Интегрированный урок: русский язык и природоведение
Тема. ЗИМА. ЗИМНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ В РЕЧИ
Цели. Уточнить и расширить представления учащихся о приметах зимы; повторить изученное о частях речи; закрепить имеющиеся знания об имени существительном; познакомить с понятиями предметности; сформировать умение ставить вопросы к словам, обозначающим предметы; развивать поэтический вкус учащихся, способность точного употребления слов в речи через слово, музыку, художественные образы, мышление на основе упражнений в анализе-синтезе, классификации; расширять словарный запас, воспитывать мотивацию к учению, творческую активность, бережное отношение к окружающей природе.
Оборудование: магнитная доска с домиками сказочных жителей страны Речи, «портреты» Существительного, Прилагательного и Глагола, картина «Зима», иллюстрации о зиме, карточки с представленными основными признаками зимы, репродукция картины К. Юона «Волшебница-зима», фотографии с изображением зимнего леса, музыкальный альбом
А. Вивальди «Времена года», снег.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I. Организационный момент
Кто услышал звонок,
Становится в рядок.
Урок начинаем,
Что-то новое узнаем.
Психологическая установка на работу
У: Создадим доброжелательное отношение друг к другу и хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь.
У: Руки?
Д: На месте!
У: Ноги?
Д: На месте!
У: Локти?
Д: У края!
У: Спинка?
Д: Прямая!
II. Сообщение темы, целей урока
-Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в волшебную страну Речь. Но ворота волшебной страны распахнутся перед вами, если вы выполните следующее задание: в таблице зачеркните одинаковые буквы, и вам станет известна тема нашего урока.
Л | О | Л | к |
ю | Е | р | Е |
р | И | м | О |
3 | К | ю | А |
- Итак, тема нашего урока - «Зима. Зимние изменения в природе». Работая над темой, мы постоянно будем общаться с жителями-словами страны Речь, будем находить их повсюду, узнавать их значение и использовать в своей речи самые красивые. Все это сделает вашу речь правильной и понятной. А чтобы речь была образной, яркой нужно заботиться об обогащении словарного запаса. К этому мы и будем стремиться.
III. Повторение изученного материала
- Чтобы вам было легче находить жителей страны Речь, давайте вспомним, что вам о них известно?
На доске - домики жителей страны Речь с их обитателями.
-Жителей, живущих в Луганске, называют... (луганчанами).
Жителей Киева называют... (киевлянами).
- А как называют тех, кто живет в стране Речь? (Части речи.)
Сейчас я предлагаю вам загадку:
Есть один седой старик,
Превращаться он привык
В шляпу, в бабушку, в котлеты,
В кактус, в зонтик и в монеты,
В тапочки, в слона, в конфеты,
Словом, в разные предметы!
- Что это? (Имя существительное.)
- В каком домике оно живет?
-Что вы знаете о нем? (Оно может превращаться в любые предметы.)
- А что называют предметами? (Привести примеры.)
Вывод учителя. Вслушайтесь в имя волшебника.
Существительное - то есть обозначающее всё, что существует.
-На какие вопросы отвечает имя существительное? (Кто? Что?)
Игра «Замени одним словом»
1) Промежуток времени в 60 минут. (Час.)
2) Военнослужащий, стоящий на посту, на часах. (Часовой.)
3) Лесной доктор. (Дятел.)
4) Модель земного шара. (Глобус.)
- Какие из этих слов отвечают на вопрос – кто?, какие на вопрос – что? Почему?
Вывод учащихся. Имя существительное - часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет.
- Но каким бедным станет наш язык, если мы ничего не будем знать о предмете! Поэтому продолжим наше путешествие.
- Кто живет по соседству с добрым Именем Существительным? (Имя Прилагательное, оно художник.)
-Что происходит с предметами благодаря его работе?
(Каждый предмет становится каким-то особенным. Было, например, дерево. Прикоснулся к нему художник кисточкой, и оно стало зеленым, ветвистым, кудрявым. Всё это признаки, по которым мы узнаем, о каком предмете идёт речь. Все эти слова как бы прилагаются к существительным для обозначения признаков, поэтому они называются прилагательными.)
Вывод учащихся в стихах:
Художника нашего знает весь свет,
Раскрасит художник всякий предмет,
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какая? Какое? Какие?
- Кто этот чудной дядечка в шляпе? Это тоже житель страны Речь. Он только тем и отличается от других частей речи, что носит шляпу и отвечает на вопросы: Что делает? Что будет делать? Что делал? Он всё время что-нибудь делает. Действие - это его жизнь.
Вывод учащихся. Глагол - это часть речи, которая называет действия людей, животных или предметов.
- Эти сведения, ребята, помогут вам в дальнейшей работе на уроке.
-Поможет вам и гимнастика, активизирующая мыслительную деятельность («Думательная шапочка»).
IV. Изучение нового материала
Учитель строит работу по изучению нового материала на основе знаний о зимних изменениях в природе (природоведение) и об имени существительном (русский язык) посредством беседы.
Вопросы:
1. Что особенного в сегодняшнем дне? (Начало зимы.)
2. Какое сейчас время дня? (Утро.)
3. Какая это часть речи? (Имя существительное.)
4. На какой вопрос отвечает? (Что?)
-
А теперь с помощью художника постарайтесь найти самое точное описание сегодняшнего утра. Составьте предложение.
(Утро сегодня солнечное и морозное.)
- Какие признаки зимы вы можете назвать?
Ответы учащихся.
- О зиме можно рассказать не только словами. Художники заменили слово красками (показ иллюстраций). Фотографы сделали прекрасные фотографии (открытки). Композиторы написали музыку. А мы попытаемся передать зимнее настроение с помощью «зимних», «белых» слов.
- С приходом зимы к нам прилетают снежинки.
Вопросы:
1. Кто видел, как шёл первый снег? Расскажите нам об этом.
Рассказы учащихся.
2. Кто помнит, как пахнет снег?
Учащиеся нюхают снег.
3. Расскажите, какие снежинки вы видели?
4. С чем бы вы могли их сравнить?
5. Что же они делают?
6. В какую погоду снежинки самые красивые?
7. Во что превращаются снежинки при сильном ветре?
8. Что происходит с ними, когда на улице не сильный мороз?
9. Во что превращаются снежинки на земле?
10. А какой бывает снег?
Снег бывает разный:
Глубокий и пушистый,
В морозный день - скрипучий,
Холодный и колючий.
(Сыпучий, рыхлый, серебристый...)
- А теперь обогатим предложение красивыми словами:
… … снег падает на землю.
- Подчеркните части речи: существительное - одной чертой, прилагательное - волнистой линией, глагол - двумя чертами.
- Сейчас я прочитаю вам стихотворение. Разделите страницу на две части, запишите вопросы что? кто? и существительные из данного стихотворения разнесите по столбикам. Таким способом мы выявим самых внимательных учащихся.
Выпал снежок,
Засыпал лужок.
Заяц-дружок сделал прыжок
На первый снежок.
- Почему же предметы отвечают на разные вопросы?
Вывод учащихся. Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто?, а неодушевленные - на вопрос что?
Итак, о каком же основном признаке зимы мы говорили?
Вывешивается карточка с написанным на ней словом снег.
Снег может идти по-разному. Представьте себе, что ветра нет, снег медленно падает на землю.
Как называется такое состояние природы? (Снегопад.)
А если снегопад с ветром, как называется
это явление природы? (Метель.)
-Какое ещё есть название у погоды, когда летит снег по ветру? (Вьюга.)
-А как называется такое явление природы, когда ветер подхватывает снег с одного места и переносит на другое? (Позёмка.)
Учитель демонстрирует учащимся карточки с представленными названиями явлений природы.
Русские поэты очень любили воспевать такие явления природы. Послушайте отрывок из стихотворения И. Сурикова «Белый снег, пушистый...» и выберите среди картин на доске ту, которая подходит по смыслу.
Учитель размещает на доске репродукции 5 картин из серии «Времена года», две из них - с зимним пейзажем.
-
А как выглядит лес после снегопада?
(Стихотворение С. Есенина «Заколдован невидимкой...».)
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
НЕ ОШИБИСЬ, ПОЖАЛУЙСТА У
читель показывает учащимся движения. Учащиеся повторяют. Затем учитель на названное движение показывает другое, сбивая учащихся. Темп постоянно увеличивается.
И. п. - о. с.: руки вдоль туловища, пятки вместе, носочки врозь.
1. Руки - в стороны.
2. Руки - вперёд.
3. Руки - вверх.
4. И. п. - о. с.
- Какой ещё признак зимы вы знаете? Ответить на этот вопрос вам поможет загадка.
Невидимкой осторожно Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он рисунки на стекле. (Мороз.)
- Подберите однокоренные слова к этому слову.
(Морозный, заморозки, морозит.)
- Где живут эти слова? Расселите их по домикам.
Учитель размещает на магнитной доске карточку с написанным словом мороз.
- Что происходит зимой с водой в водоёмах?
По признаку определить, о каком существительном (предмете) идёт речь в предложении.
Толстый ... лежит на реках и озёрах.
- Лёд - ещё один признак зимы.
-О каком очень красивом явлении в природе говорится в загадке?
Не снег, не лёд,
А серебром деревья уберёт.
- Что это за серебро? (Иней.)
Составить предложение по схеме:
(Серебристый иней покрыл ветви деревьев.)
-Дайте общее название группе слов, которые помещены на магнитной доске. (Явления природы.)
Закрепление изученного материала.
1. Беседа «Путешествие в зимний лес»
Ответы детей
Звучит музыка А. Вивальди. Учитель читает текст «В зимнем лесу».
Вопросы:
Что вы увидели или услышали в лесу? Поделитесь с нами.
Каким вы увидели лес?
Лес - какой он? Неподвижный, белый, сквозной, загадочный, прозрачный, сонный... Какая это часть речи?
А кто хозяйка этого загадочного леса? (Зима.)
Зима - кружевница, волшебница, красавица, кудесница... Какая это часть речи?
А что вы услышали в лесу?
Что делает ветер в лесу?
Ветер (что делает?) - дует, шумит, поёт, завывает, баюкает. .. Какая это часть речи?
-Наблюдать за природой интересно во все времена года. В природе происходит много необычного, интересного. Нужно только уметь видеть. А увидишь - узнать захочешь. Узнаешь - непременно полюбишь, а полюбишь - в обиду не дашь. Уж так устроен человек: что любит, то и защищает. Б08! Что это значит? (Сигнал бедствия, который подают те, с кем случилась беда.) Теперь мольба о спасении раздаётся не только с тонущих кораблей. Всё чаще звучит в природе: «БОЗ! 808! Помогите!».
2. Игра «Пятый лишний»
-Догадайтесь, какое слово «лишнее» в каждом столбике, и вы прочитаете предложение-просьбу.
На доске даны слова в два столбика:
Дерево лиса
солнце лисий
тропинка лисица
берегите лес
река лисенок
(В первом столбике «лишнее» слово берегите, так как это глагол, а все остальные - существительные. Во втором - «лишнее» слово лес, так как другие слова имеют корень -лис- и другое значение. Получилось предложение - «Берегите лес!».)
- А что вы можете сделать для спасения природы?
- Как и чем можете помочь ей?
Вывод. Человек многое может. От человека, то есть от нас, зависит состояние природы. Мы должны беречь и охранять, болеть душою за нашу планету Земля.
VI. Итог урока.
- Чему мы учились на уроке?
- Назовите признаки зимы в неживой природе.
- К какой части речи относятся данные слова?
- Дайте определение имени существительного.
- Раскройте значение существительного в речи.
- Почему существительные отвечают на разные вопросы?
Выставление оценок и их комментарий.
Домашнее задание: обогатить текст словами-прилагательными, подчеркнуть части речи: существительное - одной чертой, прилагательное - волнистой линией, глагол - двумя чертами.
Вот и пришла зима. Снег покрыл землю.
В лесу тихо. Хлопья снега лежат на деревьях.
10