Интеллектуально-развлекательная игра-бег по станциям «Тропой индейцев»
Ведущая: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим об индейцах. Об индейцах вы слышали, читали, видели в кино.
Вспомните, где живут индейцы, в какой части света? (В Северной и Южной Америке)
А как называются «дома» индейцев? (Типи, вигвамы) (Типии – коническая палатка из шкур бизона; типии легче вигвама, поэтому у кочевых племен чаще бывают типи).
Предлагаю вам посмотреть видео ролик про индейцев и их быт. («Индейцы» презентация для детей). Смотрите внимательно и хорошо слушаете. Многая информация вам потребуется для прохождения дальнейших испытаний.
Давайте разделимся на четыре племени и придумаем индейское название.
У каждого народа, ребята, есть свое божество, которому он поклоняется, просит его о милости и дарах. У индейцев – это Великий Дух Мониту. Сейчас я попробую обратиться за помощью к Великому Духу, а вы по моему знаку повторите за мной слово «Хау» и при этом приложите правую руку к сердцу.
- Великий Дух Мониту, услышь нас! Мы просим тебя, сделать так, чтобы руки стали сильнее, глаза зорче, ноги быстрее. Дай нам силу медведя, храбрость волка, ловкость рыси. Помоги стать настоящими воинами. Мы клянемся не нарушать законов прерии, законов леса. Хау!
Все: Хау!.
1. Выбор вождя племени
В каждом племени есть вождь – настоящий воин, индеец, прошедший испытание огнем и болью. У индейцев вождем становится сильнейший, мудрейший, храбрейший.
а) головной убор вождя:
Вождь в племени отличается от других членов не только мудростью, умом, и силой, но и внешним видом. Поэтому, задание племени, Изготовить из подручных средств вождю головной убор, и нанести на его лицо боевую раскраску.
А у вождей должны быть звучные красивые имена. Каждый индеец хотел быть похожим на сильного, ловкого, зоркого или умного животного, и поэтому они брали себе имена зверей, например, Орлиный Глаз, Быстрый Олень, Кабаний Клык и пр.
Я попрошу каждого индейца, сидящего в нашем зале, придумать себе имя, и на протяжении нашей программы называть себя только по-индейски. Если вы готовы, то сейчас мы познакомимся с нашими племенами. По моей команде все индейцы дружно прокричат свое имя. Готовы? (Кричат имена).
б) бой Вождей:
Рисуется круг, вожди на одной ноге, без участия рук, должны вытолкать соперника из круга.
- Теперь, когда вождь выбран, каждое из племен получает карту и двигается по настоящим тропам индейцев. Да прибудет с вами Великий Дух Мониту! Удачи вам! Хау!
2. «Кошачья тень»
Ведущая: Как ходить умеют братья
По зеленой чаще леса
И неслышно появляться,
Где не ждет коварный враг.
Индейский воин должен дружить или опасаться диких животных. Попробуйте собрать друга для индейца.
Ребятам даются развертки животных на выбор. Задача – вырезать детали и правильно сконструировать их методом сложения и склейки. Ведущий оценивает сплоченность команды и правильность выполнения фигурки из бумаги.
3. «Собачий нюх»
Ведущая: Очень важно следопыту
Знать, где белка шишки прячет,
Отчего резва косуля,
Как бобер жилище строит –
Все лесные помнить тайны!
Как вы все прекрасно знаете, все настоящие индейцы очень хорошие «следопыты».
Кто из индейцев может расшифровать это слово? (это человек, который очень хорошо разбирается в звериных повадках, хорошо знает приметы природы и очень любит животных).
Для того чтобы выследить зверя или вовремя обнаружить опасность, воин должен не только бесшумно ходить, но и быть наблюдательным, уметь различать детали.
Участники племени должны подсчитать и подписать количество предметов на рисунках. Ведущий проверяет правильность и ставит количество баллов.
4. «Ловкая пантера»
Ведущая: Быстроногим быть, как речка,
И по круче забираться
Легче быстрого оленя.
По бревну над водопадом
Продвигаться, словно кошка,
Должен воин ва-ге-во.
А сейчас, проверим, какие вы ловкие, сообразительные, как можете держать равновесие.
Соревнуются индейцы держать равновесие. В узком ущелье над пропастью или водопадом перекидывается бревно. На нем на большой высоте должны разойтись два воина.
Надо пройти по «бревну» навстречу друг другу, взявшись крепко друг за друга, постарайтесь разойтись, не скинув встречного в «пропасть».
Дети должны пройти по дощечке навстречу друг другу (суметь обойти друг друга) от начала до конца. Ведущий на этапе считает количество не упавших пар.
5. «Соколиный Глаз»
Ведущий: Бьет стрела его далеко,
Точен верный томагавк.
Храбрые индейцы, каким оружием вы пользуетесь на охоте? (Ответы из зала: лассо, томагавк, топорик, копье, стрелы, лук, дротики, ножи).
Индеец - охотник, воин и отличный стрелок. Но я думаю, что и среди наших ребят найдутся свои Твердая рука, и Соколиный Глаз. Мы сейчас проверим, как метко стреляют наши индейцы.
Перед вами на стенде индейская мишень. Каждый член племени делает по 2 выстрела из лука. Чем больше точных попаданий вы сделаете, тем быстрее вы принесете победу своему племени. Ведущий подсчитывает количество очков всего племени.
6. «Говорливый попугай»
Как вы знаете, у настоящих индейцев все слова произносятся на индейском языке.
1) перевести слова (устно);
Я вам буду говорить слово на индейском, а вы должны перевести это слово на русский язык.
Мокасины – обувь.
Вигвам – жилище.
Томагавк – топорик.
Скво – женщина.
Лассо – веревка с петлей.
Скальп – трофей в бою.
Пирога, каноэ – лодка.
Тотем – сделанное из дерева или камня существо, которому поклоняется племя.
Сиу, апачи, чироки, команчи – названия племен.
Шаман – человек, общающийся с духами.
«Ступить на тропу войны»? - начать войну с соседним племенем.
2) подписать слова соответственно картинкам (англ.яз).
Ведущий подсчитывает количество правильных ответов и ставит баллы.
7. «Тотемы»
Все индейские племена поклоняются какому-нибудь животному или существу. Они хотят быть такими же зоркими, сильными и ловкими. Эти животные называются тотемом. И поэтому у ваших племен тоже должен быть свой тотем.
Показываются картинки примерных тотемов. Скажите мне, пожалуйста, какими качествами должны обладать индейцы, которые взяли себе такие тотемы?
Вам предлагается при помощи фломастеров и бумаги, а также вашей фантазии придумать для вашего племени тотемный знак. (Ребята получают все необходимое для конкурса и рисуют тотемы). Ведущий оценивает творчество, фантазию, соответствие тематике.
8. «Надежный вигвам»
Что нужно сделать индейскому охотнику, чтобы звери в лесу не обнаружили его? (маскировочные костюмы, боевой расскрас, имитируют голоса животных и пр.) А что нужно от холода и дождя? (дом).
Ребята должны из подручных и природных материалов сделать вигвам. Время прохождения испытания 10 мин. Дополнительные баллы племя получает, если все они поместятся в этот вигваме и он не сломается.
9. «Ритуальный столб»
Все праздники в индейском племени проходили возле ритуального столба. А ваша задача – построить такой столб для проведения праздника в своем племени вот из этого строительного материала.
Каждое племя строит ритуальный столб из коробок. Побеждает тот, у кого будет самый высокий столб, и ни разу не упавший. Баллы выставляются по числу использованных коробок. Дополнительные баллы приносит танец вокруг столба. Оцениваются дружность, артистизм.
Сейчас все племя образует круг и начинает индейский танец.
Вождь в центре круга, племя повторяет за вождем:
Ш-ш-ш-ш!
О, я бананы не ем!
И апельсины не ем!
И мандарины не ем!
И чай не пью!
О-о-о-о!
Ш-ш-ш-ш...
Настроение каково? - Во! (изображаем движениями)
Все такого мнения? - Все без исключения!
Может, вы уже устали? - Мы с собой таких не брали!
Молодцы? - Это мы!
Это мы? - Молодцы!
Мы пришли победить,
Никому не уступить! ООООООООООО!! Ш-Ш-Ш-Ш!
10. «Неукротимый скакун»
Вы знаете, что основным средством передвижения индейцев были..(лошади, дикие мустанги).
Скачки с зажатым мячом между коленями до отметки. Ведущий засекается время прохождения испытания всем племенем.
11. «Мудрая обезьяна»
У индейцев была своя письменность. Слова и буквы писались значками.
Племена расшифровывают ребусы и читают послания. Ведущий оценивает правильность расшифровки.
12. «Водяная змея»
В бою и быту индейцы часто приходилось переправляться по бурным рекам. Это требовало силы, выносливости, смелости.
Эстафета «переправа». Каноэ - это обруч. Задача вождя племени – прицепляя каждый раз по одному участнику - бежать от отметки до отметки и возвращаться обратно. Ведущий замечает время прохождения испытания всей командой.
«Трубка мира»
Все должно быть мирно и спокойно в племени. Дым очага, единство семьи, пасущиеся стада… Но трудна дорога к дому. Сможете ли вы ее преодолеть?
решение лабиринта на листе бумаги;
коллаж быта.
Задача племени сделать коллаж – на пейзаже прерий (сначала нужно его раскрасить) наклеить вырезанные детали индейского быта. Ведущий оценивает правильность прохождения лабиринта и творчество при выполнении коллажа.
14. Подведение итогов
Ведущая: Вы стойко и мужественно соревновались, победили сильнейшие.
Подсчитываются баллы по маршрутным картам.
Зароем топор войны! Да будет мир и согласие меж вами. Отныне мирно решайте свои споры. Желаю вам удачи, стойкости и мудрости во всех делах.
ПРИЛОЖЕНИЕ 11. «Мудрая обезьяна»
Найди отличия на картинках.
Найдите индейца отличающегося от других.