СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра "Самый умный"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка рассчитана на проверку остаточных занний учащихся 7 классов по предметам русский язык и литература. Дополнительно к сценарию необхожимо составить презентацию.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра "Самый умный"»

Интеллектуальная игра «Самый умный»

(учащиеся 7 классов)



-Добрый день! Сегодня мы проводим игру «Самый умный». Игра проводится в рамках недели русского языка и литературы, а значит, все вопросы будут посвящены этим двум предметам.

За честностью и объективностью игры будут следить:

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

Помогать мне сегодня будут учащиеся ______ класса:

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

Игра состоит из трёх раундов. В первом раунде принимают участие 12 игроков. Они должны будут ответить на 18 обязательных вопросов. 6 игроков, набравшие большее количество баллов, переходят во второй раунд. Если по прошествии 18 вопросов не выявится 6-х игроков, будут заданы дополнительные вопросы. В зависимости от количества набранных баллов, участники будут стартовать во втором раунде.

Во втором раунде будут даны 6 категорий по русскому языку и 6 категорий по литературе. Участник, набравший большее количество очков, будет первым выбирать категорию. Тот же, кто набрал наименьшее количество очков, будет отвечать на вопросы оставшейся темы.

Поэтому всем стоит постараться в первом раунде!

В третий раунд переходят 3 игрока, набравшие большее количество баллов. Там они будут отвечать на вопросы по темам приготовленным ранее. Какие темы выбрали игроки, мы узнаем, когда дойдем до 3 раунда.



1 раунд



Я буду зачитывать вопрос, также он будет появляться на экране, у вас будет 5 секунд, чтобы выбрать один из предложенных вариантов. По прошествии 5 секунд вы должны будете поднять карточку с номером ответа.

Всё понятно? Начинаем!

1. Раздел науки о языке, изучающий части речи.

2. Со слов «Жили-были…» начинается….

3. Кто являлся хозяином Муму?

4. Вид предложения по цели высказывания?

5. Выберите лишнее слово.

6. Сколько существует видов народной сказки?

7. Раздел языкознания, изучающий устойчивые сочетания слов.

8. Автор сказки «Черная курица, или Подземные жители».

9. Сколько наклонений у глагола?

10. Трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.

11. Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка, значение слов.

12. Автор произведения «Васюткино озеро».

13. Стихотворение А.С.Пушкина.

14. Укажите прием: «Дымом половодья зализало ил,/ Желтые поводья месяц уронил…»

15. Как изменяются количественные числительные?

16. Укажите предложение с косвенной речью.

17. Назовите вид связи между предложениями в тексте, при котором каждое последующее предложение развивает содержание предыдущего.

18. Признак не относящийся к деепричастию.

Дополнительные вопросы:

1. Назовите автора драмы «Борис Годунов».

2. «Случается нередко нам/ И труди мудрость видеть там,/Где стоит только догадаться/За дело просто взяться…». Откуда эти строки?

3. Автор рассказа «Неизвестный цветок».

4. Имя главной героини рассказа «Алые паруса».

5. Что болело у дьячка Вонмигласова? («Хирургия»)

6. Что грозился сделать Кай, если королева войдет в дом?

7. От чего зависит написание корней –бир-/-бер-?

8. Не- с прилагательными пишется раздельно, если…

9. Укажите неверное утверждение. Безличные глаголы…

10. На что указывают пространственные предлоги?



2 раунд

Во тором раунде каждый участник выбирает категорию из русского языка, а затем из литературы. В каждой категории 10 вопросов, на ответы будет дана 1 минута. Если участник не может ответить на вопрос, он должен сказать «дальше», чтобы ведущий мог зачитать следующий вопрос.



Лексикология

1. Слова одной части речи противоположные по значению.

2. Синоним слова «очи».

3. Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

4. Назовите две группы слов, относящихся к словам ограниченным в употреблении.

5. Чем в старину занимались стряпчие?

6. Относятся ли старославянизмы к заимствованным словам?

7. Что такое текстовые синонимы?

8. Слова, называющие предметы и явления, исчезнувшие из нашей жизни.

9. Собственно устаревшие слова, имеющие синонимы в современном языке.

10. Слово «спутник» является многозначным или омонимом?



Морфемика

1. Как называется самая маленькая значимая часть слова?

2. Какая морфема выражает главное лексическое значение слова?

3. Это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов и выражает значения рода, числа, падежа и лица.

4. Может ли в одном слове быть несколько приставок и суффиксов?

5. Что такое гнездо слова?

6. Правописание каких корней зависит от места ударения?

7. В каких случаях пишется приставка при-?

8. Какие приставки и суффиксы называются непродуктивными?

9. Назовите формообразовательные суффиксы.

10. Входят ли формообразовательные суффиксы в основу глагола?



Фонетика

1. Может ли один и тот же звук обозначаться разными буквами?

2. Что изучает графика?

3. Сколько гласных звуков в русском языке?

4. Из чего состоят глухие согласные звуки?

5. Назовите мягкие согласные звуки, не образующие пар.

6. В каких случаях буквы я,е,ё,ю, обозначают два звука?

7. Назовите звонкие согласные звуки, не образующие пар.

8. Назовите количество звуков в предложении: Мальчик съехал с горы.

9. Обозначает ли буква «и» мягкость после «ц»?

10. Какие звуки обозначают «ь» и «ъ»?



Морфология

1. Как называются части речи, имеющие грамматическое значение?

2. Морфологические признаки этой части речи: род, число, падеж и склонение.

3. Сколько существует служебных частей речи?

4.Назовиет разряды прилагательных.

5. Какие глаголы называются разноспрягаемыми?

6. Как пишется прилагательное «вагоно_ремонтный»?

7. По соотношению с другими частями речи выделяют 4 группы местоимений. Назовите эти группы.

8. Как называются числительные, обозначающие не целые числа.

9. С помощью чего образуется простая сравнительная степень наречий?

10. Как изменяются количественные числительные.



Фразеология

1. Может ли фразеологизм иметь синонимы и антонимы?

2. Являются ли пословицы и поговорки фразеологизмами?

3. Что обозначает фразеологизм «мокрая курица»?

4. Фразеологизмы однозначны или многозначны?

5. Является ли сочетание «время от времени» фразеологизмом?

6. К какому стилю относится фразеологизм «без году неделя»?

7. Фразеологизм «одного поля ягоды». Назовите синонимичный ему фразеологизм.

8. Назовите антоним фразеологизма «семи пядей во лбу».

9. Возможно ли заметить какое-либо слово во фразеологизме на другое?

10. Назовите синоним фразеологизма «как в воду глядеть».



Синтаксис

1. Предложения, в которых есть только один главный член, называются…

2. Как называются предложения, содержащие просьбу, совет?

3. Как называются предложения, состоящие только из главных членов предложения.

4. Назовите самую маленькую единицу синтаксиса.

5. Определите тип связи в данном предложении: Когда мам ушла, я позвонил другу.

6. Приведите пример сочинительного словосочетания.

7. Когда между подлежащими сказуемым ставиться тире?

8. Как на письме выделяется прямая речь?

9. Что выражают вводные слова?

10. Как связаны между собой однородные члены предложения?



М.Ю.Лермонтов

1. Назовите годы жизни М.Ю.Лермонтова.



2. Назовите фамилию героя, победившего опричника Кирибеевича.

3. Какому историческому событию посвящено стихотворение «Бородино»?

4. За какое произведение М.Ю.Лермонтов был сослан на Кавказ?

5. После какого происшествия было написано стихотворение «Смерть поэта»?

6. Кто занимался воспитанием маленького Миши Лермонтова?

7. В какую Школу поступил в 1832 году М. Ю.Лермонтов?

8. Прочтите несколько строк из стихотворения «Парус»

9. Чем заканчивается произведение «Три пальмы»?

10. М.Ю.Лермонтов погиб на дуэли. С кем он стрелялся?



И.С.Тургенев

1. Назовите годы жизни И.С.Тургенева.

2. Чем заканчивается произведение «Муму»?

3. Кто послужил прототипом барыни в рассказе «Муму»?

4. Скольких мальчиков встречает охотник в рассказе «Бежин луг»?

5. О чем рассказывают мальчики охотнику?

6. И.С.Тургенев был на 2 года сослан в родовое имение Спасское-Лутовиново. Какое произведение было главной причиной ссылки?

7. Памяти какого писателя и поэта И.С.Тургенев хотел посвятить свое произведение. Но так и не смог этого сделать?

8. Какова была профессия главного героя рассказа «Бирюк»?

9. Что обозначает слово «бирюк»?

10. Где И.С.Тургенев находился в последние годы жизни?

Н.В.Гоголь

1. Назовите годы жизни Н.В.Гоголя.

2. Где родился Гоголь?

3. Кто был кумиром Гоголя?

4. Назовите первую книгу Гоголя, состоящую их 2 томов. В нее вошли повести: «Сорочинская ярмарка», «Ночь перед Рождеством» и др.

5. Что обещал Оксане кузнец Вакула?

6. В каком произведении Гоголь показал борьбу за родную землю и национальную независимость?

7. Что для казаков из повести «Тарас Бульба» было превыше личной привязанности и кровного родства?

8. Почему Андрий оставил своих товарищей, брата и отца и ушел к полякам?

9. Как погибает Тарас и его сыновья?

10. Вторую часть какого произведения Гоголь сжигает во время припадка?



А.С.Пушкин

1. Назовите годы жизни А.С.Пушкина.

2. Этот роман не был закончен Пушкиным, название роману дал издатель.

3. Назовите цикл произведений, подписанный именем некоего Ивана Петровича.

4. Как называется имение Дубровского?

5. Назовите самый плодотворный период творчества Пушкина.

6. Назовите жанр произведения «Руслан и Людмила».

7. Как звали Королевича, отправившегося искать невесту в сказке Пушкина?

8. Прочтите несколько строк из произведения «Песнь о Вещем Олеге».

9.В поэме «Полтава» изображен изменник. Как его звали?

10. От чьей руки погиб А.С.Пушкин?



Стихосложение

1. Двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.

2. Назовите вид рифмы, оканчивающийся на гласный звук.

3. Трехсложный стихотворный размер с ударением на третий слог.

4. Определите стихотворный размер стихотворения «Зимнее утро» А.С.Пушкина.

5. Назовите двухсложный стихотворный размер с ударением на второй слог.

6. Определите стихотворный размер: «О, весна без конца и без краю -/ Без конца и без краю мечта!..»

7. Определите вид рифмовки: «Я обошла давно весь свет./ Тебя ли я в нем потеряла?/ Себя ли я тогда искала?/ Я не могу найти ответ»

8. Как называется вид рифмы с ударением на последнем слоге?

9. Определите стихотворный размер: «Мой костер в тумане светит,/ Искры гаснут на ветру…»

10. Определите вид рифмовки: «Сне недалеко уйти пришлось:/ Я забыла собственное сердце./ Жаль, что прошлое когда-то не сбылось,/ Жаль, что сломаны заветные все дверцы».



Тропы и фигуры

1. Назовите фигуру речи, использованную в следующих строках: «Словно клянете вы дни без просвета,/ Словно пугают вас ноченьки хмурые…»

2. Дайте определение понятию «метафора».

3. Что такое ритм?

4. Назовите стилистическую фигуру: «С широко закрытыми глазами».

5. Назовите троп: «Твое личико душисто и бледно, словно весенний цветок».

6. Нарушение порядка слов в предложении – это…

7. Назовите троп: «Листва качается и пляшет под дуновение ветра».

8. Назовите риторическую фигуру: «Могу ль узреть во блеске новом/ Мечты увядшей красоту?/ Могу ль опять одеть покровом/ Знакомой жизни наготу?»

9. Что такое парцелляция?

10. Назовите троп: «Да разве это мужчина? Мужичок с ноготок, да и только!»



3 раунд



В третьем раунде участвуют три игрока. Каждому из них присваивается цвет (красный, желтый, зеленый). Открывается поле из 36 ячеек. По 9 ячеек цветов игроков и 9 серых ячеек (общие вопросы). Игроки в течение 1 минуты запоминают расположение ячеек, после чего все ячейки становятся серыми. Участники по очереди открывают ячейки и отвечают на вопросы. За правильный ответ на вопрос своей темы участники получают 2 очка, за ответ на вопрос соперника – 3, на общий вопрос – 1.



(За месяц до проведения игры участников просят определиться со специальной темой. На вопросы по этой теме они будут отвечать в 3 раунде).



Игра сопровождается презентацией. В первом раунде на экране игроки видят вопрос и 4 варианта ответа. Во втором раунде только вопрос. В третьем раунде на экране только ячейки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!