Интегрированный урок русского языка и литературы по рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор»
Тема: «Не стоит село без праведника»
(10 класс)
Задачи: 1) Готовить обучающихся извлекать информацию из прочитанного фрагмента текста;
2)Формировать умения опознавать, анализировать и классифицировать языковые явления и факты.
Цели: 1) Развитие умения формулировать проблемы, поставленные в тексте.
2) Развитие навыка выявлять авторскую позицию и определять особенности стиля (Подготовка к ЕГЭ)
3) Воспитание любви к русскому слову.
Оборудование: Портрет писателя; журнальные публикации произведений автора, словари, документальный фильм о А.И. Солженицыне.
Ход занятий: 1) Знакомство в портретом писателя, журнальными публикациями произведений, а так же с биографическими сведениями, необходимыми для работы. Просмотр документального фильма об авторе.
2) Беседа о рассказе по вопросам:
-Вы прочитали первую главу рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор» прежде чем приступить к анализу фрагментов рассказа, вспомним содержание этой главы.
-Почему рассказ называет «Матрёнин двор»?
-Как связаны события рассказа с биографией автора?
-Кем является героиня по социальному происхождению?
-В какой деревне живёт Матрёна?
-Почему герой-рассказчик снял квартиру именно в этой деревне?
-Почему Матрёне не полагалась пенсия?
-Почему надо было прятать торф?
-Почему в колхозе не осталось лошадей?
-Какими чертами характера наделил автор свою героиню?
-Можно ли сказать что это типичный образ русской крестьянки? (Аргументируйте свой ответ).
2) Проверка домашнего задания
Домашнее задание было дано заранее.
Обучающиеся работали по группам.
Задание для первой группы: Объясните просторечную диалектную и устаревшую лексику которая встретилась при чтении первой главы рассказа. (Слушаем и обсуждаем материалы, собранные обучающимися)
-В первой главе рассказа множество просторечных и диалектных слов:
Хотелось затесаться – забиться, затеряться.
Таскать – носить
Начинала страгиваться – изменяться
Волоки снедь из города – привозили продукты из города.
Пображивать – ходить
Как утрафишь – как уважишь.
Иззаботилась я – измучилась
Молонья – молния
Суп картонный – суп картофельный
К ужоткому – к вечеру.
В деревне Вологодской области, куда после лагеря приехал Игнатич, в разговорной речи жителей сохранились устаревшие слова, среди которых так же есть диалектные:
В нутряной России – в коренной, средне;
Потай – наверное.
Тесно и лопотно – тесно и шумно.
В запущи живет – без помощи из вне.
Любота одна – красота вокруг.
Колотная жизнь – бедная жизнь.
Второй группе учащихся было поручено задание объяснить происхождение некоторых слов и выражений:
Диалектное слово «потай» явлется однокоренным со словами таить, тайный. Так говорящий выражает неуверенность, слово приобрело значение «наверное», «возможно».
Устаревший фразеологизм «в запущи живет» включает слово, образованное от запустить – забросить, оставить, то есть без надзора, без помощи.
Любота – от слова любить, любоваться имеет значение красота.
Выводы: употребление в рассказе диалектной и устаревшей лексики погружает читателя в атмосферу жизни глубинной, «нутряной» России.
Третья группа учащихся анализировала название деревень Вологодской области, куда повествовать приехал на жительство.
Сначала Игнатич был направлен в село Высокое Поле. Рассказчик говорит, что село ему очень приглянулось: «…Высокое Поле было тем самым местом, где не обидно было и жить и умереть» Он отвечает и на вопрос , почему село так назвали: располагалось оно на взгорке, то есть на невысокой горе. Далее его отправили в село Торфопродукт. 30-40 годы двадцатого века в язык вошли сложносокращенные слова и аббревиатуры. В рассказе немало таких слов: облоно, сельмаг, колхоз, собес, в том числе и торфопродукт. Солженицын сравнивает это название с названиями деревень, которые были построены до революции: Часлицы, Овинцы, Шевертни и Шестимирова.
Происхождение и семантику этих топонимов можно объяснить при помощи словаря Даля.
Шистимирова – шесть дней мирного труда; 6 крыльев было у ветряной мельницы, возможно, в этом селе была мельница.
Оинца – название произошло от существительного овин – строение для сушки снопов.
Часлицы – образовано от слова частный,, возможно, обозначает частый лес.
Вывод: Мы видим насколько мудрыми и выразительными были странные названия деревень в сравнении с топонимами советской эпохи. Если внимательно и вдумчиво читать рассказ Солженицына, можно подчеркнуть много интересной информации о жизни нашей страны, о нашей истории.
3)Тестовые задания.
4) Работа над сочинением - рассуждением (15 минут для подготовки к ЕГЭ).
Анализируя рассказ Солженицына, можно обсудить проблемы того, как русском языку отразилась история нашей страны, - ведь в «языку всегда запечатлено время»
5)Домашнее задание.
а) По русскому языку:
Напишите сочинение – рассуждение.
Объясните, как вы понимаете смысл фразы из текста «Ах, Тургенев не знал, что можно по-русски составить такое!»
Приведите в сочинении 2 аргумента, подтверждающие ваши рассуждение. Выскажите своё отношение к названию населенных пунктов. Объём сочинения не менее 50-ти слов.
б) По литературе: прочитать вторую главу рассказа, ответить на вопросы по тексту:
1) Что читатель узнает о молодости Матрёны?
2) Почему Матрёна согласилась отдать полдома своей воспитаннице Кире?
3) При каких обстоятельствах погибает Матрёна?
4)Есть ли, по-вашему, виновники в её смерти?
Индивидуальное задания:
Отдельные обучающиеся получают задания а карточках.