«Что? Где? Когда?»
Интеллектуальная игра по истории
для учеников 9-11 классов
Цель:
Активизировать познавательный интерес к изучению истории, воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки, доброжелательного отношения друг к другу.
Учить ребят выполнять задания повышенной сложности, развивать их кругозор, интеллектуальные способности, логику, мышление, внимание.
Участники: две команды знатоков учителей и учеников, болельщики, ведущий, помощники ведущего.
Музыкальное оформление: музыкальная заставка к телепередаче “Что? Где? Когда?”, музыкальное сопровождение “Волчок”, “Черный ящик”, номер художественной самодеятельности для музыкальной паузы.
Оборудование: ящик чёрного цвета; волчок; конверты с вопросами, на которых написаны фамилии учителей, составившие эти вопросы; значок скрипичного ключа для музыкальной паузы; двойное табло с цифрами от ноля до шести; компьютер и экран для демонстрации презентации (на слайдах будут представлены вопросы и правильные ответы).
Правила работы с презентацией: на втором слайде изображены конверты с номерами вопросов. Кликая по гиперссылкам, открывается вопрос. В правом нижнем углу каждого слайда есть кнопка возврата на основной экран с конвертами.
Приветственное слово ведущего.
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые знатоки, гости интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?»! “Что? Где? Когда?” — интеллектуальная викторина. Была создана 4 сентября 1975 г. телеведущим Владимиром Ворошиловым. Игра очень быстро стала популярной. Сущность игры заключается в противостоянии команды Знатоков (игровой команды из шести человек) команде Телезрителей.
Представление игроков команды.
Сегодня у нас состоится грандиозное сражение между командой учащихся и командой учителей. Команда учителей приготовила свои вопросы, интересные и познавательные, а команде знатоков предстоит на них ответить. Итак, встречаем команду знатоков! Сегодня играют ...(объявляет знатоков и капитана команды по фамилии и имени, игроки рассаживаются по своим местам).
Правила игры.
Ознакомимся с правилами игры. С помощью стрелки волчка вы выбираете вопрос. За каждый правильный ответ вы получаете очко. За каждый неправильный ответ очко зарабатывает команда учителей. Игра продолжается до 6 очков.
После того как вы заслушаете вопрос – обсуждение 1 минута, капитан, прослушав все версии, выбирает одну и либо сам даёт правильный ответ, либо, предоставляет это право, любому из участников команды. Если мои помощники услышат подсказку от болельщиков, то вопрос снимается, а счёт становится один – ноль в пользу команды учителей. Итак, начинаем игру.
Вопросы игры:
Во время Отечественной войны 1812 г. случалось, что необразованные русские солдаты в пылу сражения или ночью по ошибке брали в плен, а иногда и убивали своих же офицеров. Почему происходила эта ошибка?
Ответ: Большинство русских офицеров по моде того времени в совершенстве знали французский язык и больше общались на нем, чем на русском.
У Парижа – ладья, у Лондона – крест и меч, у Пскова – рысь. А что у Москвы?
Ответ: Герб Москвы – всадник Георгий Победоносец.
27 января 1944 года во время спектакля в Большом театре действие вдруг внезапно прервалось, опустился занавес, зажегся в зале свет, а на авансцену вышел директор театра. После реакции в зале на его сообщение возможность продолжить спектакль появилась только через полчаса. О чем сообщил директор театра?
Ответ: О снятии блокады Ленинграда.
Сектор суперблиц: 3 вопроса по 20 секунд обсуждения каждый. Играет 1 игрок.
1 вопрос: В старину на Руси это считалось символом мудрости. «Русская Правда»* сурово наказывала за порчу этого. А в начале 18 в. наказывали и штрафовали уже за сохранение этого. Что это такое?
Ответ: борода.
2 вопрос: Их почетными прозвищами в России были: Благословенный, Освободитель, Миротворец. Назовите их имя.
Ответ: Александр (I, II, III)
3 вопрос: По древнему китайскому поверью, у него голова верблюда, глаза демона, уши коровы, рога оленя, ноги тигра, шея змеи, живот моллюска, чешуя карпа, а на голове – шишка, которая позволяет ему летать. Что это за чудовище, до сих пор почитаемое в Китае?
Ответ: дракон
В Средние века часты были подделки хозяйственных документов. Чтобы избежать этого, договор о передаче земли от одного владельца другому переписывали два раза в виде двух столбцов на одном листе пергамента. Что с этим документом нужно было сделать дальше, чтобы в спорном случае доказать его подлинность?
Ответ: Лист разрезали зигзагообразной линией, одну часть отдавали покупателю, а другую оставляли у продавца. При возникновении спора половинки документа нужно было сложить, чтобы они совпадали, тогда документ признавался подлинным.
Сектор Блиц. 3 вопроса по 20 секунд обсуждения каждый.
1 вопрос: Испанские завоеватели Америки, увидев какое-то злаковое растение, были поражены его урожайностью, так как зерновые в Европе не росли. Один из испанцев писал о них: «Казалось, что они из чистого золота, а их листья из серебра». Какое растение произвело такое впечатление на европейцев?
Ответ: кукуруза
2 вопрос: В некоторых районах Руси возводились сооружения, к которым реально подходило название «избушки на курьих ножках». Что это были за «курьи ножки»?
Ответ: пеньки.
3 вопрос: Посол императора Священной римской империи в 1490 г. привез в дар Ивану III животное, которое обладало невиданной для русских способностью, что их очень напугало. Русские назвали его так же, как раньше называли большой кнут, которым пугали домашних животных, когда они забредали на чужую территорию. Что это за животное?
Ответ: попугай
2 августа 1922 г. провожали в последний путь великого изобретателя. В США и Канаде минутой молчания почтили его память не только люди, но и изобретенные им приборы. Кого провожали в последний путь и какие приборы были отключены?
Ответ: Телефонные аппараты (Александр Белл)
По дошедшим до нас данным в 525 г. до н. э. персы встретились в сражении с египетской армией. Чтобы ее одолеть, персы пошли на хитрость: солдаты передних рядов взяли на руки животных. Египтяне потерпели поражение. Что это за всесильные животные?
Ответ: Кошки. Их египтяне считали священными животными и отказывались стрелять из луков и бросать копья, боясь убить кошек.
В Средние века в Западной Европе утвердилось устойчивое словосочетание «сложить город», а как этот процесс в то время назывался на Руси?
Ответ: «срубить город»
Раньше купеческие союзы назывались гильдии, а как называли в России купца, изгнанного из гильдии?
Ответ: разгильдяй
На английском флоте еще 2 столетия назад особенно после морских сражений достаточно часто применялась странная процедура. Были распространены два ее способа:
1) сильнейший удар молотком по темени;
2) опаивание ромом до потери чувств.
С какой целью это делалось?
Ответ: Обезболивание для проведения хирургической операции.
I, I, II, I, VI, I, III, II, I, I, I, II, III... (римские цифры) Закончите последовательность.
Ответ: II (Николай II - цифры составляют последовательность номеров российских императоров).
Ведущий: Вы ответили правильно/неправильно. Счет игры - ________ . Победа в сегодняшней игре одержана командой учителей/учащихся. Мы поздравляем победителей.
(На табло выставляется счет последнего раунда. На экране появляется заставка к игре “Что? Где? Когда?».
Далее путем голосования выбирается лучший игрок и вопрос игры.
3