МБОУ СОШ №30 г.Владикавказ
РСО-Алания
Интегрированный урок литературы и биологии
Учитель русского языка и литературы - Гулиева А.Б. Учитель биологии - Абаева М.Б.
14.02.14
Цели:
- обобщение и расширение знаний по теме «Сердце»;
- расширить знания учащихся о сердечно - сосудистых заболеваниях, показать пути профилактики, создать рекомендации;
- рассмотреть тему «Сердце» с точки зрения нравственности, привлекая материалы русского языка и произведений художественной литературы;
- воспитывать в детях гуманизм
Задачи:
- Изучить сердце как научно, социально, исторически, культурно и личностно значимый объект исследования ряда наук.
- Развивать у учащихся:
– умения осмысливать, интерпретировать получаемую информацию, аргументировано отвечать, освещать собственную точку зрения на изучаемый вопрос, рефлексировать, формулировать выводы;
– навыки создания и презентации интерактивных тематических мини-проектов образовательного и тренингового характера, адаптированных для аудитории
- Способствовать формированию личностного взгляда учащихся на изучаемый объект через систему поэтапного рефлексирования
?
?
Мораль притчи
Человек живет,
чувствует, любит,
переживает, учится
и приобретает жизненный опыт сердцем!
Законы Жизни – в сердце Человека
14.02.14
Греки полагали, что сердце - вместилище духа, китайцы верили, что оно - сосредоточение счастья, а египтяне полагали, что эмоции и интеллект рождаются в сердце.
Следуй за своим сердцем, пока продолжается твоя жизнь…
Мудрость
Древнего Египта
П
У
Л
Ь
С
С
Э
Л
Е
Е
К
Т
Р
О
К
А
Р
Д
И
О
Г
Р
А
М
М
А
К
Р
Р
О
В
О
О
Б
Р
А
Щ
Е
Н
И
Е
П
Р
Е
Д
Д
С
Е
Р
Д
И
Е
Ц
Ц
И
К
Л
А
Р
Т
Е
Е
Р
И
И
Ритмичное колебание стенок артерий
Биоэлектрические сигналы сердца, записанные на бумажной ленте
Движение крови по сосудам и через сердце
Камера сердца
Период сокращения предсердия, желудочков и их общего расслабления
Сосуды, несущие кровь от сердца
Фразеологизмы со словом « сердце »
Сердце радуется
Сердце падает
Сердце не на месте
Сердце не лежит
Сердце
кровью обливается
http://radiocontempo.files.wordpress.com/2008/06/heart.jpg
Сердце болит
У врача
Из коллекции «Мои рисунки» компьютера
Курильщик
Спортсмен
С учебника Цузмера - сердце
Из коллекции «Мои рисунки» компьютера - спортсмены
Влюблённый
http://2dtutorials.ru/uploads/posts/2008-08/1219133542_heart4.jpg
Из коллекции «Мои рисунки» компьютера
Больной
http://cache.gizmodo.com/assets/resources/2007/11/heartscan2511_468x610.jpg
Данные с Всероссийского конгресса «Детская кардиология – 2010»
- по данным эпидемиологическим исследований, проводимых по линии Минздрава, в России от сердечно - сосудистых заболеваний происходит 55% смерти;
- за последнее десятилетие распространённость сердечно - сосудистых заболеваний у детей в России возросла на 65%;
- число с хроническими формами заболевания повысилось на 50%;
- заболеваемость, т. е. число впервые заболевших детей, выросло /вдумайтесь только!/ на 116%.
КАРДИАЛГИЯ
Медики его называют - когда БОЛИТ ЗДОРОВОЕ СЕРДЦЕ
Горький «ДАНКО»
http://s51.radikal.ru/i131/1003/b4/fe707b04bd4f.jpg
МАССА В СРЕДНЕМ ОКОЛО 300 Г.
"
(гладкая мышечная, эпителий)
Эпикард
(соединительная ткань )
(поперечно-полосатая сердечная)
Сколько камер имеет сердце человека?
4
Что такое миокард?
Сердечная мышца
Что такое перикард?
Околосердечная сумка
Какую функцию имеет венечные сосуды?
Питают сердце
http://www.homograft.ru/images/public/KakUstroenoIRabotaetSerdce/HeartOpenClose.gif
Что такое систола?
Сокращение камер сердца
Что такое диастола?
Полное расслабление сердца
24
Задача:
- Представьте ритмичную работу сердца 80-летнего человека и, исходя из фаз сердечного цикла, определите, сколько лет из 80 у него:
- 1. Отдыхали мышцы желудочков
- 2. Отдыхали мышцы предсердий
- 3. Были закрыты створчатые клапаны
- 4. Были закрыты полулунные клапаны
Вильям Гарвей
Бакулев Александр Николаевич
Шумаков Валерий Иванович
Лео Антонович Бокерия
Евгений Иванович Чазов
Аронов Давид Меерович
Наномедицина
Заболевание ССС
- 1. Гипертония
- 2. Инфаркт
- 3. ИБС
- 4. Порок сердца
«Злое слово камнем на сердце падает»
- Сердце было и остается органом, который указывает на все состояние человека. Я бы назвал его органом чувств. Как не хотим мы скрыть свое волнение, чувство или тревогу, оно тонко укажет на наше субъективное состояние и всегда нас изобличит.
- И.П.Павлов
Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе, все земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело.
Э. Межелайтис
http://www.origins.org.ua/pictures/sist_krov_2.jpg
Профилактика сердечно – сосудистых заболеваний
(или Пути предупреждения)
- Необходимо вести здоровый образ жизни, тренировать сердце
- Физическая работа
- Правильное питание
- Регулярные занятия спорто м
- Отказ от вредных привычек (алкоголя, табакокурение, наркотиков);
- Занятия аутотренингом
- Контрастный душ
- Травяной чай
- Массаж, ванны, морские купания
- Крепкий сон
- Любить окружающих, помогать
- Победить в себе жадность , недовольство, страх, лицемерие, гордость
- Приобретайте хорошие привычки. «У нас только одно сердце и только одна жизнь и необходимо заботиться об этих сокровищах» (Г. Брэгг)
Рефлексия
Составление синквейна
1. Подобрать существительное, отражающее тему урока.
Сердце
2. Подобрать три прилагательных, наиболее полно характеризующие это существительное .
Здоровое, беспокойное, горячее
3. Подобрать два глагола, отображающих действия предмета.
Бьётся и любит
4. Выбрать пословицу по теме данного синквейна.
От чистого сердца чисто зрят очи
5. Подобрать эмоциональное предложение по теме урока.
Здоровое сердце – это любящее сердце
Следуй за своим сердцем, пока продолжается твоя жизнь…
Мудрость
Древнего Египта
Мысль – свеча, от которой можно зажечь другую свечу, но для этого нужно иметь огонь. Милорад Павич