Открытое мероприятие
Интеллектуальный турнир по русскому языку и литературе
6-е классы
Дата: 03.03.2023
Время: 11.30-12.10
Кабинет 16
Учитель Панькова Т.М., учитель Сергеева Л.С.
В игре участвуют команды 6-х классов по 6 человек в команде от каждого класса, 5 человек – болельщики. Выбраны заранее капитаны команд, расставлены столы и стулья для соревнующихся и для болельщиков.
За каждой командой приставлены помощники, которые следят за ходом игры своей команды, контролируют правильность выполнения заданий (4 человека + 3 жюри + 1 у доски для записи промежуточных результатов + 1 на презентации)
Оборудование: проектор, карточки с заданиями для команд и болельщиков, секундомер, призы для участников и для болельщиков, на игровых столах – листочки бумаги, ручки, карандаши; на доске графы для промежуточного итога)
Проводим жеребьевку до начала турнира
Ход турнира:
Здравствуйте, дорогие гости и участники нашего праздника. Мы рады приветствовать вас на Турнире знатоков русского языка и литературы.
Сегодня в нашем турнире участвуют 4 команды, которые в честном поединке выяснят, кто же лучший. Вас ожидают интереснейшие задания, которые проверят вашу грамотность, кругозор, смекалку.
Ведущий. За первым столом команда 6А класса, за вторым – 6Б класса, за третьим – 6В класса, за четвертым – 6Г класса! Поприветствуем команды.
Предлагаю теперь познакомиться поближе. Слово передаем командам по очереди. Задача команды – сказать название своей команды и девиз сегодняшнего дня, игры.
(На доске – расчертить графы/столбы для подведения промежуточного итога, названия команд)
Ведущий. Вот и мы и познакомились. Победителя сегодняшнего турнира определит компетентное жюри в составе (представляются члены жюри).
Правила игры:
1. Команды играют по установленной очереди.
2. Ведущий формулирует вопрос и даёт соответствующие указания.
3. На обдумывание вопроса даётся две минуты (время фиксируется с помощью секундомера);
4. После того, как время обсуждения завершилось, капитан команды выбирает игрока, который даёт ответ на вопрос или отвечает сам;
5. Во время ответа никто не имеет права добавлять или исправлять говорящего. Уточнять вопрос может только ведущий;
6. За подсказки, разговоры, передачу подсказок жестами команде засчитывается поражение в данном раунде;
7. Если команда досрочно даёт ответ на вопрос, то время на обсуждение заканчивается. ответ переходит к следующей команде.
8. Если команда не дает правильного ответа, то право ответа предоставляется другой команде.
Ведущий. Итак, команды готовы! Объявляю начало Турнира! Пусть победит сильнейший!
Первый тур. Разминка.
В этом туре команды должны ответить на простые вопросы. Время на обсуждение 2 минуты. Капитан или представитель команды дает четкий ответ. Максимальное количество баллов за правильный ответ – 1.
Древние греки не только умели создавать совершенные памятники культуры, но и с пользой усваивали достижения соседей. Так, взяв у финикийцев быка – алеф и дом – бета, они получили название величайшего достижения античной цивилизации. Какое? (Алфавит)
Раскопав один из дворцов Древнего Египта, ученые обнаружили богато украшенное помещение со странной надписью у входа: «аптека души». Как бы этот зал назывался сегодня? (библиотека)
Африканцы говорят: я тебя вижу. Монголы: здоров ли твой скот? А как говорят русские? (здравствуй)
Знаменитый богослов, Григорий Великий, за одно из своих сочинений был прозван на Руси Двоесловом. Как называлось это сочинение? (Диалог)
В какой форме в слове «сердце» произносится «д» (в форме мн.ч., Р.п. – сердец мы слышим звук «Д»).
Как называются словари, в которых объясняется происхождение слов? (этимологический).
Какими звуками различаются существительные «съезд» и глагол «съест»? (никакими)
Раздел языкознания, изучающий части речи? (морфология)
Раздел языкознания. Изучающий расстановку знаков препинания? (пунктуация)
Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы где? Куда? Откуда? (обстоятельство)
Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенный падежей? (дополнение).
Какой пунктуационный знак в старину назывался удивительным? (восклицательный)
запасные:
Французы и итальянцы называют это «мертвая природа», голландцы, немцы и англичане «тихая жизнь». А русские с 18 века называли это обманками. А как привыкли говорить мы сейчас? (Натюрморт)
По мнению Гомера, это самый сладостный дар предков? (Имя).
Итак, первый тур окончен. Время подвести итоги.
Второй тур. Пословицы.
Каждой команде предлагаются английские пословицы. Задача – перевести ее на наш язык, как сказал бы наш народ тоже пословицей.
Например, Англичане говорят: «Болельщик лучше видит поле». А что говорим мы? Ответ. «Со стороны виднее».
За каждый правильный ответ 1 балл, максимум 6 баллов.
Время на выполнение 2 минуты. Время пошло.
Англичане говорят: «Все равно за что быть повешенным — за овцу или ягненка». А что говорим мы?
Ответ. «Семь бед, один ответ».
Англичане говорят: «Лучшее часто враг хорошего». А что говорим мы?
Ответ. «От добра добра не ищут».
Англичане говорят: «Птица в руке стоит двух в кустах». А что говорим мы?
Ответ. «Лучше синица в руках, чем журавль в небе».
Англичане говорят: «Птицы с одним оперением собираются вместе». А что говорим мы?
Ответ. «Рыбак рыбака видит издалека».
Англичане говорят: «Каков отец, таков и сын». А что говорим мы?
Ответ. «Яблоко от яблони недалеко падает».
Англичане говорят: «Осмотрись, прежде чем прыгать». А что говорим мы?
Ответ. «Не зная броду, не суйся в воду».
Итак, второй тур окончен. Время подвести итоги. Озвучивание вслух, ответы команд. Записываем на доску.
Третий тур. Ладушки.
Детская песенка «Ладушки, ладушки, где были? – У бабушки!» распевалась тогда, когда нашего слова «ладонь» («ладошки») ещё не существовало. Что в древности могло означать слово «ладушки»? Как «перевести» эту строчку из детской песни?
Критерии: за ответ, близкий к правильному, 2 балла. Время на обсуждение 2 минуты.
Ответ: Слово «лада» означает «любимый», «муж», «милый сердцу» (ср. у А.К. Толстого: «Среди цветов гуляя, сам-друг идут два лада…» лада=влюблённые). Матери в древности называли своих любимых чад «ладами» или «ладушками» (уменьшительно-ласкательное от лада). Поэтому строчку детской песенки можно перевести, например, как: «Милые детушки, где были? – У бабушки!»
И еще один вопрос в этом туре. За правильный ответ 2 балла.
-Единственное число – Илья Муромец. Много … Муромцев. Поставьте слово «Илья» во множественное
ОТВЕТ: много Илей. Склоняется так же, как судья.
Итак, третий тур окончен. Время подвести итоги. Записываем на доску баллы.
Четвертый тур. «Жители города»
В названиях жителей городов и стран употребляются разные словообразовательные модели. В их образовании играют главную роль суффиксы. Сейчас мы узнаем, как вы назовете жителей разных городов.
Мы живем в городе под названием Курск, значит жители – куряне.
Каждой команде предлагается образовать названия. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Время на выполнение 2 минуты.
Как будут называть жителей?
Москва - москвичи
Нижнего Новгорода – нижегородцы
Перми – пермяки
Псков– псковичи
Тула – туляки
Омск – омичи
Смоленск – смоляне
Новгород – новгородцы
Архангельск- архангелогородцы
Итак, четвертый тур окончен. Время подвести итоги. Оглашаем правильные результаты. Записываем на доску баллы.
Пятый тур. Орфографическая дуэль
Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.И. Куприн просмотрел меню и сказал:
- Шесть порций орфографических ошибок.
- Этого подать не можем, - ответил официант.
- Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, - сказал Куприн и зачитал злополучное меню.
Исправьте, пожалуйста, ошибки. За каждую найденную ошибку команда получает 1 балл. Время выполнения 2 минуты.
Меню ресторана начала 20 века
Закуски
1. Венигрет
2. Белые грибы маринованые
3. Поштет из цеплят
Супы
1. Бульён со здобными перажками с копустой
2. Французкий суп из морепрадуктов, подаёца с перажком из двух видов рыб
3. Уха Царская с оситриной и растегаями
Горячее
1. Куриная котлета покиевски, подаёца с тушёными в сливках грибами.
2. Жульен из белых грибов, запеченый под сыром
3. Ряпчики жаренные
4. Бивштекс со свежим картофелем
Десерт
Мороженное клюквеное
ОТВЕТ
Меню ресторана начала 20 века
Закуски
1. Винегрет
2. Белые грибы маринованные
3. Паштет из цыплят
Супы
1. Бульон со сдобными пирожками с капустой
2. Французский суп из морепродуктов, подаётся с пирожком из двух видов рыб
3. Уха Царская с осетриной и расстегаями
Горячее
1. Куриная котлета по-киевски, подаётся с тушёнными в сливках грибами.
2. Жюльен из белых грибов, запеченный под сыром
3. Рябчики жареные
4. Бифштекс со свежим картофелем
Десерт
Мороженое клюквенное
Время вышло. Давайте проверим задание (комментируют команды).
А пока жюри подсчитывает количество баллов, время заработать дополнительные баллы.
Корень мой находиться в цене,
В опилках найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же - в дневнике я и журнале.
(Оценка)
Корень извлечь из чина не сложно,
Приставка у сотрудника хранится надёжно,
Суффикс в черчении ясно услышишь,
Вместе на темы различные пишешь.
(Сочинение)
Корень мой в сказке найдёте,
Суффикс у извозчика возьмёте,
Приставка та же, что в слове расход,
Целым я излагаю событий ход.
(Рассказчик)
В записи мой обнаружите вы корень
Суффикс в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдёте,
В целом по мне на уроки пойдёте.
(Расписание)
Итак, жюри готово подвести итоги «Орфографической дуэли». Добавляем баллы за дополнительные вопросы.
Шестой раунд. Черный ящик
За каждый правильный ответ 1 балл. Время выполнения 2 минуты.
1
Об этом предмете известно следующее: «Незнайка утверждал, что она меньше солнца. Для Дюймовочки она была не меньше озера. А для нас с вами она не больше блина. Что находится в чёрном ящике?» Ответ: (тарелка)
2
Их две, и часто их меняют. Бывает, что одну из них теряют, когда она лежит на тротуаре, мечтая о своей зеркальной паре. Что в чёрном ящике? (перчатка).
3
Этот предмет очень часто используется героями сказок, в том числе и Пушкиным для того, чтобы узнать правду о себе. Что за предмет находится в черном ящике? (зеркальце)
4
За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Оно же стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. И, представьте себе, из-за него даже началась война! Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет? (Яблоко)
Итак, шестой тур окончен. Время подвести итоги. Записываем на доску баллы.
Седьмой раунд. Рифма
Мы сегодня научимся сочинять стихи! Для этого надо запомнить закон двух Р: рифма и ритм.
РИФМА — созвучие в окончании двух или нескольких слов.
Остается добавить, что рифмы, чаще всего встречающиеся в классической литературе, обычно бывают трех типов: парная (ААББ), перекрестная (АБАБ) и опоясывающая (АББА).
ритм. Нарушения в ритме стиха можно понять так – такие произведения, несмотря на рифму, звучат нескладно, «лишние» слоги как бы вываливаются.
Начнём? Для начала поучимся подбирать рифмы. Самое известное задание — это чистоговорки.
Внимательно слушай и по смыслу закончи чистоговорку словом – рифмой…
Чистоговорки
Ва-ва-ва,ва-ва-ва вот высокая …трава.
Вы-вы-вы,вы-вы-вы даже выше …головы.
Ве-ве-ве,ве-ве-ве васильки видны в …траве.
Ву-ву-ву,ву-ву-ву -Васильков букет ….нарву.
Подбери рифму
Я называю слово, ты — рифму….
Тарелка – стрелка
Урок – в срок, пророк
Год – кот, невпроворот, поворот
Переменка – сменка, Генка, Ленка
Тетрадка – шоколадка, палатка, закладка
Перед вами «отрывок» стихотворения. Ваша задача восстановить это стихотворение.
Время выполнения – 3 минуты.
Максимальное количество баллов – 5.
__________________________ОКОНЦЕ
__________________________СОЛНЦЕ
__________________________САМА
__________________________ВЕСНА
_________________________ВОРОТА
_________________________ОНА
Рано утром к нам в ОКОНЦЕ
Заглянуло красно СОЛНЦЕ.
Значит к нам пришла САМА
Красна девица ВЕСНА.
Отворяйте ВОРОТА,
В гости к нам спешит ОНА.
Команды по очереди зачитывают свои стихотворения. Жюри оценивает. Объявляет результаты за раунд.
Восьмой раунд. Конкурс риторов
Кто такие Риторы? В Древней Греции — оратор, с III века до н. э. и в Древнем Риме также учитель риторики, ораторского искусства, преподаватель или ученик риторской школы.
Оратор, говорящий пышно и красиво, но малосодержательно, прибегающий к искусственным приёмам красноречия.
Приглашаем капитанов. Задача этого тура в том, чтобы убедить всю аудиторию в своем вопросе, склонить всех на свою сторону.
Итак, время на обдумывание 1 минута. Время ответа – 30 секунд. Максимальный балл за ответ – 5 баллов.
вы должны убедить всех в том, что … (у каждого свое, вытаскивают по очереди согласно жеребьевке в начале игры)
- электронная книга лучше бумажной
- бумажная книга лучше электронной
- здоровый образ жизни – залог здоровья
- компьютерные технологии – наше будущее
Итак, время вышло. Отвечают.
Жюри оценивают. Объявляется результат за раунд.
Вот и подошел к концу наш Турнир. Сегодня вы не только использовали знания, полученные на уроках русского языка и литературы, но и проявляли фантазию, смекалку. Пока жюри подводит итоги всей игры, предлагаю немного расслабиться. Уже не на баллы
Перед вами новое задание.
Ход конем
Соединив буквы ходом шахматного коня, вы прочитаете русскую народную пословицу, которую следует всем помнить. Первый ход надо сделать с белого поля в левом верхнем углу. Какой знак препинания отсутствует на шахматной доске?
П | Ь | Е | Н | В |
Р | И | О | М | Н |
У | Е | Т | Т | Е |
Я | О | Ч | И | А |
(Повторение – мать учения. Отсутствует тире. Пунктограмма «Тире между подлежащим и сказуемым»)
Подведение итогов, награждение грамотами.
Спасибо всем за игру. До новых встреч.