Интеллектуальная игра
«Словесный калейдоскоп»
Цель:
Пробуждать интерес к русскому языку, используя занимательные задания;
Закрепить знания, умения учащихся по пройденным темам;
Активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы;
Развивать логическое мышление, воображение, фантазию.
Ход мероприятия.
Организационный момент:
- Ребята, сколько хороших слов сказано о русском языке! Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык - яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»
-А в чем богатство русского языка, как вы думаете? (В словах)
-Да богат язык словами, их разнообразием, выразительностью неповторимостью и красотой!
- Сегодня я предлагаю игру-соревнование «Словесный калейдоскоп», где будут предложены вашему вниманию интересные конкурсы. В нашей игре принимают участие 3 команды.
За каждый правильно выполненный конкурс будут начисляться баллы. Если команда отвечает неверно, то у другой команды есть шанс заработать дополнительное очко.
Ваша задача, ребята, не только самим верно ответить на вопросы, но и помочь, если надо, другой команде. Будьте дружными, внимательными и помогайте друг другу.
Представление команд.
Команда «СЛОВО», «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ» и команда «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Итак, мы с вами начинаем наше соревнование.
Конкурс «Загадки»
Если слог мы выделяем
При его прочтении,
Палочкой обозначаем
Сверху... (ударение)
Если гласная плохо слышится,
Эта гласная очень коварная,
Ведь с ошибкою слово напишется,
Если гласная —... (безударная)
Часть слова, известная всем.
Не быть его может совсем,
Оно может быть звуковое,
А может быть и нулевое. (Окончание)
Каждый абзац мы с нее начинаем.
Помним о ней и название знаем.
И правильно скажет школьник любой,
Что отступ зовется... (красной строкой)
То, как надо нам писать,
Может нам оно сказать.
Ошибку я исправила,
Ведь выучила... (правило)
Звуки друг друга нашли,
Встали рядом и смысл обрели.
Много их, аж кругом голова...
Собираются звуки в... (слова)
7. На крохотное ушко
Похожа завитушка
Велит нам постоять чуть - чуть
И отправляться дальше в путь (запятая)
8. Без крыльев, а летит
Без языка, а говорит. (письмо)
9. То я в клетку, то в линейку -
Написать по ним сумейка
Можешь и нарисовать,
Называюсь я... (тетрадь)
II. конкурс «От Хобота до Чирикина».
(в некотором сказочном государстве жили-были животные, которых звали … ; догадайтесь, какие животные скрываются под этими именами)
Например:
ХОБОТ — слон, ПАНЦИРКА — черепаха,
БУДИЛЬНИК — петух, ПОВТОРЮШКА — попугай,
ГАВЧИК — пёс, ПОРХАЙКА — бабочка,
ДВУГОРБИК — верблюд, ДЛИННОШЕЙ — жираф,
СТУКАЛО — дятел, КЛЕШНЯ — рак,
ТЕЛЬНЯЖКА — зебра, КОЛЮЧКА — ёж,
МЯУКА — кошка, ЧИРИКИН — воробей.
III. конкурс
Вам необходимо в карточках которые находятся у вас на партах подобрать слова антонимы, у каждой команды свои слова. За каждый правильный ответ получаем 1 балл.
Слова антонимы для команды «СЛОВО»
• ХОЛОДНЫЙ
• ТУПОЙ
• ЗИМА
• НИЗКО
• СТАРШИЙ
Слова антонимы для команды «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
• ТВЁРДЫЙ
• ВЕРХ
• РАНО
• ВРАГ
• ЧИСТЫЙ
Слова антонимы для команды «Словосочетание»
БЕЛЫЙ –
МАЛЕНЬКИЙ –
ВЕСЁЛЫЙ –
УТРО –
НАЧАЛО -
IV. Конкурс "Разыграй пословицу"
- Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда.
- сколько волка не корми, все равно в лес смотрит.
- ученье- свет, неученье - тьма.
V. Конкурс «Найди словечко»
VI. Конкурс «Расшифруй записку»
VII. Конкурс «Грамматическая арифметика»
ШМЕЛЬ – МЕЛЬ + ЛЕВ – В + М = ШЛЕМ
СКАЛА – ЛА +ФАНТ – Т +ДРУГ – УГ = СКАФАНДР
РАК + ЕДА – ДА + ТАНК – НК = РАКЕТА
УМ – М +ЛИТ + КА = УЛИТКА
VIII. Конкурс « Продолжи стихотворение»
Подведение итогов