СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок: русский язык и окружающий мир

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок позволит уточнить и расширить представления обучающихся о приметах зимы; повторить изученное о частях речи, закрепить имеющиеся знания об имени существительном, познакомить с понятиями предметности, сформировать умение ставить вопросы к словам, обозначающим предметы.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок: русский язык и окружающий мир»

Интегрированный урок: русский язык и природоведение

Тема. ЗИМА. ЗИМНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ В РЕЧИ

Цели. Уточнить и расширить представления учащихся о приметах зимы; повторить изученное о частях речи; закрепить имеющиеся знания об имени существительном; познакомить с понятиями предметности; сформировать умение ставить вопросы к словам, обозначающим предметы; развивать поэтический вкус учащихся, способность точного употребления слов в речи через слово, музыку, художественные образы, мышление на основе упражнений в анализе-синтезе, классификации; расширять словарный запас, воспитывать мотивацию к учению, творческую активность, бережное отношение к окружающей природе.

Оборудование: магнитная доска с домиками сказочных жителей страны Речи, «портреты» Существительного, Прилагательного и Глагола, картина «Зима», иллюстрации о зиме, карточки с представленными основными признаками зимы, репродукция картины К. Юона «Волшебница-зима», фотографии с изображением зимнего леса, музыкальный альбом

А. Вивальди «Времена года», снег.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I. Организационный момент

Кто услышал звонок,
Становится в рядок.
Урок начинаем,
Что-то новое узнаем.

Психологическая установка на работу

У: Создадим доброжелательное отношение друг к другу и хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь.
У: Руки?
Д: На месте!
У: Ноги?
Д: На месте!
У: Локти?
Д: У края!
У: Спинка?
Д: Прямая!



II. Сообщение темы, целей урока

-Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в волшебную страну Речь. Но ворота волшебной страны распахнутся перед вами, если вы выполните следующее задание: в таблице зачеркните одинаковые буквы, и вам станет известна тема нашего урока.

Л

О

Л

к

ю

Е

р

Е

р

И

м

О

3

К

ю

А

- Итак, тема нашего урока - «Зима. Зимние изменения в природе». Работая над темой, мы постоянно будем общаться с жителями-словами страны Речь, будем находить их повсюду, узнавать их значение и использовать в своей речи самые красивые. Все это сделает вашу речь правильной и понятной. А чтобы речь была образной, яркой нужно заботиться об обогащении словарного запаса. К этому мы и будем стремиться.

III. Повторение изученного материала

- Чтобы вам было легче находить жителей страны Речь, давайте вспомним, что вам о них известно?

На доске - домики жителей страны Речь с их обитателями.

-Жителей, живущих в Луганске, называют... (луганчанами).

Жителей Киева называют... (киевлянами).

- А как называют тех, кто живет в стране Речь? (Части речи.)

Сейчас я предлагаю вам загадку:

Есть один седой старик,

Превращаться он привык

В шляпу, в бабушку, в котлеты,

В кактус, в зонтик и в монеты,

В тапочки, в слона, в конфеты,

Словом, в разные предметы!

- Что это? (Имя существительное.)

- В каком домике оно живет?

-Что вы знаете о нем? (Оно может превращаться в любые предметы.)

- А что называют предметами? (Привести примеры.)

Вывод учителя. Вслушайтесь в имя волшебника.

Существительное - то есть обозначающее всё, что существует.

-На какие вопросы отвечает имя существительное? (Кто? Что?)



Игра «Замени одним словом»

1) Промежуток времени в 60 минут. (Час.)

2) Военнослужащий, стоящий на посту, на часах. (Часовой.)

3) Лесной доктор. (Дятел.)

4) Модель земного шара. (Глобус.)

- Какие из этих слов отвечают на вопрос – кто?, какие на вопрос – что? Почему?

Вывод учащихся. Имя существительное - часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет.

- Но каким бедным станет наш язык, если мы ничего не будем знать о предмете! Поэтому продолжим наше путешествие.

- Кто живет по соседству с добрым Именем Существительным? (Имя Прилагательное, оно художник.)

-Что происходит с предметами благодаря его работе?

(Каждый предмет становится каким-то особенным. Было, например, дерево. Прикоснулся к нему художник кисточкой, и оно стало зеленым, ветвистым, кудрявым. Всё это признаки, по которым мы узнаем, о каком предмете идёт речь. Все эти слова как бы прилагаются к существительным для обозначения признаков, поэтому они называются прилагательными.)

Вывод учащихся в стихах:

Художника нашего знает весь свет,

Раскрасит художник всякий предмет,

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какая? Какое? Какие?

- Кто этот чудной дядечка в шляпе? Это тоже житель страны Речь. Он только тем и отличается от других частей речи, что носит шляпу и отвечает на вопросы: Что делает? Что будет делать? Что делал? Он всё время что-нибудь делает. Действие - это его жизнь.

Вывод учащихся. Глагол - это часть речи, которая называет действия людей, животных или предметов.

- Эти сведения, ребята, помогут вам в дальнейшей работе на уроке.

-Поможет вам и гимнастика, активизирующая мыслительную деятельность («Думательная шапочка»).

IV. Изучение нового материала

Учитель строит работу по изучению нового материала на основе знаний о зимних изменениях в природе (природоведение) и об имени существительном (русский язык) посредством беседы.


Вопросы:

1. Что особенного в сегодняшнем дне? (Начало зимы.)

2. Какое сейчас время дня? (Утро.)

3. Какая это часть речи? (Имя существительное.)

4. На какой вопрос отвечает? (Что?)

- А теперь с помощью художника постарайтесь найти самое точное описание сегодняшнего утра. Составьте предложение.

(Утро сегодня солнечное и морозное.)

- Какие признаки зимы вы можете назвать?

Ответы учащихся.

- О зиме можно рассказать не только словами. Художники заменили слово красками (показ иллюстраций). Фотографы сделали прекрасные фотографии (открытки). Композиторы написали музыку. А мы попытаемся передать зимнее настроение с помощью «зимних», «белых» слов.

- С приходом зимы к нам прилетают снежинки.

Вопросы:

1. Кто видел, как шёл первый снег? Расскажите нам об этом.

Рассказы учащихся.

2. Кто помнит, как пахнет снег?

Учащиеся нюхают снег.

3. Расскажите, какие снежинки вы видели?

4. С чем бы вы могли их сравнить?

5. Что же они делают?

6. В какую погоду снежинки самые красивые?

7. Во что превращаются снежинки при сильном ветре?

8. Что происходит с ними, когда на улице не сильный мороз?

9. Во что превращаются снежинки на земле?

10. А какой бывает снег?

Снег бывает разный:

Глубокий и пушистый,

В морозный день - скрипучий,

Холодный и колючий.

(Сыпучий, рыхлый, серебристый...)

- А теперь обогатим предложение красивыми словами:

… … снег падает на землю.

- Подчеркните части речи: существительное - одной чертой, прилагательное - волнистой линией, глагол - двумя чертами.

- Сейчас я прочитаю вам стихотворение. Разделите страницу на две части, запишите вопросы что? кто? и существительные из данного стихотворения разнесите по столбикам. Таким способом мы выявим самых внимательных учащихся.

Выпал снежок,

Засыпал лужок.

Заяц-дружок сделал прыжок

На первый снежок.

- Почему же предметы отвечают на разные вопросы?

Вывод учащихся. Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто?, а неодушевленные - на вопрос что?

  • Итак, о каком же основном признаке зимы мы говорили?

Вывешивается карточка с написанным на ней словом снег.

  • Снег может идти по-разному. Представьте себе, что ветра нет, снег медленно падает на землю.

  • Как называется такое состояние природы? (Снегопад.)

  • А если снегопад с ветром, как называется

это явление при­роды? (Метель.)

  • А если очень сильный ветер со снегом? (Буран.)

-Какое ещё есть название у погоды, когда летит снег по ветру? (Вьюга.)

-А как называется такое явление природы, когда ветер подхватывает снег с одного места и переносит на другое? (По­зёмка.)

Учитель демонстрирует учащимся карточки с представ­ленными названиями явлений природы.

  • Русские поэты очень любили воспевать такие явления при­роды. Послушайте отрывок из стихотворения И. Сурикова «Бе­лый снег, пушистый...» и выберите среди картин на доске ту, которая подходит по смыслу.

Учитель размещает на доске репродукции 5 картин из серии «Времена года», две из них - с зимним пейзажем.

- А как выглядит лес после снегопада?

(Стихотворение С. Есенина «Заколдован невидимкой...».)

  • Какое настроение навевают картины заснеженного леса?






ФИЗКУЛЬМИНУТКА


НЕ ОШИБИСЬ, ПОЖАЛУЙСТА

У читель показывает учащимся движения. Учащиеся повто­ряют. Затем учитель на названное движение показывает другое, сбивая учащихся. Темп постоянно увеличивается.

И. п. - о. с.: руки вдоль туловища, пятки вместе, носочки врозь.

1. Руки - в стороны.

2. Руки - вперёд.

3. Руки - вверх.

4. И. п. - о. с.

- Какой ещё признак зимы вы знаете? Ответить на этот вопрос вам поможет загадка.

Невидимкой осторожно Он является ко мне,

И рисует, как художник,

Он рисунки на стекле. (Мороз.)

- Подберите однокоренные слова к этому слову.

(Морозный, заморозки, морозит.)

- Где живут эти слова? Расселите их по домикам.

Учитель размещает на магнитной доске карточку с написанным словом мороз.

- Что происходит зимой с водой в водоёмах?

По признаку определить, о каком существительном (предмете) идёт речь в предложении.

Толстый ... лежит на реках и озёрах.

- Лёд - ещё один признак зимы.

-О каком очень красивом явлении в природе говорится в загадке?

Не снег, не лёд,

А серебром деревья уберёт.

- Что это за серебро? (Иней.)

Составить предложение по схеме:



(Серебристый иней покрыл ветви деревьев.)

-Дайте общее название группе слов, которые помещены на магнитной доске. (Явления природы.)




  1. Закрепление изученного материала.

1. Беседа «Путешествие в зимний лес»

  • Хотите отправиться в зимний лес?

Ответы детей

  • Закройте глаза.

Звучит музыка А. Вивальди. Учитель читает текст «В зим­нем лесу».

Вопросы:

  1. Что вы увидели или услышали в лесу? Поделитесь с нами.

  2. Каким вы увидели лес?

  3. Лес - какой он? Неподвижный, белый, сквозной, загадоч­ный, прозрачный, сонный... Какая это часть речи?

  4. А кто хозяйка этого загадочного леса? (Зима.)

  5. Зима - кружевница, волшебница, красавица, кудесница... Какая это часть речи?

  6. А что вы услышали в лесу?

  7. Что делает ветер в лесу?

  • Ветер (что делает?) - дует, шумит, поёт, завывает, баюка­ет. .. Какая это часть речи?

-Наблюдать за природой интересно во все времена года. В природе происходит много необычного, интересного. Нужно только уметь видеть. А увидишь - узнать захочешь. Узнаешь - непременно полюбишь, а полюбишь - в обиду не дашь. Уж так устроен человек: что любит, то и защищает. Б08! Что это значит? (Сигнал бедствия, который подают те, с кем случилась беда.) Теперь мольба о спасении раздаётся не только с тонущих кораблей. Всё чаще звучит в природе: «БОЗ! 808! Помогите!».

2. Игра «Пятый лишний»

-Догадайтесь, какое слово «лишнее» в каждом столбике, и вы прочитаете предложение-просьбу.

На доске даны слова в два столбика:

Дерево лиса

солнце лисий

тропинка лисица

берегите лес

река лисенок

(В первом столбике «лишнее» слово берегите, так как это глагол, а все остальные - существительные. Во втором - «лишнее» слово лес, так как другие слова имеют корень -лис- и другое значение. Получилось предложение - «Берегите лес!».)

- А что вы можете сделать для спасения природы?

- Как и чем можете помочь ей?

Вывод. Человек многое может. От человека, то есть от нас, зависит состояние природы. Мы должны беречь и охранять, болеть душою за нашу планету Земля.

VI. Итог урока.

- Чему мы учились на уроке?

- Назовите признаки зимы в неживой природе.

- К какой части речи относятся данные слова?

- Дайте определение имени существительного.

- Раскройте значение существительного в речи.

- Почему существительные отвечают на разные вопросы?

Выставление оценок и их комментарий.

Домашнее задание: обогатить текст словами-прилагательными, подчеркнуть части речи: существительное - одной чертой, прилагательное - волнистой линией, глагол - двумя чертами.

Вот и пришла зима. Снег покрыл землю.

В лесу тихо. Хлопья снега лежат на деревьях.















10