Интеллектуальная игра
Брейн – ринг «Мы в ответе за свои поступки»
Составил: практический психолог Кононенко Я.Ю.
Цель: профилактика правонарушений среди студентов.
Задачи: упорядочить знания студентов о правонарушениях, ознакомить их с видами нарушений и наказаниями за них, развивать представления о последствиях противоправных деяний, воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Ход мероприятия
Добрый день, уважаемые участники нашего мероприятия. Сегодня у нас не совсем обычное мероприятие, а интеллектуальная игра брейн-ринг. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об очень важной проблеме – о правонарушениях, которые совершают несовершеннолетние, и их последствиях. Незнание закона, не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение закона приводит к тяжелым последствиям. Мы в ответе за свои поступки. Это и есть название нашего брейн-ринга. Вопросы из области законодательства, которые вы услышите и на которые попытаетесь правильно ответить, очень разнообразны по степени серьезности и глубины. Встретятся вопросы, требующие от вас смекалки и находчивости. Как вы знаете, у любой игры есть правила, и брейн-ринг не исключение. Сегодня играют две команды по 4 человека, будет 8 раундов.
Все задались немаловажным вопросом, а кто же будет оценивать работу команд? Позвольте ответить мне на ваш вопрос. И представить вам справедливое жюри, которое на протяжении всей игры будут оценивать команды и подведет итоги.
Представляются члены жюри. На столе жюри лежат правильные ответы на задания и бланки для оценивания.
Итак, участники, дайте названия своим командам и представьтесь.
Команды представляются.
Разминка.
А начнем мы с разминки. Я буду задавать вопросы сразу всем командам, отвечать на вопрос будет команда, первая позвонившая в звоночек. За каждый правильный ответ команда получает один балл.
Это нормативный акт (документ) принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. (Закон)
Что является основным законом нашей республики? (Конституция).
Защитник на суде? (Адвокат)
С какого возраста наступает уголовная ответственность? (С 14 лет).
Обвинитель на суде? (Прокурор)
Как называется открытое хищение имущества? (Грабёж).
Как называется нападение с целью овладения имуществом (Разбой).
Обстоятельство, исключающее пребывание обвиняемого лица на месте преступления в момент его совершения. (Алиби).
Мера пресечения, состоящая в заключении под стражу обвиняемого. (Арест).
Незаконное перемещение через государственную границу товаров, ценностей и иных предметов. (Контрабанда).
Основной документ в нашей республике, удостоверяющий личность гражданина. (Паспорт).
Гражданин, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред. (Потерпевший).
Преступление, заключающееся в умышленном или неосторожном лишении жизни другого человека. (Убийство).
Денежное взыскание, мера материального воздействия, применяемая в случаях и порядке, установленных законом или договором (Штраф).
Это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание. ( Правонарушение)
Это общественно опасное деяние, противоправное, виновное деяние дееспособного лица, за которое предусмотрено уголовное наказание. (Преступление)
Как называется покушение на убийство, разрешённое мушкетёрам в 16 веке? (Дуэль).
Информация, распространяемая старушками? (Слухи)
Чьей тюрьмой 2000 лет была лампа? (Джина).
Кого эксплуатировал Карабас-Барабас? (Кукол).
Кто посягал на личную неприкосновенность Красной Шапочки? (Волк).
Героя какой сказки посадили в самом начале? (Репка).
Кто пользуется правом свободного перемещения на нетрадиционном летательном аппарате? (Баба Яга)
Кто нарушил право на свободу и держал Кая в плену? (Снежная Королева)
Раунд 1. «Заморочки из конверта»
Необходимо за 3 минуты составить из предложенных вам фраз определение. Данное определение необходимо разместить и наклеить на лист (за правильный ответ один балл).
1 КОМАНДА
Мошенничество – хищение чужого имущества либо приобретение права на него, совершенное посредством обмана пострадавшего или других людей, либо злоупотребления их доверием.
2 КОМАНДА.
Хулиганство-это грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам, либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.
Раунд № 2. «Да или Нет»
По очереди командам дается утверждение, ваша задача сказать, согласны вы с ним или нет. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.
Мелкое хулиганство - есть нецензурная брань в общественных местах. (Да)
Уголовная ответственность за особо тяжкие преступления наступает с 13 лет. (Нет)
Грабеж - это хищение с нанесением телесных повреждений. (Да)
Распитие спиртных напитков в общественных местах – это нарушение административного кодекса ДНР. (Да)
Верно ли, что есть безвредные наркотики. ( Нет)
Можно ли курить в общественных местах. (Нет)
Схватил шапку с головы прохожего и скрылся это грабеж. (Да)
Залез в раздевалку и забрал чужую куртку - мошенничество. (Нет)
Угрожая ножом, снял с женщины золотые украшения - разбой. (Да)
В автобусе залез пассажиру в карман-кража. (Да)
Вскрыл чужой автомобиль и забрал чужую автомагнитолу- грабеж. (Нет)
Решение суда о виновности или невиновности подсудимого - приговор. (Да)
Международный договор, обязательный для исполнения всеми государствами, которые его подписали - Конвенция (да)
Конституция — это не основной закон страны. (Нет, основной)
Каждый человек должен отвечать за свои действия.(Да)
16. Отстаивать свои права необходимо любым способом, даже если данный способ противоречит правилам и нормам, принятым в обществе. (Нет)
17.Мужчины сильнее женщин, так как у них больше прав. (Нет)
18. Родители должны нести ответственность за воспитание своих детей.
19. Родители не виноваты в том, что их ребенок попрошайничает, хулиганит, ворует, уходит из дома.
20. Дети до 18 лет не имеют прав, так как они являются несовершеннолетними. (Нет)
Раунд 3. «Фемида»
Участвует один представитель команды. За каждый правильно отгаданный атрибут и его толкование зачитывается по 1баллу.
Перед Вами богиня правосудия Фемида. Но вандалы надсмеялись над ней. Помогите вернуть ей прежний гордый вид. Верните все её атрибуты. И объясните, почему вы выбрали именно эти предметы? За каждый предмет с объяснением -1 балл.
На столе лежат: кинжал, меч, щит, повязка для глаз, весы, очки, роза, мешок, книга. Правильный ответ: Фемиде необходимы меч, повязка на глаза и весы.
Меч - символ духовной силы, воздаяния; в руках Фемиды он символ возмездия. Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, вина и невиновность. Повязка на глазах богини символизирует беспристрастность. Судья не взирает на самих тяжущихся, на их имущественное и социальное различие, а лишь внемлет фактам и правде, выслушивая обе стороны.
После ответа одного из представителя команд всем участникам рассказывается о Фемиде.
Фемида - древнегреческая богиня права и законного порядка, жена Зевса. Фемида никогда не восстает против Зевса, объявляет его решения, дает благие советы. Стоит она всегда по правую руку олимпийского владыки.
Атрибутами богини правосудия Фемиды являются весы, меч, мантия, повязка на глазах.
Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, вина и невиновность. Строгость и справедливость правосудия предполагают и точное взвешивание деяний.
Меч - символ духовной силы, воздаяния; в руках Фемиды он символ возмездия. Меч держится острием вверх, что указывает на "волю небес", высшую справедливость, а также на постоянную готовность его применения. Меч богини - обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. Держащая его рука - правая: это сторона действия, символ силы, "правого дела".
Мантия - торжественное, ритуальное одеяние, предназначенное для совершения в нем определенной церемонии, действа, в данном случае правосудия. Переодевание призвано обеспечить духовный переход в соответствующее ритуалу состояние. Одеяние должно соответствовать характеру действа, поэтому так важно судье облачаться в мантию, оставляя цивильное платье для мирских дел.
Повязка на глазах богини символизирует беспристрастность. Судья не взирает на самих тяжущихся, на их имущественное и социальное различие, а лишь внемлет фактам и правде, выслушивая обе стороны. Правосудие не видит различия между людьми, оно слепо в том смысле, что воздает лишь по праву.
Раунд 4. «Придумай слово»
Составить как можно больше слов из предложенного слова «Справедливость»
Называем слова поочереди, не повторяться. Начинаем с команды набравшей больше очков, побеждает команда назвавшая последней слово. Конкурс оценивается в 2 балла.
Возможные варианты слов, составленных из слова «Справедливость»:
право
диво
радость
вера
сор
спор
дело
два
ведро
вода
еда
Рот
лот
Тор
лесть
сорт
пол
18.правовед
В то время как команды справляются с заданием болельщикам предлагается просмотр видеоролика по проблематике мероприятия.
Раунд 5. «Логика»
Существует 4 вида юридической ответственности:
1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
4. Гражданско-правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
На столе у каждой команды лежит задание, им необходимо разнести заданные виды преступления и правонарушения согласно виду ответственности (за каждый правильный ответ 1 балл команде). На данное задание время 3 минуты.
Задание : к какому виду ответственности относится нарушение:
Порвал учебник одногруппника (Гражданская)
Появление на улице в нетрезвом виде (Административная)
Избил одногруппника (Уголовная)
Совершил кражу мобильного телефона. (Уголовная)
Совершил прогул, опоздал (Дисциплинарная)
Переходил дорогу в неположенном месте. (Административная)
Разбил мячом окно. (Гражданская)
Нецензурно выражался в общественном месте. (Административная)
Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики (Уголовная)
Подростки писали на стенах нецензурные слова. (Административная)
Раунд 6. «Мозговой штурм »
Выявление причин правонарушений (в конвертах находятся негативные и позитивные характеристики). Вам необходимо в течение трех минут отобрать позитивные характеристики и наклеить их в книгу (распечатывается картинка распахнутой книги), которая расположена у вас на столе. За каждый правильный ответ один балл.
Негативные и позитивные причины:
Пренебрежительное отношение к учебе, знаниям.
Ответственное отношение к учебе, знаниям.
Обладание внутренним миром.
Стремление к примитивному время провождению.
Зависть.
Преобладание материальных потребностей различных вещей и других материальных ценностей.
Жадность.
Резкое падение уровня жизни большей части населения; социальная незащищенность;
Неуверенность в завтрашнем дне.
Общение и искусством, природой.
Стремление лица удовлетворить противозаконным способом свои интересы, стремления, эмоции.
Доброта.
Низкий материальный уровень жизни населения.
Низкий уровень правовой культуры граждан.
Алкоголизм и наркомания.
Остальные характеристики, которые остались у вас в конвертах - негативные, они могут стать причинами, приводящими к правонарушениям и преступлениям.
В то время как команды справляются с заданием болельщикам предлагается просмотр видеоролика по проблематике мероприятия.
Раунд 7. «Права и обязанности»
Командам необходимо распределить, что является их правами, а что обязанностями.
За каждый правильный ответ – 0,5 баллов.
Уважать учителей (обязанность)
Бесплатное образование (права)
Удобное рабочее место (права)
Отдыхать во время перемен (права)
Охрана здоровья (права)
Соблюдать расписание занятий в лицее (обязанность)
Выбирать кружки с секции по своему интересу (права)
Примерное поведение на занятиях и переменах (обязанность)
Соблюдение техники безопасности и правил дорожного движения (обязанность).
Бережное отношение к лицейному имуществу (обязанность)
Раунд 8. «Перекрёсток мнений»
Командам необходимо в течение 2 минут проанализировать ситуацию и дать правильный ответ. За правильный ответ команда получает один балл.
Ситуация 1. Дима не посещает лицей с каникул, говорит, что не хочет ходить на занятия. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление? (Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)
Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал занятия в лицее? (Устав лицея в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса. Студенты в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников лицея.)
Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое? (Да. Студент может получить за него дисциплинарное наказание- замечание, выговор, отчисление).
Ситуация № 2. Три друга в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку спиртного напитка. В аллее около Дома Культуры ребята распили его. Как можно расценить их поведение? Как можно классифицировать действия друзей, как проступок, правонарушение или преступление? (эти ребята совершили преступление (это правонарушение, так как они распивали спиртной напитков общественном месте на территории Дома Культуры).
Предусмотрено какое-либо наказание за данные действия? Какое? Это административное правонарушение - «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».
В то время как команды справляются с заданием болельщикам предлагается просмотр видеоролика по проблематике мероприятия.
Жюри подводят итоги, награждают победителей грамотами и сладкими призами.
В заключении хочется сказать, что всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону. Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс ДНР. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем. И пусть сегодня наше мероприятие станет началом правильного выбора вашего жизненного пути. Я желаю всем мира и добра. Спасибо всем.
Бланк оценки игры
Брейн - ринг «Мы в ответе за свои поступки»
Название раунда | 1 команда | 2 команда |
Разминка | | |
Раунд 1. «Заморочки из конверта» | | |
Раунд № 2. «Да или Нет» | | |
Раунд 3. «Фемида» | | |
Раунд 4. «Придумай слово» | | |
Раунд 5. «Логика» | | |
Раунд 6. «Мозговой штурм» | | |
Раунд 7. «Права и обязанности» | | |
Раунд 8. «Перекрёсток мнений» | | |
Общее кол-во баллов | | |
Раунд 1.
1 КОМАНДА.
это хищение чужого имущества
или других людей,
либо приобретение права на него,
Мошенничество –
их доверием.
совершенное посредством
обмана пострадавшего
либо злоупотребления
2 КОМАНДА.
повреждением чужого имущества.
неуважение к обществу,
Хулиганство-
это грубое нарушение
общественного порядка,
выражающее явное
сопровождающееся
применением насилия к гражданам,
либо угрозой его применения,
а равно уничтожением или
Раунд 4. «Придумай слово»
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Раунд 4. «Придумай слово»
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Раунд 5. «Логика»
Существует 4 вида юридической ответственности:
1. Уголовная ответственность
2. Административная ответственность
3. Дисциплинарная ответственность
4. Гражданско-правовая ответственность
Задание : к какому виду ответственности относится нарушение:
Порвал учебник одногруппника
Появление на улице в нетрезвом виде
Избил одногруппника
Совершил кражу мобильного телефона
Совершил прогул, опоздал
Переходил дорогу в неположенном месте
Разбил мячом окно
Нецензурно выражался в общественном месте
Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики
Подростки писали на стенах нецензурные слова.
Раунд 5. «Логика»
Существует 4 вида юридической ответственности:
1. Уголовная ответственность
2. Административная ответственность
3. Дисциплинарная ответственность
4. Гражданско-правовая ответственность
Задание : к какому виду ответственности относится нарушение:
Порвал учебник одногруппника
Появление на улице в нетрезвом виде
Избил одногруппника
Совершил кражу мобильного телефона
Совершил прогул, опоздал
Переходил дорогу в неположенном месте
Разбил мячом окно
Нецензурно выражался в общественном месте
Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики
Подростки писали на стенах нецензурные слова.
Раунд 7. «Права и обязанности»
Распределите, что является правами, а что является обязанностями.
Уважать учителей
Бесплатное образование
Удобное рабочее место
Отдыхать во время перемен
Охрана здоровья
Соблюдать расписание занятий в лицее
Выбирать кружки с секции по своему интересу
Примерное поведение на занятиях и переменах
Соблюдение техники безопасности и правил дорожного движения
Бережное отношение к лицейному имуществу
Раунд 7. «Права и обязанности»
Распределите, что является правами, а что является обязанностями.
Уважать учителей
Бесплатное образование
Удобное рабочее место
Отдыхать во время перемен
Охрана здоровья
Соблюдать расписание занятий в лицее
Выбирать кружки с секции по своему интересу
Примерное поведение на занятиях и переменах
Соблюдение техники безопасности и правил дорожного движения
Бережное отношение к лицейному имуществу
Раунд 6. «Мозговой штурм »
Пренебрежительное отношение к учебе, знаниям.
Ответственное отношение к учебе, знаниям.
Обладание внутренним миром.
Стремление к примитивному время провождению.
Зависть.
Преобладание материальных потребностей различных вещей и других материальных ценностей.
Жадность.
Резкое падение уровня жизни большей части населения; социальная незащищенность;
Неуверенность в завтрашнем дне.
Общение и искусством, природой.
Стремление лица удовлетворить противозаконным способом свои интересы, стремления, эмоции.
Доброта.
Низкий материальный уровень жизни населения.
Низкий уровень правовой культуры граждан.
Алкоголизм и наркомания.
Пренебрежительное отношение к учебе, знаниям.
Ответственное отношение к учебе, знаниям.
Обладание внутренним миром.
Стремление к примитивному время провождению.
Зависть.
Преобладание материальных потребностей различных вещей и других материальных ценностей.
Жадность.
Резкое падение уровня жизни большей части населения; социальная незащищенность;
Неуверенность в завтрашнем дне.
Общение и искусством, природой.
Стремление лица удовлетворить противозаконным способом свои интересы, стремления, эмоции.
Доброта.
Низкий материальный уровень жизни населения.
Низкий уровень правовой культуры граждан.
Алкоголизм и наркомания.
Раунд 8. «Перекрёсток мнений»
Ситуация 1. Дима не посещает лицей с каникул, говорит, что не хочет ходить на занятия.
Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?
Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал занятия в лицее? Предусмотрено какое-либо наказание за данное поведение? Какое?
Раунд 8. «Перекрёсток мнений»
Ситуация № 2. Три друга в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку спиртного напитка. В аллее около Дома Культуры ребята распили его.
Как можно расценить их поведение? Как можно классифицировать действия друзей, как проступок, правонарушение или преступление?
Предусмотрено какое-либо наказание за данные действия? Какое?