МК «Огонек», 18.10.2022г.
Сценарный план
Интеллектуальной игры – викторины «Времена года»
Цель: формирование знаний о временах года, их особенностях
Задачи: учить различать времена года по характерным особенностям, называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года;
воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе;
развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать и делать выводы.
Оборудование: раздаточный материал, презентация.
Ход игры-викторины:
1.Организационный момент
2.Вступительная часть
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня нас ждут приятные сюрпризы, конкурсы на викторине «Временам года».
Каждый год мы наблюдаем, как природа меняется от одного времени года к другому. Меняются краски, один пейзаж сменяет другой, и так четыре раза в год. Этот постоянный процесс называют временами года. Давайте сегодня отправимся в путешествие по временам года, посмотрим, как растительный и животный мир проходит через все сезонные изменения от весны к лету, от лета к осени, от осени к зиме и от зимы к весне.
3.Основная часть
1. Конкурс: «Из какого времени года загадка»
Старый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса -
Вот и к нам пришла ...
(Весна)
(Показ картинки – весна)
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
(Осень)
(Показ картинки – осень)
Изумрудные луга,
В небе - радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето:
Всех зовёт купаться ...
(Лето)
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой,
Двор в снегу, белы дома.
Ночью к нам пришла...
(Зима)
(Показ картинки – зима)
3.Конкурс «Найди ошибку»
Задание: Ребенок не только должен ответить на вопрос "Что лишнее?" или "Кто лишний?", но и мотивировать свой ответ, развернуто объяснить, почему он выбрал ту или иную картинку.
1.Кого не встретишь зимой в лесу?
(волк, медведь, белка, заяц)
2.Что не встретишь на полянке летом?
(колокольчики, розы, снежинка, шиповник)
3. Кого не встретишь у кормушки зимой?
(воробей, ласточка, снегирь, синица)
4. Конкурс «Продолжи пословицу»
Задание: продолжить пословицу
| Начало пословицы | Продолжение пословицы |
1. | Больше снега | - больше хлеба |
2. | Готовь сани летом, | а телегу зимой. |
3. | Зимний снег глубокий | - летом хлеб высокий |
4. | Весна красна цветами, | а осень снопами. |
5. | Осень – запасиха, | зима - подбериха. |
6. | Июнь любит работу, | отобьет от всяких плясок охоту. |
7. | Кто в августе гуляет | - тот зимой голодает. |
Педагог: Давайте проведем игру «Вместе по лесу идём»
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклоны)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
5. Конкурс «Когда это бывает?»
Педагог показывает картинку, дети должны отгадать время года
( Весна , Зима, Лето, Осень)
5. Вопросы:
1.С какого месяца начинается год и каким заканчивается?
Ответ: начинается январём, заканчивается декабрём
2. Какое время года больше всего любил А.С.Пушкин?
Ответ: осень
3.. Какое время года самое волшебное?
Ответ: зима (потому что зимой волшебный праздник Новый год)
4. Какое время года самое журчащее?
Ответ: весна (потому что весной звонче всего журчат ручьи)
5. Какое время года мы называем золотым?
Ответ: осень (потому что осенью идёт сбор зерновых «золотое зерно», а на деревьях «золотые» листья)
6. Какое время года самое солнечное?
Ответ: лето
7. Сам дней не знает, а другим указывает?
Ответ: это календарь
8. Что включает в себя понятие «год»?
Варианты ответов: год — это четыре календарных периода, 365 дней, 12 месяцев
9. Одинаковая или разная погода в эти четыре календарных периода?
Ответ: разная. Например, снег – зимой, тепло – летом
10. Отгадайте загадку:
Выросло дерево
От земли до неба.
На этом дереве
Двенадцать сучков,
На каждом сучке
По четыре гнезда,
В каждом гнезде
По семь яиц,
А седьмое – красное.
Ответ: год, месяцы, недели, дни
11. Одинаковое ли количество дней в месяце?
Ответ: нет, количество дней в месяцах разное (28, 29, 30 и 31)
12. Отгадайте загадку:
Ежегодно приходят
К нам в гости:
Один седой,
Другой молодой,
Третий скачет,
А четвёртый плачет?
Ответ: времена года
13. Как вы считаете, всегда ли зимой есть снег?
Ответ: нет, не всегда. Например, в Африке есть зима, но нет снега
Для справки: признаки времен года соотносятся с определёнными географическими широтами. В традиционном смысле мы говорим о средней полосе России
14. Отгадайте загадки о временах года:
Ходит сама – и снег, и лёд,
А уходит – слёзы льёт.
Ответ: зима
Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.
Ответ: весна
Солнце печёт,
Липа цветёт,
Рожь поспевает,
Когда это бывает?
Ответ: летом
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Ответ: осень
15. Зимние загадки
Не снег и не лёд,
А серебром все деревья убёрёт.
Ответ: иней
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь его в окно.
Ответ: лёд
Рассыпала Лукерья
Серебряные перья,
Закрутила, замела,
Стала улица бела.
Ответ: метель
16. Весенние загадки
Детки сели на карниз
И растут всё время вниз.
Ответ: Сосульки
Спереди – шильце,
Сзади — вильце,
Сверху – чёрное суконце,
Снизу – белое полотенце.
Ответ: ласточка
Белые овечки
Бегают по свечке.
Ответ: верба
17. Летние загадки:
Что в поле родится,
А в еду никак не годится?
Ответ: василёк
Стоят в лугах сестрички:
Золотой у них глазок,
Белые реснички.
Ответ: ромашки
Мы нагнёмся до земли,
Чтоб наполнить кузовки.
Стебельки раздвигаем –
Огоньки собираем.
Ответ: земляника
18. Осенние загадки
Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы.
Ответ: рябина
В поле — метёлкой,
В мешке – жемчугом.
Ответ: зерно
Две сестры летом зелены,
К осени одна чернеет,
Другая – краснеет.
Ответ: чёрная и красная смородина
19. Вопросы по рассказу
«Четыре желания»
Автор рассказа: Константин Ушинский
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:
— Уж как весело зимой! Я бы хотел чтобы всё зима была.
— Запиши твоё желание в мою карманную книжку, — сказал отец.
Митя записал.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.
Отец опять вынул книжку и приказал Мите написать своё желание.
Настало лето. Митя с отцом отправился на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
— Вот уж сегодня я повеселился вволю. Я бы желал, чтобы лету конца не было.
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
— Осень лучше всех времён года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
Как главный герой рассказа Митя относился к разным временам года?
Ответ: радостно, восторженно
Как вы думаете, почему?
Ответ: потому что каждое время годы по-своему прекрасно
20. Какое у вас любимое время года?
Ответы: зима, весна, лето, осень
4. Подведение итогов игры.
Вот и подходит к концу наша викторина, где вы имели возможность показать свои знания и умения, смекалку и находчивость. Давайте подведем итоги нашего конкурса
Участники:
Пирон Артем Иванович 01.12.2010 – 1шт.
Красанов Евгений Николаевич 02.07.2009 – 1шт.
Дудин Илья Андреевич 04.01.2007 – 1шт.
Иванов Максим Андреевич 20.08.2004 – 1шт.
Смирнов Кирилл Викторович 07.05.2008 – 1шт.
Ефимов Демьян Олегович 24.07.2008 – 1шт.
Набоков Александр Антонович 05.07.2008 – 1шт.
Аникин Андрей Вячеславович 26.07.2007 – 1шт.
Матвеева Анастасия Павловна 09.07.2009 – 1шт.
Яровая Яна Игоревна 21.01.2008 – 1шт.
Кареткина Виктория Романовна 14.12.2009 – 1шт.
Елухина Эвелина Денисовна 09.12.2010 – 1шт.
Жолобайло Денис Андреевич 09.05.2014 – 1шт.
Медюшко Алена 15.10.2010 – 1шт.
Моисеев Роман Станиславович 14.06.2008 – 1шт.
Карамель на палочке, 12гр. – 15шт.