СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра "Большая охота"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллектуальная игра "Большая охота"

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра "Большая охота"»






БОЛЬШАЯ OXOTA

Интеллектуальная игра экологического содержания.

Тематика игры - животные и птицы. Участие в игре требует опреде­ленной подготовки детей. Ответы на вопросы третьего, четвертого геймов дети смогут найти в соответствующем томе Детской энцик­лопедии, ответы на вопросы пятого гейма - в Красной книге России (из дополнительных материалов к сценарию).

Цели - способствовать развитию у детей любознательности; фор­мировать положительное отношение к охране природы; развивать у детей умение работать в команде; побуждать детей к поиску новых знаний, к расширению своего кругозора; побуждать детей к защите природы, к пропаганде экологических идей.

Форма: игра-викторина.

Подготовительная работа с детьми

Разбить детей на две команды. Предложить каждой команде по­работать с Детской энциклопедией, с материалами Красной книги России,

Оборудование

Изготовить 30 карточек с названиями животных и птиц. Название каждого животного должно быть на отдельной карточке (полоске бумаги). Каждая карточка будет наградой - добычей для охотника. Перед мероприятием ведущий складывает на столе эти карточки стопками по номерам геймов.



Первый гейм

Второй гейм

Третий гейм

Четвертый гейм

Пятый гейм

1. Ворона

1. Ящерица

1. Бурундук

1. Клест

1. Мандариновка

2. Синица

2. Лебедь

2,Крокодил

2. Ястребиная сова

2. Красный волк

3. Белка

3. Журавль

3. Скунс

3. Колибри

3. Снежный барс

4. Крыса

5. Осел

4. Волк

4. Тушканчик

4. Ремез

4. Амурский тигр

5. Осел


5. Обезьяна

5, Белуха

S. Страус

5. Желтоклювая





цапля

6. Зубр

7. Восточносибирский леопард

8. Полярная сова

9. Журавль-кра­савка

10. Даурский еж

Оформление класса

Перед мероприятием нарисовать на доске таблицу для подсчета результатов.


Название команды


Добыча команды

(количество

карточек)


Фамилия чемпиона


Добыча чемпиона

(количество

карточек)

«Европа»




«Азия»








План мероприятия

  1. Вступительное слово.

  2. Брейн-ринг «Большая охота»:

первый гейм. «У дедушки Крылова»;

второй гейм. «Животные в сказках»;

третий гейм. «Звери»;

четвертый гейм. «Пернатые друзья»;

пятый гейм. «Красная книга России»;

  1. « Охотничий привал»- подсчет и награждение.

  2. Подведение итогов.









Ход внеклассного мероприятия

I. Вступительное слово

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами от­правимся на охоту. Мы будем охотиться на зверей и птиц в разных уголках земного шара. Но от нашей охоты никто не пострадает, потому что оружием у нас будет острый ум и крепкие знания.

Вас ждет множество вопросов о животных и птицах. Стрелять вы будете своими ответами. И если выстрел попадет в цель, вы получите карточку с добычей. В конце охоты мы подсчитаем, у кого добыча будет самая богатая. Победителю мы вручим диплом «Лучший охотник».

Итак, на охоту сегодня выходят две команды- «Европа» и «Азия».

Теперь послушайте правила игры. Я задаю вопросы для каждой команды. От­вечать будет в команде тот, кто первым поднял руку. Он и получит добычу, если ответ будет верный.

II. Брейн-ринг «Большая охота»

Первый гейм. «У дедушки Крылова»

Воспитатель :. Сначала мы отправимся на охо­ту к дедушке Крылову. В его баснях водится много животных и птиц. О них и будут вопросы первого гейма.

Педагог задает вопросы. Дети поднимают руки, отвечают. За правильный ответ учитель вручает команде карточку с названием животного.

1. Внимание. Послушайте отрывок из басни. Что за красавиц,
птица здесь описывается?

Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! Какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

(Ворона. Басня «Ворона и лисица».)

  1. Какая птица в басне Крылова собиралась зажечь море? (Синица. Басня «Синица».)

  2. А теперь угадайте, какой трудолюбивый зверек говорит о себе такие слова:

Я по делам гонцом у барина большого;

Мне, некогда ни пить, ни есть,

Ни даже духу перевесть.

(Белка. Басня «Белка».)

  1. Какой зверек из басни Крылова сказал знаменитую фразу «Сильнее кошки зверя нет»? (Крыса. Басня «Мышь и крыса».)

  2. Еще одна цитата. В ней описывается пение соловья. А кто был слушателем и ценителем этого пения?

Защелкал, засвистал,

На тысячу ладов, тянул, переливался;

То нежно он ослабевал

И томной вдалеке свирелью отдавался,

То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

(Осел. Басня «Осел и соловей».)

Второй гейм. «Животные в сказках»

Воспитатель . Богатая добыча ожидает нас не только в баснях, но и в сказках. Во многих сказках рядом с героя­ми действуют животные и птицы. Внимание, начинаем второй гейм нашего брейн-ринга. Этот гейм мы назвали «Животные в сказках».

1. Наша охота начнется во Франции, в сказке Шарля Перро «Золушка». Помните, как фея собирала Золушку на бал?

«Фея превратила их в выездных лакеев, одетых в зеленые ливреи, украшенные золотым галуном. Все шестеро проворно вскочили на запятки кареты с таким важным видом, словно всю жизнь служили выездными лакеями и никогда не были.» Каких животных фея превратила в лакеев? (Ящериц.)

2. А теперь прямо из Франции отправляемся к А.С. Пушкину, в «Сказку о царе Салтане». Вспомните, в каком трудном положении оказался князь Гвидон. Но ему помогала прекрасная птица. Она выполняла все его мечты. Каждый раз она приветствовала князя Гвидона такими словами: «Здравствуй, князь ты мой пре­красный! Что ж ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?» Что же это за птица? (Лебедь.)

3. Наша охота продолжается в сказке С. Лагерлеф «Чудесное путе­шествие Нильса с дикими гусями». И нас ждет праздник на горе Кулаберг. «Один раз в году, ранней весной, сюда сходятся все четвероногие и пернатые на великие игрища зверей и птиц».

Все смотрят на необыкновенный танец.

«И вот на площадке появились большие серые птицы на длин­ных стройных ногах, с гибкой шеей, с красным хохолком на маленькой точеной головке. Широко расставив крылья, они то взлетали, то, едва коснувшись земли, быстро кружились на одной ноге». Что это за птицы, танец которых так красиво опи­сан в сказке? (Журавли.)

  1. А теперь охотимся на просторах матушки-России. В русской народной сказке Иван-царевич искал Жар-птицу. Ему помогал в этом один зверь. Вот что он говорил Ивану-царевичу: «Тебе на твоем добром коне в три года не доехать до Жар-пти­цы. Коня твоего я съел, буду я служить тебе верой и правдой. Садись на меня да держись крепче». Что это за зверь? (Волк, сказка «Иван-царевич и серый волк».)

  2. И заканчиваем второй гейм в джунглях. В сказке Р. Киплинга «Маугли» об этих зверях так говорит медведь Балу: «У них нет закона. У них нет своего языка, одни только краденые слова, которые они перенимают у других, когда подслушивают и под­сматривают, и подстерегают, сидя на деревьях. Они живут без вожака. Они ни о чем не помнят. Никто в джунглях не водится с ними... Мы не пьем там, где пьют они, не ходим туда, куда ходят они, не охотимся там, где они охотятся, не умираем там, где умирают они...» Что это за презренные звери, о которых говорит мудрый медведь Балу? (Обезьяны.)

Третий гейм. «Звери»

Воспитатель. Ну что ж, в баснях и сказках нам досталась богатая добыча. А в третьем гейме мы будем встречать зве­рей в разных частях планеты. По характерным признакам нам нужно определить, что это за зверь. Внимание! Начинаем охоту!

1. В лесной чаще суетится маленький зверек с белыми полоска­ми на спинке. Он делает запасы еды. Зимой этот зверек впадет в спячку, а весной, проснувшись, с аппетитом поедает все свои припасы. Что же это за зверек? (Бурундук.)

  1. На берегу реки греется на солнышке страшное зубастое тро­пическое животное с длинным хвостом. Его самка кладет яйца на суше. Но детеныши, едва вылупившись, бегут к воде. Что это за животное? (Крокодил.)

  2. В лесах Северной Америки можно встретить небольшого зверь­ка с пышных хвостом. Но лучше его не трогать. Почуяв опас­ность, он выпускает струю отвратительно пахнущей и очень стойкой жидкости, бьющей на 6 метров. Ни звери, ни люди не способны вынести подобную «химическую атаку». Что это за зверек? (Скунс.)

  3. Вот по пустыне летит маленький зверек. Он передвигается на задних ногах. На кончике хвоста у него белая кисточка, ко­торая вьется как знамя. Передними лапками он держит пищу и роет норы. Прыжки его достигают 1,5 метра. Это в 10-12 раз больше его тела. Что же это за чемпион по прыжкам? (Туш­канчик.)

  4. Летом с моря доносится рев. Это проплывает мимо стадо аркти­ческих животных - дельфинов. Они и оглашают воздух ревом. Об этом реве даже поговорка такая есть. Только в ней название животного произносится часто как название рыбы. А ведь рыбы реветь не могут. Как зовут дельфина, который ревет? (Белуха, поговорка: ревет как белуха, а произносят белуга.)

Четвертый гейм. «Пернатые друзья»

Воспитатель . Четвертый гейм мы назвали «Пернатые друзья». В этом гейме вас ждут вопросы о птицах. Напо­минаю, что вам не понадобится оружие. Только ваши точные ответы принесут вам добычу. Итак, слушаем вопросы.

  1. Эти птицы кормят своих птенцов не насекомыми, а измель­ченными семенами, поэтому и выводят птенцов зимой, когда в шишках много семян. А уж извлекать вкусные орешки из ши­шек эти птицы настоящие мастера. Их клюв специально устроен для этого. Как называются эти птицы? (Клесты.)

  2. Ярко светит солнце, а по тайге летает сова. Она ведет дневной образ жизни. Что же это за сова? (Ястребиная сова.)

  3. В тропическом лесу вьется над цветком большой шмель. Но, приглядевшись, мы видим, что это маленькая птичка. Она тоже питается нектаром. Что это за птичка? (Колибри.)

  4. А эта птичка - самый умелый гнездостроитель среди всех наших птиц. Самец и самка строят из растительного пуха висячую ру­кавичку с входом в виде трубки. Что это за птица? (Ремез.)

  5. Яйцо этой птицы весит 1,5-2 килограмма. Да и сама эта птица - самая большая на земле. У себя на родине, в Африке, этих птиц истребляют ради их великолепных перьев. Но у нас, в России, их разводят на фермах. Что это за птица? (Страус.)


Пятый гейм. «Красная книга России»



Воспитатель . И наконец, последний - пятый гейм нашего брейн-ринга. Животные, на которых мы будем охотиться в этом гейме, находятся на грани исчезновения. Они занесены в Крас­ную книгу России. Итак, начинаем охоту. Пятый гейм - животные из Красной книги.

  1. Эта маленькая птичка живет в глухих лесных или горных рай­онах, гнездится в дуплах, реже в гнилых пнях и в земле, имеет «цитрусовое» имя. Какое? (Мандариновка.)


  1. Это животное живет в горах, его добыча - косули, пятнистые олени, горные козлы и бараны. В названии его есть прилагательное «красный». Что это за зверь? (Красный волк.)



3. Этот редкий зверь под названием «ирбис» обитает в горах Алтая. Какое второе имя есть у этого зверя? Его мы встречаем на гербе республики Татарстан. (Снежный барс.)



  1. Большой, красивый, полосатый, амурский. Что это за зверь? (Амурский тигр.)


  1. Ученые говорят, что в природе осталось 50-60 этих птиц. Они обитают на побережьях Приморья. Их отличительная примета - желтый клюв. Что это за птицы? (Желтоклювые цапли.)



  1. Этот крупный зверь - исконный житель лиственных и смешан­ных лесов. Чем-то он похож на буйвола. На спине у него боль­шой горб. Сейчас этого зверя можно встретить только в Кавказ­ском заповеднике. Что это за зверь? (Зубр.)


  1. Этого пятнистого красавца хищника, похожего на большую кошку, раньше часто можно было встретить в лесах Сибири. Но сейчас этих зверей осталось всего 15-35 особей. Что это за зверь? (Восточносибирский леопард.)



  1. Какая сова попала в Красную книгу? (Полярная сова.)


  1. В названии этой птицы есть слово «красавка». На юге Украины и в Крыму этих красавок осталось около 60 пар. А что за птица такая? (Журавль-красавка.)


  1. Какой ежик попал в Красную книгу? (Даурский еж.)


«Охотничий привал». Награждение победителей

Ну, а теперь, ребята, посмот­рим, какие звери и птицы убежали от нас. Думаю, что мы запомним названия этих животных и птиц, и в следующий раз их непременно узнаем. Педагог читает названия животных и птиц на карточках, которые остались не выданными.

А наш охотничий день закончился. Можно устроить привал на сухой солнечной полянке и пересчитать добычу. Я предлагаю каж­дой команде подсчитать, сколько карточек с названиями животных оказалось у каждого из ваших участников, и выяснить, кто из членов команды был самым удачливым охотником. Результаты своих подсче­тов вы запишете на листочках бумаги, которые лежат на ваших столах. Потом вам нужно выйти к доске и записать количество карточек, ко­торые собрала ваша команда, фамилию самого удачливого охотника из вашей команды и размер его добычи.

Дети подсчитывают карточки с добычей. Потом пред­ставители команд выходят к доске и заполняют табличку с результатами.

Подсчет окончен. Посмотрите на таблицу результатов. Самую бо­гатую добычу собрала команда (название). А самым удачливым охот­ником оказался (имя, фамилия). Ему мы и вручаем диплом «Лучший охотник». И, конечно же, дарим аплодисменты.

III. Подведение итогов

-Ребята, как вы считаете, сего­дняшняя наша охота - это всего лишь игра, развлечение или нужное и полезное дело?

Примерные ответы детей:

  • Это полезное дело. В игре мы узнали о многих животных, про­верили свои знания, померялись силами.

  • Эта игра поможет защищать природу, ведь природа очень хрупкая, ранимая.

  • Когда мы готовились к игре, мы прочитали разные книги о жи­вотных и птицах, узнали, как богата природа.

  • Если мы будем знать о жизни и повадках животных, мы будем лучше их понимать.

Многие известные нам птицы, животные , растения, рыбы, исчезают с Земли каждый год, каждый день, а может даже и час… Чтобы этого не произошло, пусть люди «охотятся» так, как мы сейчас.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.



5