Просмотр содержимого документа
«Интеллект-карта как метод формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся»
Интеллект-карта как метод формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся.
«Неграмотным в будущем будет не тот человек, который не умеет читать. Это будет человек, который не знает, как научиться тому, как следует учиться»
Э. Тоффлер
В 1856 году Н.Г. Чернышевский в книге «Александр Сергеевич Пушкин. Его жизнь и сочинения» писал:
- « Образованным человеком называется тот, кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, что хорошо и что дурно, что справедливо и что несправедливо, или, как выражаются одним словом, привык “мыслить”, и, наконец, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление, то есть приобрели сильную любовь ко всему доброму и прекрасному.
- Все эти три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимые для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова.
- У кого мало познаний, то невежда, у кого ум не привык мыслить, тот груб или тупоумен, у кого нет благородных чувств, тот человек дурной.
-
- Нетрудно увидеть в структуре образовательных результатов ФГОС ту же логику: обширные знания характеризуют предметные результаты, привычка мыслить – метапредметные и, наконец, благородство чувств – личностные.
Тони Бьюзен ( Tony Buzan , род. 2 июня 1943 , Лондон )
- «Создавая интеллект-карты, я хотел получить универсальный инструмент для развития мыслительных способностей, которым мог бы легко овладеть любой человек, чтобы их можно было бы применить в любой жизненной ситуации» .
Т.Бьюзен.
Метод интеллект-карт позволяет :
- глубоко изучать личность учащихся и обнаруживать причины их познавательных и эмоциональных затруднений;
- вести мониторинг когнитивных и личностных изменений, происходящих с учащимися в образовательном процессе;
- формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по составлению интеллект-карт;
- формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией
- улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т. д.) учащихся;
- ускорять процесс обучения;
Психологические основания метода интеллект-карт
Рекомендации по составлению интеллект - карт
Интеллект – карта –это графическое выражение процесса мышления.
Области применения Интеллект-карт :
Запоминание
- подготовка к экзаменам;
- запоминание списков.
Презентации
- вы за меньшее время демонстрируете больше информации, при этом вас лучше понимают и запоминают;
- проведение деловых встреч и переговоров.
Области применения Интеллект-карт :
Планирование
- управление временем: план на день, неделю, месяц, год…
- разработка сложных проектов: нового бизнеса,…
Мозговой штурм
- генерация новых идей, творчество;
- коллективное решение сложных задач.
Принятие решений
- четкое видение всех «за» и «против»;
- более взвешенное и продуманное решение.
Примеры интеллект –карт
- Совместное планирование целей изучения темы с использованием технологии «интеллект-карт».
- Изучение нового материала.
- Повторение ранее изученного материала.
Общение изученной темы «Первоначальные химические понятия» Вещество, валентность, атомы, молекулы, простые и сложные вещества, законы сохранения массы и постоянства состава, химические уравнения, индексы, формулы, типы реакций, явления, массовая доля вещества и т .д
Многообразие веществ.11класс
Силикатная промышленность.