СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок русского языка и литературы по рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор» Тема: «Не стоит село без праведника»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводится в 10 классе при изучении творчества А.И. Солженицына, может быть полезно для учителей.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок русского языка и литературы по рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор» Тема: «Не стоит село без праведника»»

Интегрированный урок русского языка и литературы по рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор»

Тема: «Не стоит село без праведника»

(10 класс)

Задачи: 1) Готовить обучающихся извлекать информацию из прочитанного фрагмента текста;

2)Формировать умения опознавать, анализировать и классифицировать языковые явления и факты.

Цели: 1) Развитие умения формулировать проблемы, поставленные в тексте.

2) Развитие навыка выявлять авторскую позицию и определять особенности стиля (Подготовка к ЕГЭ)

3) Воспитание любви к русскому слову.

Оборудование: Портрет писателя; журнальные публикации произведений автора, словари, документальный фильм о А.И. Солженицыне.

Ход занятий: 1) Знакомство в портретом писателя, журнальными публикациями произведений, а так же с биографическими сведениями, необходимыми для работы. Просмотр документального фильма об авторе.

2) Беседа о рассказе по вопросам:

-Вы прочитали первую главу рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор» прежде чем приступить к анализу фрагментов рассказа, вспомним содержание этой главы.

-Почему рассказ называет «Матрёнин двор»?

-Как связаны события рассказа с биографией автора?

-Кем является героиня по социальному происхождению?

-В какой деревне живёт Матрёна?

-Почему герой-рассказчик снял квартиру именно в этой деревне?

-Почему Матрёне не полагалась пенсия?

-Почему надо было прятать торф?

-Почему в колхозе не осталось лошадей?

-Какими чертами характера наделил автор свою героиню?

-Можно ли сказать что это типичный образ русской крестьянки? (Аргументируйте свой ответ).

2) Проверка домашнего задания

Домашнее задание было дано заранее.

Обучающиеся работали по группам.

Задание для первой группы: Объясните просторечную диалектную и устаревшую лексику которая встретилась при чтении первой главы рассказа. (Слушаем и обсуждаем материалы, собранные обучающимися)

-В первой главе рассказа множество просторечных и диалектных слов:

Хотелось затесаться – забиться, затеряться.

Таскать – носить

Начинала страгиваться – изменяться

Волоки снедь из города – привозили продукты из города.

Пображивать – ходить

Как утрафишь – как уважишь.

Иззаботилась я – измучилась

Молонья – молния

Суп картонный – суп картофельный

К ужоткому – к вечеру.

В деревне Вологодской области, куда после лагеря приехал Игнатич, в разговорной речи жителей сохранились устаревшие слова, среди которых так же есть диалектные:

В нутряной России – в коренной, средне;

Потай – наверное.

Тесно и лопотно – тесно и шумно.

В запущи живет – без помощи из вне.

Любота одна – красота вокруг.

Колотная жизнь – бедная жизнь.


Второй группе учащихся было поручено задание объяснить происхождение некоторых слов и выражений:

  1. Диалектное слово «потай» явлется однокоренным со словами таить, тайный. Так говорящий выражает неуверенность, слово приобрело значение «наверное», «возможно».

  2. Устаревший фразеологизм «в запущи живет» включает слово, образованное от запустить – забросить, оставить, то есть без надзора, без помощи.

  3. Любота – от слова любить, любоваться имеет значение красота.

Выводы: употребление в рассказе диалектной и устаревшей лексики погружает читателя в атмосферу жизни глубинной, «нутряной» России.

Третья группа учащихся анализировала название деревень Вологодской области, куда повествовать приехал на жительство.

Сначала Игнатич был направлен в село Высокое Поле. Рассказчик говорит, что село ему очень приглянулось: «…Высокое Поле было тем самым местом, где не обидно было и жить и умереть» Он отвечает и на вопрос , почему село так назвали: располагалось оно на взгорке, то есть на невысокой горе. Далее его отправили в село Торфопродукт. 30-40 годы двадцатого века в язык вошли сложносокращенные слова и аббревиатуры. В рассказе немало таких слов: облоно, сельмаг, колхоз, собес, в том числе и торфопродукт. Солженицын сравнивает это название с названиями деревень, которые были построены до революции: Часлицы, Овинцы, Шевертни и Шестимирова.

Происхождение и семантику этих топонимов можно объяснить при помощи словаря Даля.

Шистимирова – шесть дней мирного труда; 6 крыльев было у ветряной мельницы, возможно, в этом селе была мельница.

Оинца – название произошло от существительного овин – строение для сушки снопов.

Часлицы – образовано от слова частный,, возможно, обозначает частый лес.

Вывод: Мы видим насколько мудрыми и выразительными были странные названия деревень в сравнении с топонимами советской эпохи. Если внимательно и вдумчиво читать рассказ Солженицына, можно подчеркнуть много интересной информации о жизни нашей страны, о нашей истории.

3)Тестовые задания.

4) Работа над сочинением - рассуждением (15 минут для подготовки к ЕГЭ).

Анализируя рассказ Солженицына, можно обсудить проблемы того, как русском языку отразилась история нашей страны, - ведь в «языку всегда запечатлено время»

5)Домашнее задание.

а) По русскому языку:

Напишите сочинение – рассуждение.

Объясните, как вы понимаете смысл фразы из текста «Ах, Тургенев не знал, что можно по-русски составить такое!»

Приведите в сочинении 2 аргумента, подтверждающие ваши рассуждение. Выскажите своё отношение к названию населенных пунктов. Объём сочинения не менее 50-ти слов.

б) По литературе: прочитать вторую главу рассказа, ответить на вопросы по тексту:

1) Что читатель узнает о молодости Матрёны?

2) Почему Матрёна согласилась отдать полдома своей воспитаннице Кире?

3) При каких обстоятельствах погибает Матрёна?

4)Есть ли, по-вашему, виновники в её смерти?

Индивидуальное задания:

Отдельные обучающиеся получают задания а карточках.