Сценарий интеллектуальной игры Что? Где? Когда? "Правила дорожного движения" для младших школьников 2018-2019 учебный год
Цели мероприятия:
закрепить знания детей о правилах дорожного движения и профилактика детского дорожного травматизма среди школьников. Способствовать развитию мышления, скорости реакции, познавательной активности, создание атмосферы взаимовыручки.
Задачи:
• Образовательные:
активизация интереса к предмету через игровую деятельность;
формирование умений применять полученные знания в нестандартной ситуации;
формирование умений выбирать рациональные способы выполнения работы;
закрепление правил дорожного движения;
формирование умений коллективной работы.
• Воспитательные:
воспитать систему взглядов на окружающий мир;
воспитать способность следовать нормам поведения;
воспитать нормы социального поведения детей;
воспитать уважительное отношение к предмету.
• Развивающие:
развитие речи, мышления, памяти;
развитие сенсорной и эмоционально-волевой сфер личности;
развитие навыков определения опасных дорожных зон и ситуаций;
развитие умственной деятельности, способности наблюдать, делать выводы, проверять результаты.
Оборудование: мобильный автогородок
В нашей стране множество дорог. В любое время года и в любую погоду по ним мчат автомобили, автобусы, трамваи, троллейбусы, несутся мотоциклы, катят велосипедисты, идут пешеходы.
Еще с давних пор люди мечтали о скоростях. Вспомните, как герои сказок в одно мгновение переносились за тридевять земель в тридесятое царство на коврах-самолетах, сапогах- скороходах, на чудесных кораблях. Шло время, и сказка стала былью. Машин становится все больше и больше. Но автомобиль наградил человека не только удобствами он может стать причиной несчастий.
Растет поток машин, на улицах становится небезопасно. Но опасность подстерегает только тех, кто не знает правил движения, не умеет правильно вести себя на улице, не соблюдает дисциплины.
А для тех, кто хорошо изучил правила дорожного движения, кто вежлив и внимателен, улица совсем не страшна.
Город, в котором
С тобой мы живем,
Можно по праву
Сравнить с букварем.
Азбукой улиц,
Проспектов, дорог
Город дает нам
Все время урок
Вот она, азбука,
-Над головой!
Знаки висят
Вдоль мостовой.
Азбуку города
Помни всегда,
Чтоб не случилась
С тобою беда.
(Дети ведут Бабу-Ягу под руки. Баба-Яга напугана)
В: Что случилось?
Б.Я: Ой-о-её! (хватается за голову)
У нас в лесу тихо, иди куда хочешь, и нет столько много тележек с колесами и фарами, как у вас. Все бока намяла. Ещё и оштрафовали! Не там, видите ли, улицу перехожу. На метле полетела, опять свистят! «Не положено, говорят, в городе на таком виде транспорта передвигаться. Я им объясняю:
- Я- Баба Яга! Мне только на метле как раз и положено.
В. А они?
Б.Я. Иди, говорят, в лес. Там, пожалуйста, летай сколько угодно и хоть на чём.
В. Ну, так ты бы в другом месте, на другом участке улицу перелетела.
Б.Я. На другом? Там знаешь, сколько этих…как их…слово-то такое мудрёное.
В. Инспекторов что ли?
Б.Я. Вот-вот. А если этих нет, так знаков на дорогах понавешали, светофоров, указателей. Уважающей себя Бабе Яге и пролететь негде!
Попав в большой и шумный город
Я потерялась, я пропала!
Кругом машины и трамваи,
То вдруг автобус на пути.
Признаться честно – я не знаю
Где мне дорогу перейти?
Ребята! Вы мне помогите!
И если можно, расскажите…
Дорогу как переходить,
Чтоб под трамвай не угодить!
В:Да, Баба-Яга, город - это не лес.
Движеньем полон город.
Бегут машины в ряд.
Цветные светофоры
И день и ночь горят.
Ученик 1: Шагая осторожно, за улицей следи.
И только там, где можно,
и только там, где можно
И только там ее переходи!
Ученик 2: Там, где автомобили
Спешат со всех сторон,
Нельзя ходить, зевая,
Нельзя считать ворон!
В: Поняла Баба-Яга?
Б-Я: Поняла, но еще не совсем. Можно я у Вас останусь? Я у ребят хочу поучиться и их поспрашивать.
Учитель:
Добрый день, дорогие друзья! Мы рады вас приветствовать на четвертой интеллектуальной игре знатоков безопасности дорожного движения «Что? Где? Когда?». Сегодня мы поиграем и повторим правила дорожной безопасности.
Сегодня за игровым столом собрались:
________________________________________________________
Правила игры:
На столе 12 конвертов, в каждом конверте вопрос, на обсуждение которого дается 1 минута. За правильный ответ присуждается 1 балл, капитан команды крутит волчок и с помощью него выбирает номер конверта. Играем 12 раундов.
Итак, мы начинаем
1-й раунд
- Было время, когда по улицам и дорогам ездили лишь всадники верхом на лошадях, колесницы и конные повозки. Их можно считать первыми транспортными средствами. Ездили они, не соблюдая никаких правил, и поэтому нередко сталкивались друг с другом. Ведь улицы городов в те времена обычно были узкими, а дороги извилистыми и ухабистыми. Стало ясно, что нужно упорядочить движение по улицам и дорогам, то есть изобрести правила, которые сделали бы движение по ним удобным и безопасным.
Итак внимание вопрос: Когда появились первые правила дорожного движения? (Первые правила дорожного движения появились более 2000 лет назад, ещё при Юлии Цезаре.) Они помогали регулировать движение по улицам городов. Некоторые из этих правил дошли до наших дней. Например, уже в те давние времена на многих улицах было разрешено только одностороннее движение.
В России дорожное движение регулировалось царскими указами. Так, в указе императрицы Анны Иоанновны от 1730 года говорилось: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей в упряжи, со всяким опасением и осторожностью, смирно. А тех, кто не будет соблюдать сих правил, — бить кнутом и ссылать на каторгу». А в указе императрицы Екатерины II сказано: «На улицах ямщикам ни в коем разе не кричать, не свистеть, не звенеть и не бренчать».
2-й раунд
Вопрос: Когда появились первые автомобили? (В конце XVIII века)
В конце XVIII века появились первые «самодвижущиеся повозки» — автомобили. Ездили они очень медленно и вызывали у многих критику и насмешки. Например, в Англии ввели правило, по которому впереди каждого автомобиля должен был идти человек с красным флагом или фонарём и предупреждать встречные кареты и всадников. А скорость движения не должна была превышать 3 километра в час; кроме того, водителям запрещалось подавать предупредительные сигналы. Вот такие были правила: не свисти, не дыши и ползи как черепаха.
3-й раунд
Вопрос: В каком году и где появились первые правила для автомобилистов?( В 1893 году во Франции)
Сначала в разных странах были разные правила. Но это было очень неудобно. Поэтому в 1909 году на Международной конференции в Париже была принята Конвенция по автомобильному движению, которая установила единые правила для всех стран. Эта Конвенция ввела первые дорожные знаки, установила обязанности водителей и пешеходов.
Муз пауза: песня «Правила дорожного движения»
4-й раунд
Вопрос: Когда появился привычный для нас светофор?(140 лет назад в Лондоне)
Оказывается, регулировать движение с помощью механического прибора начали уже 140 лет назад, в Лондоне. Первый светофор стоял в центре города на столбе высотой 6 метров. Управлял им специально приставленный человек. С помощью ремней он поднимал и опускал стрелку прибора. Потом стрелку заменил фонарь, работавший на светильном газе. В фонаре были зелёные и красные стёкла, а жёлтые ещё не придумали.
Первый электрический светофор появился в США, в городе Кливленде, в 1914 году. Он тоже имел лишь два сигнала — красный и зелёный — и управлялся вручную. Жёлтый сигнал заменял предупреждающий свисток полицейского.
5-й раунд
Вопрос: Когда появились первые электрические трехцветные светофоры?( В 1918 году в Нью Йорке )
Интересно, что в первых светофорах зелёный сигнал находился наверху, но потом решили, что лучше поместить сверху красный сигнал. И теперь во всех странах мира сигналы светофора располагаются по единому правилу: вверху—красный, посередине — жёлтый, внизу — зелёный.
У нас в стране первый светофор появился в 1929 году в Москве. Он был похож на круглые часы с тремя секторами — красным, жёлтым и зелёным. А регулировщик вручную поворачивал стрелку, устанавливая её на нужный цвет.
Потом в Москве и Ленинграде появились электрические светофоры с тремя секциями современного типа. А в 1937 году в Ленинграде на улице Желябова, около универмага ДЛТ, появился первый пешеходный светофор.
6-й раунд
Внимание черный ящик: продолговатый предмет специфической формы и окраски, предназначенный для регулировки движения или указания водителю транспорта уполномоченными сотрудниками остановиться ( жезл)
Муз пауза: танец «Светофор»
7-й раунд
Вопрос: Сколько лет современным правилам дорожного движения? (Современным правилам дорожного движения почти 100 лет.)
( Выходят Кот, Лисенок, Заяц. Они перебинтованы. Еле плетутся)
Кот: Я катался без забот
Не глядел на красный свет.
Налетел на бегемота,
Поломал велосипед.
Лисенок: На мостовой автомобили
Меня чуть-чуть не задавили.
На мостовую нипочем
Не надо бегать за мячом.
Заяц: Едва остался я живой.
Скакал-играл на мостовой.
Не послушал Зайка папу.
Отдавили Зайке лапу.
Хором звери: Дети, соблюдайте правила дорожного движения!
Ученик1 Мы объясним вам всем в лесу
Кто б ни был там прохожим.
Зачем нужны и почему
Все правила дорожные.
Ученик 2: Где улицу надо тебе перейти
О правиле помни простом.
С вниманьем налево сперва посмотри,
Направо взгляни потом.
Ученик 3: Глупо думать: «Как-нибудь
Проскочу проезжий путь».
Вы, надеюсь, не забыли
Всех быстрей - автомобили.
Ученик 4: Обходя автобус сзади
Влево пристально гляди.
И троллейбус жизни ради
Тоже сзади обходи.
Ученик 5: По полоскам чёрно-белым
Человек шагает смело.
Знает: там, где он идёт,-
Пешеходный переход.
Ученик 6: Правил дорожных на свете немало.
Все бы их выучить нам не мешало.
Но основные из правил движенья
Знать, как таблицу должны умноженья.
На мостовой не играть, не кататься,
Если ты хочешь здоровым остаться.
8-й раунд В следующих раундах мы проверим как вы знаете дорожные знаки.
Вопрос:
Знак особых предписаний Пешеходный переход
Этим знаком обозначается непосредственно то место, где можно переходить проезжую часть. При этом пешеход обязан руководствоваться сигналами светофора, а также убедиться, что поблизости нет машин, и только тогда переходить дорогу.
9-й раунд
Вопрос:
Предупреждающий знак Дети Этот знак — не для тебя!
Он предупреждает водителя, что поблизости находится детское учреждение или игровая площадка.
Но он не обозначает место для перехода.
Муз пауза Танец Зеленый свет
10-й раунд
Вопрос:
Предписывающий знак Велосипедная дорожка
Эта дорожка — специально для велосипедистов. Но здесь имеют право ходить и пешеходы. Будь внимателен!
11-й раунд
Вопрос:
Предупреждающий знак Пешеходный переход
Этот знак — не для тебя! Он не разрешает переход в том месте, где установлен.
Этот знак — для водителя. Он предупреждает, что впереди — через 50-100 метров будет пешеходный переход.
12-й раунд
Вопрос:
Предписывающий знак Пешеходная дорожка
Здесь пешеходам ходить можно и нужно.
Подведение итогов игры.
Вед:А ты, Баба-Яга, запомнила правила дорожные? Мы тебе тоже вручаем такой диплом и надеемся, что ты станешь примерным пешеходом.
Баба-Яга: Спасибо. Я теперь домой пойду и в лесу всем расскажу, как важно знать и соблюдать правила дорожного движения. (Уходит)
Финальная песня ЮИД