СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра «Гонка за лидером «Новогодний сундучок знаний»»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра называется «Новогодний сундучок знаний»», поэтому каждый поделится своими, достав их из укромного места – памяти, а кто-то, напротив, почерпнёт для себя неизвестное и сохранит в «сундучке». "Гонка за лидером" - это состязание на выносливость и мастерство. Время на гонку было ограничено,  и у нас она будет длиться определенное время – 30 минут. Места гонщиков определяются по сумме очков, набранных ими в заездах.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра «Гонка за лидером «Новогодний сундучок знаний»»»

Интеллектуальная игра

«Гонка за лидером «Новогодний сундучок знаний»»

Романова Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Цели и задачи: активизация мыслительной деятельности учащихся;

расширение кругозора;

развитие творческого воображения, ассоциативного ряда;

совершенствование коммуникативных навыков;

формирование лидерских качеств, умения работать в группе;

воспитание патриотизма, любви к историческому наследию, культуре России;

знакомство с новой формой проведения викторины.

Участники: учащиеся 7 класса.

Время проведения: 28.12.2020. в 9.00.

Форма проведения: онлайн-конференция в ZOOM.

План проведения:

  1. Приветствие ведущего.

  2. Определение темы игры и правил проведения.

  3. Разминка.

  4. 4 тура по номинациям: «Русская словесность», «Литература», «Геральдика», «Музыка».

  5. Подведение итогов. Объявление победителей. Отправка классному руководителю заполненных грамот самых активных участников игры.

Ход игры:

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья!

Я рада вас приветствовать на интеллектуальной игре «Гонка за лидером «Новогодний сундучок знаний»».

Это необычная для вас викторина, так как проходит в онлайн-формате. Но прошу обратить внимание и на форму игры – гонка за лидером. Этот термин пришел из спорта. Велосипедист набирал скорость и устремлялся за лидером – мотоциклистом. Это было состязание на выносливость и мастерство. Время на гонку было ограничено, и у нас она будет длиться определенное время – 30 минут. Места гонщиков определяются по сумме очков, набранных ими в заездах. И вы за время игры наберете баллы за правильные ответы. Побеждает тот, кто больше всего их заработает.

Игра называется «Новогодний сундучок знаний»», поэтому каждый из вас поделится своими, достав их из укромного места – памяти, а кто-то, напротив, почерпнёт для себя неизвестное и сохранит в «сундучке». Новогодняя тема тоже сегодня будет затронута.

Итак, прослушайте условия игры.

Гонка за лидером состоит из разминки и 4 туров, проходящих по номинациям: «Русская лингвистика», «Литература», «Геральдика», «Музыка».

Каждый тур оценивается определенным количеством баллов.

Порядок следующий:

  1. Задается вопрос.

  2. Желающий ответить поднимает руку.

  3. За каждый правильный ответ вы получаете от 1 до 4х баллов; 0,5 балла - за какое-то ваше необходимое дополнение.

  4. Если ответ неверен, появляется возможность у других показать свою осведомленность или сообразительность.

  5. Попробуем работать и в группе (паре): вы в личном чате обсуждаете ответ и выдаете его ведущему.

  6. Суммируются ваши лично заработанные баллы.

  7. Определяется лидер-победитель (может быть – несколько).

Всем всё понятно? Тогда - на старт, внимание, марш! Удачной гонки!

Разминка. Она будет состоять из простых и не очень вопросов из различных областей знаний, для того чтобы вас немного разогреть, активизировать, так сказать, вашу мыслительную деятельность. Это блиц-опрос, то есть отвечаете сразу, вам не дается время на раздумья.

Начинаем!

  1. Довольно подозрительная, серая личность, пробегающая мимо елочки рысцой (Волк.)

  2. Назовите «пернатого» разбойника из русских былин? (Соловей-разбойник).

  3. В книге Джонатана Свифта «Гулливер в стране лилипутов» было два государства. Жителей одного из них звали тупыми, а второго — острыми. Почему? (Потому что одни считали, что яйцо надо разбивать с острого конца, а другие — с тупого).

  4. Какое место на Земле называют «Страной снегов»? (Тибет).

  5. Что раньше на Руси означало слово «позор»? (Зрелище, спектакль, представление).

  6. В словаре Владимира Ивановича Даля это слово имеет два значения: 1. Сумасшедший, выживший из ума. 2. Очень удивлённый. Нам это слово известно во втором значении. Что это за слово? (Изумлённый).

  7. Какую карикатуру на себя Джордж Бернард Шоу назвал самой лучшей? (Отражение в зеркале).

  8. Маленький мальчик в золотой короне и горностаевой мантии, который обожал розу, живущую на его планете, и думал, что такой цветок — единственный во всем мире. (Маленький Принц).

  9. Этот сказочный персонаж всегда носил с собой масленку, чтобы не заржаветь во время дождя. (Железный Дровосек).

  10. Какая общая мера длины не подходит, как полагал русский поэт Фёдор Тютчев, для измерения России? (Аршин. «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить...»).

  11. Этот персонаж скромно заявлял о себе, что он из простых собак, не из породистых. (Пес Шарик из книги Э. Успенского «Дядя Федор, кот и пес»).

  12. Как называется артист балета — мужчина? (ТанцОвщик).

  13. На каком инструменте играют пальцами, ладонями, локтями и даже колотушками? (Барабан).

  14. Существуют три модели человеческой логики: европейская модель — белое или чёрное. Китайская модель — белое станет чёрным, а чёрное станет белым. Назовите индийскую модель. (Белое есть чёрное, а чёрное есть белое).

  15. Новогодняя «скульптура», созданная из природного материала. (Снеговик.)

  16. Новогодний бал, самое подходящее место для любителей скрывать свое истинное «я». (Маскарад.)



- Молодцы! Некоторые вопросы были сложными, рассчитанными на вашу начитанность, эрудицию. Вы справились достойно! Лидеры определились, но другие тоже могут вырваться вперед, обогнав соперников.

Переходим к 1 туру – «Русская лингвистика». Здесь, разумеется, вы будете отвечать на вопросы, связанные с русским языком. И вот – первое задание.

1. Найдите в приведенном ниже тексте шуточной лингвистической сказки Людмилы Петрушевской «Пуськи бятые» однокоренные слова (3 балла).

Л. Петрушевская

ПУСЬКИ БЯТЫЕ

Сяпала Калуша с калушатами по напушке и увазила бутявку. И волит:

– Калушата, калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.

А Калуша волит:

– Оее, оее! Бутявка-то некузявая!

Калушата бутявку вычучили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

А Калуша волит:

– Калушаточки, бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.

А бутявка за напушкой волит:

– Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!



( 1) Калуша, калушата, калушаточки; 2) подудонились, дудонятся; 3) сяпала, присяпали, усяпала)

2. Сделайте разбор по составу слова сопритюкнулась из приведенного текста (2 балл).

(Со, при – приставки, тюк – корень, ну, л – суффиксы, а – окончание, сь – постфикс).

3. Определите падеж слова бутявок (слово подчеркнуто в тексте). (В.п.) (1 балл).

4. Переведите текст (3 балла).

/Дополнительные задания:

  1. Какими русскими словами можно заменить заимствованные слова?

Трасса, дискуссия, авеню, маэстро, фиаско, шеф.

(За каждое правильно написанное слово - 1 балл.) 6 баллов.


  1. Замените синонимами устаревшие слова.

Очи, чело, ланиты, уста, перст, глаголет, десница.

(За каждый правильный ответ - 1 балл.) 7 баллов./

- Отлично! И это вам под силу! Что ж проверим, как вы преодолеете и следующую дистанцию – 2-й тур «Литература».


Начинаем с простого:


1. Исключите из каждой цепочки лишнее, объясните принцип построения цепочек.

а) «Волк и ягнёнок», «Свинья под дубом», «Кусака», «Волк на псарне».

б) С.А. Есенин, А.А. Блок, Ф.И. Тютчев, А.П. Чехов.

в) И.А. Бунин, Д. Дефо, АИ. Куприн, П.П. Бажов.

г) Сказка, былина, рассказ, пословица.


(а) «Кусака», б) Тютчев, в) Дефо, г) рассказ)


2. В этом романе юноша сохраняет свою молодость, а его портрет стареет. Как называется произведение и кто автор? («Портрет Дориана Грея» О.Уайльда)

  1. Главную книгу этого английского писателя неоднократно признавали «лучшей книгой ХХ века». Но одновременно многие критики прозвали книгу «смесью Вагнера с Винни-Пухом». Что это за книга и кто ее написал? («Властелин колец» Д.Р.Р.Толкиена).

  2. Английский писатель Честертон считал, что «никто, кроме англичан, не смог бы создать такой бессмыслицы; однако никто, кроме них, создав её, не попытался бы отнестись к ней серьёзно». О каком знаменитом литературном произведении и его авторе идёт речь? («Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла).

  3. Фамилия какого писателя созвучна с названием большого европейского города? (Джек Лондон).


- И это вам оказалось под силу! Очень хорошо!

Третий тур тесно связан с предыдущим – вы будете определять фамильные дворянские гербЫ русских писателей. Вы знаете, что такое «Геральдика»? (1 балл) Так называется наша следующая дистанция.


- Вам известно, что многие поэты и писатели 19-го века, принадлежали к дворянскому сословию, часто – к известным, древним родАм, славно потрудившимся на благо Отечества. ГербЫ не просто изящные красочные рисунки. Каждая их часть, каждый элемент наполнен глубоким смыслом. В гербах отражалось самое важное для дворянства: сведения о происхождении рода, о знаменитых родоначальниках, о главных событиях в истории семьи и страны.

- Вам предлагается очень сложное задание: определить, к какому роду относятся данные гербы. Для облегчения задачи мы назовём фамилии поэтов и писателей: Пушкин, Лермонтов, Тургенев.


/На слайдах демонстрируются гербы/


ПУШКИН: Щит разделен горизонтально на две части. В верхней - в горностаевом поле на пурпуровой подушке с золотыми кистями - положена княжеская шапка. В нижней части, в правом голубом поле, изображена в серебряных латах правая рука с мечом вверх поднятым; в левом золотом поле голубой орел с распростертыми крыльями, имеющий в когтях меч и державу голубого цвета. Щит увенчан обыкновенным дворянскими шлемом с дворянскою на нем короной и тремя страусовыми перьями. Намет на щите голубой, подложен золотом. Во дни княжения Святого и Благоверного Великого князя Александра Невского из Седмиградской земли выехал знатной славянской фамилии муж Честень Радша. Происшедший от сего Радши Григорий Александрович имел прозвание Пушка, и от него пошли Пушкины.

ЛЕРМОНТОВ: В щите, имеющем золотое поле, находится черное стропило с тремя на нем золотыми четвероугольниками, а под стропилом черный цвет. Щит увенчан обыкновенным дворянскими шлемом с дворянскою на нем короной. Намет на щите золотой, подложен красным, в низу щита девиз: "SORS MEA JESUS" («Иисус много значит для меня»). Он называет Шотландию Юная фантазия Лермонтова колеблется между этим чарующим преданием о родоначальнике-шотландце и другой, также пленительной для него мечтой - о родстве с испанским герцогом Лерма. Он называет Шотландию "своей", считает себя "последним потомком отважных бойцов", но в то же время охотно подписывается в письмах М. Lerma.

Тургенев. Герб представляет собой щит, разделенный на четыре равные части, из которых в нижней половине в левой части в голубом поле - золотая звезда, отражающая происхождение рода Тургеневых из Золотой Орды, над ней расположена серебряная рогатая луна. В нижней правой части, в золотом поле, - готовый, оседланный, бегущий по зеленому лугу конь. В верхней половине на левой части, в серебряном поле, находится парящий с распростертыми крыльями и как бы отлетающий от луны орел, смотрящий вверх. А в правой части, в красном поле, - обнаженный с золотою рукояткою меч. Фамилия, скорее всего, имеет татарское происхождение. Согласно архивным сведениям, в 1440 году из Золотой Орды к великому князю Василию Васильевичу выехал татарский мурза Лев Турген, который принял русское подданство, а при крещении в христианскую веру, и русское имя Иван. Фамилия образована от прозвища Тургень (Турген). В переводе с тюркско-монгольских языков слово означает «быстрый», «скорый», «вспыльчивый». Вполне вероятно, что это прозвище отражало особенности характера и поведения человека: возможно, основатель рода Тургеневых был ловким, проворным и эмоциональным человеком.


- Ваши версии попали в цель!

- И как же обойтись в новогоднем состязании без музыки?

4-й тур – «Музыка».


Прослушайте мелодии и определите автора.

  1. Звучит ария Германна из оперы П. Чайковского «Пиковая дама» («Что наша жизнь? Игра…»).

  2. Звучит танец Принцессы Драже из балета П. Чайковского «Щелкунчик».

  3. Звучит песня Джорджа Майкла «Прошлое Рождество».

  4. Звучит песня группы «АББА» «Хэппи нью еар».


- Ну что же, на такой красивой новогодней мелодии мы заканчиваем «Гонку за лидером». Многие сегодня вырывались вперед на каких-то этапах, демонстрировали смекалку, эрудированность и волю к победе.

Объявляются лидеры, самые активные участники игры.

- Поздравляю вас с наступающим Новым годом! Пусть испытания жизни вами будут так же легко преодолеваться, как и вопросы сегодняшней викторины!

Фамилия, имя ученика

Разминка

(баллы)

Макс. – 16 б.

1 тур

Русская лингвистика

(3/2/1/3) –

9 баллов

2 тур

Литература

(4/2/2/2/1) -

11 баллов

3 тур

Геральдика

(3/3/3) –

9 баллов

4 тур

Музыка

(2/2/1/1) –

6 баллов

Сумма

баллов –

51

1








2








3








4








5








6








7








8








9








10








11








12








13








14








15








16








17








18








19








20








21








22








23









Итого: