ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
"МОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ"
Номинация: "Проекты воспитательных мероприятий (интеллектуальная игра)"
Тема: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА «СВОЯ ИГРА»
Автор: Шекурова Евгения Александровна
Специальность: мастер производственного обучения
Образовательное учреждение: ГБПОУ "Сеченовский агротехнический техникум"
2024 г.
АННОТАЦИЯ
В данной методической разработке представлены задания для проведения интеллектуальной викторины «Своя игра» по профессии 43.01.09 "Повар, кондитер" с целью активизации интеллектуально-познавательных навыков студентов, повышения уровня эрудиции в области технологии приготовления пищи, развития творческой активности студентов, воспитания интереса к будущей профессии.
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей общего профессионального и профессионального цикла по данной специальности.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка | 4 |
2. Структура интеллектуальной викторины "Своя игра" | 6 |
3. Ход интеллектуальной викторины "Своя игра" | 7 |
4. Информационное обеспечение викторины | 15 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пока человек играет, он развивается! (китайская философия)
Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности.
Интеллектуальная игра - неотъемлемая часть учебного процесса, одна из форм обобщения и закрепления материала. Она даёт возможность каждому студенту продемонстрировать приобретённые общеучебные умения и навыки, проявить интеллектуальные способности, раскрыть многогранность своих интересов, тем самым у студента формируются стимулы саморазвития. Знание материала является обязательным условием активного участия в игре, а иногда – обязательным условием выигрыша. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение.
Проведение данного мероприятия направлено на создание условий для формирования устойчивого интереса к своей специальности/профессии; развитие познавательного интереса обучающихся; проверку эрудиции участников.
Методическая разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое проводится среди обучающихся 1-4 курсов по профессии 43.01.09 "Повар, кондитер".
Интеллектуальная викторина «Своя игра» основана на популярной телевизионной игре. Она представляет собой соревнование обучающихся, отвечающих на вопросы по разным темам и различного уровня сложности.
Мероприятие проводится в рамках декады специальностей социально-экономического профиля.
Цели игры:
обучающая: - расширение кругозора обучающихся, активизация интеллектуальной деятельности через использование формы игры;
- формирование потребности студентов в более глубоком изучении общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей;
развивающая: способствовать развитию интеллектуально-познавательных навыков студентов на основе приобретения будущей профессии, творческой активности студентов;
воспитательная: развитие познавательного интереса, воспитание у обучающихся самостоятельности как черты личности, без которой невозможна деятельность современного специалиста.
Задачи игры:
- повторение и обобщение полученных ранее знаний.
- формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.
Участники: студенты 1-4 курсов по профессии 43.01.09 "Повар, кондитер"
Время проведения игры: 60 мин
Место проведения: учебная аудитория.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал.
СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ «СВОЯ ИГРА»
1. Приветственное слово преподавателя.
2. Представление команд.
3. Представление жюри.
3. Ознакомление с условиями игры.
4. Конкурс капитанов.
5. Подведение итогов 1 раунда.
6. Финал викторины «Своя игра»
7. Подведение итогов.
8. Поздравление победителей и участников.
9. Рефлексия.
ХОД ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ «СВОЯ ИГРА»
Мы приветствуем сегодня
Молодых своих друзей,
Тех, кто полон сил и знаний,
Свежих мыслей и идей.
Добрый день, уважаемые студенты, члены жюри! Я рада приветствовать Вас на нашей викторине, которая называется «Своя игра». Интеллектуальная викторина проводится среди «лучших знатоков и любителей». Это представители 4-х команд 14, 24,34 и 44 групп по профессии "Повар, кондитер" и их болельщики.
Цель интеллектуальной игры - активизация познавательной деятельности и повышение уровня эрудиции в области данной специальности и стимулирование творческой активности студентов.
Игра проходит под девизом «Знания – это сила!».
Уважаемые участники игры, сегодня вы должны доказать себе и доказать нам, что для молодого специалиста, вступающего в самостоятельную жизнь, главное богатство – это знания.
Разрешите представить наше жюри.
1. ____________________________________________________________________;
2. ____________________________________________________________________;
3. ____________________________________________________________________;
4. ____________________________________________________________________;
5. ____________________________________________________________________.
В течение игры жюри подсчитывает баллы и в конце игры будут оглашены результаты. Победит команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Участники занимают места с уже заготовленными названиями команд, их задача выбрать капитана.
Разрешите представить команды:
Команда 14 группы __________________, капитан команды _________________________;
Команда 24 группы __________________, капитан команды _________________________;
Команда 34 группы __________________, капитан команды _________________________;
Команда 44 группы __________________, капитан команды _________________________.
Итак, команды представлены. Чтобы начать состязание, осталось обозначить правила игры. Они следующие.
Игра начинается с конкурса капитанов, который называется «Заморочки из бочки» с целью выявить команду, которая будет начинать викторину (команда получает столько баллов, на сколько вопросов ответит капитан. У кого баллов будет больше, та команда и начнет игру).
Викторина состоит из одного раунда и финала. Вопросы раунда сгруппированы в 6 категорий по 5 вопросов, стоимостью в 10, 20, 30, 40, 50 баллов. Команда, правильно ответившая на вопрос, получает количество баллов, равное стоимости вопроса, при неправильном ответе – команда штрафуется на соответствующее количество баллов, если команда не ответила на вопрос, вопрос переходит к другой команде. Зрители не подсказывают ответы на вопросы с места, иначе вопрос будет снят. Если обе команды не ответили на вопрос, то ответить могут болельщики этой команды, цена ответа будет стоить 5 баллов. Болельщик получает жетон, который в конце игры может отдать жюри с указанием команды.
Команда, выбравшая сектор «Кот в мешке» должна будет подарить вопрос команде соперников.
Финал представлен пятью вопросами. В финал выходят 2 команды, набравшие большее количество баллов по итогам 1го раунда. Правила финала: Ведущий озвучивает вопрос, команды пишут на бумаге ответ, отдают жюри. Затем на экране появляются правильные ответы, жюри сравнивает с ответами команд и подсчитывает баллы.
Итак, правила озвучены. Мы начинаем конкурс капитанов.
Вопросы для капитанов:
1. Назовите овощ, который выращивают на Руси с давних пор, название происходит от латинского “голова”? (Капуста)
2. Засахаренная фруктовая долька? (Цукат)
3. В салатах применима, ничем не заменима; хозяйкам всем подружка – душистая …..(Петрушка)
4. Какой пробкой нельзя заткнуть ни одну бутылку? (Дорожной)
5. Как 2 литра молока поместить в литровую банку? (Превратить его в творог)
6. За чем вода в стакане? (За стеклом)
7. Было два отца и два сына. И всего три яблока. Но каждый съел по яблоку. Как такое возможно? (Сын, отец, дедушка)
8. Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? (Два)
9. Какой рукой лучше размешивать чай? (Лучше все-таки размешивать ложечкой)
10. Чистый вес продукта? (Нетто)
11. Продукт из кобыльего молока? (Кумыс)
12. В Древней Греции часть банкета, который происходил после еды, а в наши дни научная конференция? (Симпозиум)
13. Сладкий картофель? (Батат)
14. Сорт сухого печенья? (Крекер)
15. Перечень блюд в кафе? (Меню)
Конкурс капитанов закончен.
Уважаемое жюри, прошу озвучить вас, сколько баллов набрали капитаны, и какая команда первой начинает игру. Спасибо.
Мы начинаем «Свою игру». В задание будут предложены 6 категорий: Товароведение, Основы гигиены и санитарии, Винегрет, Блюда из овощей, История и география профессии, Технология.
Команды в хаотичном порядке выбирают тему и вопрос.
Цена вопроса | Категория 1 - Товароведение |
10 | Вопрос | Родина этого ароматного напитка - Китай. Именно здесь научились выращивать чудесные листья, которые дают золотистый бодрящий настой. Этот настой называют «лекарством от тьмы болезней». Что это за напиток? |
Ответ | Чай |
20 | Вопрос | В очищенном виде этот продукт похож на мозг человека, поэтому считается, что он «ума, силы и памяти прибавляет». |
Ответ | Грецкий орех |
30 | Вопрос | Название этого вина происходит от названия французской провинции, где начали выращивать виноград еще в 3 веке. Производимые там вина имели одну весьма неприятную тенденцию к вторичному брожению в бочках, которые иногда взрывались. О каком вине идет речь? |
Ответ | Шампанское |
40 | Вопрос | В 1935 году научно исследовательский институт пищевой промышленности СССР для диетического питания разработал рецептуру колбасы для больных с соматическими признаками последствий перенесенного длительного голодания. Какая это колбаса? |
Ответ | Докторская |
50 | Вопрос | Этот фрукт принадлежит к ботаническому семейству травяных растений, хотя растет на деревьях. Содержит большое количество витаминов А, С, Е. название получил от арабского слова означающего «палец» |
Ответ | Банан |
Категория 2 - Основы гигиены и санитарии |
10 | Вопрос | Эти микроорганизмы не способны размножаться во внешней среде. Они размножаются только в живых клетках и являются внутриклеточными паразитами. |
Ответ | Вирусы. (лат. virus — «яд») Вирусы поражают все типы организмов, от растений и животных до бактерий и архей. |
20 | Вопрос | Самой благоприятной средой для развития микробов является? |
Ответ | Влага |
30 | Вопрос | Документ, подтверждающий качество транспортируемого продукта, называется? |
Ответ | Сертификат |
40 | Вопрос | Что такое бомбаж? |
Ответ | Бомба´ж (от франц. bomber быть выпуклым, выпячиваться) — вздутие банок со стороны дна и крышки |
50 | Вопрос | Этот микроорганизм обитает в желудочно-кишечном тракте человека и широко распространён в природе. Количество этого микроорганизма, обнаруженного при санитарном исследовании посуды, инвентаря, рук повара и пищи, является показателем санитарного состояния предприятий питания. |
Ответ | Кишечная палочка |
Категория 3 - Винегрет |
10 | Вопрос | Что итальянцы поедают километрами? |
Ответ | Спагетти |
20 | Вопрос | Музыкальная приправа – это… ЧТО? |
Ответ | Соль |
30 | Вопрос | Кот в мешке Что не войдет в самую большую кастрюлю |
Ответ | Её крышка |
40 | Вопрос | Сырым не едят, а вареным выбрасывают |
Ответ | Лавровый лист |
50 | Вопрос | Каким способом определяет качество поступившего сырья повар, кондитер |
Ответ | Органолептическим |
Категория 4 - Блюда из овощей |
10 | Вопрос | Кот в мешке Какая птица носит название фрукта? |
Ответ | Киви |
20 | Вопрос | Какие овощи содержат бактерицидные вещества фитонциды? |
Ответ | Лук, чеснок |
30 | Вопрос | В какой воде хранят очищенный картофель? |
Ответ | В холодной |
40 | Вопрос | Почему картофель сначала варят в воде, а затем в молоке? |
Ответ | Картофель плохо разваривается из-за большого содержания в молоке кальция, белка, молочной кислоты |
50 | Вопрос | Кот в мешке На что больше всего похожа половина апельсина? |
Ответ | На вторую половинку |
Категория 5 - История и география профессии |
10 | Вопрос | Кот в мешке Что называли на Руси – символом Солнца? |
Ответ | Блин |
20 | Вопрос | Щи - традиционно русское блюдо. Закладывали ли в щи картофель на Руси в 16 веке? |
Ответ | Нет. Картофель был завезен в Россию при Петре 1 в 17 веке. |
30 | Вопрос | В Древнем Египте таким знаком обозначали три вещи: Солнце, золото, ... Что было третьим в этом списке? |
Ответ | Хлеб |
40 | Вопрос | В Грузии это популярнейшее мясное блюдо называют мцвади, в Армении - хоровац, а в Азербайджане - кебаб. А как называют его русские? |
Ответ | Шашлык |
50 | Вопрос | В 18 веке английский граф - известный картёжник, придумал класть мясо между двумя кусками хлеба, чтобы не испачкать руки во время еды. Впоследствии этот бутерброд был назван его именем. Как было имя этого графа? |
Ответ | Джон Монтегю, 4-й граф Сэндвич |
Категория 6 - Технология |
10 | Вопрос | Какой вид тепловой кулинарной обработки вы будете использовать для приготовления блюд диетического питания? |
| Ответ | Варка на пару |
20 | Вопрос | Где встречаются перловка и соленые огурцы? |
| Ответ | В рассольнике |
30 | Вопрос | Каким способом варят макаронные изделия для приготовления «Макаронника» |
| Ответ | Несливным способом |
40 | Вопрос | Кот в мешке Какие пищевые вещества составляют энергетическую ценность пищи? |
| Ответ | Белки, жиры, углеводы |
50 | Вопрос | Для чего зеленые стручки фасоли, гороха, листья шпината, спаржу варят в большом количестве бурно кипящей воды и при открытой крышке |
| Ответ | Для сохранения цвета |
Финал |
10 | Проще простого | Какая рыба в праздничные дни надевает шубу? Сельдь |
20 | Это интересно | Именем какого древнеримского царя назван салат с куриным мясом? Цезарь |
30 | История и география профессии | Какой город можно подать к чаю? Прага |
40 | Это факт | В 1853 году в Нью-Йорке, с поваром Джорджем Крам произошел забавный случай. Привередливому клиенту не понравилась толсто нарезанная обжаренная картошка. В отместку повар настрогал картофель тонюсенькими ломтиками и после обжарки подал клиенту. Вредный посетитель пришел в свинячий восторг от такого блюда и повар смекнул, что сделал новое открытие в кулинарии. Что это было за блюдо? Чипсы |
50 | Из нескольких один | Восстановить разрезанные на фрагменты холодные блюда. Оливье и Винегрет |
Викторина «Своя игра» окончена. Жюри подводит итоги.
Слово для подведения итогов предоставляется председателю жюри.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВИКТОРИНЫ
1. Анфимова Н.А. Кулинария. М.: ИЦ Академия, 2010
2. Матюхина З.П. Товароведение пищевых продуктов. М.: ИЦ Академия, 2008.
3. Матюхина З.П. Основы физиологии питания, гигиены и санитарии: учебник. – М.: ПрофОбрИздат, 2010
4. http://veselajashkola.ru/konkursy/zagadki-dlya-shkolnikov-s-otvetami/
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Материал из Википедии
6. https://yandex.ru/images/search?p