СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуально-развлекательная игра по русскому языку "Словесная перестрелка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели проведения мероприятия: привитие интереса к изучению русского языка; развитие мыслительной деятельности, обогащение их словарного запаса;  развитие  умения логически мыслить; воспитание чувства коллективизма.

                                      

Оборудование: презентация, раздаточный материал, высказывания:

 «Непродуманное слово, что недозрелое яблоко»

 «Лучше споткнуться ногою, нежели словом»

 «Слово толковое стоит целкового»

«Слово – знак ума» «Ветры горы разрушают – слово народы поднимает». (Народная мудрость)

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуально-развлекательная игра по русскому языку "Словесная перестрелка"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Глебовская средняя общеобразовательная школа»



Внеклассное мероприятие по русскому языку:

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ИГРА





Подготовила и провела:

Алтухова М. И.


2016 – 2017 учебный год



Цели проведения мероприятия: привитие интереса к изучению русского языка; развитие мыслительной деятельности, обогащение их словарного запаса; развитие умения логически мыслить; воспитание чувства коллективизма.


Оборудование: презентация, раздаточный материал, высказывания:

«Непродуманное слово, что недозрелое яблоко»

«Лучше споткнуться ногою, нежели словом»

«Слово толковое стоит целкового»

«Слово – знак ума» «Ветры горы разрушают – слово народы поднимает». (Народная мудрость)


Ход мероприятия

Ведущий: Владение словом – неоценимое богатство. Каждое новое осмысленное, запомненное слово, как драгоценный камушек в сокровищнице человека. Ребёнок, в словарном запасе которого мало слов, теряется в сложном мире, беднеет духовно. Каждое слово имеет свою понятийную или смысловую основу. У каждого – своё звучание (ударение, интонация, смысл, музыка).

Условия: В игре принимают участие 2 команды (по 3 человека). Играют в слова, играют со словами. Главная идея – слово! За каждую победу в отдельном конкурсе команда открывает одно окошечко с номером, под которым подразумевается буква алфавита. В результате к концу игры та команда, которая ответит на большее количество вопросов, расшифрует заветное слово. (Раздаются бумажные ленты)

А теперь жеребьёвка. После жеребьёвки команд начинается игра.

Разминка (3 балла)

1.Назвать слова во множественном числе (например, плот – плоты):

дуга-, рука- , мука- , житель- любитель- , учитель- , грек- , узбек- , человек- , ведро- , бедро- , метро- , цыплёнок- , козлёнок- .

2.А теперь наоборот – множественное число преобразовать в единственное: певцы – , венцы – , концы – , щипцы – , орехи – , успехи- , доспехи- .

3.Слова мужского рода преобразовать в слова женского рода: повар – , портной – , купец- , храбрец- .

4.Слова женского рода – в слова мужского: жница – , жрица- , чтица- , львица- , коза – , оса – .

5.Прилагательные преобразовать в существительные: суровый – суровость, новый –, сосновый - , чёрный-, мёрзлый- , красный – , ясный – , полный –.

Ведущий: Итак, поразмялись, начинаем конкурсную программу!


Задание 1: «КАКОЕ НАЧАЛО, ТАКОЙ И КОНЕЦ» (4 балла)

За 1 минуту написать как можно больше слов из 4-6 букв, начинающихся и заканчивающихся на одну и ту же букву. Командам даются буквы Т и П.

Например: фотограф, философ, каток, каблук, окно, озеро (потоп, пикап, торт, тест)

Игра со зрителями:

Конкурс “Что это?”

1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела. (Нос)

2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши)

3.Его проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут, им дергают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык)


Задание 2: РАССТАВЬТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, ОБЪЯСНИТЕ ИХ.

(4 балла)

«Отколе умная бредешь ты голова». (И. А. Крылов.)

(Ответ: Отколе, умная, бредёшь ты, голова? Разорванное обращение - умная голова.)

Игра со зрителями: “Верно или неверно”

  1. Слова состоят из звуков. В

  2. Звуки мы можем увидеть. Н

  3. Звуки мы слышим и произносим. В

  4. Буквы нужны, чтобы записывать звуки. В

  5. Гласные бывают твердые и мягкие. Н

  6. Некоторые согласные звучат звонко, а некоторые – глухо. В

  7. Ударный гласный слышится ясно. В

  8. Парные согласные на конце слова проверять не надо. Н



Задание 3: «БЛИЦ-ОПРОС».

Команда должна ответить на 8 вопросов за короткое время. (1 балл за правильный ответ)

Вопросы первой команде:

1.Какую часть слова можно в земле найти? (корень)

2.Сколько существует степеней сравнения? (две)

3.Назовите слова, в которых 3 буквы о. (долото, молоко, хорошо, золото)

4.[ж] звонкий или глухой? (звонкий)

5.В начале слова буква Ё обозначает? (два звука)

6.Гласных букв 10, а гласных звуков (6)

7.Назовите первую букву алфавита (а)

8.Чем кончается день и ночь? (ь)

Вопросы второй команде:

1. Сколько букв в алфавите? (33)

2. Сколько слогов в слове да? (1)

3. Какой корень в слове ШЁЛ? (ш)

4. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (суббота)

5. На какие разряды подразделяются имена прилагательные? (3: кач., относ., притяж.)

6. Звук Й (йодированный) твердый или мягкий?

7. Как можно превратить слово мел в мелкое место? (сделать мягким конечный согласный).

8.Что находится в середине ЗЕМЛИ? (м)



Задание 4: «ТАИНСТВЕННОЕ СЛОВО». (5 баллов)

Демонстрируется слово, изменённое до неузнаваемости: все буквы в нём переставлены. Участникам надо расшифровать его: АВИЯСТРАЛ

(Австралия). Материк, омывается Индийским и Тихим океанами, столица Сидней. Преобладают сумчатые животные.

Игра со зрителями:

Закончите пословицы:

Грамоте учиться – (всегда пригодится).

В книге ищи не буквы, а (смысл).

Книга твой друг, без неё (как без рук).

Дом без книги, как (человек без души).

Нет умного соседа – (с книгой беседуй).

Отгадайте загадки:

Хорошо видит, а слепой. (Неграмотный.)

Мал малышок, да мудрые пути указывает. (Перо, ручка.)

Чёрные птички на каждой страничке.
Молчат – ожидают, кто их отгадает. (Буквы.)

Без ног приходит, без языка рассказывает. (Письмо.)

Я оставляю тонкий след, но жить он может много лет. (Ручка, карандаш.)



Задание 5: «НАПИШИ ВЕРНО» (1 балл за правильный ответ)

Ведущий: Командам необходимо написать 10 трёхбуквенных слов, значения которых приведены ниже. Если слова будут написаны правильно, то при чтении их в обратном порядке (с конца) получаются те же слова и в прежней последовательности.

Значения слов:

1.Единица давления. (Бар)

2. Проведённый в ворота мяч. (Гол)

3. Часть лица. (Нос)

4. Железный заострённый толстый стержень, которым ломают что – то твёрдое. (Лом)

5. Промежуток времени, равный периоду обращения Земли вокруг Солнца. (Год)

6. Крупная служебная собака. (Дог)

7. Состояние покоя. (Сон)

8. Правильный многогранник. (Куб)

9. Овраг с пологими склонами. (Лог)

10. Подневольный человек. (Раб)


Задание 6 : «МОЛОДЕЦ!».

Участники должны расшифровать за 1 минуту фразы, написав соответствующие слова, оканчивающиеся на «-ец». (5 баллов)

1.Умный человек – (мудрец)

2.Торговал на Руси – (купец)

3.Делает подковы – (кузнец)

4.Остался без жены – (вдовец)

5.Венчает дело – (конец)

6.Не самка – (самец)

7.Школьная сумка – (ранец)

8.Горькое растение – (перец)

9.Скрывается от милиции – (беглец)


Ведущий:

Слова, как сыры…

Слова, как бахча…

Слова, как укроп,

Как гвоздика с корицей,

Но каждому могут

Они покориться!

Итак, кто быстрее составил слово «Победа!»?

Слово жюри. Подведение итогов, вручение грамот.