Интеллектуальная игра по речевому развитию в старшей группе «Что? Где? Когда?» Тема: «День защитников Отечества»
Авторы: Дмитриева Юлия Сергеевна, воспитатель, высшая кв. категория, МАБДОУ № 109 «Родничок»
Образовательная область: Речевое развитие
Цель: Расширить представления о празднике.
Задачи:
Расширять и активизировать словарь детей по данной теме;
закреплять у детей умения пользоваться диалогической и монологической речью в процессе обсуждения задания;
совершенствовать умения подбирать слова-признаки, слова — антонимы, образовывать качественные прилагательные.
Воспитывать устойчивое внимание, формировать способность к анализу и синтезу.
Формировать у детей взаимоотношения сотрудничества при решении учебных задач, воспитывать умение сопереживать товарищам.
Ход:
– Мы рады приветствовать вас на необычной игре "Что?" "Где?" "Когда?" А посвящается она празднику, который проходит в феврале. Вы, наверное, уже догадались как он называется и кому он посвящён? (ответы детей)
– Итак, конкурс для весёлых и ловких мы начнём с «Весёлой разминки»!
На вопросы наши нужно
Отвечать вам хором дружно.
Только «Да» и только «Нет»
Вы должны сказать в ответ.
На ученья шли солдаты... (Да)
Все стреляли из лопаты... (Нет)
На костре варили кашу...
Съели даже тетю Машу...
В цель немного постреляли...
Но ни разу не попали...
У солдата за плечами,
Наверно, булки с калачами?
Или новый автомат
Носит на плече солдат?
У солдата есть ремень?
А на пряжке там тюлень?
Говорят, что все ребята
В будущем пойдут в солдаты…
Все солдаты — удальцы...
А ребята — молодцы...
– Для того чтобы начать нашу интересную игру нам надо разбиться на 4 команды. Посмотрите на картинку своего билета: у кого нарисован корабль — проходит к столу с изображением корабля, в команду моряков, у кого изображён танк, подходят к столу с танком — в команду танкистов, у кого пограничный столб, проходят к столу с пограничным столбом – в команду пограничников, а у кого самолёт, к столу с самолётом – в команду пилотов. В каждой команде есть особый билет с тремя звёздами, его обладатель становится капитаном.
Уважаемые знатоки, я хочу познакомить вас с правилами нашей игры. Вы видите на игровом поле стоит волчок со стрелкой, и лежат конверты. В каждом конверте находится вопрос или задание, на которые вы должны ответить или выполнить. Мы крутим волчок, когда стрелка останавливается, мы вскрываем конверт и выполняем задание. А если нам нужна будет музыкальная пауза, мы будем ставить скрипичный ключ. На обсуждение даётся время. По истечении времени, капитан чьей команды первым нажмёт на звонок, та команда и отвечает. Кто будет отвечать из команды, решает капитан. Если игрок из команды ответил не верно, то ответить на вопрос имеет право вторая команда. В блиц- опросе участвует капитан команды, а игроки ему помогают, если капитан затрудняется в вопросе, то он говорит: «Дальше». За правильные ответы и за правильное выполнение заданий команда будет получать по звездочке. Команда может лишиться звезды если: выкрикивает, шумит, подсказывает другой команде, нажимает на звонок чаще одного раза.
Задание 1: "Блиц – опрос"
Какой головной убор бойцы надевают во время боя, чтобы защитить голову от ранения? (каску)
Как называется головной убор танкиста? (шлем)
Главный начальник на корабле. (капитан)
Это и имя девочки, и название грозного оружия. (Катюша)
Как называется руль корабля и самолета? (штурвал)
Какой легкий головной убор голубого цвета с гордостью носят воины-десантники? (берет)
Как называется головной убор моряка? (бескозырка)
Морской повар на корабле. (кок)
Кто этот военный, который прыгает с парашютом? (десантник)
Кто носит тельняшку? (моряк)
Что носят военные на плечах? (погоны)
Что кричат военные, когда идут в атаку? (ура)
Солдат по воде гуляет, а они ему ноги защищают? (сапоги)
Черная труба стрекочет и огонь из нее вылететь хочет? (пушка)
Головной убор, предназначенный для офицерского состава (фуражка)
Старинная одежда русского воина (кольчуга)
Как называется летчик, который летает в космос? (космонавт)
Как называется летний головной убор солдата? (пилотка)
Как называется больница в армии? (госпиталь)
Головной убор, предназначенный для офицерского состава (фуражка)
Кто строчит из пулемета? (пулеметчик)
Как называется торжественный смотр войск с боевой техникой? (парад)
Как называется лётчик – мастер своего дела? (ас)
Как называется место, где живут солдаты? (казарма)
Задание 2: Конкурс капитанов
В армии у солдат очень много разных профессий. Вспомнить их вам помогут наши разрезные картинки. Собери картинку и назови профессию. (десантник, подводник, разведчик, пулеметчик)
Задание 3: Речевая игра "Докажи, что лишнее?"
Команды получают конверты с четырьмя картинками и доказывают, что одна из них лишняя.
- Пилотка, шинель, бескозырка, шлем.
- Пулемет, вертолет, самолет, танк.
- Подводная лодка, самолет, катер, корабль.
- Матрос, строитель, пограничник, десантник.
Задание 4: Игра «Помоги Незнайке»
- А теперь вы должны внимательно послушать и исправить неточности:
Танкист прыгает с парашютом.
На границе стоит подводник.
Ракетчик надевает на голову бескозырку.
На небе нас защищают моряки, а в синем море летчики.
Физминутка: «Армейские учения» (с флажками)
Дети по сигналу флажка выполняют определённое действие, опираясь на его цвет:
синий – подводная лодка ("плывут"), жёлтый – самолёты ("летят"), зелёный – кавалеристы ("скачут").
Задание 5: Игра «Образуй слово»
Вопросы задаются каждой команде, звезда дается за каждый правильный ответ.
Если у солдата много силы, он какой? – сильный!
Если у солдата много храбрости –... (храбрый),
Если у солдата много смелости –... (смелый),
Если у солдата много быстроты –... (быстрый),
Если у солдата много ловкости –... (ловкий),
Если у солдата много находчивости –... (находчивый),
Если у солдата много ума –... (умный).
Задание 6: Игра «Что в мешке?» Определите на ощупь предмет в мешке и скажите кому он принадлежит. (самолёт, танк, корабль, бинокль)
Задание 7: Игра «Найди 5 отличий»
Рефлексия:
– Посмотрите, ребята, как много звездочек вы заработали! Вы прекрасно знаете головные уборы различных родов войск, замечательно отгадываете загадки. Можете с лёгкостью найти неточности в выражениях, подобрать слова неприятели. Внимательно слушать музыку и образовывать новые слова.
Сейчас нам предстоит подвести итог и посчитать звёзды, которые вы получили.
Вручение медалей за первое и второе место.