День птиц
(ЗООЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ПО ТЕМЕ "Птицы" для учащихся 7-х классов)
В лесу все темнее. Деревья сливаются в большие темнеющие массы. Все птицы спят. Горихвостки, маленькие дятлы одни еще посвистывают... Вот и они умолкли. Еще раз прозвенел над вами звонкий голос пеночки; где-то печально прокричала иволга, соловей щелкнул в первый раз. Сердце ваше томится ожиданием...
И. Тургенев
Игра проводится по типу телевикторины . Лучше всего это мероприятие проводить весной, когда в школе отмечается День птиц.
Цель игры. Систематизировать знания о строении, жизнедеятельности, Взаимоотношениях птиц с окружающей средой, о роли их в жизни человека, научить детей осознавать необходимость чуткого и бережного отношения к природе.
Планируемые результаты:
Предметные: Знать особенности внешнего и внутреннего строения птиц в связи с полетом.
Личностные: самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности. Эстетическое восприятие окружающего мира. Уметь объяснять необходимость знаний о птицах для понимания их роли в природе и жизни человека. Ценностное отношение к живой природе.
Коммуникативные: Умение взаимодействовать при коллективной работе. Умение формулировать собственное мнение. Аргументировать. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Умение слушать.
Регулятивные: Ставить новые учебные задачи.
Познавательные: Использовать различные источники информации.
Правила игры
(В игре учувствует три команды по 6 человек. Перед началом игры ведущий разыгрывает право первого хода. На сцену выходят капитаны команд. Право первого хода получит та команда, капитан которой даст первым правильный ответ.)
Ведущий.
Может ли петух назвать себя птицей?
( Нет. Не может, потому что не умеет говорить)
Затем разыгрывается право второго хода.
Скажи ты мне,
Какой чудак и днем,
И ночью носит фрак?
(пингвин)
Гейм Первый. "Знакомство"
Капитан команды представляет игроков, название команды и девиз команды. Капитан отдает эмблему команды жюри. Жюри оценивает соответствие названия эмблемы с биологической направленностью игры, оценивает оригинальность 2 баллами.
Гейм второй. "Круг знаний"
Каждой команде задается по 3 вопроса для выявления круга знаний о строении и особенностях жизнедеятельности птиц.
1.У большинства животных зубы располагаются в ротовой полости, но о птицах говорят, что у них зубы в желудке. Почему? (У птиц действительно в ротовой полости зубов нет. Пища измельчается мускульным отделом желудка путем трения о его роговые стенки и камешки, которые заглатывают птицы. Такой способ переваривания особенно важен для зерноядных птиц.)
2.Какие особенности строения тела обеспечивают полет птиц?
(обтекаемая форма тела, внутри костей содержатся полости, заполненные воздухом , относительно маленький размер черепа; наличие перьевого покрова, двойное дыхание, наличие воздушных мешков, нет мочевого пузыря, у самок развит только один левый яичник)
3.Каковы особенности строения кровеносной системы у птиц? ( Два круга кровообращения - большой и малый, легочный. Четырехкамерное сердце, правая дуга аорты.)
4. Существует ли птичье молоко? У каких птиц? (Птичье "молоко" есть у голубей и пингвинов. Если почему-либо самка пингвина ушла от гнезда и задержалась, а птенец требует пищу, то у самца начинают действовать особые железы, которые перерабатывают жир в питательную массу , ее-то он и отрыгивает в раскрытый клюв птенца.)
5. Дышит ли птенец в яйце? (Дышит, т.к поры в яйце пропускают воздух.)
6. Каких птенцов называют гнездовыми, а каких выводковыми?( Гнездовые птенцы слабые, слепые, неоперенные, требуют длительного ухода. Выводковые – зрячие , оперенные)
7. Что обозначает выражение: «Как с гуся вода»? (У водоплавающих птиц есть копчиковая железа. Птица клювом выдавливает из нее воск и смазывает оперение, отчего оно становится не намокаемым).
8.Что указывает на более высокую организацию птиц по сравнению с пресмыкающимися? (четырехкамерное сердце, постоянная температура тела.)
9. Насколько обосновано выражение: "Ест мало, как птичка"?(Утверждение неточное. Если учитывать абсолютное количество еды, то, конечно большинство птиц съедает мало. Но по отношению к собственной массе птица ест значительно больше многих животных и человека.)
Гейм третий. "Заморочки из мешочка"
Команды по очереди достают из мешочка бочонки с номерами вопросов, на каждый ответ дается 30 с. Если команда не справляется, вопрос переходит в зал. За каждый правильный ответ - один балл.
Если достанется бочонок с подковкой, то это "счастливый случай", команда получает шанс ответить на три шуточных вопроса и заработать три дополнительных очка.
1. Почему тело клеста не гниет , а мумифицируется? (Потому что клесты питаются семенами хвойных растений, в которых много смолы. Смола обладает бактерицидным действием..)
2. О пользе воробья сложились противоречивые мнение. Так полезная эта птица или вредная? ( Воробьи полезные для хозяйства птицы. Тот небольшой вред который они приносят, питаясь зерном, многократно компенсируется уничтожением насекомых, которыми они вскармливают своих птенцов.)
3. Почему стрижи улетают из средней полосы в конце августа раньше других птиц? (В конце августа на высоте где охотятся стрижи, становится значительно меньше насекомых, хотя у земли их еще много. Голод пробуждает инстинкт перелета.)
Шуточные вопросы.
Какая птица определяет срок жизни человека?(Кукушка.)
Когда температура тела птицы выше: зимой или летом?(Одинаковая круглый год. теплокровные.)
От какой птицы зависит количество детей в семье?(Аист.)
Гейм четвертый." Темная лошадка"
Ведущий читает вопрос. Команда, которая раньше поднимает руку, отвечает первой. Если все команды не ответили, вопрос переходит в зал к зрителям. (2 б.)
Удивительно красиво белоснежное оперение этой птицы. Весной, с наступлением брачного периода, на ее спине вырастают и сохраняются до начала лета особые чудесные перья, напоминающие своеобразную кружевную накидку. Длинные пучки этих перьев, колыхающиеся при малейшем колыхании воздуха, называют эгретками. Перья этой птицы шли на украшение женской одежды и ценились очень высоко, но это привело к почти полному ее истреблению. Сейчас охота на эту птицу запрещена. Назовите ее. (Белая цапля.)
Один из самых лучших певцов. Его пение часто сравнивают с пением соловья. Натуралист Кайгородов рассказывает: "Мне известны многие случаи, несведущие люди принимали этот свист за соловьиный и уверяли, что слышали соловья, в то время когда в лесу еще местами лежал снег. Они не хотели верить, что подобные звуки могли принадлежать какой-то другой птице". Но в отличии от соловья в этом пении не услышишь знаменитого соловьиного щелканья и раскатов. О какой птице нашей фауны идет речь? (Певчий дрозд)
Основная пища этих птиц - насекомые, которых они поглощают в огромных количествах. Причем из всех пернатых только ни клюют мохнатых гусениц, покрытых ядовитой шерстью. Натуралисты в старину отмечали, что желудок этих птиц изнутри покрыт мехом. Наблюдение верно, только "мех" это несобственный. Это многочисленные волоски гусениц, которые впиваются в стенки желудка и глотки птицы. Время от времени она отрыгивает эту шерсть. О какой полезной для леса птицы идет речь? (Кукушка.)
Гейм седьмой."Дальше, дальше..."
Знаете ли вы орнитофауну? Ведущий задает вопросы. Команды дают ответы на листах бумаги.
Какие наши птицы не садятся ни на воду, ни на землю, ни на ветки?(Стрижи)
Назовите самую маленькую птицу нашей средней полосы?(Королек.)
Какая птица может ползать по стволу вниз головой?(Поползень.)
Какие птицы нашей местности ночуют, зарывшись в снег?(глухари, тетерева, рябчики.)
Какая птица ходит под водой?(Оляпка.)
Какие птицы не высиживают яйца?(Кукушки, сорные куры.)
Какая наша птица выводит птенцов зимой?(Клест.)
Какие птицы самые дальнозоркие?(Грифы.)
Какая наша птица поет хвостом?(Бекас.)
Какая птица несет фамилию писателя?(Гоголь.)
Какая птичка может летать хвостом вперед?(Колибри.)
12. Есть ли скворца своя песня?(Нет.)
Какие куры являются прародителями наших современных домашних?(Банкивские)