высказывание верным, и знак «-», если неверным.
Учащиеся: работают с тремя выражениями по тексту.
Учитель: Сейчас я предлагаю вам прочитать этот текст. (учитель спрашивает желающих)
Учащиеся: знакомятся с текстом, слушая своего одноклассника, и , одновременно, читая текст самостоятельно.
Учитель : Изменилась ли ваша точка зрения по поводу этого заказника? Предлагаю вернуться к нашим утверждениям. (Учитель задает вопросы по тексту)
Учащиеся: Отвечают на вопросы и аргументируют информацией из текста.
Учитель: Посмотрите, такой маленький текст содержит очень много лексики. У вас на столах есть голубые листочки с написанными словами. Найдите в тексте соответствующие английские слова и запишите их в нижней части карточки. Предлагаю проверить, что у вас получилось. Итак, как по-английски будет «лебедь»? (swan) как сказать «гнездиться»? – (to nest) как сказать «болотистые земли»? – (wetlands) как сказать «поход»? – (hike).
Сейчас мы с вами будем работать по структуре Куиз-Куиз-Трейд.
Встаньте, пожалуйста. Вам необходимо перемещаться по классу, образовывать пары и поочередно задавать вопрос : «How to say in English - …?» Если ваш партнер ответил, вы благодарите, если не смог ответить – вы ему проговариваете правильный вариант. Вы обмениваетесь карточками, не забудьте быть взаимовежливыми, и создаете другую пару. Вашей целью является возможность проговорить все четыре слова на английском языке. На выполнение этого задания у вас есть две минуты.
Учащиеся: выполняют задание по структуре Куиз-Куиз-Трейд.
Учитель: Большое спасибо, присаживайтесь, пожалуйста, на свои места. Поднимите, пожалуйста, руки те, кто смог проговорить все четыре слова на английском языке. Эти слова являются ключевыми для работы с нашей темой. Нам пора подвести итог. Скажите, пожалуйста, нужно ли создать такой парк в нашем районе?
В некоторых частях нашего города уже есть похожие парки. Например, ……………………
Учитель: Предлагаем вам оформить решение нашего собрания на бумаге. У вас на столах есть зеленые листочки с неоконченной фразой, продолжите ее. Теперь озвучьте свои мысли в группах, по очереди зачитывая вслух свою точку зрения. И соедините их.
Учащиеся: прописывают свое мнение о благоустройстве района. Озвучивают в группах по структуре Сималтениус Раунд Тейбл.
Учитель: Предлагаю одному из представителей команд выйти и отправить наши решения, прикрепив их на наш импровизированный почтовый ящик (большой синий ватман, с изображением «Почта России» на доске)
Учащиеся: аргументировано озвучивают необходимость благоустройства парка, прикрепляют получившиеся проекты на доску.
Учитель: проводит рефлексию, используя неоконченное предложение
А вы знаете, что сегодня я_____ .
Самым интересным сегодня было…
Самым сложным для меня сегодня было…
Сегодня на уроке я почувствовал…
Сегодня я задумался_________
Сегодняшнее мероприятие показало мне…
Учащиеся: высказывают свое мнение, подводят итог.
Учитель: Вашим домашним заданием будет групповая разработка буклетов. Это может быть бумажная брошюра или цифровая презентация, направленная на определенную категорию. Сегодня вы работали в группах по цвету. Секрет формы и цвета пера определяет целевую аудиторию вашего проекта.
Желтый – для посетителей с детьми;
Оранжевый – для взрослых посетителей;
Синий – для образовательных организаций – школ;
Фиолетовый – для детских садов;
Зеленый – для инвесторов;
Красный – для проектировщиков.
Учащиеся: записывают домашнее задание с указанием своей ролевой категории.
Учитель: Благодарю за вашу работу, до новых встреч!